Россия, демократия, идеология

Александр Нижников
Понятие " демократия", если заглянуть в историю, достаточно противоречивое.
Если в первом звучании оно привлекает простым и понятным смыслом( власть народа), то задумавшись вдруг понимаешь, насколько всё  относительно, построено на зыбком песке. Есть рабовладельческая демократия, есть буржуазная, есть либеральная, есть олигархическая демократии…Помнится, как бывший президент Казахстана Н. Назарбаев ввёл новое понятие-«азиатская демократия». Это когда десятилетиями до самой  его смерти  выбирают одного и того же правителя…Выбирают. Назарбаева выбирали 30 лет подряд. Подобным образом многие годы у власти оказывались руководители Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана,  Азербайджана…
 На Западе внешне всё по-другому. Там дают порулить государством новым людям каждые 4-8 лет, там создают «теневые правительства», поддерживают оппозицию, науськивают  оппозиционные СМИ на критику существующей власти, следят за каждым шагом избранных президентов, выходят на протесты после минимального понижения уровня жизни… Правда, несмотря на этот расцвет демократии оказывается в итоге, что тебя никогда не выберут, если имеешь мало денег, чтобы внести залог и оплатить предвыборную рекламу , если не пользуешься поддержкой толстосумов, а выбранный радикальный демократ, вроде Зеленского, вдруг тускнеет, теряет энергию , а то и прямо переходит в лагерь реакционеров, если хочет. остаться жив…
Хитрая штука эта демократия..
    Демократии предшествовал «закон джунглей», когда сообществами, прайдами, стаями, табунами руководили вожаки первые  по силе, решительности, смелости. Они не на выборах, а в поединке с соперниками доказывали своё первенство и поэтому получали право не только первыми идти на добычу, вступать в бой, но и делить добытое и ( пардон) спариваться с лучшей самкой. У людей почти так же.  Похоже многое. Первый  доледниковый период  многое было как у животных. Стадо, вожак, альфа-самец… Природа благоприятствовала. Каждый кустик ночевать пустит, а съедобные плоды падали прямо на голову… Какая демократия? Зачем демократия?
     Затем  пришли ледники, и наступил длительный период матриархата.
 Женщина  стала центром общины из-за того, что того требовало вдруг появившееся домашнее хозяйство . Центром выживания стал домашний очаг в пещере, где найдёшь отдых, где подрастает потомство, доживают старики, сохраняются продукты питания, выделываются шкуры. Тут главной  естественно стала  старшая женщина-мать. Да и все дети-мужчины и женщины- знали только свою мать. Отцы были  неизвестны и часто отсутствующими  на промысле и охоте.
     Пройдут десятки тысяч лет пока мужчины, научившись выращивать скот и  выжимать из земли урожай, а не только брать от природы готовое, делать орудия труда, вновь оттеснят женщину на второй план.  И всё начало быстро меняться. Выделились отдельные  семьи.  Они разделили скот и имущество, а потом и землю. Появилась частная собственность. Это неизбежно привело к  появлению богатых и бедных, а так же к росту независимости и самостоятельности членов общины. Но потребность в авторитетном лидере сохранялась. Для решения споров,  наведения порядка, отражения набегов ближних и дольних соседей. Так  появились выборы… Сначала старшин своей общины, а затем и племенных военачальников-князей …
В Древней Руси, как известно, первыми образцами демократии, то есть власти народа стали народные собрания- вече в первых городах Новгороде, Ладоге, Суздале, Полоцке.
Там жители на народных собраниях избирали путём открытого голосования(криков) должностных лиц: посадника, тысяцкого, казначея , принимали свои законы, меры наказания, налоги  и нанимали  князя с дружиной для защиты города. Князя недовольные горожане вообще могли изгнать, как это случилось однажды со знаменитым  и нами любимом Александром Невским .. .
Новгородское вече просуществовало более 600 лет. В других городах меньше.
Демократию во все века её существования разъедали две  вещи Во-первых борьба состоятельных горожан(бояре, купцы, крупные торговцы и т.д.) с беднотой за тёплые доходные выборные места. В ход уже тогда шли все средства: подкуп голосующих и  кумовство, протаскивание своих законов и правил допуска к выборам, клевета и очернение соперника, физические расправы, фальсификация подсчёта голосов. У состоятельных горожан возможностей для победы на выборах было куда больше, чем у бедноты.
     Во вторых:  Усиление борьбы князей за  власть и влияние в городах, как центрах торговли и ремесла. В период становления  и возвышения московского государства, избавления от ига монголо-татар резко выросла роль великокняжеской власти. Демократия с её народным влиянием, самостоятельностью в решении злободневных вопросов противоречила устремлениям московских князей к  централизации и единовластию с одним государем, единой церковной властью.
 Уже Иван Грозный решительно покончил с новгородским вече и другими очагами народовластия. Князьям и царям удобнее было иметь в помощниках и советниках боярскую думу из преданных и верных людей
      Князья и цари, а не народное  вече стали  символом русского государства на долгие годы, а самодержавие, подкреплённое неустанной церковной пропагандой, стало центральным звеном идеологии  в XV –XIX веках
Традиция не выбирать, а доверять свою судьбу правителю укоренилась в народном сознании с давних времён, а правители  всеми средствами поддерживали эту идеологию. Жесткая власть князей,  в союзе с православной церковью сделали своё дело. Это видно по длительности правления наиболее известных князей .
Олег            правил     30 лет
Игорь                33
 Ольга                24
Владимир                35
Ярослав Мудрый             35
Святополк                20
Владимир Мономах           12
Василий III                28
Государственная идеология была соответствующей. Для порядка и спокойной жизни, защиты от чужеземных набегов нужна  «сильная рука». Такой силой стал князь с дружиной. Для их содержания нужны налоги.
Кто не признал этого, того подчиняли силой.
   Религия-важное средство объединения и подчинения народа. Вначале было вольное язычество с множеством богов, а с князя Владимира –единый бог по византийскому образцу. Теперь жизнь народа должна быть под контролем и управлением не только князей, но и православной церкви: венчание, крещение, ежедневные и воскресные  молитвы, церковные праздники, исповеди, соборование, отпевание, поминки и т.д..
 В молитвах  народ обязан чтить князя и  бояр…За нарушение этого правила-наказание. Так якобы установлено свыше. Для усиления власти при Ярославе Мудром разработан первый сборник законов «Русская правда» с наказанием за их нарушения…
Последующие цари продолжили эту линию.
Иван Грозный      правил          51 год
Фёдор Иоанович                14
Б орис Годунов                7
Михаил Фёдорович                32
Алексей Михайлович                31
Пётр I                36
Анна Иоановна                11
Елизавета Петровна                21
Екатерина II                34
Павел I                5
Александр I                24
Николай I                30
Александр II                25
Александр III                13
Николай II                24

В идеологии царского периода упор был сделан на самодержавие ,как единственную законную власть в России. Власть царя стала абсолютной. Все не из правящего царского рода стали «ивашками». «петрушками» и даже благородные дворяне при Петре I по приказу царя легко могли превратиться в простых солдат, матросов и даже каторжников. Было отменено патриаршество, усилено крепостное право. Из духовных наставников высшие церковные чины становились членами назначаемого царём Синода и уже не смели противоречить царской линии в политике, как раньше. Ни о какой выборности, народном голосовании и влиянии на принятие решений быть не могло. Екатерина II попыталась было по примеру Европы создать в абсолютистской России нечто вроде парламента, но идея была провалена самими дворянами и купечеством. Свирепое крепостничество с салтычихами, с отправкой на 25 лет в солдаты, битьём плетьми на конюшне за малейшую провинность, продажей живых рабов семьями, гаремами из крепостных девок , военными поселениями продолжалось до 1861 года.
    Чтобы как-то смягчить российскую реальность и представить царизм в лучшем виде была выработана идеологическая формула « Самодержавие, православие, народность». Это по замыслу  властей три кита, на которых покоилась и должна была держаться веками святая Русь. Самое и непонятное и в этой формуле было понятие «народность». По идее царь должен был заботиться о своём народе, а благодарный за это народ должен был всемерно чтить царя и его власть и не роптать… На деле всё вышло наперекосяк. За освобождение от крепостного права при сохранении помещиков самого царя –освободителя убили. Крестьянство роптало за нехватку земли в огромной России. За землёй крестьян отправляли в Сибирь, Среднюю Азию, а старые ненавистные помещики, которых было не более 2 процентов населения,  так и остались опорой царя до 1917 года. И только в ходе начавшейся революции 1905 года царя уговорили  даровать стране  первый парламент-Государственную Думу. Но и при ней страну лихорадило, а  в 1914 она вляпалась в ненужную большинству россиян мировую войну, когда только убитыми стало более 2 миллионов  граждан…  В 1917 самодержавие, православие и народность с треском провалились. Царь отрёкся, церкви  перестали доверять, народность вылилась в поддержку эсеров, националистов и большевиков, которые обещали и землю, и власть, и демократию
Ленин, как главный теоретик большевиков, провозгласил, что  новой России нужна и новая « советская» демократия вместо буржуазной. Буржуазная демократия покоилась на  богатстве и влиянии, на безудержной болтовне , обещаниях и саморекламе перед выборами и безответственности за принимаемые законы. По Ленину для народа нужна была выборность простых людей, имеющих реальный авторитет, принципиально от сохи и станка. Они же должны отвечать и контролировать за принимаемые законы, а в случае провала и нечестности должны быть отозваны . Работу советского парламента должен подстраховывать и направлять коммунистический форум в виде съездов, которые вырабатывают основное направление страны…
Кроме того в основу работы всех органов власти должен быть внедрён принцип подчинения меньшинства большинству. Меньшинство, пусть и умное ,должно доказывать народу свою правоту, а не роптать и вредить.
Коммунисты создали странную на первый взгляд демократию, где  простонародные Советы сосуществовали с диктатурой пролетариата, а сама диктатура пролетариата направлялась группой избранных партийных деятелей. Тем не менее это дало свой исторический эффект в виде ускоренной  культурной революции, индустриализации страны, победе в ВОВ, освоению атома и космоса, в гонке ядерных вооружении. СССР из отсталой , полуубитой в войнах и революциях страны за кратчайший исторический срок превратился в супердержаву. Движению вперёд способствовала и марксистская теория о построении нового безэкспуататорского общества-коммунизма, первой стадией которого должен был стать социализм
В СССР до середины 50-х годов придерживались научной идеологии построения социализма и коммунизма. Именно научность была тем, что делало эту идеологию колоссальным преимуществом советского общества. К середине 50-х объективно был завершен первый переходный период, что потребовало новой теории в качестве обоснования идеологии социализма-коммунизма. Но её не было в головах партлидеров, что привело к началу кризиса, затем к его углублению и краху.

 Однако   исторические традиции длительного правления одного лица несмотря на новую « советскую демократию»  продолжились и в ХХ веке
 Ленин  управлял                6 лет
Сталин                30
Хрущёв                11
Брежнев                18
Горбачёв                6
Ельцин                7
 Путин          более            20
 Это наводит на мысль, что народ наш доверчивый, простодушный и терпеливый, не склонен обращать внимания на формальные «мелочи» типа сроков правления.Он, если доверяет, то доверяет до конца, с любовью и даже фанатизмом. Несомненно, тут сказалась и длительная история правления царей, когда идея о царе-отце веками вбивалась в головной и спинной мозг. Сыграло и то, что в вековой крестьянской стране всегда было маловато дисциплины и многовато вольницы. В такой стране важен твёрдый , пусть жёсткий , но справедливый лидер, могущий навести порядок, вдохновить и  чем-то порадовать.
В 1991 году общими усилиями недовольных младших научных сотрудников, подпольных миллионеров, предателей-коммунистов, сторонников прозападной демократии и агентов влияния на деньги  мирового империализма  был развален СССР, а его демократия и идеология объявлены лживыми и нереальными.. За основу снова был взят буржуазный парламентаризм, рыночные отношения, не только на производстве, но и в культуре, быту и семье, когда буквально всё, включая честь и совесть, продаётся и покупается, а в конституцию 1993 года записали пункт об отмене всякой идеологии. Теперь творить можно было всё, что угодно.
Однако жизнь заставила вновь вернуться к этому вопросу, когда страну начали растаскивать на части.  Громадные капиталы от продажи общенародной собственности и природных ресурсов, произведения искусства новоиспечённые олигархи стали уводить за границу. Учёные и деятели культуры начали массами уезжать на ПМЖ за  кордон, преступность выросла,  рождаемость упала, а  агрессивные  соседи, науськиваемые странами НАТО, начали предъявлять даже территориальные и иные претензии.  Дело дошло до открытых столкновений.
Как объединить распадающуюся державу ? Как сохранить её целостность, благополучие народа, духовное единство? Нужна новая объединяющая идеология.  Однако с этим оказалось не просто.
В. Путин  несколько лет назад  называл объединяющей идеей крепкую "семью - ячейку общества". В 2016 году  он заявил:«У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». «Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо». «Это и есть национальная идея. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии.
 Ещё Президент добавил, что бизнесмены, чиновники и все граждане работают для того, чтобы Россия становилась сильнее.
Казалось бы решение проблемы найдено, тем более, что. в России, согласно результатам одного из опросов, 91% граждан заявили, что считают себя патриотами! Вот только в реальной жизни всё  не так благостно! Стоило начать частичный призыв на СВО в Донбассе, как сотни тысяч молодых и не очень молодых «патриотов» ломанулись в Грузию, Казахстан, Армению, Израиль, куда угодно, лишь бы не защищать свою родину и не потерять  вложенные в иностранные банки капиталы. Хуже того , часть из них стала поливать грязью свою родину-мать, отрекаться от всего родного. А идейные разногласия? Да и может ли либерал и социалист, монархист и коммунист долгое время работать на одну цель, на общую родину?
Как подвести к общему знаменателю крупного бизнесмена и наёмного работника, между которыми  правовая, финансовая, материальная и духовная пропасть..?
Россия зависла между  отброшенным социализмом и  и антинациональным империализмом. Шагнуть в  объятья Запада, принять полностью его идеологию-значит потерять  веру, часть суверинитета, территории, стать сырьевым придатком. Пойти на открытую конфронтацию- получили нескончаемые санкции, и риск мировой ядерной войны, не говоря уже о других потерях.
 А выбирать придётся. В такой ситуации В Путину не позавидуешь