Хранители тайны Гл. 17 Хозяин болот

Анатолий Лубичев
   
   Прошло два года. В районе приступили к мелиоративным работам, в первую очередь к осушению болот и так случилось, что Сучьего болота в первую очередь.
Строители разместили на границе болота две бытовки: одну для проживания рабочих, другую – под склад. Завезли бульдозер и землеройную технику.
Траншею для укладки дренажных труб начали рыть от ручья, который находился в двух километрах от болота и впадал в Днепр.
Через несколько дней работы велись непосредственно у болота.
В кабинет Полозова вошёл прораб передвижной механизированной колонны, руководивший работами на болоте, и ни слова не говоря положил ему на стол листок,
- Полюбуйтесь, товарищ Полозов, что пишут. 

- Во-первых, здравствуйте, во-вторых – кто Вы?
- Извините, добрый день. Я прораб ПМК-5, веду работы по орошению болота. И вот сегодня утром находим это. Вы прочтите.

Полозов заглянул в записку. Написанный текст был составлен из наклеенных букв, вырезанных из заголовков газет. Полозов прочитал, - « УБЕРАЙТЕСЯ ОТ СЕДОВА ИНАЧЕ ВАС ЖДЁТ НЕМИНУЕМАЯ ПОГИБЕЛЬ».

- Эту записку рабочие обнаружили приколотой к двери бытовки. Сами понимаете не ординарный случай. Рабочие заволновались, вдруг человек, написавший это, не остановится только на угрозах.

- Я думаю, Вы зря волнуетесь, не похоже, чтобы это прислал человек, которого надо опасаться. По тексту видно, что его составлял не очень-то грамотный человек. Скорее всего, вас пытается напугать кто-то из местных жителей. Многие на болотах собирают клюкву, ну, и не хотят, чтобы оно исчезло. Возможно даже, что это колхозные мальчишки балуют. Работайте и забудьте об этой бумажке.

Только этим приходом прораба к Полозову дело не закончилось.

Уже на следующий день в РУВД, у двери начальника  собралась толпа рабочих ПМК во главе с прорабом. Все требовали встречи с начальником. Дежурный объяснил, что начальник в Смоленске на совещании и по их вопросу им лучше обратиться к начальнику УГРО Полозову.
- Обращались уже. От него мало толку!

- Я всё-таки советую пройти к нему. Он опытный следователь, и вряд ли начальник РУВД сможет помочь более чем он.

Полозов был на месте, когда в кабинет вошла делегация ПМК. Он понял: - «Вопрос касается вчерашнего посещения и угрожающей записки».
- Я же вчера объяснил, что не стоит волноваться. Это просто хулиганская выходка кого-то из местных жителей.

- Хулиганство говорите, – прораб положил на стол перед Полозовым тетрадный листок, - Прочтите, что написано.

Записка была написана тем же способом, что и прошлая: «убирайтеся или вас ждёт смерть хозяин болот».

- Хулиганская выходка говорите, а то что ночью сгорела бытовка с запчастями и инструментом, это тоже хулиганская выходка.

- Да, Вы правы: это уже пахнет уголовщиной, –произнёс Полозов разглядывая листок.

- Попробуйте убедить их, - прораб показал на рабочих, заполнивших кабинет, - Продолжить работу.

- Мы требуем, чтобы место работы и нас охраняли вооружённые люди. Вы обязаны принять меры и найти этого «хозяина» - сделал заявление геодезист.

Прораб продолжил,
- Руководство ПМК со своей стороны  организует питание вашим сотрудникам. В любом случае до поимки этого преступника ночёвка рабочих в полевых условиях отменяется. С завтрашнего дня рабочих будут утром привозить, а по окончании рабочего дня увозить. кроме этого, сами понимаете, найти сторожа в этой ситуации – проблема, поэтому просим осуществлять охрану и в ночное время. Если не примите необходимые меры, Вы уж простите, будем обращаться в прокуратуру с жалобой на ваше бездействие.

- Согласен, ситуация в корне изменилась, и РУВД в моём лице обещает дежурство милиционера на месте производства работ. Обещаю в проведении мероприятий по поимке этого, скорее всего, больного психически человека. Завтра же будет охрана.

- Благодарю за то, что Вы прислушались к нашей просьбе. Значит, завтра снова приступим к работе.

- У меня к вам тоже будет просьба: ни могли бы Вы заезжать утром по пути за нашим сотрудником. У нас напряжонка с транспортом.

- Договорились, - прораб пожал Полозову руку, а за ним и все остальные присутствующие, поочерёдно произнося:
- Заранее спасибо,
- Спасибо, 
- Большое спасибо…

Работы по осушению болота продолжились. Рядом в течении всего дня дежурил милиционер с автоматом. Ежедневные ночные засады оперативников  результата не дали, хотя прошла уже неделя.
«Или злоумышленник обнаружил засаду или решил переждать, чтобы всё утихло» - подумал Полозов, прочитав отчёт оперативников дежуривших прошедшей ночью.
Зазвонил телефон. Полозов, определив по голосу начальника РУВД, понял, что произошло что-то серьёзное.
- Майор, срочно ко мне.

В кабинете начальника РУВД сидел мужчина пенсионного возраста.

- Повторите майору то, что рассказали мне.

- Значица так: .Я колхозный пастух, пасу стадо коров как раз недалеко от болота, где ведутся работы. Кажный день, после того, как бабы подоят коров, я относил пол-ведёрки молока рабочим механизаторам, за что они угощали меня обедом или меняли молоко на керосин, у них его вдоволь. Сегодня я как всегда отправился на болото и  уже издали услышал шум работающего мотора. Очень удивился, почему рабочие не обедают, хотя уже время. И вот, когда я подошёл ближе… Можно водички?.. Не могу спокойно говорить, аж трясёт всего. Ну вот, первое что я увидел, на что обратил внимание, бульдозерист вроде как спит, откинув голову назад. И, когда я завернул за угол вагончика, то чуть не споткнулся о лежащего на земле милиционера. Вся его грудь была залита кровью. Тут же попытался найти остальных. Обнаружил их в вагончике, они все лежали на полу в тоже в крови и без признаков жизни.  Ну, я послал одного из подпасков,  благо у него велосипед, в больницу за врачами, а сам вот сюда сообщить о преступлении. Ужас, что я пережил, только вчера с ними папиросу раскуривал, и вот те...

- Майор, срочно готовь группу, с привлечением эксперта и криминалиста. Вызови из Смоленска кинологов с собаками. Всех на прочёсывание леса вокруг болот, я распоряжусь.

Полозов обратился к пастуху:
- Скажите, дедушка, Вы сможете обрисовать вид ранений.

- Чего обрисовывать, я воевал, – огнестрел. И не из ружья стреляли, а из боевого оружия. Даст бог, можить кто-то выживет. 

Следствие установило, что все пятеро рабочих и милиционер были застрелены из немецкого оружия военного образца 1941 года.

Две недели оперативно-розыскных мероприятий ничего не дали и прочёсывание прилегающего к болоту леса решено было остановить.
ПМК-5 прекратила все работы и вывезла технику и оборудование, до поимки убийц или убийцы.

Алексей Щербаков приехал с женой Галиной и дочерью Варей  навестить мать и отдохнуть, провести на природе недельку отпуска, да и матери кое в чём помочь по хозяйству.
За рюмкой, когда отмечали приезд, Алексей поинтересовался:
- Что здесь у вас, мамань, произошло? У меня несколько раз документы проверяли: в Сафоново на вокзале, на станции Игоревская, когда в грузовое такси садились, в райцентре два раза,  никогда такого не было.

- Страшное дело, Лёш, мелиораторов поубивали и милиционера, что технику ихнюю охранял. До сих пор не могут убийцу споймать.

- А, что преступник один был?

- Этого не знают, но я уверена, что один и догадываюсь кто. И не сомневаюсь, что Мишу Щербакова тоже он сгубил. Не иначе сбёг из тюрьмы и творит злодейства.

- Кто это, по-твоему, и откуда ты это знаешь?

- Погоди, я кое-что тебе покажу. Варюш, сходила бы ты подруг своих деревенских проведала, многие приехали на лето к своим родным.

- Мне тоже интересно послушать.

- Иди, раз бабушка просит, не положено тебе значит это знать.

- Лёш, а я могу поприсутствовать.

- Да, Галь, конечно, но лучше об этом не знать. Чем меньше знаешь - тем крепче спишь.

- Тогда я тоже прогуляюсь по деревне, да воды из родника принесу, - произнесла Галина без всякой обиды, - Если решишь рассказать - расскажешь.

Нюра достала из-за иконы завёрнутый в газету пожелтевший от времени конверт.

- Вот, прочти.

Алексей внимательно прочитал письмо помещика Некрасова к сыну.

- А, вот, такая карта была при письме – и Нюра передала ему листок с чертежом, - Были и другие документы, но написанные на иностранном языке. Была карта только побольше. Их забрал командир партизанского отряда, Малышев. Страшный человек. После войны осуждён и думала расстрелян, а теперь после того как Миша, твой дядька пришёл и  стал спрашивать про эти бумаги и сказал, что узнал о них от  Малышева. После того, как забрав у меня листок с картой, он погиб, я поняла - это дело рук Малышева. Этот листочек Миша срисовал с той карты и отдал мне на хранение.

- Как бумаги-то к вам попали?

- Совершенно случайно. О них узнал твой отец, когда служил на Дальнем Востоке. Уверена, что этот Малышев и в смерти твоего отца, моего Коленьки, повинен, и в смерти рабочих на болоте.

- Что сказать, мам, нужно срочно идти в милицию и сообщить об этом. Это же мотив преступления, а зная мотив легче найти преступника.

- Боюсь я, Лёш, знать об таком богатстве - недолго жить, как говорит моя свекровь, твоя бабушка Саша.

Алексей задумался, молчание затянулось, было слышно только тиканье ходиков висящих на стене, да жужжание овода на стекле.
Он вздрогнул от раздавшегося пения петуха,
- Бабушка права. Мы сделаем так: ты передашь только письмо, а в письме ведь не ясно, где именно искать эти богатства, а схемку, что дядя Миша нарисовал, припрячь, вдруг пригодится.

- Боюсь, Лёша, вдруг проговорюсь, кабы хуже не было.

-Не будет. Будет только лучше, если преступника поможем поймать.

Нюра повторила Полозову всё то, что рассказывала Алексею, прибавив некоторые подробности о встречах с Малышевым после окончания войны.

Полозов внимательно выслушал Щербакову, прочитал письмо Некрасова сыну,
- Анна Петровна, здесь говорится о каком-то плане с указанием места, где затонула карета.

- Была карта, её забрал Михаил Щербаков, когда вернулся после освобождения. Он сказал, что в лагере узнал про карету от Малышева.

- Что же Вы, Анна Петровна при опознании преступника Малышева скрыли, что знаете его. Было бы намного легче разоблачить его, и с ценностями было бы всё правильно решено. Ладно уж, что было - то сплыло.

- Товарищ следователь, он меня так запугал. Потребовал,  чтобы я никому об этом кладе не сообщала. Что это государственная тайна, и я обязана её хранить. Когда я рассказала ему, что есть ещё и письмо, он потребовал немедля передать его ему. Но на следующий день рассказали, что он сгорел при пожаре. Так и не вышло отдать ему письмо. а не сказала я, что знаю его, потому что подумала, что Малышев и Вы просто меня проверяете насколько я умею хранить тайну. Если бы я знала, что он задержан за преступления, конечно бы рассказала обо всём этом. Я так скажу: по тем документам и карте, которую он забрал у меня ещё при немцах, он не смог найти этот клад. 
Алексей иногда поправлял мать и напоминал некоторые моменты событий, произошедших с родителями.
Полозов прощаясь поблагодарил посетителей и оставшись наедине стал обдумывать план действий в связи с вскрывшимися новыми обстоятельствами по уголовному делу: - «Всё вставало на свои места. Это он, Малышев, приходил к Щербакову и наверняка за планом из конверта, а затем избавился от ненужного свидетеля». 
Полозов открыл шкаф и отыскал дело об убийстве Соловьёва, - «Оно определённо совершено тем же лицом, что и массовое убийство мелиораторов – Малышевым. Вот почему так привязан Малышев к нашему району. Эти сокровища держат его здесь как на привязи. Это нам на руку. Необходимо тщательно продумать, где организовать засады. Наверняка он продолжит поиски клада и, если даже нашёл, должен же он его как-то извлечь, а это непросто», - и Полозов решил лично обследовать болото и его окрестности.

В первый же погожий день он отправился к Сучьему болоту. Оставив свой мотоцикл у дороги, он направился вглубь болота. Для успеха операции необходимо было определить более вероятное место предполагаемого клада. Он пошёл вдоль прорытой мелиораторами траншеи и когда оказался на месте, где они были убиты, осмотрелся и решил двигаться по направлению возможного продолжения их работ.  Пройдя несколько десятков шагов по мягкому ковру из мха, он наткнулся на небольшое озерцо.


      


Полозов выбрал среди отдельно стоящих по болоту засохших деревьев тонкое, которое легко сломалось у самого корня. Воткнул слегу в мягкий влажный берег, предварительно привязав на её конец носовой платок, чтобы место было заметно издали.
«Лучшего места не найти. Поставим палатку, подвезём мотопомпу и начнём выкачивать воду. Эти действия Малышев не оставит без внимания. здесь мы его скрутим или пристрелим, как бешеную собаку. Лучше второе.» - он заранее радовался успеху операции.
Осмотрелся вокруг: природа, словно специально, показывала ему всю красоту первозданного места. Изумрудный ковёр болота на фоне безоблачного голубого неба и редкие островки из кустов ивняка создавали незабываемый пейзаж, - «Жаль, если всё это будет уничтожено ради сотни гектаров пашни».
Что-то с силой ударило его между лопаток, и через мгновение застрекотала сорока.
«Сорока? Нет, не сорока», - он хорошо знал этот стрёкот, -  «Так работает немецкий автомат. Значит, в меня стреляли, но почему я не чувствую боли. Слишком быстро сработал мой план».
От удара Полозов непроизвольно сделал шаг  вперёд, а затем опрокинулся навзничь. Его тело ласково приняла подстилка из мха.

Над ним склонился обросший волосами и бородой человек,
- Ну, что майор? Чей верх образовался? Богатство, которое здесь запрятано, моё, только моё, и я никому не позволю к нему прикоснуться. От кого узнал о кладе, от кого скажи? Я узнаю и расправлюсь с ним, как с тобой. 

Но Полозов уже не слышал слов Малышева. В  его  широко раскрытых глазах отражалось бездонное голубое небо и парящие высоко-высоко над болотом орлы. Постепенно отражение стало затухать и совсем исчезло.

Малышев закинул за спину автомат, взял тело Полозова за ноги и потащил в сторону ближайших зарослей.


К дежурившему в РУВД милиционеру подошёл работник хлебозавода, развозивший на телеге с будкой хлеб по ближайшим сельмагам и глухим деревушкам округи, торгуя там как говориться с колёс,
- Я что пришёл: очень странное дело получается, я поехал с хлебом в Каменец и у болот увидел мотоцикл вашего следователя, а вдали и его, идущего вглубь Сучьего болота.

- Ну и, что из этого. Майор обследует местность, где недавно совершено преступление.

- А, вот, что: назад я возвернулся только часа через четыре, мотоцикл стоит, а майора поблизости не видать. Чует моё сердце - неспроста это. Я подождал там с полчаса, покричал – никого. Решил сюда прийти сообщить. Пошлите кого-нибудь проверить на месте.

- Хорошо я записал Ваше обращение в журнал и сейчас же доложу начальству.


Тело Полозова обнаружили по следам крови, которые вели в сторону леса. Также установили место, откуда произвёл выстрелы преступник. Нашли несколько гильз идентичных тем, которые обнаружены на месте убийства мелиораторов.

На следующий день, с рассветом, началась операция по поимке преступника, так называемого «хозяина болот».  Были привлечены работники милиции ближайших районов и кинологи с собаками.
Создали несколько оперативных групп, в которые из ближайшей воинской части, в дополнение к милиционерам, включили по нескольку автоматчиков. В каждой группе был проводник из бывших партизан, хорошо знающий окрестные леса. 

 


На второй день операции одна из групп обнаружила в лесном массиве в Мошках полу-разрушившийся бывший домик лесника. При приближении к нему из окна раздалась автоматная очередь. Оперативники залегли и открыли шквальный огонь по окнам.
Перестрелка длилась не больше десяти минут и автомат преступника замолк. Выждав некоторое время, оперативники поочерёдно стали перебежками приближаться к домику. Когда первые из группы были у самой двери, внутри раздался взрыв. Ворвавшиеся  внутрь увидели окровавленное тело мужчины, а на столе догорали какие-то бумаги. Один из оперативников поспешил к столу и залил огонь из стоящего на столе чайника. Сохранилось несколько кусочков какой-то карты и обгоревший паспорт. Запись внутри и фотография почти не пострадали. Он прочитал: «Терещенко Виктор Семёнович». Сравнил фото с личностью преступника. В паспорте было наклеено именно его фото.
Он сложил улики, уцелевшие от огня, в конверт и убрал в сумку. Когда внутрь вошёл проводник, оперативник спросил, ни знаком ли ему этот убитый, подорвавший себя.
Осколки лицо не повредили, и проводник долго рассматривал  его, даже посветил электрическим фонариком, 
- Я конечно всего несколько раз его видел, это кажись командир партизанского отряда, а потом начальник НКВД нашего района Малышев, впоследствии осуждённый.

- Кажись или он?

- Он, он кажись. Надо бы других спросить.

- А, вот, по паспорту он Терещенко Виктор Семёнович. Так, кажись или он?

- Всё-таки он, но надо других поспрашивать, тех, кто его знал.

Заместитель Полозова внимательно через лупу изучал  и сравнивал сохранившуюся фотографию в паспорте с фото Малышева в уголовном деле. На фотографиях было одно и то же лицо. Это подтверждало, что ликвидирован Малышев Георгий  Иванович, которого не удавалось арестовать несколько лет. Он сложил в папку все вновь появившиеся протоколы и акты, а также «вещ-доки», завязал тесёмки и вверху обложки написал: «В архив в связи с ликвидацией преступника в момент задержания».