Случайный выстрел в афганской тишине

Мельченко Евгений Александрович
Эта история короткая, но достаточно показательная. Показательная она — в плане случайностей, которые случаются на войне на каждом шагу. Военные действия — это какая-то кладезь случайностей, после которых многие участники событий, во что только верить не начинают.

Дело было в окрестностях дороги Герат — Тейебат в 1986 году. Шла операция по ликвидации значительных сил противника в направлении Кокари-Шаршари. Как и у соседей в Чакаве, у нас был недокомплект личного состава процентов на 20 (плюс/минус). Поэтому держать оборону, нести караульную службу и обслуживать технику, было тяжелей. Уставали, недосып, недоедание и так далее. В целом, те самые тяготы службы. Расставили нас по дороге небольшими группами, огневыми точками. Цель — выявить огневые точки и сосредоточения противника.

Долбили душманы нас, в основном, с иранской территории. Но выдвигались набегами: когда их прижимали с одной стороны, они трепали другую сторону фронта, чтобы отвлечь наши силы на помощь. И мы как-то чуть не попали под такую раздачу. А получилось всё прекрасно. Сидим мы на точке, всматриваемся в дорогу, скалы, кусты. Как мы говорили «глаза пучим». Но тишина, нет никого. Таращили глаза, как и положено — двое таращат, двое дурью маются, двое спят. Меняемся через каждые два часа. По нужде ходим только по двое: один дуется или отливает, другой тылы прикрывает. Вот и пошёл наш сержант так подуться.

И что вы думаете? Конечно же, солдата он прогнал. Мол, что ты будешь на меня таращиться, сам разберусь. Ну, и ладно… проходит минут десять. Раздаётся выстрел. Мы в ружьё, разворачиваем пулемёт в гору. Видим душманов трое, по которым открываем огонь незамедлительно. Одного устранили, а остальных посекли парни из соседней огневой точки. Их оказалось пятеро: троих убрали, двоих ранили, взяли в плен. Что же произошло?

Сидит сержант наш, тужится. Заодно крутит в руках свой трофейный пистолет. Подобрал где-то на чистке в кишлаке. Он его от офицеров прятал, начищал до блеска. Эдакая игрушка. А тут крутил, снял с предохранителя и шмальнул в воздух. В стволе патрон оказался. И совершенно случайно он вспугнул душманов, которые шли по тропке в нашем направлении. Они ломанулись на скалу, думали, что их засекли. Там мы их и засекли.

И вот картина. Мы лупим по горе, а чуть левей по камням скачет к нам, как горный козёл, наш сержант с голой задницей. По ходу пытается натянуть штаны, но падает. Встаёт, и опять бежит на полусогнутых. С одной стороны, насмеялись мы тогда от души, ржали потом последние полгода, на всю жизнь запомнили. С другой стороны — во какая штука: если бы он случайно не шмальнул с пистолета, что бы было? Душманы зашли бы со скалы, и атаковали бы нас сбоку. И кто его знает, чем бы это закончилось. Судьба, не иначе.