Участнык ВОВ, Снайпер

Татьяна Лозицкая
      Мой дед Семён Федотыч (?) Самойлов участник ВОВ , был снайпером на Дальневойсточной границе с 1936 года под Ханкенголом по сентябрь 1945 года, в штаф. батальоне, потом в Манжурии после обявления войны Японии.  Полит. заключёный. Укрывал члена царской семьи на заимке в тайге.  Комиссован по болезни. Оспа, выходила санитарка, вдова с 7 детьмя. Детей всех поднял, все были благополучны.
 Родился : Алтайский край с Фыкалка.
 Умер : Хабаровский край, Уссурийский ра.н. С Даниловка.
 Встречалас с ним  в 1957 году, ( мне было 1 год) и в 1970 году ( 14 лет) .
Фото деда.
   Роман.  -  « Проклятие старца Фомы.»   
                Книга  2. Глава 6.               « Со  злой попутчицей судьбы».
Наконец   Семён получил ответ от Мани с разводом, долго плакал  мужик, проклиная судьбу,  первая жена сбежала  с " кузеном" за кардон,оставив ему дочь.  Вторая жена  тоже бросает,   сына сдала в детдом. Душевную рану залечило письмо от сына Федора, переписка у них долго  не прерывалась.
 Офицер  штрафбата  и погранец опять  приехали в Даниловку, не пришлось долго уговаривать " врага народа" Сомова.  Семён потребовал сначала ружьё, боясь, что  за годы потерял квалификацию.  Сделав пару выстрелов, убедился. Он стрелял метко,  как и прежде , уверенно  в десятку.
На границу прибыли вечером, из- за высокого  роста Сомова, весь отряд давно передвигался по окопам, пригибаясь. Снайпер   с вражеской  стороны границы положил  уже две роты.
Семён долго  изучал местность,  присматривал место.  Наконец  определил кусты для охоты на снайпера, в стороне,   от окопов, и от солнечных лучей.
  Ночью  ползком занял позицию, стараясь ни чем не выдать себя.  Только после  выстрела противника, определил его позицию. Политрук сделал разнос Сомову.
-Для чего тебя вражья рожа суда привезли? Сомов молча взял винтовку и ушёл. Пришлось менять позицию.
Пришло пару дней, вдруг раздалось сразу два выстрела,  все увидели, как  рядовой  Сомов идет по открытой местности к пограничной  заставе. Ошеломлённый командир сдернул его в окоп, ругая.
- Ты сума  что ли спятил? – В ответ Сомов зевнув, сказал, дайте мне пожрать, и можете все  выле
зать из окопов.  Снайперов было два.
Семёну не дали толком отдохнуть,  на следующий день  отправили в другое место, так он оказался в Манчжурии на передовой. Сам командующий Жуков просил. -Вражеского  снайпера с той стороны убрать.
 Сомов справился с поставленной задачей.
 Потом Жуков  дал распоряжение представить к награде рядового Сомова.
  Штабисты приказ не выполнили, твердя. - С такой  биографией, как у Сомова, нужно радоваться, что ему ещё доверяют. Загладить вину перед Отечеством, и чтобы с него сняля..... "Враг народа" прислужник контре.
 Спустя год , как часть прибыла в глубь вражеской территории, в полку жили две  собаки,  на правах санитаров, почты, и сторожей: простая дворняга Лайка и Шустрик. Они  сразу привязались к Сомову, сумел Семён собакам в душу заглянуть.  Спали всегда с ним рядом. Только когда уходил на позицию, собак  привязывали, иначе уйдут со службу в самоволку вслед за любимым рядовым солдатом- снайпером.
Слух о хорошем снайпере быстро узнал противник, и уже охотились за Сомовым, такого роста в полку не было людей, поэтому уже Семён почти на корточках прятался по кустам. Противник устроил   на негонастоящую  охоту.
 Опытный снайпер не расчитал своих сил,потерял бдительнось, подстрелили его, как "курапатку".  Шёл бой,   однополчане решили ,  признаков жизни не подаёт, ранение смертельное,    не мешкая выкопали в впопыхах не глубокую могилу, на ходу попрощались с  солдатом.
Полк отходил к прежним позициям, только собаки  не пошла за полком, обнюхав могилу принялись её раскапывать,    раненный уже задыхался, когда  царапнула его лицо собачья лапа. За пару часов они убрали землю с их раненного друга.
 Потом Шустрик побежал в полк, не смотря на снаряды и взрывы, а Лайка осталась с Сомовым.
 Бой стих только теперь бойцы обратили внимание на пса, который их звал в сторону прежней позиции.
Все поняли, есть  позади,  кто то  раненый, вызвалась двое  солдат и санитарка, увидеть живым Сомова ни кто даже не мог представить.
Долго Семён  лежал в госпитале, к нему относились с почтением, выполняя приказ командира.
-  Если собаки вытащили снайпера  Сомова с того света! А уж, Вы  постарайтесь. Не ударьте в гряз лицом! Сомов через месяц должен быть в строю.
 Война  с Германией началась, японцы в любой момент могут открыть второй фронт.
 Вы уж девчата ...... - Просили однополчане.
Но всё пошло не так, как хотел командир. Раны от грязи загноились, Семён чудом остался жив. Сначала его планировали отправить на запад. – Командир отстоял, аргументируя.
- Вражеские снайпера лютуют, такой боец, как Сомов  батальона стоит. Оставили  бойца штафника до конца войны на Дальнем востоке.
Война законцилась, Сомова не реабилировали, а наоборот взяли подписку о не разглошении тайны его статуса" враг народа". Сомова ни где не отметили, что участник ВОВ. Ни наград , ни почестей, безымянный герой.Родственников к архивам не допустили