Затонский Константин о сектантах

Владимир Пузиков
Затонский Константин о сектантах села Сотниковского.

В селах Новогригорьевского уезда Сотниковском, Спасском, Елизаветинском, Шишкино в 70-х – 80-х годах XIX века среди православных жителей распространялось хлыстовское лжеучение, известное под названием «шалопутство». Затонский Константин в 1890 году приезжал в село Сотниковское к родным, ознакомился с состоянием сектантства и поделился своими впечатлениями в «Ставропольских Епархиальных ведомостях» в № 8 за 1890 год и №23 за 1891 год. Представляем его очерки в кратком изложении:

…В 1883 году в село Сотниковское приезжал скупщик хлеба из села Федоровки. Он некоторое время квартировал у крестьянина Данилы Галушка и посвятил его в тайную секту шалопутов. В свою очередь Данила вовлек в секту сначала небольшой круг жителей, в основном родственников. В его доме стали проводиться шалопутские богомоления, которые два года удавалось скрывать. Может быть, увлечение Данилы со временем сошло на нет, но в село забрели приверженцы шалопутской секты Родион и Фекла Нестеренковы. Они окончательно совратили в шалопутство Данилу и крестьянина Михаила Усова. Данила Галушка стал в секте наставником и Христосом. Его стали именовать Данилушкой, а молодую женщину солдатку Сердюкову – «наша мать богородица», которой целовали руки и колени.

Члены секты стали пренебрежительно относиться к церковным службам в Михайло-Архангельском храме, прекратили ставить свечи пред святыми иконами, не служили молебнов. В храм заходили в ветхой изношенной одежде, а на свои шалопутские сходки наряжались в лучшие одежды. Шалопутка Федосия Нелина рассказала, что кроме чтения Евангелия и пения церковно-богослужебных молитв, на своих собраниях они распевают «псалмы» собственного сочинения. В них они называют Галушку «пастырем, батюшкой и отцом», а членов секты «заблудшими овцами».

Шалопуты на храм смотрят, как на обыкновенное здание. Церковь, по их мнению, есть внутри их, в сердце, поэтому нет никакой нужды строить рукотворные храмы и ходить в них. На все церковные требы они смотрят, как на выдумку пастырей церкви с целью материальной наживы. Поминовение усопших у сотниковских шалопутов запрещено. По их мнению, они, духовные христиане, живут по духу, а дух не грешит и не требует очищения. После смерти они переселяются прямо в райские обители, и нет никакой нужды прибегать к поминовению усопших. А кто был православным и умер, тот умер безвозвратно и его уже не может спасти никакая молитва и поминовение.

Мясной пищи сектанты не употребляют, не сквернословят. У них в сильной степени развито братство, взаимопомощь, что и привлекало к ним бедных крестьян.

Ставропольская Епархия вела целенаправленную работу среди жителей, ушедших в секты разного толка. Были введены должности противосектантских миссионеров, которые выезжали в приходы, зараженные сектантством, встречались с руководителями сект и отошедшими от православия прихожанами, вели разъяснительные беседы.

Священник села Сотниковского Агапий Затонский стал отказывать хлыстам в регистрации браков и их новорожденных, в отпевании усопших. Крестьяне Галушка, Брайков, Карнаухова, Нестеренко, Песков, Сарычев, Скрипченко и Швецов подали в Ставропольскую Епархию на него жалобу, по которой в 1891 году проводилось следствие. [67]

 По отчетам Ставропольской епархии за 1897 год число сектантов в губернии было незначительным. Однако в некоторых селах их было много.

В селах Шишкино и Ореховском насчитывалось 52 хлыста, в Сотниковском 40 хлыстов, в селе Высоцком – 217 жидовствующих и 22 хлыста. СЕВ 1897/5/21.