Мужик на метле

Игорь Ходаков
Как-то вечор, а может при дне, скачет, гляжу я, мужик на метле.
– Не только Яга на оной летает, ноне-то мало об этом кто знает.
Поведал сосед мне с ножовкой в руке, он спиливал ветви на старой ветле,
И сызмальства предков фольклор изучает, а дома мудреные книги читает.

– Молча ль мужик едет? – и сам мне в ответ: – Конечно же, нет.
Киваю согласно: – Он что-то такое себе под нос бормочет.
Сосед усмехнулся: обычаев не знаешь на старости лет,
– Селянин  скотину от хворей различных  сберечь свою хочет.

– И что же – спросил я – на метле он такое лопочет?
 – Батюшка домовой не разори дом, не погуби животину;
– А коль рассердит того домового? – До смерти он ночью тогда защекочет!
От слов сих, я чую, как пот прошибает и лоб мне и спину.

И сам уж желаю:  не тронула бы мужика хворь мужикову скотину,
Но шепчет сосед: –  Метлу  коли в деготь взять-обмакнуть,
Не всю, как ты понял, а только одну лишь ее половину.
–  Так можно – его перебил – домового вспугнуть?


– Коль лысину деготь его обмокает, тотчас домовой со двора убегает.
Но тут мой сосед пилу отложил и вот что,  на лавку присев, он мне изложил:
– Мальцом был, но помню, как ворожея наш луг на метле объезжает,
 Я рядом уселся; махорку достал мой сосед, закурил:

–  За нею помощник, Панкрат дед, идет, и след он незримый на лугу заметает.
Я взглядом мужика на метле проводил, а после соседа негромко спросил:
– И что же то действо в селе означает? – сам чую: по-прежнему пот меня пробирает.
– Заговор змей и…. Индюк тут надутый некстати вдруг заголосил.

Сосед как прикрикнет – простыл птицы след. К рассказу вернулся:  – Так вот, энта, тед,
От запада путь ворожеи шел прямиком на восток, и кнут в телогрейки ее рукаве,
Штоб не случилось в селе нашем бед, не утром их не было, а также в обед,
Без устали скачет она на метле и  с силой стегает кнутом по траве.

А я вспоминаю, как сказке Яга в ступе летает и след свой метлою она заметает.
–Ты знаешь, промолвил мне с лавки сосед, – метла, лопата, еще кочерга:
Не просто в хозяйстве нужда в них всегда, в них словно бы счастье мужик обретает.
Я живо их подле печи представляю и молвлю, согласно кивая – Ага.

– Четверг-то Великий и каждый хозяин, дабы его не покинуло счастье,
Свой дом  объезжал верхом на метле. –  Поднялся сосед и ветку спилил еще на ветле.
– Неужто – дивлюсь – мужик верит, что в жизни отгонит метлой он ненастье?
 – Здоровье чтоб было, зимой дом в тепле,  что пахарю нужно еще на земле?

 – Слыхал я – шепчу, – что может метла превращаться в коня.
Я думал на это последует: «Нет». Но все же иной услышал ответ:
– Бывает, бывает такое, средь ночи все больше, но может средь дня.
Но видно об этом не очень хотел говорить мой сосед.

Тут  дождик накрапывать нежданный вдруг стал;
–  Ну хватит с тобою нам лясы точить.
Сказав так,  коленями скрипнув, сосед с лавки встал – за день наработался, видно устал.
Я вспомнил, что нужно еще мне в родник за водою сходить.

Начать понемногу штакетником свой огород городить.
Сосед уже в доме, затопит он печь, мудреную книгу прочтет прежде, нежели лечь.
А может не ляжет и дню дав остыть, отправится в ночь  луга сторожить.
Поблизости будет река тихо течь, и подле нее костер соберется сосед свой разжечь. 


28 апреля – 5 мая 2023 года Чкаловский

Изображение: https://a.d-cd.net/_JAAAgA2D-A-1920.jpg