Священники села Сотниковского. 1902-1914 гг

Владимир Пузиков
СВЯЩЕННИКИ СЕЛА СОТНИКОВСКОГО
1902 г.


В Михайло-Архангельской церкви в 1902 году служили: диакон Алейников Петр Евстафиевич и псаломщик Федотов Терентий Егорович. Старостой церкви с 1899 года состоял Тучин Максим Стефанович.

Просфорня при церкви Альтова Евдокия Павловна, 66 лет, вдова причетника, служила в должности с 1871 года.

К церкви был причислена Гремяченская Мария Ивановна, 50-ти лет, вдова псаломщика Георгия Гремяченского. Из шестерых детей при ней проживали три дочери.

13 июня 1902 года в Михайло-Архангельскую церковь Епархия назначила священников Виноградова Федора Ивановича и Чмутова Николая Васильевича.

Виноградов Фёдор Иванович, 1871 года рождения, сын священника, окончил Ставропольскую духовную семинарию, 30 сентября 1891 года назначен псаломщиком и учителем Георгиевской церкви станицы Георгие-Афинской, 31 марта 1893 года уволен от должности согласно его прошению. 12 мая 1893 года он был назначен псаломщиком церкви села Развильного, с 30 августа 1894 года служил в селе Архангельском Ставропольской губернии. Затем он служил в хуторе Братском, а 13 июня 1902 года, согласно его прошению, перемещен к церкви села Сотниковского. Вдовец. При нем две дочки, двух и четырех лет.

Чмутов Николай Васильевич, 1876 года рождения, окончил курс Ставропольской духовной семинарии, 30 июля 1899 года определен на диаконо-учительское место в станицу Воронежскую. 21 августа 1899 года назначен к церкви хутора Романовского, а 31 июля 1900 года перемещен к Вознесенской церкви села Прасковеи. 13 июня 1902 года диакон Чмутов определен на священническое место к церкви села Сотниковского.

В этом же году, 7 ноября 1902 года, на должность псаломщика был назначен Федотов Андрей Терентьевич, 1878 г. р. С 5 ноября 1898 года он исполнял должность псаломщика Иоанно-Богословской церкви села Шишкино  Ставропольской губернии, а в 1902 году попросил Епархиальное начальство переместить его к церкви села Сотниковского. [25]

Священник Чмутов 13 мая 1904 года, по его прошению, был направлен в церковь села Левокумского Прасковейского уезда Ставропольской губернии. 2 апреля 1908 года Епископ Агафодор наградил священника села Левокумского Николая Чмутова за отлично-усердную и полезную пастырскую службу бархатной фиолетовой скуфьею. 8 мая 1909 года он назначен к церкви станицы Гиагинской на 3-е священническое место, 12 марта 1915 года награжден второй бархатной фиолетовой скуфьею.

29 июля 1904 года к Михайло-Архангельской церкви села Сотниковского на 2-е священническое место Епархиальным начальством определен Розанов Николай Федорович, 1873 г. р., диакон, который служил надзирателем в Ставропольском духовном училище. К службе он приступил 6 августа 1904 года.

30 марта 1905 года Епископ Агафодор наградил священника Виноградова бархатной фиолетовой скуфьею за отлично-усердную и полезную пастырскую службу. В июле 1906 года священник убыл к церкви станицы Келермесской, поменявшись местами со священником Тихоном Ястребовым.

Первая Российская революция, начавшаяся летом 1905 года, к концу года докатилась до степного села Сотниковского. 4 декабря 1905 года ближе к полудню ударили колокола Михайло-Архангельского храма, позвали крестьян на сход.

Как известно, без благословения священника колокола не зазвучат, а сход не созовут без разрешения начальства, старшины или писаря. На этот раз сход проводили волостные писари: действующий писарь Бондарев Алексей Яковлевич и бывший писарь Плаксин Григорий Петрович.

Писарь в селе – должностное лицо высокого уровня! Если старшина села исполнял должностные обязанности, когда вешал на грудь на цепи знак, а снял знак – он простой крестьянин, то волостной писарь был постоянно при исполнении должностных обязанностей. Жалованье он получал 1200 рублей, при жаловании старшины – 500 рублей в год.

На площади у Михайло-Архангельского храма собралось около 300 человек. Сход обсуждал вопросы вступления во Всероссийский крестьянский Союз, программу решения неотложных крестьянских дел. Зашла речь о сокращении затрат по обывательской почтовой станции.

Вносились предложения: Упразднить три тройки. Оставить только две для обслуживания волостного правления. Чиновникам других ведомств лошадей не давать! Особенно решительно крестьяне села высказывались в адрес чиновников губернского и уездного уровней, что явно выходило за пределы полномочий сельского схода: Удалить из села станового писаря и полицейского урядника; Штат полицейских сократить с 20-ти до 8-ми; Санитарных надсмотрщиков уволить всех; Сельскую общественную квартиру закрыть. Проезжающим чиновникам останавливаться на постоялых дворах за свой счет.

1 августа 1906 года крестьяне Благодарненского уезда узнали об аресте Ф. М. Онипко, бывшего члена Государственной думы от Ставропольской губернии. Вновь на площади у Михайло-Архангельского храма собрались сотниковчане.

На имя Министра Столыпина они отправили телеграмму: «…Тысяча жителей села Сотниковского просят отсрочить исполнение приговора над депутатом Онипко. Просим Верховную власть помиловать его. Уполномоченные жителей: Григорий Плаксин, Мефодий Шерстобитов (иногородний крестьянин, высланный из села Воронцово-Александровского), Александр Кущ, Трофим Крутько, Алексей Бондарев, Владимир Максименко, Савелий Тучин, Козьма Гуз, Федор Кулешов».

Телеграмму не подписали торговцы Вальченко и Савон. Жители села объявили им бойкот, отказались покупать их товары. За три дня из Благодарненского уезда в защиту Онипко было отправлено 29 телеграмм. Министр Столыпин ответил приказом о немедленном прекращении дерзновенной агитации и угрозой подавить крестьянские волнения войсками.

9 августа 1906 года уезд был объявлен на положении чрезвычайной охраны. Вскоре в села уезда прибыли войска, начались аресты и следствие. 11 сентября 1906 года полицейский пристав Васильев и урядник Мордовкин арестовали Г. Плаксина, М. Шерстобитова, Я. С. Тучина, К. Ф. Тучина, Г. Стачинского и отправили их в тюрьму села Благодарного. Положение усиленной охраны в уезде было отменено только 8 августа 1909 года. [18] 

***

Священник Ястребов Тихон. 1906-1914 гг.

Ястребов Тихон в 1898 году состоял заведующим школы грамоты в поселке Темнолесском, с 1900 по 1905 год обучал детей в ст. Владимировской в сельском одноклассном Министерском училище. Затем он был переведен священником в станицу Келермесскую. 5 июля 1906 года священника села Сотниковского Федора Виноградова переместили в станицу Келермесскую, а священника станицы Келермесской Тихона Ястребова в село Сотниковское к Михайло-Архангельской церкви. С августа 1906 года церковные обряды совершали: священник Тихон Ястребов, диакон Петр Алейников и псаломщик Терентий Федотов.

6 апреля 1907 года старостой Михайло-Архангельской церкви Епархиальное начальство назначило крестьянина Лазаря Гейко.

 Гейко Лазарь Петрович, 1853 года рождения, уроженец хутора Бардаковка Алешанской волости Лебединского уезда Харьковской губернии. В 70-е годы XIX века Лазарь вместе с братом Гейко Макаром Петровичем и двоюродным дядей Гейко Егором Ивановичем поселились в селе Сотниковском. Гейко Лазарь служил в армии, в списках жителей села записан билетным рядовым, затем унтер-офицером. Его в селе уважали, на многих свадьбах приглашали в свидетели. Сохранилось фото, на котором изображены Песковы и Гейко. Жена Гейко Лазаря Петровича – Прасковья Кирилловна. Они воспитали шестерых сыновей. 1) Сын Гейко Никита Лазаревич, участник первой мировой войны, рядовой 108-го пехотного Саратовского полка, 8 июня 1916 года был ранен в районе Огинского канала, 23 июня поступил в Тульскую команду выздоравливающих. 2) Сын Гейко Гавриил Лазаревич; его первый сын Гейко Алексей Гаврилович, 1909 г. р., участник войны, в апреле 1943 года пропал без вести; его второй сын Гейко Михаил Гаврилович, 1924 г. р., участник войны, награжден орденом Отечественной войны 2 степени. 3) Гейко Дмитрий Лазаревич родился 5 февраля 1889 года, крещен в Михайло-Архангельской церкви. 4) Сын Гейко Степан Лазаревич, 1892 г. р., с июня 1941 года служил в 19-м отдельном резервном батальоне 41 дивизии войск НКВД по охране железных дорог, красноармеец, станковый пулеметчик, умер 25 июля 1942 года, похоронен в с. Семеновка Краснодарского края. 5) Сын Гейко Михаил Лазаревич родился 3 ноября 1900 года, крещен в Михайло-Архангельской церкви. 6) Сын Гейко Василий Лазаревич, 1903 г. р., призван в РККА в 1941 году, пропал без вести в январе 1943 года. Потомки Гейко Лазаря живут в селах Сотниковском и Надежда Ставропольского края, в городе Ставрополе и в Казахстане.

В 1911 году состоялось важное событие, село Сотниковское и его храмы посетил второй викарий Ставропольской Епархии, Епископ Александровский Михаил.

 Михаил (Космодемьянский) родился в 1858 году в Орловской губернии. В 1874 году он окончил духовное училище по первому разряду, в 1880 году – Орловскую духовную семинарию. Затем он учился в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 1884 году со степенью кандидата богословия, определен учителем в Орловское духовное училище. В 1895 году Михаил (Космодемьянский) рукоположен в священника и назначен наблюдателем церковно-приходских школ Орловской Епархии. В 1901 году он прибыл в Ставропольскую Епархию, служил в должности епархиального наблюдателя церковно-приходских школ, в 1904 году назначен смотрителем Ставропольского духовного училища. В 1910 году протоиерей Михаил (Космодемьянский) пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита. В 1911 году была учреждена должность второго викария. 2-3 июня 1911 года город Ставрополь стал свидетелем важного события. В эти дни в Андреевском храме состоялось наречение и хиротония во Епископа Александровского смотрителя духовного училища архимандрита Михаила (Космодемьянского).

В селе Сотниковском Епископ Михаил побывал в ходе своей поездки по приходам Ставропольской губернии. Он встречался со священниками и прихожанами, совершал богослужения.

Миссионеры-проповедники в селе Сотниковском. 1914 г.

Министр Внутренних дел России Столыпин 4 октября 1910 года за № 9623 утвердил особые правила по упорядочению проведения сектантских собраний и предотвращения законом недозволенных действий. Устанавливалась беспрепятственность богослужебных и молитвенных собраний в сектантских храмах, молитвенных домах или иных постоянных молитвенных помещениях, надлежаще заявленных. В рамках этих правил действовали сектантские общины села Сотниковского.
Численность сектантов в селе Сотниковском:
ГОДЫ        Кол-во баптистов       Кол-во хлыстов
1911                66                152
1912                68                153
1913                103                161
1914                102                162

Миссионер священник Поликарп Сиротинский, изучив состояние сектантства в приходах церквей села Сотниковского, писал, что учет сектантов не налажен и их опознанием священники занимаются недостаточно. Пастырь Михайло-Архангельской церкви Тихон Ястребов, поступивший в священники 5 июля 1906 года, намерен переменить место службы по сложившимся обстоятельствам. Священник Николаевской церкви Цветиков Александр служит в приходе около года и за загруженностью по основным обязанностям, миссионерской деятельностью занимается мало. В помощь местным священникам 14 июня 1914 года в 9 часов вечера в село Сотниковское прибыли: епархиальный миссионер-проповедник, протоиерей Симеон Никольский и студенты-практиканты Ставропольской духовной семинарии Сергей Киреев и Михаил Польский. Они поставили в известность о цели своего прибытия священника Тихона Ястребова и волостное правление.

15 июня 1914 года. Воскресенье. Протоиерей Симеон Никольский в сослужении с Тихоном Ястребовым и диаконом Павлом Паниным совершили божественную литургию. Пели два хора: церковный хор певчих и хор прихожан-любителей. Они исполнили: «Верую», «Достойно», «Отче наш». Затем поочередно проповедовали: студент Сергей Киреев, протоиерей Симеон Никольский, студент Михаил Польский, священник Николаевской церкви Александр Цветиков.

Во второй половине дня в храм пришли на беседу сектанты-баптисты. Их пригласили к амвону, специальному сооружению в храме, предназначенному для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей. Подошли к амвону трое баптистов: Вековищев Егор Иванович, Задорожный Яков Акимович и Денисов Егор Филиппович. Протоиерей Никольский объявил:
- Побеседуем о трехчинной иерархии церкви. Беседовать с вами будет Польский Михаил Афанасьевич.

Сектанты отказались беседовать об иерархии:
- Мы желаем беседовать о крещении младенцев и иконах.
Затем они заявили:
- О крещении не желаем говорить. Желаем – об иконах!

После длительных препираний пришли к одному мнению – беседовать об иконах. Студент Польский стал у аналоя, четырехугольного столика с покатым верхом, на который положил книги. Сектант Вековищев задал вопросы:
- Я спрашиваю, где написано, что надо рисовать Бога и разных святых красками? Где написано писать Бородатого Старца?

Польский отвечал на все вопросы аргументировано, указывал тексты, называл главы, какой стих. Вековищев вел себя нервно, срывался на крик, обращался за одобрением к народу. А прихожан собралось не менее 1000 человек. Они «…с чрезвычайным напряжением слушали и на обращение сектанта к народу негодовали и просили Протоиерея сказать сектанту, чтобы он лица своего не обращал к ним, что они не желают его слушать. Один из прихожан взял за одежду сектанта и обратил его лицо к алтарю и проповеднику». Вековищев задавал один и тот же вопрос о «Бородатом Старце».

Он говорил Польскому:
- Вы неправильно прочитали текст из послания к Римлянам! Вы – обманщик! Записано: если кто прибавит, или убавит, на того Бог наложит язвы…
Никольский заметил сектанту: - Друже! Надобно указывать тексты, которые Вы читаете. Какая книга, какая глава и какой стих?

Сектант:
- Говорить не дают, перебивают!
Выкрики:
- Кто тебя перебивает? Говори, тебя батюшка справедливо спрашивает!
Польский:
- Успокойтесь, братья! Я ему снова прочитаю, разъясню! Братья, не волнуйтесь, а относитесь к ним с любовью. Или забыли слова Христа: «Отче, прости им, ибо не знают что делают». Любите их и не сердитесь. Жалейте об их заблуждении, словом кротости и добротой жизни старайтесь вразумить их.

Сектанты продолжали вести себя нервно, срывались на крик, а затем «…торопливо, с чрезвычайной поспешностью, оставили храм». Хоры пропели молитву «Достойно есть». Миссионер Никольский объявил о служении вечерни и проповеди слова Божия в Никольском храме. Народ мирно разошелся. [70]

В апреле 1914 года временно Управляющий Ставропольской Епархией Епископ Михаил наградил священника Тихона Ястребова набедренником. 20 ноября 1914 года священник Ястребов был перемещен из села Сотниковского в село Арзгир к Рождество-Богородицкой церкви. Умер он в 1918 году.