Потоп

Григорий Рейнгольд
Потоп
(из сборника "Школа выживания или Ещё не всё потеряно", 1994-2003)

Наша школа была открыта в 1991 году. Приказ об её открытии был подписан весной – предполагалось, что к сентябрю завершится, как и положено по плану, строительство школьного здания. Однако то были смутные времена. Старая, умирающая власть уже не могла ничего контролировать, новая, нарождающаяся – ещё не могла…
Короче говоря, к сентябрю школа построена не была, и было заявлено, что работать начнём в здании соседней школы, а ко второй четверти вселимся в своё помещение. Потом этот срок отодвинулся до второго полугодия, потом до третьей четверти... в общем, к первому сентября следующего учебного года строительство ещё не завершилось и занятия не начинались. О прошлогоднем варианте речь не шла, так как всем было ясно, что если учебный год начнётся, как в прошлом году, в чужом доме, то там он и закончится, строители будут сняты. Положение усугублялось тем, что деньги были выделены на строительство ещё в «советском» исчислении и инфляция их давно съела. Как и на какие деньги завершалось строительство – загадка. Кое-как в октябре директору в конце концов выкрутили руки и вынудили подписать акт о приёмке школы, пообещав устранить многочисленные недоделки и брак (хотя далеко не весь брак оказался устранимым)...
Всё это я рассказал для того, чтобы стало понятно, почему в декабре при первом же сильном морозе лопнули батареи отопления на верхнем этаже и всю школу затопило кипятком. Когда утром ученики и учителя пришли в школу, её уже надо было спасать. Были затоплены третий и четвёртый этажи, сильно лило на втором, капало на первом. Много оборудования погибло, остальное находилось под угрозой. Слава Богу, вода не успела дойти до моего кабинета информатики и привести в негодность компьютеры, взятые мной под честное слово...
Дети были отпущены по домам. Учителя без всякой просьбы со стороны начальства начали борьбу со стихией. Без приказа сверху формировались бригады, искался и находился необходимый инструмент. Не жалея своей одежды и обуви, учителя лезли в самые затопленные места и вычерпывали вёдрами воду. Вёдра передавались по цепочке, как на пожаре, и возвращались пустыми. Какое-то время казалось, что воды столько, что с ней не справиться, что от наших стараний её не убывает. Но прошло два-три часа, и вода отступила... После этого настроение у всех поднялось. Все буквально преобразились. Работа шла весело, с песнями. Проходил час за часом, и воды становилось всё меньше и меньше... Наконец мы победили!..
Когда через несколько дней на собрании коллектива директор школы Петр Борисович благодарил нас за спасение школы, мы были в недоумении: за что спасибо? Ведь мы спасали свою школу! Нам казалось тогда, что после этого что-то должно произойти. Что этот потоп станет в истории нашей школы переломным моментом, каким должен был стать (но, правда, не стал) Всемирный потоп в Библии. Что, говоря о чём-то плохом, мы непременно будем непременно добавлять: «Это было ещё до Потопа». Но увы... 
И всё же когда мы вспоминаем этот случай, сердца наши наполняются теплотой и нежностью. «Как молоды мы были!..»
А может, время от времени такие потрясения нужны?..