Давид Донателло, Верроккьо, Микеланджело, Бернини

Алина Алексеева-Маркезин
     Скульптуры представляю в хронологическом порядке.Все они созданы в разное время и стали шедеврами.

      В христианской традиции Давид, пророк, псалмопевец, царь народа Израиля, считается прямым предком Иисуса Христа, а эпизоды из жизни израильского царя богословы истолковывали как спасительные деяния Иисуса. Во время битвы израильтян и филистимлян еще юный Давид смог освободить свой народ, победив главное оружие злобных противников – великана Голиафа. В битве Давида с великаном Голиафом теологи видели поединок Христа с антихристом.
 
      В  эпоху  Возрождения, и позднее,  мастера  изобразительного искусства предпочитали видеть в Давиде не музыканта, а воина- героя, освободившего свой народ от  гнёта филистимлян.

      Того героя, который неожиданно для всех, в свои шестнадцать лет, будучи не воином, а простым пастухом, поразил могучего   Голиафа. Именно этот триумфальный эпизод прославил Давида и  круто изменил историю отношений народов-врагов и его собственную судьбу.

       ДАВИД РАБОТЫ ДОНАТЕЛЛО, около 1430-1440 г. Бронза. Высота 1,58 м Национальный музей Барджелло, Флоренция

       В 1430-1440 годах  Донателло  создаёт  бронзовую фигуру  высотой в полтора метра. Впервые со времён античного искусства скульптор решается показать человеческое тело обнажённым. Это был смелый новаторский шаг.  Кроме пастушьей шапки да сандалий, - никакой одежды, на нем лишь пастушья шляпа с лавровым венком – символом победы .

       Давид уязвим, его нагое тело, а также небольшой масштаб всей скульптуры указывает на главную для флорентийцев мысль – слабое тело, но сильный дух. Скульптор изобразил первые мгновения после поединка — лезвие ещё не отведено от головы великана, юноша держит камень, голова Давида опущена, что свидетельствует о внутреннем, ещё не до конца осознанном триумфе.
      
       Донателло создает героический и идеальный образ, наделяя его особой одухотворенностью. Статуя Давида Донателло прекрасна в своей гармонии и сдержанности, в ней нет чувственных порывов.

       Мы любуемся красотой обнажённого юношеского тела, совершенством и гармонией всех его линий и   ищем ответ на вопрос,  почему Донателло изобразил Давида вот  таким - изящным и хрупким.  Как смог его герой побороть Голиафа,  огромного, сильного,  защищённого с ног до головы? Ведь в руках  юноши    имелась   только праща  да камень, подобранный в  ручье? Ответ в словах самого  Давида, которые он бросил  сопернику перед поединком: «Ты идёшь против меня с мечом и копьём, и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа»  Вот на что опирался   Донателло  - на  силу духа героя, на его веру в божественную помощь.

        ДАВИД ВЕРРОККЬО. 1473—1476,бронза. Высота 126 см.Барджелло, Флоренция

        В  середине 70-х годов 15 века  уже другой итальянский  скульптор,  один из самых выдающихся деятелей эпохи Ренессанса, Верроккьо, создаёт свою статую Давида.Она также отлита  из бронзы. Силуэт героя наделён лёгкостью и изяществом. Андреа Верроккьо изобразил Давида в момент триумфа, после победы над Голиафом. Давид в интерпретации Верроккьо – это хрупкий, порывистый и заносчивый мальчик – паж двора Медичи, одетый в стилизованный в духе античности колет, и причесанный по моде XV века. В решении статуи поражает контраст аристократичной утонченности идеала и отталкивающей натуралистичности деталей. Страшная рваная рана на лбу Голиафа, страдание, исказившее его черты, усиливают драматизм сюжета.

        Давид полон энергии. Его голова не опущена, он не скрывает своих эмоций и смотрит впереди себя. Он готов в порыве податься вперед, бежать и рассказать всем о своем подвиге, что показывает его слегка оторванная от плоскости, будто отталкивающаяся нога.
        Улыбка  победителя, довольство собой, горделивость, осознание свершившегося, позирование перед  народом.
 
       ДАВИД МИКЕЛАНДЖЕЛО.1501-1504 гг.Микеланджело Буонарроти.Мрамор. Высота с пьедесталом 5,17 м Галерея Академии, Флоренция
      
        Давид" - самая грандиозная скульптура Микеланджело. Высота творения превысила 5 м.Скульптору было   всего 26 лет, когда он получил заказ на изготовление статуи. Микеланджеловский "Давид" - беспрецедентное сочетание героического мужского начала с человеческой открытостью и ранимостью.

        Готовая статуя предстала на суд флорентийцев  в сентябре 1504 года. Она была выставлена на площади Синьории и впечатляла зрителей  не только совершенством, красотой и размерами, но и героическим смыслом, которым Микеланджело наделил  Давида.  Скульптура сразу же стала символом  свободы, независимости  и  достоинства Флорентийской Республики.

       Великий мастер избрал для своего Давида совсем другую ситуацию: вместо исхода борьбы - ее начало. Герой только готовится нанести решительный удар; еще неизвестно, чем закончится неравный бой юноши с великаном, но, скорее всего, Давид победит. Об этом говорит его прекрасное и грозное лицо. Поза спокойна, устойчива и свободна, но в повороте головы, движении руки, держащей пращу, уже заложена динамика. Давид совершенно обнажен. В этом скульптор наследует традиции античной пластики.

        Удивительно то, что с разных ракурсов Давид Микеланджело выглядит по-разному. Особенно поражает изменение выражения лица скульптуры. Давид  Микеланджело воплотил в себе идеал гармонической уравновешенности и красоты в сочетании с величием и пафосом патриотизма.
       
        Давид в исполнении Микеланджело грозен, силен, уверен, но сила его не в оружии, его сила духовного характера. Нагота статуи усиливает ощущение легкости и спокойствия позы Давида, это поистине героическая нагота, свойственная скульптурам античных времен.

         Статуя Давида – общепризнанный символ эпохи Возрождения и, вероятно, самая известная скульптура в мире. Живописец Джорджо Вазари утверждал, что она «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и
римских».

       ДАВИД РАБОТЫ БЕРНИНИ.1623. Мрамор.Галерея Боргезе, Рим

        Из этих четырех статуй, самое драматическое, самое реалистическое изображение библейского героя - это Давид Бернини.Двадцатичетырехлетний Бернини задумал и вырезал статую Давида всего за семь месяцев, что является замечательным достижением уже само по себе.

        Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда.

        Гримаса на лице представляет совершенно определенное намерение. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Он нахмурил брови, крепко закусил губы, наклонился и откинулся в сторону: Давид целится в своего противника, устремив на него напряженный, ненавидящий взгляд.

        Пространство между Давидом и его невидимым соперником заряжено энергией - оно "принадлежит" статуе. Новые, активные пластические отношения с окружающим пространством - это то, что отличает барочную скульптуру от скульптуры двух предыдущих столетий. Это - чудо драматического действия, замороженное в камне.