Пространство

Андрей Беляков 2
   АНДРЕЙ БЕЛЯКОВ
   ПРОСТРАНСТВО   

     «Нынче все не то, ныне все уже не так». Распространенная фраза у людей старшего поколения. Уверен, что в жизни ее слышал хоть раз каждый. Молодежь не та, не та культура, поведение. И даже с погодой все не то, как было прежде. Вот раньше зима была! Морозы так морозы, а сейчас что? Грязь и слякоть, да ветра постоянные, будь они неладны…
     А зима, и правда, выдалась не суровой, прямо скажем. И какой год подряд, заметим. Выходит – правы пожилые люди. Не зря говорят. Получается, прислушаться иной раз к ним полезно. Опыт, причем жизненный, и с этим не поспоришь. Главное, чтоб советы эти молодым не мешали, и возврата в прошлое не состоялось уже никогда. Неправильно иначе просто. Жить прошлым нельзя, каким бы великим оно ни казалось…
     Впрочем, куда-то не туда я совершенно. Я ж о машине своей хотел поведать, вернее – о нескольких днях без нее…
     Что такое автомобиль сегодня? Это, прежде всего, расширение личных границ, пространства и возможностей. Комфорт и скорость движения. Экономия времени опять же, так необходимого всем нам. Для многих это работа, а для некоторых – единственный заработок на хлеб. В общем, наше существование без машины представить теперь сложно, точнее сказать – невозможно…
     Январь тогда был. И он перевалил уж за середину. Крещенскими морозами период этот зовется. И они наконец-то состоялись, морозы эти. Казалось, что зима выдохлась, отступила, подходит к концу. Впереди февраль, месяц ветров, но никак не морозов. А нет, вдруг на тебе, ночью обещали минус 30…
   - 6000 рублей стоит установить прогрев, но ведь недорого, братан! – не раз повторял мне мой друг Андрей.
     Не говорил даже – кричал на наших семейных посиделках, перебрав лишнего. Ну, а что? Имеет право. Всю неделю человек, не покладая рук, отпахал в автосервисе. Может, в конце позволить себе расслабиться.
   - Да, да, - соглашался я.
     Но дальше разговоров дело не шло. Морозы, как правило, незаметно отступали, и проблема сама собой невидимо растворялась в бесконечном круге иных забот…
Ну, так вот, вечер, пятница. Уставший я вернулся с работы. Мороз крепчал, ночью ожидалось минус 30. Причем в обед ничто не предвещало такое развитие событий.
«Аккумулятор новый, ну практически, в прошлом году покупал, свечи Андрей тоже тогда заменил», - размышлял я. Вспомнил, что как-то в деревне удалось завести машину при тридцатиградусном морозе. Ну и понадеялся, вернее, поленился выйти ночью прогреть автомобиль. А в субботу утром он – бац! – и не завелся. Аккумулятор, главное, крутит, но двигатель не схватывает. Не стал его мучить, чтоб не залить свечи окончательно. Тем более, дела можно было и отложить до понедельника, не критично.
     «А там, глядишь, морозы спадут, тогда спокойно, без надрыва и заведу», - решил я. Правильнее, конечно, было бы снять и занести домой аккумулятор, но я этого не сделал, какая-то расслабленность, неверие в проблему присутствовала…
Выходные пролетают быстро, я бы даже сказал, мгновенно, тут ни для кого не надо открывать Америку.  И вот уже утро понедельника на дворе. Почему всегда так грустно начинать новую трудовую неделю? Словно заново в муках и терниях рождаешься на свет Божий. Я специально вышел пораньше, чтоб в случае неудачи успеть добраться на общественном транспорте. Потеплело до минус 17 (неподходящее слово, лучше сказать – отпустило). Но она снова не завелась! Стартер крутил, но крутил вхолостую, пока вновь не подсел аккумулятор. Дворник, прекратив подметать от снега пешеходную дорожку, сочувственно покачал головой, наблюдая за моими попытками. Вылезая из машины, я пожал плечами и изобразил на лице разочарование.  «Завтра надо попросить Юру подкурить. Похоже, свечи залил окончательно. Ладно, теперь хоть знаю в лицо нашего дворника», - мелькнуло в голове. И я поспешил на остановку. До нее недалеко, минут 5-7 небыстрым шагом, через небольшой парк между школами. На улице еще темно. Обогнув дом, встретил подругу мамы, тетю Наташу. Она выгуливала своего питомца.
   - Бог ты мой, Саша, борода совсем седая (это она имела в виду мою трехдневную щетину). Как же быстро летит время! Если вы уже такие стали, даже страшно представить, как со стороны выглядим мы.
     Я расценил ее слова, что выгляжу не ахти как.
    - Не представляйте, тетя Наташа, поберегите свои нервы. Хорошего дня!
     Ну, а что еще скажешь в ответ?
    - Спасибо, Саша, и тебе! На работу?
    - На ее самую.
     Женщина понимающе кивнула.
     На остановке я практически не стоял. Нужный, полупустой, кстати, автобус подошел сразу, развеяв всякие там страшилки и сомнения о нашем общественном транспорте. Я зашел в него с видом – «извините, мол, я тут временно, просто такие обстоятельства». Со стороны забавно, наверное, выглядело, словно кому-то есть до этого какое-то дело, как и до меня, собственно. В салоне много молодежи; кажется, студенты. Все уткнулись в телефоны. Подошла женщина-кондуктор, лет 40-45, с усталым выражением лица. «Только встала, уже устала» - первое, что пришло в голову. Не представляя на самом деле, во сколько проснулся этот человек.
- Сколько стоит? – спросил я, изобразив нелепую улыбку.
     Она посмотрела на меня, как показалось, снисходительно – так смотрят на душевнобольного, и спокойно произнесла:
    - 32 рубля.
     Я с гордостью прислонил к ее терминалу свой телефон, но и это ни у кого не вызывало ни малейшего интереса. А дальше мое внимание привлекла рыжеволосая женщина, довольно симпатичная, ухоженная такая. Она сидела, поджав свои коленочки, и отсутствующим взглядом смотрела куда-то вдаль.
     «Тоже заблудились, мадам? Понимаю. Бывает. Как по мне, так Ваше место в каком-нибудь дорогом кроссовере, а не здесь», - развлекаясь, разговаривал я с ней про себя. Классно все-таки, что на свете есть такие создания, радующие глаз. Иначе я не играю, иначе совсем грустно. Так я и добрался до работы в это первое утро без авто. Не опоздав совершенно.
     Вечером обратно  - полупустой автобус, наверное потому, что возвращался уже поздно, опоздав на вечерний час-пик…
     Утром во вторник мороз спал до минус 12. Ночью выпал снег, укрыв стоящие во дворе автомобили белым одеялом. Я вышел из подъезда, полной грудью вдохнув морозный воздух. Хорошо!
     Сосед со второго этажа возвращался с утренней прогулки. Знаком с ним, потому как, сдавая назад, повредил ему прошлым летом бампер. Инцидент давно исчерпан, бампер починен. Теперь вот при встрече всегда здороваемся и даже справляемся иногда друг у друга  - «как дела?» Конечно, не родила. Какие могут быть между нами новости? А сегодня он меня удивил!
    - Какая прелесть! – не выдержал я, глядя на голубоглазого щенка лайки, обнюхивающего мои ноги.
    - Недавно приобрел, - гордо заметил сосед. Сергеем, кажется, его зовут.
     Я присел погладить это пепельно-серое голубоглазое чудо. Щенок, глядя на хозяина, отстранился. Я уловил чуть заметное одобрение того, а может, это мне только показалось…
     Девушка, прогревая «Хонду», кормила голубей. Она вроде и вчера их кормила. Я только мало кого замечал вокруг, спешил. Сегодня торопиться не нужно. Сейчас подъедет Юра, прикурит, и все мои мытарства наконец-то закончатся.
«Блин, всю машину занесло». Я аккуратно открыл дверь, и взяв с заднего сиденья варежку, надел ее и попробовал соскрести снег со стекол. Дворник, проходя мимо, улыбнулся, предлагая метелку. Я вежливо отказался. «Куда опять пропала щетка?» - не мог вспомнить я, освобождая автомобиль от снега. Подъехал Юра, оценил мой способ очистки авто. Посмеялся. Протянул мне щетку. После подсоединили провода, со знанием дела дали время поработать его машине. Попробовал завести – та же история. «Ж-ж-ж» - двигатель молотит, результата ноль.
    -Бесполезно, стартер сожжешь, свечи надо выкручивать.
     Юра всегда был пессимистом-аккуратистом, поэтому его осторожность меня не удивила.
    - Ну дай разок еще попробую, - занервничал я, понимая, что если не заведу сейчас, это станет уже проблемой. Не завел. До работы добрался с Юрой.
«Ничего не остается, как звонить своей палочке-выручалочке, Андрею. Неудобно так, он никогда не берет с меня денег»…
     Утром в среду – минус 8, совсем жить можно.
    - Доброе утро, - поздоровался я с девушкой, хозяйкой «Хонды». – Вы, как всегда, на своем посту. Любите пернатых?
    - Доброе, - ответила она. – Им главное зиму пережить, тяжелое для них время.
     «Для всех нелегкое», - отметил я, но уже про себя.
    - Привет, сосед, - поприветствовал меня Сергей, подходя к подъезду.
    - Привет! – ответил я, провожая взглядом его питомца.
     «Тоже хочу такую собаку», вдохнув, подумал я. «Обязательно заведу позже, на пенсии. Когда перестану разъезжать по стране».
     С дворником поприветствовали друг друга как старые приятели. Забавно, каким родным становится собственный двор.
    - Тетя Наташа, доброе утро!
    - Доброе утро, Саша!
     «Болонка у нее прикольная», обратил внимание я про себя. Никогда не понимал, зачем держать таких собак; то ли дело – лайка или хаски, например. Впрочем, им виднее…
     «Сосны как подросли в парке, надо же. Саженцами ведь были, это сколько ж лет прошло? Андрей пообещал в пятницу, что ж, подожду; этот человек основательный, этот обязательно заведет». С такими мыслями добрался до остановки. Сегодня очень много народу, непонятно, с чем это связано, и есть ли вообще в этом какая-нибудь закономерность. Еле залез в автобус. В салоне полумрак, дальше близстоящего человека ничего не видно, кто-то толкается, пытаясь выйти или, наоборот, зайти. Ну, и ноги все оттоптали, неприятные ощущения. Пытался представить в этой толпе рыжеволосую – аж не по себе стало. Не, таким здесь не место точно. Штучный экземпляр. В центре народ стал выходить больше, и можно уже было вздохнуть облегченно. Так и добрался в этот раз.
     «Завтра только на такси, хватит экспериментов» - с этими мыслями вышел из автобуса.
     Четверг, минус 6. Пробовали когда-нибудь вызвать утром такси? Вот и я о том же. Никогда не вызывал, не стоило и начинать.
     Вышел на улицу – птицы поют, солнце! Если бы не тревожные мысли об автобусе, совсем прекрасное утро. Узнал, что щенка зовут Тимур. Дал себя погладить, виновато глядя на хозяина, забавно! Попросил горсть пшена у Марины – да, познакомились, представьте себе; покормил голубей. Поболтали мило так, я даже попытался пошутить. С юмором, конечно, у меня не очень, но она из вежливости засмеялась. Ну, дворник само собой – утренний брат уже практически. Три минуты выделить ему просто необходимо. С тетей Наташей поздоровался, демонстративно проведя рукой по свежевыбритой щеке. Но похвалы, что хорошо выгляжу, не дождался, - годы, друзья, годы, - шучу!
     Сердце учащенно забилось при приближении к остановке.
     «Фу, можно расслабиться, сегодня народу немного». Вот с чем это связано, а? Выработать бы алгоритм. В автобус я зашел деловито, со знанием, если можно так выразиться, дела, сразу ища глазами кондуктора. Сегодня даже мелочь приготовил, ровно 32 рубля.
     В общем, замечательное утро. Рыжеволосую, правда, не встретил, ну это, думаю, было бы уже слишком. Джек-пот не часто выпадает, я понимаю…
В пятницу я еще завтракал, когда позвонил Андрей.
    - Привет, братан! – обрадовался я.
    - Вот это слово – «братан» - заставляет тебя рано просыпаться и ехать к черту на кулички, кто его придумал, не знаешь?
    - Не я.
    - Я внизу, около твоей машины. Ты не торопись, сигналку только отключи. Я начну пока, выходи не спеша, толку от тебя все равно никакого.
    - Спасибо, брат!
    - Да прекращай уже, я ж уже приехал…
     Когда я вышел, Марина сидела в своей машине, собираясь тронуться. Увидев меня, она опустило стекло.
    - Ну, сегодня точно заведете, смотрю, целая делегация у Вас там.
     Я посмотрел на дворника и Андрея, склонившихся над капотом моей машины и улыбнулся.
    - Да, сегодня заведем.
    - Хорошего дня! – и девушка начала выруливать.
    - И Вам!
     Такие вот моменты поднимают настроение на весь день, поверьте.
     Когда я возник у своего авто, Андрей уже выкрутил и продул свечи. Алишер – так, оказалось, зовут дворника, и что забавно, Андрей мне его представил, - пробовал провернуть ключ зажигания. Бензин выпрыскивался из свечных колодцев.
    - Видишь, сколько его тут, - деловито указывал друг. – Залито все.
     Дальше он принялся их прочищать. Подошел  Сергей. Тимур, учуяв мой запах, радостно завилял хвостом. До чего же дружелюбное существо, затискал бы. Но нельзя, понимаю. Видно, что в строгости воспитывается. Может, так и надо для собаки. Сосед тоже включился в процесс. Ну, знаете, как это происходит, слово за слово, и ты уже что-нибудь держишь или подаешь. Дело спорилось, закрутили обратно свечи. А вот завести не удалось,  опять это «ж-ж-ж». И снова все сначала. Первым в сторону отошел и вновь взялся за метлу Алишер, затем попрощался с нами и Сергей.
    - Ничего, ничего, заведем, - успокаивал то ли меня, то ли самого себя Андрей.
     Мы завели машину только с третьей попытки. Я было уже засомневался. Мой друг  прислушался к звуку мотора.
    - А до этого она у  тебя троила?
    - Да, замечал в последнее время.
    - Братан, почему сразу-то не сказал, как мы ее вообще завели? Походу катушка крякнула. Сейчас определим, какая.
     Как оказалось, третья. Съездили в магазин, купили. И вот, спустя два часа, замерзшие, уставшие, но довольные, мы слушали тихую, плавную работу двигателя.
    - Песня! Теперь порядок.
    - Андрей, ну по гроб жизни. Выручил как всегда.
    - Все, бывай, созвонимся, - Андрей без лишних слов сел в авто и укатил.
     А я так и остался стоять с чувством благодарности и глубокой признательности другу. Даже музыка в голове зазвучала из мультфильма – «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот что значит – настоящий, верный друг».
В тот день я позвонил на работу, предупредил, чтоб не ждали.
     Понедельник, утро, на экране показывает минус 10. А я проспал, представляете. Не знаю, как это произошло, такое редко случается, очень редко. Хорошо, хоть машина норм и под боком. Наскоро приведя себя в порядок, я выскочил на улицу. Хонды уже не было. Сев в машину, я повернул ключ. Так приятно, сразу завелась. Пока прогревалась, настроил часы и радио. Любимый канал! Какое удовольствие слушать знакомую ведущую. Так под ее монолог я и выехал со двора.
«Ой, чет Алишера не увидел сегодня», - в последний момент вспомнил было я, но тут позвонили:
    - Александр Владимирович, все собрались, ждем Вас.
    - Начинайте пока без меня, я еду, скоро буду…
     А в салоне ее приятный мягкий голос…