Исповедь прачки

Людмила Берзиня
                Есть в воспоминаниях всякого человека
                такие вещи...,которые даже в себе человек
                открывать боится.
                Ф.М.Достоевский

   Поведанная мне когда-то история старой жительницы сибирского города Барабинска настолько взволновала,потрясла меня,что,видимо,не успокоюсь,пока не поделюсь ею с вами.Что именно заставило её раскрыться передо мной - осталось загадкой.
   Мы встретились случайно на квартире моей знакомой,с которой вместе посещали курсы немецкого языка. Та женщина - соседка ,зашла,что называется,за солью, да и осталась с нами чаёвничать.Выпили вина,разговорились... Хозяйка вышла по своим домашним делам и мы в кухне остались вдвоём - совершенно незнакомые люди и совершенно разные.
- Ты тоже сибирячка? -
- Да,- говорю,- там родилась - недалеко от Новосибирска,- соседка как-то странно-задумчиво посмотрела на меня,опустила голову,а когда подняла - я увидела побледневшее лицо и слёзы на глазах.Спрашивать её ни о чём не стала - просто молча ждала,видела - её что-то гложет.Решила - пусть успокоится и сидела тихо в углу у окна.
- Будь он трижды проклят,этот твой... сибирский город.Вспомнила то,чего не должна бы вспоминать вообще никогда...
- Ну и не вспоминайте! Забудьте! Давайте выпьем ещё вина - за хорошие воспоминания.
- Такое,детка,нельзя забыть,как ни старайся.
    Выпили еще немного вина.Помолчали...
- Расскажу я тебе... Не могу больше молчать - мне надо кому-то чужому открыться,может быть тогда перестану сны страшные видеть.
   И эта странная женщина рассказала мне свою историю из её послевоенного детства.

                ----------------

   Жили мы тогда в небольшой деревушке,недалеко от Новосибирска. Я была старшая среди детей - помощница.Всё хозяйство,считай на мне держалось.А когда шестнадцать лет исполнилось,случилась со мной неприятность - глаза заболели: колет и колет что-то внутри. Мочи нет. Мать отвела к местному доктору - тот осмотрел глаза и направил к глазному врачу в Новосибирск.Говорит - ресницы стали расти внутрь века,только там помогут оперативным путём.
   Что ж поделаешь - собрали меня в дорогу,наказ дали,как и что да и отправили.
   Повыдергивал хирург те ресницы,на другой день домой выписал.
   Стою на трамвайной остановке,по сторонам посматриваю. Тут дядечка подошёл,полу своего пальтишка отвернул,а там колбаски висят.
- Хочешь колбаски? Продам недорого.
- У меня денег - только на дорогу.
- Да ты попробуй сначала,а потом уж решай.
   Отрезал ломтик и дал мне на пробу. Проглотила я тот ломтик да и сознатие тут же потеряла.

                ---------------

   Очнулась в каком то тёмном помещении без окон. Да и дверей не было видно.Вокруг было много женщин,но никто на меня внимания не обращал. Одни были заняты шитьём,другие - в углу,стирали что-то в больших цинковых ваннах,используя стиральные доски. В другом углу обширного подвала была сушилка - на веревках висели различные вещи после стирки.
   Так я лежала,озираясь,пока ко мне не подошёл мужчина,молча сунул в руку кусок хозяйственного мыла, отвел к такой же ванне,бросил передо мной на пол ворох одежды :
- Стирай! - И я подчинилась.Почти все вещи были окровавленные и эту кровь надо было тщательно состирнуть,потом вещь просыхала и дальше уже портнихи так же тщательно делали своё дело - ремонтровали,выглаживали и сладывали на стеллажи. Откуда каждое утро человек забирал их и уносил.Как потом узнала - на продажу.

                -----------------

   Я догадаась,конечно,куда попала.Хотя никто ничего не рассказывал - всё делалось молча. Иногда кто-то из женщин исчезал и появлялась новенькая прачка или швея. Спали,ели обихаживали себя,как могли, тут же - в подвале.Никто из банды убийц ни разу не показался - только один и тот же мужчина,который усыпил и доставил меня сюда,он же и вещами занимался.
   Так прошёл год. Я стала слабеть здоровьем,сильно исхудала и физические силы стали покидать меня.Со страхом ждала,когда уведут,чтобы заменить на другую,здоровую прачку.Понимала,конечно,что уводили женщин вовсе не на свободные хлеба.Свидетелей не оставляли.
   Однажды рано утром меня разбудил всё тот же "комендант",молча поманил пальцем - иди,мол за мной. Вывел на улицу,уложил на дно брички,сверху заложил товаром со стеллажей и отвез на остановку трамвая,дав денег на билет до дома...