Мой друг Алик

Геннадий Старков
Алик жил на параллельной улице,  спускавшейся тоже вниз, но немощеной. А  высыпанной смесью гравия и золы. Всю пыль смывали вниз обильные и частые дожди в ту же речку – Вонючку, в которую неслись  потоки и по нашей улице. Чтобы пройти к нему,  надо было подняться вверх, повернуть на пересекающую улицу, немного прошагать и снова направиться вниз. Или чуть более долгий путь. К речке, вдоль нее, и потом подниматься наверх. Жил он с мамой в двухкомнатной квартире с отдельным выходом и своим небольшим двором. По которому носилась собака. Про отца он мне никогда не рассказывал, а я и не  расспрашивал.  Послевоенное поколение. Как мы познакомились, не помню . Наши постоянные встречи у меня начались где-то в 3-4 классе. Он был младше на два года. Мы играли в замечательную игру –Страны. Во втором классе я прочитал “Одиссею капитна Блада”. Игра начиналась как морские сражения. В третьем классе прочитал добытый из школьной макулатуры второй том “Истории дипломатии”. Игра изменилась.  У каждого было свое государство с правительством или королем, армией и флотом, изготовленными из пластилина. Были центральные банки, выпускавшие свои деньги, Был золотой и  серебряный запас- тщательно разглаженная алюминиевая фольга от конфет. Воевали мы редко. Большей частью строили и торговали. Игра напоминала “Цивилизацию”  Сида Мейера, только ограниченной одной эпохой. Игра была интересна для нас и длилась она два года. За это время я сдружился с Аликом. 
Женька присоединился к нам позже. Мама Алика курила, у них дома всегда было накурено. Алик закурил раньше нас, и мы с Женькой подхватили этот  “великий почин”. Мы заходили в гости к Алику и дымили все вчетвером, мы трое и мама Алика. Наши с Женькой  родители  об этом , естественно  не знали. Курение потом, в жизни моих друзей сыграло трагическую роль. Я покурил 10 лет и бросил, Две причины толкнули меня к этому поступку. Во-первых я знал, что после 10-летнего стажа курения его вред становится необратимым. Во-вторых моя любимая была беременна и в январе должна была родить. Дочка у меня уже была. И я очень надеялся что родится мальчик. УЗИ тогда еще не было. И на Новый год я бросил курить, чтобы сын никогда не видел отца курящим. Недокуренную пачку положил сверху на кухонный шкаф, где трудно  было достать. Утром на работе. Хлопал себя по карманам в поисках сигарет. Вспоминал, что я бросил, и думал, что покупать не надо. Ведь у меня дома лежит пачка. Что день я запросто выдержу. А вечером  ужин,  жена, дочка, телевизор. Так день за днем  прошло три недели. и тяга исчезла полностью. А еще через несколько дней родилась младшая дочка. В роддоме мне ее показали. Я сказал
– Девочка, да еще на меня похожая.
Я думал, что если бы, была похожа на мою жену-красавицу, было бы лучше. Но врач гинеколог ответил:
- А ты что, хотел,  чтобы была похожа на соседа?
Ну вот. Но курить я уже снова не начал. О том ,что я бросил курить, в очередной мой приезд   я сказал и Женьке и Алику. Причем обоим более торжественно,  чем мое сообщение о моей женитьбе. Те слова я сказал, как бы, между прочим.  Торжественно, потому что для меня это было и трудно и важно. Но ни Алик , ни Женька  на такой поступок не пошли. С женитьбой у них получилось и быстрее и легче.      
По воскресеньям с утра мы втроем  ходили в баню. Немилосердно, до красноты,  терли друг другу спины. После сохли в предбаннике, попивая лимонад, играли в карты. Если летом была хорошая погода, с утра до вечера сидели на городском пляже. Сначала закупив на рубль жареные  пирожки с ливером по 4 копейки.На высоком берегу, подальше от реки росли деревья и трава, были столы и лавки, стояли киоски с едой, бочка с квасом и располагались вечно белые говорливые старики. Мы спускались ближе к реке и ниже. Галечный пляж, галька на дне быстрой реки, где можно было плыть только по течению. Мы играли в разные карточные игры, сейчас могу вспомнить только буру и тысячу. Однажды Женька сказал, что его родители уезжают на несколько дней и предложил нам играть в карты всю ночь, как гусары или дворяне. В два часа ночи он взмолился прекратить этот эксперимент. Но мы с Аликом отвечали, что мы себя еще не почувствовали ни гусарами, ни дворянами и были неумолимы. Разошлись в шесть утра. Больше никогда нам не хотелось проводить ночи вместе. Часто ходили в городской парк, иногда на танцы. В парке танцевала молодежь, в железке подростки, в городском доме офицером  старые – после 30 лет. Когда объявляли  белый танец из нас троих всегда выбирали  Алика. Не столько за его очень правильное красивое лицо и казацкий кучерявый чуб, сколько за  его веселые  дружелюбные глаза и легкую привлекательную улыбку. Хотя он и был чуть полноват. Женька же был стройнее и выше, в его позе и движениях бросалось самоуважение, иногда проглядывала гордость. К нему тоже подходили, но заметно реже и это были девушки другого типа. Те, из которых потом  вырастают дамы.   Алик был очень стеснителен  в разговорах с девушками. Он предпочитал петь под гитару. Играл он неплохо, а пел еще лучше. Мы с Женькой часто молча слушали его дворовой репертуар на площадке вечерами.Мне хочется привести здесь несколько песен, которые он исполнял. В списке названия песен, авторы, и сами песни, выбранные из интернета. Я старался выбрать голоса и исполнение максимально похожими, хоть это не получилось, Голос у него был немного выше, а исполнение мягче.
-Колокола (автор  https://stihi.ru/2009/12/29/3749 Геннадий Старков -
 однофамилец, 1962)
 https://www.youtube.com/watch?v=JCPbx7NL6_g
-Сиреневый туман (Михаил Матусовский ?, Ян Сашин?, 1936)
 https://www.youtube.com/watch?v=mEs2WC10CZQ
-Я готов целовать тот песок (Игорь Кобзев, Владимир Павлинов, 1960-1965)
 https://www.youtube.com/watch?v=f7HCjQdGxEw
-Шут и королева (П.Болдырев, Н.Маныкин-Невструев 190? )
 https://www.youtube.com/watch?v=_gFDwafwfHc
-Осень дождями ляжет ( Ирина Левинзон, 1963 )
 https://www.youtube.com/watch?v=UIHo1CyQVb4
  Пел Алик замечательно, но знакомиться он не умел. И мы провели курс обучения , а потом заставили сдать экзамен. Мы пошли на танцы, показали ему девушку. По условиям экзамена он должен был провести ее домой и всю дорогу поддерживать разговор. Мы с Женькой шли сзади, как случайные прохожие  и слушали. И хотя потом мы долго обсуждали, что надо было говорить, а что не надо. экзамен был сдан.
Однажды по сюжету одного фильма  мы втроем влезли в телефонную будку и по очереди продиктовали каждый по одной цифре, пока не набрался номер. Алик набрал номер и взял трубку. На другом конце линии трубку подняла девушка. У Алика с ней было несколько свиданий. И хотя  она была неплохой и симпатичной, как-то быстро они расстались.
С телефоном была связана еще одна история. Совсем неприглядная. Мы выросли в городе, в районе,  где в  дневное и вечернее время в общественных местах и транспорте не было слышно мата. Это считалось крайне неприличным. Проживая потом в других городах, я каждый раз вспоминал родной город, когда мне резал уши мат. Как то сложились у нас три фразы:
-Русский язык богат и могуч.
-Для того чтобы выразить любую мысль без мата.
-Тому, у которого есть достаточный словарный запас.
И если у кого-то вырывалось неположенное в нашем кругу слово, двое остальных дружно говорили:
-Русский язык …
И мы все трое ржали.   Но тогда нам было интересно, как матюкаются женщины. И мы опять втроем влезли в телефонную будку. Алик набрал 03 и услышав женский голос послал ее по известному адресу. В ответ мы услышали желаемое, в трехэтажном варианте и без остановки, столько, чтобы мы оценили, а потом Женька нажал на рычаг. Больше такого мы не повторяли. Оказалось, ничего интересного. Судьба через десятки лет воспроизвела для меня эту ситуацию, только поставив меня на другую сторону. Мы ехали с бригадой с вызова, когда диспетчер сказал, что телефонный хулиган сейчас на линии в такой-то телефонной будке. Мы подъехали на площадь  подбежали к будке, взяли трубку и услышав другого диспетчера- женщину, убедились, что не ошиблись. Пацана мы привезли на станцию и отвели к диспетчеру. Она предложила ему исполнить все ,что он обещал ей по телефону. Он стоял перед всеми, молчал,  сопел и краснел.  Мы вышли из диспетчерской во двор.  Через пару минут парень выскочил к нам во двор и принялся оглядываться. Я спросил:-
-Тебя подвезти домой?
Он что-то буркнул и убежал.
Мы поступили с Женькой в мединститут, На следующий год, после Женькиного поступления летом мы занимались с Аликом. При объяснении по каждой теме приходилось возвращаться к азам, потом снова наслаивать материал. Конечно мы его уровень подняли, но этого было мало.  В мединститут он не поступил  и ушел в армию. Не в той школе он учился. И не так как надо было.  И я и Женька в школе научились учиться, полюбили это дело. Самодисциплины и целеустремленности у нас хватало. Моей поговоркой в годы учебы в институте была измененная фраза из известного фильма:
-Первым делом самолеты. Но зато потом…
Алик работал на заводе. Я женился первый , за мной Алик. Еще через несколько лет Женька.  Мы с Женькой уехали в разные стороны и страны. Я приезжал ежегодно к матери и встречался с Аликом. Женька вернулся в родной город и стал главврачом областного кардиологического диспансера. Это была современная, крупная для нашего города,  больница. В беседе с Аликом я как-то поинтересовался, встречается ли он с Женькой. Он
помолчал немного, посмотрел на сигарету, затянулся и сказал:
- Нет. Однажды он не помог мне, когда очень надо было.
Я не уточнял. Женьке об этом я однажды рассказал. Он посмотрел в окно, рассматривая там что-то интересное и не поворачивая головы ответил:
- Знаешь, как трудно быть главврачом в родном городе, много знакомых и все приходят с просьбами.
Я подумал,что Алик не все. Потом подумал, что это наверное для меня, а как для Женьки ? И ничего не ответил. 
В один из моих приездов мама мне сказала, что Алик умер. Женька дополнил, что от легочного кровотечения. Результат длительного курения. Я пожалел,  что все годы так и не только не смог заставить его бросить курить, но даже и не пытался это сделать, На свое работе я с тех  пор стал особенно обращать внимание на курение своих пациентов. Пытался для каждого из них найти какой-то аргумент, весомый для него, чтобы используя его как рычаг повернуть сознание к необходимости бросить курить.  Так для мужчин уверенных в себе хорош был следующий. Уточнял у них, знают ли они препарат виагру.  Ну,  кто не знает.  И объяснял, что механизм его действия состоит в том, что расширяются сосуды там,  где надо. И тут же сообщал, что курение суживает сосуды везде. И там где надо тоже.  Женщинам, например,  другой подобный аргумент. Курение суживает сосуды, и из-за этого оргазм слабеет так, что может и совсем исчезнуть, Для сравнения надо только не курить три недели. И тогда Вы почувствуете разницу.  Вы многое теряете в своих ощущениях.  Одна потом пришла ко мне специально и сказала, что это неправда, она улучшения не почувствовала.  Я же уточнил:
-Вы снова начали курить ?
-Нет.
Значит это была святая ложь? Нет, так на самом деле, просто у всех по разному.
Неважно какой аргумент выбрать. Ну кроме избитого – курение вредит Вашему здоровью. Главное цель, а не средства,как одно из исключений, тут эта пословица гуманна.  А вот у мужчин положительный эффект наблюдался гораздо чаще. И долго  еще ко мне подходили мужики и говорили:
-А Вы знаете, ведь я тогда бросил курить после Ваших слов.
Ну почему я раньше не мог поговорить также с Аликом и Женькой?
   
  Я пошел на мою улицу, где его дети держали магазин. В  бакалейной  лавке  они меня не узнали.
Спросили:
-Что Вам?
Я уточнил у них, кем им приходится Алик, назвал фамилию.
Они сказали:
-Это наш отец. Он умер.
Я молча достал тысячу рублей и положил на прилавок. В те времена это еще можно было назвать суммой. Больше я ничего сказать не смог. Чтобы не расплакаться в магазине я быстро вышел на улицу. Девушка выбежала за мной пытаясь вернуть мне купюру.  Я отвел ее руку, повернулся,  и быстро пошел вверх по родной улице. И только тут перестал себя сдерживать и дал волю тому, что накопилось внутри . Слезы обильно стекали по моим щекам и туманили  глаза.