Святой Далмат Мокринский и его труды

Кирилл Козубский
1. Дмитрий-Далмат Мокринский

Далматов Успенский монастырь — одна из величайших святынь Сибири. Монастырь и выстроенный впоследствии рядом с ним город Далматов (в ряде документов фигурирует как Долматов или Далматово) берут своё начало от скромной отшельнической кельи. В толще обрывистого берега Исети, близ прохладного родникового ключа, ископал себе пещеру постриженник Невьянского Богородицкого монастыря Далмат. В миру — Дмитрий Иванович Мокринский (1594 — 1697), сын казака-ермаковца и татарской княжны, уроженец Тобольска или Берёзова. Избравший смолоду, как и его отец, военное поприще. В документах 1628 года Дмитрий Мокринский упомянут как тобольский городничий, в его обязанности входило наблюдение за городскими укреплениями и артиллерийским парком.

На пятом десятке своей жизни, тяжело переживая смерть жены, Дмитрий Мокринский решил принять иноческий образ.

В Богородицком монастыре новый монах сразу же обратил на себя внимание строгим аскетизмом и богословской образованностью. В скором времени братия захотела избрать его игуменом — но Далмат, считавший себя отнюдь не достойным высокого поста, отклонил предложение. А после новых настойчивых уговоров — тайно покинул Невьянск... Странствуя по берегам Исети, инок Далмат (по примеру первого монаха — Святого Антония Египетского) выбрал местом смиренных трудов и молитв обезлюдевшее городище. Было это в 1644 году. Располагалось оное городище — прозванное Белым — напротив устья реки Течи, в 3О верстах ниже Колчеданского острога...

Через несколько месяцев Далмат собственноручно выстроил рядом с пещерой деревянную часовню, в которой поставил образ Успения Божией Матери, принесённый им из Невьянского Богородицкого монастыря. И уже очень скоро заступничество Царицы Небесной спасло инока от преждевременной гибели!

Дело в том, что Белое городище, хоть и показавшееся Далмату "безмолвной пустыней", состояло в частном владении. Причём, что удивительно, хозяином оказался его родич по материнской линии — татарский мурза Илигей Магметов. Последний постоянно проживал в Тюмени, но время от времени, сопровождаемый эскортом вооружённых слуг, объезжал свои исецкие угодья. Каких-либо родственных чувств к Мокринскому Илигей не испытывал. К тому же, сильно разгневал фанатично-нетерпимого мурзу венчавший вновь срубленную часовню осьмиконечный православный крест! Далмат не убоялся илигеевых угроз и наотрез отказался покинуть своё пристанище. Мурза пришёл тогда в ещё большую ярость и замыслил убить непокорного монаха... Однако ж, как повествует монастырская летопись, Илигею во сне явилась Богоматерь "в ризах багряных, с угрозой на лице и с бичём в деснице". Она запретила ему не только убивать Далмата, но "даже зла слова не произносить". А также потребовала подарить Белое городище святому подвижнику. Устрашённый и пристыжённый мурза в точности исполнил Высшую волю, а сверх того — вручил отважному иноку свой шишак и кольчугу. Это случилось в 1646 году.

По прошествии нескольких лет, Далмат всё же стал настоятелем, уступив просьбам двадцати монахов, пришедших по его стопам на Исеть. Постепенно оживало древнее городище, но впереди было ещё великое множество испытаний. Ни покровительство мурзы Илигея, ни построенный в 1649 году невдалеке от обители Исецкий (Исетский) острог (с которым игумен Далмат наладил постоянную связь посредством оптического телеграфа), не спасли иноков от трагедии, случившейся в 1651 году.

«Пришли на них войною калмыцкие люди, и часовню, и кельи, и старцов пожгли, и трудников побили и в плен поимали, точию осталась на пожарище, в пепле, икона Пресвятыя Богородицы Успения, и старец Далмат един сохранен бысть...» — свидетельствовал, со слов Далмата, его сын Иван.

Рано овдовев, Иван Мокринский тоже принял суровое решение отречься от мирских благ. Направился в основанный отцом монастырь — а приехал на пожарище! Впрочем, совместными упорными усилиями игумен Далмат и сын его, постригшийся под именем Исаак, сподобились возродить здесь монашескую жизнь.

«Потом собирались мы (...) к нему, старцу Далмату, на то погромное и разоренное место, и поставили своими трудами церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Успения, и кельи братские, и службы монастырские, и ограду около церкви, и башни для воинских людей...» — вспоминал позднее Исаак.

Возведение деревянной ограды и башен пришлось весьма кстати. Ибо в течение 1662-1664 г.г. сибирский царевич Сеит (один из потомков хана Кучума) трижды осаждал Далматов монастырь, приводя под его стены татарские и башкирские отряды. В документах, касающихся Башкирского восстания 1662—1664 годов, перечислены башкирские улусы Сибирской дороги, поддержавшие Кучумовичей в их претензиях на трон, и упомянуто озеро Иреташ:

«…стоит де царевич Бугай-Салтан (дядя «царевича» Кучуку, провозглашенного башкирским ханом) у озера Иреташа за Исетью в степи, а с ним де стоят изменники башкирцы: сынгранцы, бушкурты, сонгуты, терсяки, айлы…»

«Ирташ - озеро в Башкирии, Исецкой провинции. (...) Из него чрез озеро Кизылташ вышла река Теча.» – читаем в «Лексиконе» В. Н. Татищева.

У казаков с башкирами часто случались конфликты. И лишь много спустя после смерти Святого Далмата сложился боевой союз двух свободолюбивых народов... Взять Далматову обитель сеитовцам не удалось — а вот слободы и сёла монастырские (незадолго перед восстанием основанные) все были разграблены и сожжены! В 1666 году сеитовцы были окончательно разгромлены полковником Дмитрием Полуектовым в битве у Редеш-озера...

Однако, появилась в те годы в Русском царстве другая напасть - стократ страшней калмыцких и татарских набегов.

То был раскол церковный, произошедший по вине безмерно амбициозного патриарха Никона, произвольно исказившего "предание великих святых апостолов и святых отец Седми Вселенских соборов" (как сказано в Соловецкой челобитной 1666 года). Многие иерархи и архимандриты Русской Православной Церкви спасовали тогда перед впавшим в ересь патриархом - и плоды их бесхарактерной уступчивости пожинает русский народ по сию пору...

Но тем больше чести стойким подвижникам истинной веры! Широко известна героическая семилетняя самооборона Соловецкой обители, не пожелавшей принять в богослужебный обиход "нововводные книги" и отнюдь не убоявшейся "меча царского". Активно участвовали в той эпопее казаки-разинцы...

Были и другие монастыри, чья братия нашла мужество средь массовой неправды твёрдо держаться старых обрядов. В числе их — Далматов. Не столь знаменитый, как Соловецкий или Саввино-Сторожевский - сей монастырь не сразу обратил на себя внимание патриарших и светских властей... Пользуясь случайным затишьем, игумен Далмат не только неизменно продолжал вести богослужение по до-никоновским (кирилло-мефодиевским) книгам, но и всемерно поощрял составление, переписывание и пересылку сочинений, обличавших никонианскую ересь и прославлявших новомучеников. Далмату Мокринскому приписывается авторство «Послания об антихристе и тайном царстве его».

В начале 167О-х годов в Далматовом монастыре долгое время скрывался от преследований выдающийся богослов Авраамий. В миру — Алексей Иванович (Криштопович) Венгерский, сын пленённого в 1618 г. наёмника-венгра, приписанного впоследствии в Сибирское казачье войско. Авраамий был основателем Часовенного старообрядческого согласия (среди духовных детей Авраамия Венгерского известны Иван Казанец, верхотурский станичный атаман Яков Лепёхин, казак Елисей Кокшаров, утяцкий слободской староста Фёдор Иноземцев, крестьянин Иван Коробейников и казак-мученик Василий Исецкий). Имеет смысл сказать здесь несколько слов о дальнейшей судьбе Авраамия Венгерского. В 1701 или 1702 году (уже после смерти Далмата Мокринского) он был арестован и подвергнут в застенках Тобольского архиерейского дома «истязанию как подобает». Это - официальная формулировка той эпохи! Вскоре, однако, Авраамию удалось (с помощью некоего старовера Калины) сбежать из узилища... Как повествует «Рукопись о древних отцах», скончался он в 1-ой половине ХVIII века (по некоторым сведениям, в 1715 году) и был похоронен на одном из островов Бахметевского болота (что к западу от Тюмени). Его могила стала местом паломничества. Но впоследствии, в хрущёвские времена, местные староверы, опасаясь возможного осквернения могилы воинствующими безбожниками, тайно перезахоронили Авраамия Венгерского в другом месте...

В настоящее время Далматов Успенский монастырь находится на территории Курганской области (созданной в 1943 году). А в ХVII столетии он в принадлежал к Тобольскому уезду. Вспомним, что град Тобольск (прежний форт Бицик-Тура на подступах к ханской столице Искеру) был в числе первых сибирских городов, где легендарный Ермак Тимофеевич (Герман Поволжский) утвердил истинную древлеправославную веру. Мог ли предвидеть доблестный Атаман, что позднейшие притеснения истинной веры в сибирских пределах начнутся как раз из Бицик-Туры?!.. И вот, в 1675 году, будучи вызван на допрос к тобольскому архиепископу, угрожаемый кнутом и дыбой, 80-летний игумен Далмат не устоял в древлем благочестии. Или, как писал недоброжелательный к старообрядцам (и к мусульманам-башкирам) В. Н. Татищев, был Далмат «от заблуждения обращён». Какая жестокая реальность стоит за этими словами! Заплечных дел мастера — трусливые шакалы — имели все основания праздновать победу над престарелым казаком, коий смолоду выходил невредимым из боевых стычек. Впрочем, их "победа" была неполной... Ибо, сделав формальную уступку никонианской вражьей силе — в душе Далмат Мокринский не покорился своим мучителям. Отречение от старой веры было чисто-внешним: сиё доказывается хотя бы тем, что никого из своих монахов Далмат не принуждал к подобному же отречению.

В скором времени по возвращении из Тобольска, Далмат счёл своим нравственным долгом оставить игуменство. Преемником Далмата избран был 34-летний монах Афанасий. В миру - Алексей Любимов, уроженец Тюмени. Несмотря на молодые годы, он был весьма сведущ в богословии. "Адамантом древлего благочестия" называл его старый Далмат. Но вот в этом он глубоко ошибся! В 1679 году, уйдя с поста игумена, Афанасий сделался монастырским келарем.

В 1682 г. келаря Афанасия вызвали в Москву, где патриарх Иоаким Савёлов поручил ему корректуру церковных книг. Очарованный внешним блеском патриаршей резиденции и перспективой духовной карьеры — Афанасий Любимов изменил старообрядчеству! Рукоположенный патриархом во архиепископа Холмогорского и Важского, он развернул жестокие гонения в Поморье. Однако ж, следует отметить, что закладывать старых сибирских друзей Любимов не стал...

В 1685 г. братия Далматова монастыря избрала игуменом возвращённого из енисейской ссылки Исаака Мокринского...

Ушедший на покой старец Далмат преставился 25 июня 1697 года, 103-х лет от роду. Похоронили его в гробу, который старец задолго до смерти сам вырубил из цельного ствола дерева. Сын и духовный наследник возвёл над его могилой сосновую часовню...

Один из постриженников Далматовой обители, ставший позже никонианином и игуменом Невьянского Богоявленского монастыря, в одном из доносов писал, что преподобный Далмат до самой смерти был «злой раскольник» (то есть старовер) и не принимал причастия от новообрядцев. Этот документ ныне хранится в Российском государственном историческом архиве (ф.796, оп.7, №40, л. 91 об. – 92).

2. После смерти Далмата

Крайне осторожный и осмотрительный, более гибкий по натуре, чем его отец — Исаак избегал открытых конфликтов с властями предержащими. Но до конца своих дней он продолжал исповедовать веру, в которой был крещён и воспитан! В 1725 г. - вскоре после смерти Исаака - монах Евсевий Леонов (кстати, постригшийся в своё время с единственной целью избежать наказания за убийство священника) доносил в Московскую синодальную канцелярию, что братия Далматова монастыря "тайно содержит раскол" (напомню, что словом "раскол" на языке никонианского духовенства именовалась древлеправославная вера), сам же покойный архимандрит позволял себе в узком кругу непочтительные отзывы о "Духовном регламенте". Что также заслуживает нашего пристального внимания, ибо данный регламент (бывший продуктом "коллективного творчества" императора Петра I и услужливого митрополита Феофана Прокоповича) грубейшим образом нарушал церковные каноны, в том числе и тайну исповеди!..

Игуменство Исаака Мокринского было отмечено крупномасштабными строительными работами. В 1682 году, ещё при жизни отца и, возможно, по его совету, он основал железоплавильный завод при устье речки Каменки (в 1701 году завод был отобран в казну волею Петра I, весьма любившего жать там, где не сеял). В Служной слободе (западное предместье монастыря, ставшей ядром города Далматова) Исаак построил кирпичный завод, а близ села Першино (на реке Тече) завёл каменоломни... Перевидав на своём веку множество бедствий и пожаров, Исаак принял твёрдое решение одеть в камень родную обитель. И с блеском исполнил задуманное! Все главнейшие монастырские здания, частично уцелевшие и до нашего времени, были возведены архимандритом Исааком из местного, не привозного материала. В 17О7 году — на фундаменте древней белогородищенской мечети - вырос величественный Успенский собор (архитектор - Иван Борисов-Сорока, уроженец села Красное, Ярославского уезда). Рядом с усыпальницей многострадального Далмата возвысилась в скором времени ажурная церковь Всех Скорбящих Радости. И наконец, в 1722 году опоясала монастырский комплекс 6-угольная зубчатая стена, со встроенными келейными корпусами, с шатровыми угловыми башнями, с бойницами для пушек и пищалей. Издалёка сверкали на солнце золотые купола и белые стены обители, обустроенной трудами и вдохновением неутомимого архимандрита Исаака! Впрочем, не одним лишь видимым благолепием, но также широкой благотворительностью прославился Далматов Успенский монастырь.

«Всем приходящим, кто б откуда ни был и когда ни пришел, во весь день стол и пища готова, и на день хлеба в путь дают. (...) Имеют училище для младенцов и обучают грамоте всех приходящих младенцов с пропитанием монастырским без мзды. Больницу не токмо для монахов, но и для всех странных с постелями и пищею содержат, и оным монахи служат, токмо лекарей и лекарств не имеют...» - писал вышеупомянутый В. Н. Татищев, лично посетивший Исецкую обитель в 1721 году (в бытность свою начальником Уральских горных заводов). Можно предположить, что монахи широко пользовались распространёнными в ту пору травниками...

Шли века, сменялись поколения... В период жестокой Гражданской смуты монастырь и город Далматов трижды переходили из рук в руки. В ноябре 1917 г. Далматов стал добычей "триумфаторов"-большевиков. В середине июля 1918-го город и монастырь были освобождены Курганским (он же — Шадринский) Добровольческим отрядом молодой Сибирской Армии. Ввязавшись в неравный бой, Курганский отряд нанёс сокрушительное поражение красноармейцам 4-го Уральского полка. Командовал Курганским отрядом Александр Александрович Куренков, будущий участник освобождения Екатеринбурга, будущий командир Татарской бригады Азиатской конной дивизии, будущий Председатель Союза участников Сибирского Ледяного похода, будущий... Но знаменит генерал Куренков прежде всего своими исследованиями загадочной «Влесовой книги»...

Лето 1919 года стало для Белых сил Востока России поистине роковым. Ибо в июле 1919 года — не выдержав массированных ударов 5-й Красной армии, — Западная Армия генерал-лейтенанта М. В. Ханжина эвакуировала Айско-Юрюзанский укрепрайон. 13 июля пал Златоуст, 25 июля — Челябинск. «Завоевав Урал» [довольно-таки красноречивая ленинская формулировка], большевики ринулись на просторы Туринской равнины. И в самом начале августа захватили Далматов. Не увенчалась успехом попытка Белого контрудара, не смог спасти положения знаменитый Курганский рейд Особого Сибирского Казачьего корпуса, под командованием Войскового Атамана П. П. Иванова-Ринова. Всего лишь на месяц стабилизировался фронт по реке Тоболу, после чего красный натиск на Сибирь возобновился...

Стоит вспомнить, что командовал 5-й Красной армией тщеславный подпоручик Михаил Тухачевский — потомок тюменского воеводы Осипа Тухачевского, 217-ю годами ранее организовавшего в тех же краях карательную экспедицию против староверов. В ходе которой как раз и был схвачен проживавший в Дальне-Кармаковском скиту святой Авраамий Венгерский.

Задумаемся над связью времён, над причудливым переплетением исторических судеб. 31 января 1921 года вспыхивает антикоммунистическое восстание в Ишимском, Тарском и Тобольском уездах. И во главе его встал атаман Мокринский. Так перекликаются эпохи. Так схлестнулись род карателей Тухачевских — и род казаков Мокринских. Право силы — и сила правды! Карьеризм, службизм, беспощадная исполнительность — и священная самоотверженность. Атаман Мокринский не посрамил казацкого имени, но... силы были слишком неравные.

После злосчастного поражения Западно-Сибирского восстания, после кровавой расправы над героями — торжествующие ленинцы приступают к планомерному разорению казачьей святыни! За бранью и издевательствами, за изъятием в 1922 году церковной утвари из благородных металлов — последовало окончательное закрытие обители в 1923-м. В надвратной церкви победители оборудовали атеистический музей. В 1929 году уничтожена была погребальная рака преподобного Далмата Мокринского, расписанная сценами из его жития. Бесследно исчезли хранившиеся в усыпальнице илигеевы шишак и кольчуга. Скорей всего — пошли в переплавку. Или - пополнили чью-нибудь коллекцию...

Очередной разрушительной вехой явилось распоряжение № 11838 от 8 августа 1945 года:

«Москва. Кремль. Принять предложение Наркоммясомолпрома СССР и Курганского облисполкома о передаче Наркоммясомолпрому СССР зданий и сооружений бывшего Далматовского монастыря Курганской области для организации на его базе Далматовского машиностроительного завода по производству молочной посуды и оборудования. (...) Зам. председателя СНК СССР А. Микоян.»

В 1952 году, когда на территории монастыря готовили площадку под фундамент нового цеха, экскаватор неожиданно стал уходить под землю. Когда его вытащили, строители обнаружили подземный ход с деревянной крепью. Верней всего, этот ход был прорыт по распоряжению Святого Далмата.

Завод "Молмаш" (позднее переименованный в "Старт") располагался здесь до 1988 года. Затем монастырский комплекс поделили между собой Свердловское СМУ-5 и кооператив "Спринт". Вот краткие итоги хозяйничанья вышеназванных предприятий в священных Далматовских стенах:
— Уничтожены колокольня, купола и самая крыша Успенского собора.
— Также точно снесены купола церкви Всех Скорбящих Радости.
— Усыпальница Далмата Мокринского переоборудована под прачечную!
— Старинные фрески почти везде были закрашены, стены продырявлены и выпачканы...

В феврале 1992 года началось восстановление Исецкой обители. Но к сожалению, под юрисдикцией РПЦ МП, давно уже впавшей в безбожную сергианскую ересь. Частично было восстановлено внешнее благолепие Обезглавленную Скорбященскую церковь снова увенчал православный крест. С разных земель Урала и Сибири стекаются, как и встарь, богомольцы, чтоб приложиться к нетленным мощам игумена Далмата — чудом уцелевшим в советские годы. Уцелел и его портрет. В 1994 г. мощи преподобного Далмата были извлечены из склепа и перенесены в храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим радость».

3. Службы Святому Далмату

Тропарь преподобному Далмату Исетскому, глас 7

От мира крыяся, и славы человеческия избегая, удалился еси в пустыню, и вселися в вертепе преподобне, единому Богу беседуя, и в заповедех Его до конца пребыл еси, и наставив многия ко спасению; темже и Господь тебе прослави, и ныне в небесных селениих, моли Того присно отче Далмате, спасти душа наша.

Кондак, глас 2

В молитвах неусыпая преблаженне, наставник изящныи иноком явися, и обитель Пречистей Богородице состави, веру же отеческую соблюде до смерти, темже венец живота прием на Небеси, моли о нас отче Далмате.

Икос

Пустыню град сотворил еси отче, труды и слезы твоими, постом же и бдении и молитвами, очистив души своея зерцало, присно взираше ко Господу, памятию смертною ум ограждая, темже смертию честною пред Господем, в вышния кровы престав;ися блаженне, идеже ликовствуя со ангелы, чисте зриши Святую Троицу, Еяже предстоя престолу, моли о нас отче Далмате.

4. Новейшие беды и напасти

Не все беды и напасти остались в прошлом...

Старообрядческая святыня — в руках лукавых сергиан, готовых "освятить" любую неправду, ЛЮБОЕ преступление коммунистической или путинской власти...

Несёт, как и встарь, свои воды река Теча, вытекающая из озера Кызыл-Таш и впадающая в Исеть аккурат напротив монастыря, по-прежнему живописны её берега... Но только давно уж не свежи и не чисты течинские воды... Ибо в верховьях Течи уже более полувека функционирует химический комбинат "Маяк", где в 1948-1953 годах - по заданию Атомного Комитета - вырабатывался плутоний для термоядерной бомбы. Сейчас город, где расположен "Маяк", носит имя Озёрск. В 1949-1952 годах жидкие радиоактивные отходы сливались непосредственно в Течу. Кроме того, 29 сентября 1957 г. произошёл самопроизвольный взрыв ёмкости с радиоактивными материалами.

«В 1957-59 годах в населённых пунктах, подвергшихся радиационному загрязнению, специальные механизированные отряды произвели ликвидацию и захоронение строений, продовольствия, фуража и имущества жителей. Из рядом расположенных городов, в т. ч. из Челябинска и Свердловска, на ликвидацию последствий аварии были мобилизованы юноши и девушки, которых никто НЕ предупреждал о том, куда они направляются, и об опасности радиации. Привозили и целые части военных, партии заключённых. Всем категорически ЗАПРЕЩАЛОСЬ говорить, где они были, что делали. Детей из деревень в возрасте 7-13 лет посылали ЗАКАПЫВАТЬ радиоактивный урожай. Для ликвидации последствий использовали и труд беременных женщин. Как итог, в Челябинской области и непосредственно в самом городе Озёрске значительно возросла смертность после аварии, люди гибли прямо на работе, рождались дети с генетическими отклонениями, вымирали целые семьи.»

(сборник «60 лет аварии на производственном объединении "Маяк"», издание Государственного университета "Дубна", 2017 г., тираж 4 экземпляра)

В частности, большое количество заражённой сельхозтехники ликвидаторы зарыли в 2 км от башкирского села Султаново . А через 10 лет местные власти послали султановских школьников уже ОТКАПЫВАТЬ железяки. Для сдачи в металлолом!

Вплоть до 1993 года местные жители не были официально проинформированы о Дамокловом мече, висящем над ними! В Султанове, Муслюмове, других надтечинских сёлах — высокий процент инвалидов! В селе Татарская Караболка на 8ОО жителей — 8 кладбищ! Красноречивые цифры... Однако, местные и центральные власти продолжают если не игнорировать, то занижать ползучую экологическую катастрофу. В июле 2ОО3 года академики Румянцев и Велихов выступили с "сенсационными" заявлениями о "весьма низкой концентрации" радиоактивной заразы в Течинском каскаде.

Воистину безмерны подлость и цинизм мира сего!

Но по-прежнему чист и прозрачен родниковый ключ, бьющий с незапамятных времён в святой обители...