Глаза. Продолжение следует

Магда Кешишева
   Глаза... Какие они непохожие... Какие у каждого из нас разные в приоритете... И, конечно же, люди творческие - поэты и писатели, композиторы и художники - не могли не отразить в своём творчестве тему глаз: о них пишут в стихах и прозе, поют со сцены, увековечивают в полотнах ...
   Не буду утомлять вас, дорогие мои читатели, перечислением, но напомню, что в произведениях Эриха Мария Ремарка и Михаила Булгакова, Ивана Тургенева и Юрия Олеши, Михаила Шолохова и Леонида Андреев, Рэйа Брэдбери и Фёдора Тютчева, Александра Пушкин и Марины Цветаевой ...- есть удивительное описание глаз.

   Бесспорно, что глаза, бывает, оказываются красноречивее слов. Человек может владеть голосом, мимикой, жестом, но не взглядом. Именно поэтому многие не любят телефонных разговором - не видно глаз...
   В цикле "Петербургские повести" Гоголя есть произведение "Портрет", читая которое испытываешь некое беспокойство, даже страх, а затем долго находишься под впечатлением. И виною всему глаза, роковые глаза, сделавшие несчастными всех, на кого они смотрели. Но, давайте, по - порядку.

   Дело происходит в Сенкт - Петербурге, на Васильевском острове. Перед нами картинная лавка с самыми разными картинами, в самых разных рамах. В лавке много людей, но никто ничего не торопится приобрести. Молодой, талантливый, бедно одетый художник Чартков останавливается перед лавкой, смотрит на картины и внутренне смеётся над уродливыми картинами. Но, зная, что иногда в таких местах можно отыскать работы великих мастеров, заходит в лавку. В углу, в пыли и мусоре, художник видит наваленные друг на друга картины. Взглянув на них, он понимает, что это фамильные портреты. Среди них взгляд Чарткова выделяет портрет старика в азиатской одежде, со скуластым лицом и бронзовым цветом лица. Стерев пыль с картины, он понимает, что это - незаконченная работа талантливого художника. Чарткова особенно поразили глаза: в них была какая - то странная живость. Он поднял портрет и понёс к выходу, чтобы лучше рассмотреть его. Здесь, на свету, глаза смотрели ещё сильнее. Находящаяся раядом женщина произнесла:"Глядит, глядит!" и в ужасе попятилась. Чартковым овладело непонятное, неприятное чувство, но он решил, тем не менее, купить портрет.

   Отдав последний двухгривенный, художник, подумав,"Зачем я его купил?", потащил портрет домой, в свою холодную комнату. Два страшных глаза вытаращились на него, словно хотели съесть, а на губах читалось веление молчать.
   Стерев мокрой губкой пыль и грязь, молодой человек повесил картину на стену. Портрет ожил, а глаза заставили его вздрогнуть. Казалось, что они вырезаны у человека и вставлены в картину. Чартков ужаснулся: портрет был не копией с натуры, а портретом мертвеца, вставшего из могилы. Художник зашёл к себе за ширму и лёг в постель. Сквозь щёлки ширмы он видел портрет, и глаза были ещё страшнее. Он встал, схватил простыню и укутал в неё портрет. Немного успокоившись, Чартков снова лёг и попытался уснуть.
 
   Тут видит: простыня исчезла, старик смотрит на него, затем берётся руками за раму, выпрыгивает из неё и идёт за ширму. Чартков хочет закричать, но не может. А старик садится у его ног, достаёт из одежд своих мешок и вытряхивает содержимое. На пол падают какие - то свёртки, похожие на столбики и завёрнутые в синюю бумагу. А на каждом свёртке написано - "1000 червонных".
   Старик стал разворачивать столбики и на пол посыпалось золото. Чартков смотрел, не веря глазам своим. Тут один столбик покатился ближе к нему, он судорожно схватил его и зажал в руке.

   Старик собрал золото и ушёл. Художник дрожал всем телом. И вдруг старик вернулся. Чартков со всей силой сжал столбик, вскрикнул и ... проснулся. Он был весь в поту, а сердце сильно колотилось. Он поднялся, подошёл к портрету и увидел, что простыни нет. Пытаясь отойти, Чартков не мог пошевелиться. Вдруг черту лица старика пришли в движение, губы сложились в трубочку и он потянулся к художнику. Тот громко закричал, отскочил и ... проснулся. "Неужели и это был сон?" - подумал он. Смотрит - портрет, простыня - всё на месте. Чартков стал ощупывать себя: кровать, лежит в той же позе, что и уснул, сквозь щель видит портрет, завёрнутй в простыню. Затем, испытывая ужас, с бьющимся на разрыв сердцем, замечает, что руки старика под простынёй отчаянно двигаются, стараясь снять её.

 - Господи, Боже мой, что это! - вскрикивает Чартков, крестится и... просыпается.
   Осторожно поднявшись с постели, подходит к окну, открывает форточку и какое -
 - то время вдыхает свежий воздух. Заметив, что недалёк рассвет, возвращается на кровать и засыпает, наконец, крепким сном.


   Давайте, передохнём, после чего я продолжу.