Постановка Дом Бернарды Альбы в ТДТ

Лилит Эбро
Тюменский драматический театр - одно из самых красивейших зданий Тюмени. Оказываясь рядом с ним, меня постоянно тянет туда как магнитом. В этот приезд мне посчастливилось побывать там два раза. Первым нашим посещением театра оказалась постановка "Дом Бернарды Альбы" в малом зале театра.

При входе в сам зал мы почувствовали специфический запах, который очень сложно не узнать - это был запах ладана, и увидели едва уловимый белесо-прозрачный дым - фимиам, заполнивший пространство вокруг нас. Эта творческая уловка помогла погрузиться в атмосферу самого спектакля, вникнуть в его суть и ощутить все чувства и эмоции, проживаемые актёрами.

То, что происходило на сцене вызывало тяжёлые эмоции. В какие-то моменты хотелось сжаться в комочек, чтобы меньше чувствовать всю боль и безысходность от разворачивающегося на сцене, а порой сдавливало грудь так, что хотелось судорожно вздохнуть и выдохнуть со словами: "Воздуха, мне не хватает воздуха!"

После смерти мужа Бернарда Альба объявляет траур и запирается со своими дочерями в стенах собственного дома. Жёсткая тирания матери с запретами и давящим гнётом "заточает" пятерых девушек словно в клетке, лишая их свободы и заставляя чувствовать себя заживо погребёнными. Входить в дом Бернарды не имеет права ни один мужчина, а девушкам даже смотреть на них запрещено. Но разве можно запретить юным сердцам, пышущим страстью и жаждой жизни, биться и трепетать в ожидании нежности, любви и свободы? Вполне вероятно, что эта нагнетаемая жажда столь обычных человеческих чувств, свойственных всем юным особам, но недосягаемых для наших героинь, и явилась источником трагедии.

Сразу три дочери Бернарды влюбляются в одного и того же мужчину - Пеппе... К старшей дочери от первого брака - Ангустиас Пеппе сватается из-за богатого наследства. Одна из средних дочерей - Мартирио оказывается влюблена в него безответно. А вот младшей дочери Аделе Пеппе отвечает взаимностью.

Напряжение в доме Бернарды растёт. Пока старшая Ангустиас живёт в сладостном ожидании своего счастья с Пеппе, не подозревая о его любовной связи со своей младшей сестрой Аделой, средняя Мартирио застаёт любовников вместе. Переполняемая завистью, злобой и безысходностью Мартирио не позволяет любящим друг друга сердцам бежать под покровом ночи. Она поднимает весь дом. Бернарда стреляет в неверного жениха, но ему удаётся скрыться невредимым. Однако Мартирио, чтобы отомстить сестре, говорит ей о том, что Пеппе застрелили. В отчаянии Адель ломает трость матери, кричит о своей любви к Пеппе и что не хочет жить так как они, не видя ничего кроме стен, окружающих их и убегает в свою комнату. Там она совершает самоубийство.

Бернарда приказывает молчать о причинах, толкнувших её младшую дочь на этот поступок. Ей важно соблюсти внешние приличия, она считает, что так сохранит честь семьи и объявляет всем, что её дочь погибла невинной девушкой.

Игра актёров была хороша, но больше всего мне понравилась игра актрисы, сыгравшей второстепенную роль в этом спектакле. Об этой роли я до сих пор даже не упомянула, поскольку стоило мне только заговорить о ней, как нить повествования была бы безнадёжно утеряна, настолько я была восхищена этой игрой. Это роль матери Бернарды... сумасшедшей старухи-матери. Так сыграть сумасшествие, как это сделала она: бездонное безумие в глазах: то скованность, то безудержная импульсивность в движениях, свойственных умалишённому; моментальные перепады настроения от радости до страха - всё это дано не каждому актёру. В кино можно всё довести чуть ли не до совершенства, снимая дубль за дублем до получения необходимого результата. А вот в театре нет права на ошибку. Либо ты живёшь жизнью героя, погрузившись в его характер, чувствование жизни, внутренний мир, и тогда зритель тебе верит, наблюдает за тобой затаив дыхание. Либо ты безнадёжно фальшивишь, и тогда зрителю хочется кричать: "Не верю!"

Я бы с огромным удовольствием сходила бы ещё раз на этот спектакль ради одной только возможности с благодарностью преподнести букет цветов заслуженной артистке Республики Коми Елене Самохиной сыгравшей эту сложную в психологическом плане роль - роль Марии Хосефе, матери Бернарды. Именно такое перевоплощение и проживание на сцене и влечёт меня в храм творчества и искусства - ТЕАТР.