Храм на земле предков

Татьяна Немшанова
Южный Урал, ныне – Челябинская область, Ашинский район, городок Миньяр – земля моих предков. В 1771 году симбирские купцы И. Твердышев и И. Мясников на месте слияния рек Сим и Миньяр построили плотину и водяную мельницу,  лесопилку, основав селение - Нижнесимская пристань. Не прошло и года, как на Урале вспыхнуло крестьянское восстание под предводительством Пугачёва. Рядом с Миньяром располагалась вотчина башкирского «героя» Саловата Юлаева и его отца. Они подняли башкир против заводчиков, против строительства и против привезённого на заводы русского крестьянства. И зверски расправлялись с населением. Русских брали в плен в качестве рабов, сожгли заводы; так сожгли вместе с людьми деревушку моих предков – Ярал (ныне Ерал); сожгли и разорили Симский и Миньярский заводы с заводскими селениями. На подавлениеприспешников Пугачёва на Южный Урал Екатериной отправлены отряды. Бой состоялся и в на окраинах нынешнего Ерала, о чём мне рассказывала моя мама ещё в 1965 году. Память о зверствах приспешников Саловата Юлаева не забывалась спустя более двух веков! В детстве тётушки и мама находили и оружие тех времён в своих огородах, передавая в музеи.

После подавления войсками Екатерины Второй крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева, полковник которого - Салават Юлаев полностью сжег Симский и Илекский заводы, деревню Ерал, Миньярскую пристань, Мясников и Твердышев заложили новый железопередельный завод, получивший название Миньярского . По указу Берга работы по строительству нового завода начаты в 1784 году.Одновременно планировалось строительство церкви при заводском поселке. Купцы заводчики обратились к знаменитому русскому архитектору М. Казакову с просьбой создать проект церквей в Симском, Илекском и Миньярском заводах. Сим, Миньяр, Илек – это вотчины моих предков.

В Симском заводе церковь построена и освещена под именем Дмитриевской.
Строительство храма в Миньяре задержалась. Заложена она, примерно, в 1785 году, а  завершена в 1819 году, освещена как Свято – Введенская церковь, посвящена большому православному празднику введения во храм Пресвятой Богородицы. Заканчивала строительство дочь И. Мясникова Ирина Ивановна по мужу – Бекетова. Она получила Миньярский и Симский заводы в приданое. Богородица считалась на Руси заступницей женщин, а праздник Введения во Храм девочки Марии, ставшей матерью Христа, символизирует приобщение женского начала ко Святой церкви, женское благочестие.

Архитектор Матвей Казаков, занимался заказами на перестройку Москвы после пожара. Он вверил разработку проекта церквей для уральских заводчиков своему ученику Ефиму Малютину и консультировал мастера, рекомендовал использовать проект церкви, возведенной Казаковым в Москве на Козьем Болоте . Храм существует до наших дней.Молодой архитектор умело привязал храм  к живописной горной местности. По традиции храмы возводятся на возвышенности, осеняя поселения. Миньярский завод, селение, располагался в долине, со всех сторон окружённый горами. Среди первых поселенцев Миньярского завода было много старообрядцев, в том числе беглых вятичей - с Вятки, белокриничников, в том числе - поморцев.
Пришлось храм возвести на «стрелке», на берегу в месте слияния рек Сим и Миньяра, в центре первого поселения. И таким образом храм виден со всех гор, со всех улиц, освещается солнечными лучами с восхода и до заката, словно возгораясь. Храм построен в стиле русского классицизма. Разработанный М. Казаковым проект церкви в Москве на Козьем Болоте адаптирован для Сима, Илека и Миньяра Е. Малютиным.

Здания построены в форме ротонд с большей строгостью, с  геометрически правильными формами прямоугольника, квадрата. При строительстве широко применяются местные природные материалы, камень. При возведении Миньярского Свято – Введенского храма использован кирпич местного отжига, местный известняк. Миньярская церковь имеет трехчастную композицию: храм, трапезная, колокольня, ориентирован с востока на запад. Здание оштукатурено и декорировано камнем. Кровля выполнена из листового железа местного производства. По всему периметру изначально - кирпичная ограда с декоративной решеткой из металла.

В 1927 году Миньярская церковь закрыта, предметы культа вывезены, разграблены. Часть спрятана местными жителями. В советское время зданиепереоборудовалось. В нём размещалось фабрично – заводское училище, клуб металлургов, спортивная база, в 70–е годы заброшено и разрушалось. Хорошо помню этот период. В детстве постоянно проезжала на электричке в Ашу мимо заброшенного храма. Оно неизменно притягивало взор, пока не исчезало за грудами металлолома. Соседка отца, старушка из репрессированных, сосланных с Крыма, рассказала, что до войны в храме показывали кино, а вечерами устраивались танцы. Отец- бывший священник, ей строго-настрого запретил ходить на танцы и в кино, но молодой девушке хотелось танцевать со сверстниками и смотреть фильм: «Чапаев». Мой отец рассказывал, что в храме устроен заводской склад.

В 90–е годы сделаны попытки реставрации, в ней опять стали проводится богослужения, появились священники, собирались пожертвования на восстановление. Депутат Госдумы по Кыштымскому избирательному округу М. И. Гришанков заинтересовал Министерство Культуры РФ добился статуса памятника истории и культуры федерального значения с выделением средств для восстановления.

Посетила храм в 2011 году. Впечатление неоднозначное. Не понравилось, что пришлось целовать руку священнику – она холодная! – неприятно! Накрыли сверху чем-то и заставили каятся в интиме. – Отчего пришла в шоковое состояние: пришла ведь посмотреть старинный храм и спросить совета у батюшки – умер отец. А вместо совета по поминкам, меня стали выпытывать об интимной жизни с мужем!.. – не грешим ли чем-то запретным в пост? Не ходим ли «налево»?.. - Узнала, что батюшка с подобными практиками приставал и в лесу к знакомой вдовушки. В итоге любвеобильного батюшку всё же отстранили от храма, а в соседнем городке матушка самолично порешила батюшку за эти же дела…

В настоящее время службы в храме ведутся и собираются пожертвования. Не понравился, озадачил рассказ-жалоба пожилой знакомой, она пристрастилась ходить на службы не по зову души, а боится не исполнять наставлений священника. Говорит, что приходится часами стоять на коленях, на каменном полу, молится, потом сильно болят ноги. А отказаться не смеет – боится священника, и значительная часть пенсионных денег перекочёвывает ежемесячно в храм, а потом дети вынуждены кормить мать месяц. Убедить старушку не усердствовать, не получается: запугана и как под гипнозом, словно речь идёт не о православии, а о каком-то сектантстве. По-любому, мой отец и соседка – старушка, наотрез отказывались ходить и в Ашинский храм. Мне не понравилось, что за крещение необходимо рассчитываться в церковную кассу в соответствии с утверждённым прейскурантом. Цена – не малая! А батюшка в 2009-ом году прибыл в храм с Уфы на навороченной иномарке в сопровождении охраны – амбалов… Желания посещать храмы как-то улетучилось. А вот старенькую церковь Аши, со стареньким батюшкой все горожане ценили, и непременно шли к нему за советом, не жалея и денег на свечи. Как-то слышала фразу одного священника типа: «Бог есть везде, но не в каждой церкви. И не каждый священник – служитель Бога». Думаю, что это именно так.


Фото автора. На фото: Миньяр. Храм православный. 28 марта 2014 год. Вид с горы Ягодной на пруд, плотину, стрелку рек Миньяр и Сим, на Пионер-Гору, Завьяловку, Биянский щебенчатый карьер.

Ключевые слова:
Миньяр, храм, церковь, Аша, Южный Урал, священник, здание, архитектор, Казаков, Малютин, река Сим, Миньяр, Илек, Ерал, Пугачёв, Салават Юлаев, плотина, Твёрдышев, мясников, Бекетова, плотина, пруд, Екатерина Вторая, пугачёвщина, крестьяне, заводчик. Купцы, Миньярский завод, Симский завод, металлургия.

Храм на земле предков