Окончание. Индейские войны в Русской Америке

Вадим Александрович Силантьев
 -По просьбам читателей выкладываю окончание.На днях, некие ловкачи даже предлагали купить очерк со всеми правами на него.../ В январе 2024г. поступало предложение, от других ловкачей, опубликовать мой очерк в их издании. Но гонорар, тем дельцам, выплачивать жадно..)..Отказал хитрым мальчикам...

            ---Калифорния---               
         (исторический очерк)
    Российская колония в Калифорнии существовала с 1812 по 1841 год – это крепость (форт) Росс и прилегающие к ней земли. Вокруг выше названной крепости стояло так же несколько русских ранчо. Колония в Калифорнии задумывалась как форпост и житница  Русской Аляски.
    Прежде всего, необходимо отметить, что в силу конкретных обстоятельств, определявших заинтересованность россиян и индейцев в мирных отношениях, даже в некоторой форме союза, история Русской Калифорнии не знала крупных вооружённых конфликтов с местными первоамериканцами. То есть здесь не было массовых выступлений аборигенов против «длиннобородых бледнолицых» и карательных походов в ответ. Российская аннексия избежала всего того, что было характерно для европейской колонизации  Северной и Южной Америк (включая некоторые эпизоды из истории Русской Аляски). Однако колонизация остаётся колонизацией; кровавые столкновения с применением оружия имели место и на самом юге Русской Америки.
    Начнем с того, что для обработки пашен и огородов, для присмотра за стадами крупного рогатого скота и на прочих подсобных работах в форте Росс пользовались полупринудительным трудом местных индейцев (пеших кочевников). Дважды в год посылались в окрестности отряды колонистов, которые где посулами-уговорами, а где и с применением силы собирали коренных жителей на сезонные работы (минимум 300 человек). Правда, по окончании оных, индейцам выдавали минимальную плату (мера бисера либо одна рубаха или кусок дешевой  ткани, либо ещё какая-нибудь мелочь). Принято считать, что коренные жители Калифорнии находились на самом низком уровне развития – примитивные полуголые охотники-собиратели (в общем то, не верная характеристика этих первоамериканцев), но и сии «простодушные» народы возмущало пренебрежительное отношение к себе бледнолицых  пришельцев. В результате происходили вооруженные стычки. В русских документах, тех лет, отмечены случаи убийства индейцами жителей Росса, а так же принадлежавших колонии лошадей и коров; хищения туземцами продуктов. Соответственно упоминаются ответные меры колониальной администрации, стремившейся наказать виновных. Уточним, что смертельных наказаний администрация Росс индейским злоумышленникам не выносила. Особо ярых «индейских преступников» ссылали на Аляску (к слову, на Аляске подобных смутьянов и правонарушителей отправляли на Алеутские острова).
    Здесь следует отметить: этнический состав российских колонистов в Калифорнии был весьма неоднороден (проще говоря – очень пёстрым). Вместе с русскими (меньшинство поселенцев) в Россе прибывали якуты (коренные сибиряки), финны и шведы, алеуты и аляскинские эскимосы, несколько северных индейцев, местные индейцы, а так же полинезийцы (гавайцы). Так вот, чаще всего калифорнийские индейцы убивали «цветных» россиян (объяснение простое – цветных было больше). Случаи гибели «цветных» подданных РАК зафиксированы документами 1814г., 1820г., 1821, 1832 годов.
    Конечно, в целом, между россиянами и калифорнийскими туземцами сохранялись мирные отношения, однако, опираясь на архивные данные, вырисовывается более сложная картина. С момента прихода в 1812г. группы первопоселенцев на место, где развернулось строительство форта Росс, колонисты неизменно принимали тщательные меры предосторожности против нападения индейцев (да и испанцам они полностью не доверяли)…
    Далее о конфликтах россиян с коренными калифорнийцами подробнее: Самый крупный случился в 1814г. на островке Сан-Николас. Здесь долгое время базировалась морская промысловая артель кадьякских эскимосов, возглавляемая русским человеком (промышляли каланов). Однажды случилась ссора между «цветным» россиянином и местным индейцем из племени габриело. Краснокожий убил эскимоса. В ответ, кадьякцы устроили резню: все мужчины габриело были истреблены (7-8 чел.). Женщин победители взяли в наложницы. Разумеется, начальство колонии постаралось впредь не допускать подобного, но конкретные нарушители высочайших административных инструкций отделались устными выговорами…
   Собственно, тот кровавый инцидент и прочие редкие конфликтные столкновения представляли собой сугубо частные действия некоторых индейцев, нежели коллективные проявления враждебности отдельных этнических или локальных групп коренных калифорнийцев к русским, а следовавшие за это наказания не разгорались в «войны». Хотя, не смотря на слабое вооружение (луки, дубинки, пращи, копья, первобытные каменные или костяные ножи), калифорнийские индейцы не являлись такими уж беззащитными и могли в некоторых ситуациях представлять серьёзную военную силу. Как пример, можно привести восстание индейцев в миссии* Сан-Рафаэль (1832г.). Тогда калифорнийские аборигены численностью более 1000 человек (по сведениям американских историков), вооруженные лишь луками и пращами обратили в бегство хорошо вооруженный огнестрельным и холодным оружием карательный отряд профессиональных мексиканских солдат (состоявший на 65% из испанизированных крещёных мексиканских индейцев и метисов, численностью около семидесяти человек). Подобных индейских восстаний в Калифорнии случилось немало; ни один десяток латинян погиб от рук тех «примитивных» туземцев… А вот у россиян в Калифорнии не было даже серьёзного намёка на такие «неприятности». Не надо забывать, что в колонии Росс тоже постоянно проживало около сотни, включая женщин и детей, местных индейцев. Их селение располагалось между крепостью и портом-причалом. Некоторые из тех индейцев добровольно приняли крещение и работали на русских за паёк и мелкие «подарки» (одежда, ткани, нитки-иголки, топоры-ножи и тому подобное). Отдельным коренным калифорнийцам, пользующимся особым доверием русских, даже разрешали, для охоты, брать на время ружья из арсенала
форта …
   В финале этого раздела упомяну о мятежном россиянине Прохоре Егорове и его участие в масштабном восстание индейцев  католических миссий верхней Калифорнии. Сведений о том  промышленнике (охотнике) не много, они противоречивы, но исторический персонаж этот весьма колоритен.  В общих чертах случилось следующие: россиянин поссорившись с администрацией Росса  бежал к индейцам, с которыми прожил около двух лет,  пользуясь у них большим авторитетом.
   В конце февраля 1824г. индейцы католических миссий Санта-Инес, Ла Пурисима, Санта-Барбара поднимают восстание (причины называются разные, вплоть до желания освободить местного  индейского робин гуда Помнонио; хотя главная, конечно, притеснения америндов мексиканцами). Прохор присоединяется к восставшим, скорее всего в роли инструктора-консультанта.
   Мексиканский губернатор Калифорнии собирает около сотни карателей и, после нескольких стычек, заставляет часть мятежников сдаться; другие бунтари, более 1500 человек (вместе с женщинами, стариками, ребятишками) бегут в горы, где находят поддержку у свободных племён. Наступает недолгое перемирие, во время которого Егоров старается обучить большее количество индейцев обращению с огнестрельным оружием, захваченным в разорённых миссиях. Губернатор же накапливает силы и даже закупает у тогдашнего правителя Русской Америки  М.И. Муравьёва несколько десятков ружей с большим количеством пороха. В июне отряд мексиканцев, порядка 130 человек, после двух стычек с краснокожими бунтовщиками и обещания полной амнистии, заставляет тех сдаться… Уточним, моральный дух восставших к середине лета уже не высок, сторонников сдаться белым больше половины. Прохор Егоров пытается удержать восставших от капитуляции, понимая, что за  участие в бунте лично он, возможно, поплатиться жизнью. Тогда лидер сторонников капитуляции вызывает россиянина на поединок и  убивает**…
   Почти 80% бунтарей сдаётся бледнолицым. Среди пленных оказался беглый матрос, с русского судна браконьеров, Алексей – искусный ремесленник, слывший за это у индейцев чародеем… Чуть позже Алексея, надо понимать не участвовавшего в боевых действиях, мексиканцы передадут в Форт-Росс, от туда его сразу отправляют в Ново-Архангельск.        .  Собственно индейский мятеж 1824 года нельзя назвать кровавым, хоть волнения охватило несколько тысяч человек - индейцев и мексиканцев. Со стороны последних погибло 13 человек.., у индейцев около 30.  В июле 1825 г. власти Калифорнии возбудили против нескольких помилованных активных бывших повстанцев  уголовные дела по обвинению в краже вещей, пропавших во время беспорядков. По утверждению большинства историков, смертельных приговоров после тех процессов не выносилось.
   Вот вкратце и все о русской колонии в Калифорнии. 
_________________________________________
*католические миссии в Калифорнии — 21-но миссионерское поселение, основанное на территории современного американского штата Калифорния с 1769 по 1833 годы. Миссионеры учили индейцев испанскому языку и приобщали к испанскому образу жизни и испанской культуре, создавая основы для превращения тех в лояльных подданных испанской монархии. Предполагалось, что десять лет спустя земли миссий будут, как это делалось в Мексике, распределены среди коренного населения, однако на самом деле ни одна из испанских миссий в Калифорнии так и не смогла добиться даже самообеспечения. После упразднений католических миссий, большая часть крещёных индейцев осталась жить подле бледнолицых, работая по найму. С переходом Калифорнии под юрисдикцию США (07.07.1846г.), янки стали называть их мексиканцами.
 **Встречал версию более красивую, где П.Егоров погиб в неравном бою с карателями… Но большинство историков утверждает, что русский мятежник погиб от руки бывшего соратника.

                -Эпилог-
 
    В заключение этого очерка, хочу ещё раз повторить: русско-индейские войны (точнее – конфликты) имели место, но они не были столь губительны для коренных жителей, если сравнивать
с «индейскими войнами» западноевропейцев и янки-американцев, либо мексиканцев.
    Русская колонизация некоторой части Северной Америки имела свои особенности и не являлась полностью идентичной евро завоеваниям Нового Света (хотя бы в силу того, что ее основная специфика в морском зверобойном промысле). В отношении индейцев царское правительство проводило политику включения их, в качестве необходимого элемента, в формирующуюся социально-экономическую структуру колоний. Впрочем, в этом можно усмотреть некоторую долю имперского лицемерия… И всё же – та политика позволяла России продемонстрировать всему миру свою способность к поддержанию относительной законности в Русской Америке и отмежеваться от кровавой практики прочих европейских колоний в Новом Свете.
   Повторю, в Русской Америке индейские племена не редко весьма жестоко воевали между собой… И ещё, пожалуй в военных конфликтах подданных РАК (как русских, так и союзных им аборигенов) погибло больше, чем коренных первоамериканцев (собственно – индейцев), поскольку последние практически всегда нападали коварно и неожиданно, как говорится – били в спину…

Р.S.  Русское население американских колоний никогда не превышало ВОСЬМИСТА  ЧЕЛОВЕК. А слово «русское» не совсем верно, поскольку в освоении Аляски и Калифорнии принимали участие не только русские и представители других народов России (украинцы, малороссы, зыряне, прибалты,  финны, поляки,  якуты и курильцы /коренные жители Курильских островов/), но и иностранцы принявшие российское гражданство: немцы, датчане, шведы, французы и другие. Так же следует упомянуть – в Русской Америке никогда не было крепостных крестьян из метрополии; в колонии вербовались люди вольные – сибиряки, колымчане (русские жители Крайнего Северо-Востока), казаки,  поморы, городские мещане и ремесленники. Кстати о вербовке: россияне заключали с администрацией РАК контракт на 7 лет; по истечении которого, как минимум 1/4 контрактников возвращалась в Россию, так как жизнь в далёкой заокеанской колонии была не из лёгких, опять же постоянно существовала угроза нападения враждебно настроенных аборигенов… Хотя, в последние годы всё чаще упоминается, что к шестидесятым годам XIX века насчитывалось более 200 колонистов, то есть людей решивших остаться постоянно жить на Аляске.  Должен добавить, что россиянам огромную помощь в Америке оказали наши метисы (дети русских поселенцев и аборигенов). Они всесторонне перенимали образ жизни колонистов.
     Для полноты картины – статистические данные из архивных источников: «…к январю 1837 года  в Русской Америке жило 11053 человека – россиян, метисов-креолов (около двух тысяч), алеутов, эскимосов, прочих и пятьдесят тысяч индейцев.»
------------------------------

 (Консультантом этой работы является ведущий специалист по истории Русской Америки,  кандидат исторических наук   Александр Васильевич Зорин.)