Поговорим о -измах

Михаил Быстров -Павлов
Поговорим о   – измах.
Окончание  –изм  в современных языках распространилось невероятно широко, добавлять его начали чуть ли не к каждому слову, но никто не знает, что оно означает на самом деле. А между тем его значение объясняется очень просто – усиление (внимания, явления, отношения) и происходит из протоазбуки, где З – знак, значение; М – сила, усиление.

Похожая трансформация произошла и с окончанием (иногда суффиксом или корнем) –ист, ст (-истика), значение которого – принадлежность к. Чаще всего в виде характеристики (характера, признака), где  сочетание СТ – видимый, наблюдаемый.
Но ИЗМ имело значение более общего характера, а ИСТ обычно относится к какому-то частному случаю.

Но я хотел поговорить не об окончаниях, а о явлениях, таких как социализм, коммунизм и капитализм, которым, исходя из значения их окончаний, придали усиленное значение на определённом этапе развития социума. Процесс этот был вполне естественным и возник в ответ на усиление капиталистических отношений – монополизм (разрушение собственности и рынков сбыта у ремесленников), олигархизм (усиление власти денег ведущее к усилению эксплуатации наёмного труда),  индустриализм (ведущий к массовой безработице).
Для европейской формы борьбы за власть, в рамках эволюционизма,  процесс этот был вполне естественным, и в ответ на это, вполне естественно, возникло профсоюзное движение. Но борьба за власть имеет разные формы, и в эволюцию вмешался революционизм – борьба за власть с привлечением неких абстрактно- морализованных идей (религиозного рая, всеобщего равенства, светлого будущего и пр.)

Мы не можем обвинять в безнравственности скопом всех капиталистов или всех революционеров.  В условиях усиления борьбы за власть мораль отступает на второй план, а агрессивность может принять фанатичные формы. И в таких условиях у многих людей появляется мечта- желание о некой справедливой и нравственной власти. И появление наиболее активных «мечтателей» вполне закономерно. Так же мы не можем обвинять в безнравственности, участие в революциях  неких тайных сил и иностранных разведок, так как это тоже укладывается в рамки борьбы за власть. Точнее, обвинять-то  мы их можем, но в условиях нравственной относительности это бессмысленно. Единственное, что мы можем, это – учесть на будущее, что дружить с такими ребятами себе дороже, и лучше подходить к выбору друзей. Или наоборот – и самим стать тоже безнравственными. Так что выбор есть всегда, и это – дело вкуса.

Говоря об измах, надо помнить, что они в определённой степени абстрактны, не обладают конкретными характеристиками (в каждой стране имеют свои особенности) и применяются, обычно, в популистских целях, в расчёте «на дурака».  В расчёте же на умного,  речь надо вести  о конкретной характеристике (частной собственности, основах планирования, работе банков, эффективности производства, юридического и материального равенства, моральных и материальных стимулах  и прочее).

При этом надо помнить и о том, что мы почти всегда рассуждаем в условиях «информационной неполноты», даже если являемся научными работниками. Это может быть следствием или неправильно понятого факта, или элемента секретности, или подсознательной личной заинтересованности.
Но чаще, всё же, нами движет фанатичная убеждённость в правоте, и тогда даже наличие убедительных фактов, не позволяет взглянуть на ситуацию критично.
Наиболее характерный пример – поиск пятой колонны. Для одних это коммунисты, для других олигархи, для третьих сама партия власти, для четвёртых евреи, для пятых либералы и демократы… И получается, что все мы являемся участниками той или иной «пятой колонны» и «врагами народа». Но тогда возникает вопрос – а кто народ? Что это за абстрактная государственная единица, ради которой мы воюем между собой? Если вы скажете, что это русский народ, то данное понятие, во-первых, относится к националистическим и в нашей стране не рекомендовано к употреблению; а во-вторых, от русского народа остался только миф. Катастрофическое снижение плотности населения русских было замечено ещё при коммунистах, а весь прирост населения в СССР происходил только за счёт южных республик.

При царе всё управление тоже было иностранным, но тогда хотя бы существовали русские деревни. А при коммунистах деревни спились и снаркоманились. Так что, наверное, пятая колонна-то в России, это русские. Но на борьбу с ними и сил-то тратить не надо – сами вымрут. А в нынешних городах их, пожалуй, и на парад победы не насобирают. Зато праздновать будут ой-ёй – громко и весело.