День Победы

Ваша Лена
На снимке - утро 9 мая 1945 года, ликующая толпа около Новосибирского театра Оперы и Балета. Этот театр называют ровесником Победы, он был открыт как раз к великой дате.

Где-то в этой толпе - моя юная мама. Она вспоминала потом, как незнакомые люди обнимались, целовались и плакали, какой был салют и сколько счастья. Мамин отец вернулся с фронта, раненый и контуженный после Сталинградской битвы. Но уже оклемавшийся после госпиталей. Вернулся и его родной брат. Горе обошло эту семью, в отличие от семьи моего папы. Но их встреча произойдет потом, потом. А пока мама так же самозабвенно вальсирует с кем-то, как другие девушки из этой старинной фотографии, смеется и радуется солнечному майскому дню.

В 1990-м году она была поражена, что в Израиле этого праздника нет. Просто нет и все. Полное равнодушие и забвение. И ее горячее убеждение: "Не было бы 9 мая - не было бы государства Израиль, не было бы вас!" - до умов и сердец местных граждан не доходило.

Признаюсь, это равнодушие доводило и меня до белого каления.

Учителя младших классов не знали, кто с кем воевал и иногда давали малышам вопиющие по лжи сведения.

- Страны-победительницы - Америка, Британия, Франция... - вещала невежественная учительница и очень была удивлена, когда шестилетний малыш встал со своей парты и прокричал:

- Советский Союз был главной страной-победительницей!

...малыш оказался правнуком фронтовика, и, придя домой, он рассказал об этом уроке своей маме.

Мама, совсем "свежая" репатриантка, внучка фронтовика, прошедшего всю войну, оказалась с характером бойца. Она сначала обратилась к директору школы, но, не встретив понимания, дошла до Министерства образования и устроила большой шум. Мама добилась правды и повторения того урока истории. Мама принципиального малыша и рассказала мне эту историю. Ведь мы были из одного города.

С тех пор прошло много лет. Массовая репатриация из бывшего СССР добилась того, что День Победы стал в Израиле официальным праздником.

"...Парламент Израиля – Кнессет принял закон, который официально утвердил дату празднования в стране Дня Победы. Начиная с 2018 года, этот праздник отмечается в Израиле ежегодно 9 мая, имея статус государственного праздника – День Победы над нацизмом...Празднование Дня Победы в Израиле проходило всегда и до того момента, как Парламент страны принял закон о придании празднику официального статуса. Отмечался он всегда 9 мая. Во многом это связано с большим количеством граждан Израиля, перебравшихся на историческую Родину из СССР. Кроме того, Израиль – одна из тех стран, где по-настоящему помнят о том, кто «сломал хребет» гитлеровской Германии и вёл непримиримую борьбу с нацизмом. Здесь помнят и о том, кто вынес тяготы крупнейших сражений Второй Мировой войны, повернул вспять армию, за два года покорившую практически всю Европу и положил на алтарь победы жизни более 27 миллионов своих граждан..."

Сейчас я дам ссылку на коротенький видеофильм - шествование в одном из израильских городов Бессмертного полка.
У кого будет время - посмотрите. Трогательно и печально. Пожилые и старые люди несут фотографии молодых парней, а ниже фотографии - фамилии и имена.

"Это мой отец"..."Это мой брат"...Это мой дядя"..."Это мой дед"..."Это брат деда"..."Это мои мама и папа"...

Большинство изображенных на портретах - не вернулись домой. И их состарившиеся потомки отворачивают лица от камеры, чтобы спрятать слезы. Слезы горя и тоски по близким, которых не удалось узнать.

Этих дочерей, сыновей, внуков, племянников, сестер и братьев - много, очень много. 9 мая - действительно, был самый главный праздник, как прокричала одна маленькая и бойкая девчушка лет 10-ти. Она уже нетвердо владеет русским языком, она родилась в новой стране, но она гордится тем, что ее прадед воевал с Гитлером.

Вот ссылка на видик:  http://www.youtube.com/watch?v=KmcfPqryMxE

...Сейчас я читаю книгу Яира Лапида, автором текста которой является его покойный отец Томи Лапид - популярный израильский журналист, телеведущий, руководитель крупнейшей газеты и Гостелерадио.

Ребенком Томи пережил войну и оккупацию, его отец погиб в концлагере за две недели до окончания войны. В книге очень много интересного и нового, она блистательно написана и переведена, а я хочу процитировать отрывок из встречи маленького мальчика с советскими солдатами.

"...Однажды утром я проснулся, услышав голоса. Разбудил маму: "Кто-то говорит по-сербски!" Она лежала неподвижно, прислушиваясь. "Это не сербский, - наконец сказала она, - это русский". И спросила меня: "Ты сможешь поговорить с ними?" Я сказал, что знаю несколько слов. Она встала, нашла кусок красно-бело-синей ткани ( цветов югославского флага), обмотала ею мою руку и послала меня попросить у них еды. Я спустился в подвал и увидел там несколько солдат, покрытых пылью и копотью. Они посмотрели на меня с удивлением и подозрением. Я показал на повязку на руке. "Югославия, - сказал я, - маршал Тито, югославский". Они растаяли, показывая в улыбке металлические зубы. Маршал Тито, командующий антифашистским Сопротивлением в Сербии, был самым известным партизаном Европы. Один из солдат порылся в сумке и дал мне буханку хлеба и несколько луковиц. Я поел впервые за несколько дней. Это был самый вкусный лук в моей жизни. Нас освободили. Моя война закончилась". ( Яир Лапид. Мои посмертные воспоминания. История жизни Томи Лапида. - Синдбад, Москва, 2017, стр. 66)

...Мы всегда отмечали дома этот день. В Новосибирске торжественно. Мама готовила стол, сзывала друзей и родню.

В Хайфе мы с мужем тоже накрывали нарядный, праздничный стол. Звали друзей и соседей. А иногда те - приглашали нас. У всех был кто-то, кого надо было помянуть.

В этом году стола не будет. Да и праздника тоже. Но память - она никуда не делась. Мужу надо помянуть своего деда. Он вернулся с войны, но в 60-х умер от ран. Муж совсем его не помнит. Мне надо помянуть своего деда и своего дядю.

Они не должны быть забыты. Все, кто воевал за Родину. Пусть будет благословенна их память.