продолжение 8 Дыханье жизни вечной

Наталья Грачева
на фото святитель Лука Войно-Ясенецкий (Крымский)

8
В этом контексте мне еще раз хочется вернуться к уже цитированной ранее статье профессора В. Сабирова. Он пишет: «Христос призывает: «возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Эту заповедь… следует понимать не как моральный императив, а как формулу обожения человека, т.е. такого его преображения, которое открывает ему врата спасения».   (26)
В заключение необходимо отмечу самое последнее в словах о. Серафима. «…Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святой апостол Павел утверждает: «да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям… если бы Господь не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, т.е. благодати Господа Бога Духа Святаго, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа  Святаго, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святаго внутрь себя неимущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и «Адам бысть в душу живу», т.е. совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков бессмертную. Адам сотворен был до того неподлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не смогла пожрать в пропастех своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием…От этого-то дыхания жизни, вдохнутого в лице Адамово из Всетворческих Уст Всетворца и Вседержителя Бога, Адам до того преумудрился, что не было никогда от века, нет, да и едва ли будет когда-нибудь на земле человек премудрее и многознательнее его».(18в) Только преступление заповеди лишило его благодати Духа Божия и произвело изменение в нем самом и в мире. Предостережением звучат слова преподобного Серафима о том, что «мы стали невнимательны к делу нашего спасения… А все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем ей  по  гордости  ума   нашего  вселиться в души наши и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией». (18в)
Именно в этом контексте, мне думается, следует рассматривать слова апостола: «Знание упраздниться» (1Кор.13,8)… Конечно, не то знание, которое не знает своей ограниченности, малости и временности. Знание смиренное, благоговейное и трепетное останется навеки, ибо принадлежит Небесному Иерусалиму… Противоречит ли небесное знание веры – тайн спасения человечества – знанию прагматическому, знанию «науки» нынешнего мира? Конечно, не противоречит. Как не противоречат небесные законы жизни законам земным, хотя и превышают их, а потому и освящают» … «Пусть не странным покажется, что человеку надо обучаться некоему незнанию. Это незнание не будет неведением. Еще менее оно будет невежеством. Стремясь уйти от лжеименного знания, человек иногда приходит к восхвалению невежества, к отвержению благодатной культуры знания. Это путь ложной философии незнания, путь фарисейский, усваиваемый некоторыми мытарями, становящимися в стороне от жизни мира и превозносящими себя над фарисеями науки. Не этот путь дает Господь для преодоления соблазна и пустоты лжезнания… В нынешнем состоянии человечества никакое знание не должно ощущаться как знание. Всякое знание должно переживаться как неведение. Чем больше человек знает, тем меньше он должен чувствовать, что знает. Как в духовной науке созерцания тайн небесного мира, так и в земной науке подлинное достижение сопряжено бывает с сознательным нищанием. «Я знаю только то, что я ничего не знаю», - говорил древнейший философ, и эта истина ближе всего пришлась к верхам земной науки философии».(22 )
В этой связи мне бы хотелось вспомнить о том, кто ныне уже прославлен в лике святых, а при жизни соединил в себе черты человека науки и светильника веры, о старце и святителе - архиепископе Луке Войно-Ясенецком.* Он уделял много внимания вопросу взаимоотношения науки и религии. Говорил об этом в частных беседах и проповедях, систематизировал свои размышления в книге «Наука и религия». «Если брать религию по существу, то есть как внутреннее переживание, как преклонение перед Богом и общение с ним, то мы должны согласиться, что наука не только не противоречит религии, но более того - наука приводит к религии... Она ставит те же самые вопросы, на которые отвечает религия. Она по закону причинности приводит нас к Первопричине мира, а религия отвечает, Кто является этой творческой Первопричиной не только мира, но и человека. Она говорит нам, что мы происходим от Бога (а не от обезьяны). Наука открывает вечный Логос бытия, обусловливающий эту гармонию. Наука приводит к необходимости какого-то разумного смысла в жизни, какого-то высшего назначения жизни. Религия отвечает - это Бог».(20) А вот как перекликается с этим рассуждением мнение великого русского хирурга Н.И. Пирогова, который в 36 лет обрел для себя, (по его выражению), «высокий идеал веры» в православии: «Все в природе тем и удивительно для нас, что в ней начало или сила жизни приспособила все механические  и химические процессы к известным целям бытия... Главная суть Вселенной есть проявление творческого плана». «...Пытался прежде всего познать, что такое «Я»... начал усматривать самого себя не только в себе, но и во всей  мировой жизни... Так мой ум открыл высшее начало сознания и мысли... Мозг отдельного человека служит органом мышления мировой мысли. Нужно признать существование, кроме мозговой мысли, другой, высшей, мировой». (21)
Следует ли при этом удивляться, что такая «тонкая вещь» как психология неизбежно приобретает связь с Истиной в первую очередь через теорию человеческого «я» личности, которая только дивный «сколок» Личности Творца?  Если бы «теория вкладов» не имела никакого отношения к этому высшему «Я», то она бы просто не состоялась, а была бы еще одним «мертворожденным ребенком» в «Царстве теней» (в материалистическом «ничто»). «Принадлежность лишь к этому миру есть признак мертвенности, как человека так и знания. И только мертвенное знание «надмевает» (1 Кор.8.1). Не имея в себе жизни, человек надмевается призрачным познанием высот и глубин. Дух чистый не надмевается никакими знаниями, ибо данные свыше огни могут быть потушены. Чистый дух всегда трепещет и благоговеинствует перед высшими знаниями и бесконечно умаляет свои. Философией незнания сохраняет свое знание» … «Конфликт» «веры и науки», «знания и веры» есть конфликт несуществующий. Вера небесная есть соль жизни. Без веры небесной всякое прикладное знание, всякая вера земная пресны, безжизненны, томительны. Земное знание освятил Сам Господь, ставши Плотником. Этим Господь освятил в мире всякий земной труд и всякое знание земного мира… Но при условии, чтобы кесарь – жизнь мира сего ¬¬– не затмевал в душах людей Бога». (22)
Вот мне и хотелось проследить эту бытийную связь теории с Истиной и восполнить (хотя бы для себя) недостающие духовные звенья, делающие ее такой интересной и универсальной. Другое дело, как воспримет мой «посыл» автор данной идеи? На протяжении всего исследования я вела с ним («другое ты во мне») напряженный эмоциональный диалог, в который вплетались голоса тех, кто дорог мне и существует в поле моего сознания. Пожалуй, это можно охарактеризовать как «многоголосие», «многоэтажность» (или «многоуровневость»). Было желание дать побольше простора «голосам», и тем самым внести «свой вклад» в личность «оппонента», впрочем, как уже состоялся его «вклад» в мое «я»…   

*Архиепи;скоп Лука; — российский и советский религиозный деятель, врач-хирург, учёный и духовный писатель, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии. Доктор медицины, доктор богословия, профессор. Лауреат Сталинской премии первой степени за монографию «Очерки гнойной хирургии».
Дата и место рождения: 27 апреля 1877;г., Керчь
Дата и место смерти: 11 июня 1961;г., Симферополь (Википедия)
В августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.11 июн. 2014;г.

примечание: (18в) Беседа старца Серафима с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни, с.с. 8-9-10, с.22, с.11, с.14-15 (извлечение из книги С. Нилуса «Великое в малом», Сергиев Посад, 1911) Библиотечно-Издательский центр Покров, Москва, 1991
(20)-(21) В.А. Глущенков. Святитель Лука - взгляд в будущее, с. 201 – 202, изд. Троицкое Слово, 2001
 (22) Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Апокалипсис мелкого греха (проповеди и статьи), с.8-9-10-11, изд. Атлас-пресс, Москва, 2002.
 (23) Христодул Агиорит. Старец Паисий, с.73 изд. Новый город, Санкт-Петербург, 2000 
 (24) Архимандрит Захария (Захару). Христос как путь нашей жизни, с.309-310, изд. Свято-Иоанно-Предтеченский м-рь, Москва, 2002.
(25) И.Л. Гушанский. Дух, душа, психиатрия. Журн. «Человек», № …  с.146 2003
 (25а) Митрополит Сурожский Антоний. Войду в дом твой. Беседы о вере и Церкви, с.41, изд. Фонд «Христианская жизнь», 2003.
(26) В. Сабиров «Любовь как откровение личности – Божественной и человеческой», журнал «Человек», 2003, № 6.


 
Посвящается светлой памяти митрополита Антония Сурожского с глубоким почтением и благодарностью за две незабываемые встречи.
 А так же профессору Вадиму Артуровичу (Петровскому) посвящается с восхищением.