Из записок репетитора

Татьяна Малышева 3
   - Что такое «тамбур»? – подняв голову от тетради и сделав ударение на последний слог, спросила Мила.
   - Какой тамбур? – не поняла я и посмотрела в текст с пропусками букв и знаков препинания, который девятиклассница старательно переписывала в свою тетрадь. Там было написано «вышел в тамбур». – Ты в поезде когда-нибудь ездила?
   - Конечно, - Мила посмотрела на меня как на сумасшедшую. При этом накрашенные ресницы совершили несколько полётов вверх-вниз.
   - Когда в вагон заходишь, сначала попадаешь в тамбур, - попыталась доходчиво объяснить значение слова.
   - А! Так «тамбур», - снова сделала ударение на последний слог, - это то место в вагоне, где курят?
   - Курить вредно, - усмехнулась я.
   - Это да, - быстро подтвердила девятиклассница. – Но вейпы ведь можно.
   - Нельзя.
   - Все курят.
   - Я не курю.
   И снова на меня посмотрела как на чудо из прошлого века.
   - Тамбур есть и в домах, - вернув разговор к началу, продолжила тему. – Открываешь первую дверь и сначала заходишь в тамбур, а уж потом в подъезд.
   Но это было уже не так интересно, как место для курения. Да и об экзамене симпатичная девятиклассница думала мало: больше всего её заботила будущую взрослая жизнь. Главная мечта – удачно выйти замуж и больше не учиться и не работать.

***

   - Давайте сегодня напишем сочинение, - поздоровавшись, с порога предложил Ашот.
   - Серьёзно? – не смогла скрыть удивления я.
   Последние пару месяцев десятиклассник усиленно избегал написания сочинений, придумывая для этого разные причины.
  - Да, - садясь за стол и открывая толстую тетрадь, почти полностью исписанную мной правилами. Несколько последних листов в ней занимали ответы на тесты, в которых Ашот начал делать меньше ошибок. Это, конечно, радовало, но предстоящее в одиннадцатом классе сочинение о допуске к экзаменам пока его не напрягало. – В школе писали сочинение в формате декабрьского. Я не справился. Разрешили переписать…
   - И кто будет писать? – я улыбнулась.
   Ашот выдержал паузу, потом не очень уверенно произнёс:
  - Я…
   - Отлично! Какая тема?
   Он назвал.
   - Какие произведения будешь брать для аргументов?
   Это был самый любимый вопрос: как и большинство современных школьников, читать он не любил, довольствуясь кратким содержанием произведений, которыми пестрит интернет.
   - Ну, я вчера прочитал «Капитанскую дочку» Тургеньева и «Отцы и дети».
   - Точно Тургенева? - правильно произнесла фамилию.
   - Не, вроде Пушкина. Ошибся…
   - Вчера? – сделала попытку удивиться. – За вечер?
   - Да.
   - И сколько времени потратил на чтение? Минут десять?
   - Полчаса, - обиделся десятиклассник.
   - Ого! – улыбнулась. – Герой.
   Он шутки не понял. Ашот считал, что незачем тратить время на ерунду.
   - Ладно. Расскажи мне, что будешь брать в качестве аргумента из «Капитанской дочки».
   - Ну, главный герой…
   - Пётр Гринёв, - уточнила я.
   Ашот кивнул и продолжил:
   - Он познакомился с девочкой князя и подарил ей заячий тулупчик…
   - С какой девочкой? Какого князя? Кому подарил? – сказать, что была в шоке – это слишком громко. Мне было грустно.
   Ученик посмотрел на меня и даже не сделал попытку что-то объяснить, продолжив:
   - Савельич – учитель по-французскому, который сопровождал его до конца своих дней.
   - Ты где это прочитал?
   - В кратком содержании.
   - Покажи!
   Он достал телефон, нашёл нужную страницу, полистал, почитал:
   - А, нет, тут не так написано… - помолчал и продолжил: - До своих шестнадцати лет, когда ему было семнадцать…
   - Это как? - ответа не получила. – Ладно, не пересказывай, пожалуйста, сюжет. Давай вернёмся к теме: «Как семья влияет на дальнейшую жизнь человека?»
   - Если в семье царит добро и родители правильно воспитывают детей, то из них вырастают настоящие мужчины…
   - И девочки?..
   Сочинение мы, конечно, написали.
   Уходя, Ашот сказал:
   - Летом буду читать… полностью…

***

   - Здравствуйте. Мне нужно подготовиться к досрочному ЕГЭ, - сообщил мужчина, когда я ответила на телефонный звонок.
   До экзамена оставалось немногим больше двух месяцев.
   - Вы давно окончили  школу? – задала стандартный вопрос, чтобы выяснить, стоит ли браться за подготовку.
   - Тридцать лет назад. Мне сорок восемь, - сообщил собеседник. – Неполное высшее… Сейчас нужно получить вышку, чтобы продвинуться на работе. Мне посоветовали вас.
   В случае, когда работает «сарафанное радио», я стараюсь не отказывать ученикам:
   - Приходите, посмотрим.
   На следующий день Борис уже решал тест.
   - Какой вы молодец, - проверяя ответы, похвалила своего нового ученика. – Для первого раза совсем неплохо. Знаете: боялась, что будет намного хуже.
   - У меня работа связана с перепиской с организациями – приходится отвечать на письма. Всегда под рукой справочники и словари.
   С сочинением дело обстояло хуже: Борис понял его структуру, но никак не мог справиться с пояснением к аргументам и определить связь между примерами.
   Более старательного ученика даже не вспомню. Борис основательно готовился к каждому занятию, повторяя теорию и решая по три-четыре теста…
***

   Экзамен он сдал успешно. Если бы Борис учился в школе, то ему не хватило бы двух баллов до «пятёрки»…
 Так хорошо учили нас  когда-то. И за это мы благодарны нашим учителям.