Мои Отзывы о хф Ищу мою судьбу. 2021-23гг

Зера Черкесова 2
 
 

илл.:плакат(постер) к фильму "Ищи мою судьбу".

--------------------
1.

Ищу мою судьбу. Отзыв о необыкновенном фильме.
 
05/06/2021
 
-------------------

2.

СССР был в рамках библейского проекта истории.

 06/06/2021
 
-------------------

3.

О хф Ищу мою судьбу. Вольная фантазия продолжения.

04/04 2023г.

------------------

4.

Из статьи:Размышления в ночь перед Пасхой(абзацы о фильме).

16/04/2023г.
-------------------

5.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ВЫХОДНЫЕ  ДАННЫЕ ФИЛЬМА.
-------------------
-------------------

 1.
Ищу мою судьбу. Отзыв о необыкновенном фильме
Зера Черкесова Новеллы
05/06/2021//14ч.09м.

Вчера пред отправлением ко сну решила повыбирать что можно посмотреть из фильмов. Настроение было пониженным, накопившаяся усталость...В таком состоянии всегда кажется, что всё напрасно, все труды тщетны и всё надо бросить и бежать.
Даже не можешь в уме сформулировать - что хотелось бы посмотреть, почитать, всё кажется не тем, не резонирующим обмякшему, словно поникшие лепесты цветов, - душевному тонусу.
Нередко в таком смятенном душевном раздрае "тонкий план" сам посылает нужное. Заметила давно.

Кликнула на советские фильмы-самая популярная ныне народная стихийная психотерапия, в чем тысячи признаний в комментариях. Зарубежное кино для нашего человека сейчас не обладает таким целительским потенциалом. Иными словами, перекидывание монады, по Лейбницу:то стремились к зарубежным фильмам и презирали свои отечественные, а наевшись им, вернулись к "родному кино" и по-настоящему оценили и удивились, как мало ценили раньше, а это ТАКОЕ КИНО!
Расхожая теперь острота:"С каждым годом советские актеры играют всё лучше и лучше".

Конечно, среди этих тысяч фильмов, которых  мы  не знаем и сотой части, много явно устаревшего, наивного, плакатного. Но все ж, советский кинематограф - особый мир, целая вселенная. И не оставит никого равнодушным.

Бесчётное прокручивние десятка не лучших советских фильмов, преимущественно комедий, их все перечислят наизусть, -  это некая политика по утаиванию, может быть, неисчислимых духовных богатств.

На днях смотрели "Балладу о солдате" Г. Чухрая, и это незабываемо.
Но это ТВ вблизи даты 9 мая, после неё еще, как остаточный хвост кометы, прокручивают по Первому каналу фильмы о войне. Я увидела и подсела и не смогли оторваться до конца досмотрев.

А так телевизор я, как и очень многие ныне, почти не смотрю.
В ю тьюбе же нелегко выбрать, трудность выбора, чтобы не захлестнул этот поток - определённая. Нужно беречь нервную систему, она не задумана на усваивание такого колоссального объема информации в режиме нон-стоп.

Нужно составлять списки что хотелось бы посмотреть/почитать/послушать.
Не всё будет осуществлено, и списки по ходу будут изменяться, но это хоть какой-то ориентир. Плановая экономика не лишена смысла, отнюдь.

Так, вспомнив, намедни, что давно хотела посмотреть к примеру х/ф "Чудотворная" , еще с 2015г, когда написала эссе о х/ф "Тучи над Борском" - включила его.
 А уже под фильмом из комментов узнала, что:"в тему, гениальный фильм "Ищу твою судьбу"(1974). Ну если такая оценка...И я включила этот фильм - и ...
 
Если мне сейчас нужно будет назвать десять самый ярких кино-впечатлений, то включу этот фильм, о котором никогда не слышала. И то же:в комментариях:почему прячут от народа эти сокровища?!
О х/ф "Чудотворная" мне хотелось бы написать отдельное эссе, в дополнение к "Тучам над Борском".

 И о - х/ф "Ищи мою судьбу".
"Редкий и глубокий фильм" - общее рефренное впечатление.
В небольшой город в СССР, начало 70-х,  приехал молодой человек, поначалу таинственный незнакомец, весьма умело удерживается в первые минут 10 интрига:кто этот утонченно-вежливый, интеллигентный мужчина с печальным взглядом и тихим голосом, идущий по городу, принимающий участие в ленинском субботнике, помогающем  донести сумки. Шарфик поверх пальто как некий тонкий нюанс:не артист ли, гадают.
Интрига разрешается когда он надевает некий аксессуар-принадлежность священника...Когнитивный диссонанс сильный даже сейчас, а в пору выхода фильма на большие экраны, вероятно "на грани фола". Дальше не стану спойлерить. Но есть в фильме и сложная многовекторная любовная интрига, и душевные метания героя между верой и неверием, любовью к воинствующей атеистке Надежде и дружбе с её сестрой-верующей, с Любовью. И роскошные философские беседы с преподавателем истории о религии, вере. И конфликт Любы с преподователями техникума на предмет её воцерковления. Молодой священник производит сразу неизгладимое влияние не только на старушек - церковь начинает посещать молодежь...

 И публичные проповеди в церкви и участие в дискуссии в библиотеке, постоянным читателем которой  о.Александр состоит, беря, например, Гельвеция.  И цитирование Энгельса в стихийной дискуссии в библиотеке, где его обступила толпа заинтересованных читателей, заваливших вопросами:а, а. ?? Отражающих духовный голод советской интеллигенции, уже не удовлетворяющейся выступлением официального представителя "на атеистическую тему". Конфликт со старшим священником.

Если "Тучи над Борском" и "Чудотворная" это агитки антирелигиозной пропаганды, талантливые, но откровенные агитки, то "Ищу мою судьбу"(созданный почти тем же творческим коллективом, но уже в 70-е, когда начала меняться атмосфера в обществе)- это философская кинокартина. И уже в этом качестве редкость. Часто ли мы видели в титрах кинокартин - консультанта - доктора философских наук?
В комментариях кто-то сравнил с фильмами Тарковского. Пожалуй. Но, в отличие от фильмов А.Тарковского, с их особой киноэстетикой, требующих все же подготовленного зрителя, - "Ищу мою судьбу" с неослабевающим интересом посмотрит любой зритель. Яркий необычный сюжет, сразу привлекающий внимание и удерживаемая до конца сюжетная интрига, великолепный актерский состав, цветная пленка, уже только входящая в ту пору в распространение, но пока наравне с ч/б пленкой, которое в те же годы снимали "17 мгновений весны", "Доживем до понедельника" и др.

 Но параллель с Тарковским, безусловно, напрашивается. Зритель, неохочий сейчас  до философских споров, и психологических рефлексий героев может нетерпеливо пропустить "нудные" сцены таковых, их не так много в общем метраже пленки. Не так много - как у того же Тарковского или Антониони. Но тот же зритель непременно вернется к фильму позже, когда его настигнет пора переосмыслений и вопросов о мироздании и человеке в нем.

В образе отца Александра, кем его называют наряду со светским именем Александра Григорьевича, то в обычном костюме, с книгой в библиотеке, то в сутане в церкви - почему-то узнаётся - о. Александр Мень. Даже в споре в библиотеке в толпе советской интеллигенции, алчущей ответов на свои вопросы...
Интересно, в 1970-е Александр Мень ведь уже был популярен?
Не с него ли списано?
Во всяком случае, прототип столь колоритно выписанного писателем, сценаристом и сыгранного очень интересным актером Эдуардом Марцевичем образа - должен быть.
Фильм снят по роману Николая Ершова(забытый писатель, никогда не встречалось это имя) "Вера, Надежда, Любовь" - три сестры в фильме - с параллелью с христианским апокрифом.
Однако, как тонко кем-то замечено:авторы фильма знали ту действительность, о которой снимали. Священникам запрещалось вести проповеди и агитацию в  публичных местах вне церквей. И о.Алексанр быстро покидает библиотеку, разжёгши любопытство толпы и оставив без ответов вопросы.

Если тогда уже стали снимать такие фильмы "на антирелигиозную тему" - в котором служитель религиозного культа вызывает больше симпатий, даже по сценарию, у других персонажей, даже у вполне комсомольцев-партийных - чем официальные атеистические власти в лице педагогов(смятение в учительской:как найти подход к Любе, заявившей что ее любимый лит.герой - Иисус Христос?)...
А в библиотеке гротескно противопоставляется официальный атеист, директор Дома культуры, ведущий "мероприятие", - со случайно зашедшим священником, и всё внимание тут же на него...

..То это уже были ранние и явные признаки духовного кризиса системы. Фальши официальной пропагандисткой машины. Подхода не нашли...
Это очень нетипичный для советской кинопропаганды фильм, и вероятно потому мы никогда даже не слыхали о нем. Может быть, он сразу же был положен на полку, отснятый для внутреннего пользования, изучения общественного духа.
 Но всё возвращается в свое время.

Вопросы без ответов, а фильм смотрится и верно:очень современно и всегда будет актуален, как верно заметили зрители.

Операторская работа без нареканий, а вот композиторская - "на любителя", вряд ли понравится всем, - композитор Николай Сидельников известен в плеяде советских композиторов-аванградистов(Шнитке, Губайдуллина, и т.д., ставших известными преимущественно по кино-саундтрекам советского 70-х-80-х). Составить впечатление о советском музыкальном авангарде можно по таким фильмам.

Лучшая, на мой взгляд, работа Галины Польских, хотя её роль можно было сыграть и более  продуманно, ибо-простовато...Для столь сложного образа - любовная линия: атеистка-поп, конфликт идеологический, наслаивающийся на личные запутанные треугольники отношений героев. Это так необычно. Может быть, без аналогов в советской литературе и кино. Отчасти компенсируется ролью Георгия Жжёнова в спорах с о.Александром. Но любовная линия все же невнятная, еле прочерченная.
Консультант - Г.Гараджа. См википедию, философ-религиовед.

05/06/2021

 
 

 -----------------

2.

СССР был в рамках библейского проекта истории
Зера Черкесова Новеллы
http://stihi.ru/2021/06/05/5022
Ищи мою судьбу. Отзыв о необыкновенном фильме.

06/06/2021 Пушкинский день.
14:20-16:16(2ч)

В х/ф "Ищи мою судьбу", ссылка на которую выше см, и который я внимательно неотрывно пересмотрела на следующий день, подметив детали, остающиеся незамечаемыми в первом чтении", особенно переслушала идейные споры героев о религии и атеизме. Есть Бог или нет? Но на втором плане, а в фильме на первом плане - выступает тема "Люцифера". В комментариях зрители также заметили сколь значительна эта тема в фильме. Несколько раз она является и в лирической теме взаимоотношений священника о.Александра и юной прихожанки, студентки техникума Любы. Гуляя по набережной, Александр Григорьевич говорит Любови о том, что если бы она назвали в техникуме на вопрос преподавателя литературы "кто ваш любимый литературный герой" - Люцифера - вместо Христа, то реакция была бы та же.

"Ведь крайности сходятся", - объясняет он девушке свою мысль.
Предшествовала этому история с сочинением. "Ваш любимый литературный герой", а книги попрошу на стол!". И студенты выкладывают на край парт потрепанные томики, крупные названия в кадре: "Овод" Войнич, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Спартак" Джованьоли - стандартный набор советской героической литературы для воспитания юношества.

И вдруг  Иванова Люба(нарочно самая русская фамилия у сестер Веры, Надежды, Любови в фильме?)отказывается писать сочинение и с вызовом заявляет, что её любимый герой-"Исус Христос"!

Эта беседа на набережной окончательно располагает к себе нового попа - к Любови. Она уже подпадает под его сильное влияние и сама принимает решение оставить техникум и семью, друзей - хотя поп о. Александр просто ужаснулся бы, если бы ему приписали подобные внушения пастве, нет-нет! Он вполне лоялен не только Советской власти, а почти претендует в публичной светской дискуссии в клубе на "лавры марксиста" в сане священнослужителя, сожалея, что это лишь желание, а не настоящее владение маркситской философией, но уверено цитирует Энгельса, называет Маркса и Энгельса "более глубокими мыслителями", чем принято поверхностно воспринимать марксизм в советском агитпропе.
Да и читает он Гельвеция, например, спрашивая второй том в библиотеке. А Гельвеций, между прочим, не богослов, а классик атеистической литературы! То есть он не ортодокс, а постоянно знакомится с точкой зрения своих оппонентов-из лагеря дореволюционных в том числе европейских "гуманистов"-атеистов и марксистов-ленинцев.
Он пишет сочинение для себя, трактат о вере и сомнении, восхитивший глубиной мысли и остроумия старшего настоятеля отца Климентия -случайно прочитавшего тактат. Но о.Климентий и озадачен нотками вольномыслия в сочинении и проповедях, опасного сомнения!

Спор о сомнении о.Александра и старшей сестры Надежды; затем двух священников о.Александра и о. Климентия; затем о.Александа и Владимира Михайловича, учителя истории, в доме культуры на стихийной дискуссии. То есть красной нитью через идейную канву дискуссий в фильме(а фильм этот философский, сложный, не для просто развлечения)проходит снова и снова тема СОМНЕНИЯ. Имеет ли право вера на сомнение?

"Сомнение - начало познания" - парирует о.Александр Владимиру Михайловичу.
Надежде он дает книжку:"я вас же не Псалтырь предлагаю, берите, это Бэр" - чтобы она получше узнала кто такой Люцифер.("Хорошо, почитаю про вашего(!) исчадия"(то есть Люцифера)", с улыбкой берет книжку Надежда, а его же при передаче книги объяснение:"Я же вам не Псалтырь даю, это Бэр"(то есть книжку о Люцифере - весьма удивительный прозрачный намек на истинные пристрастия молодого священика). Заметим, что ранее он уже воспитал в этом ключе ее младшую сестру Веру и она исписала словом "Люцифер" весь листок, попавшийся в руки Надежде. Она приходит к попу домой и требует прекратить встречаться с ее сестрой Верой, что поп охотно обещает и тут же почти моляще-силой держит ее у себя, не отпуская ее на собственное новоселье, к гостям, которые ждут хозяйку и тревожатся куда исчезла; и оригинально завоёвывая Надежду - не чем-то обыкновенным в таких случаях, и даже не попытками обратить в свою веру, даже не книгами нейтрального содержания для начала "дать почитать" — но Бэром, у которого она прочтёт кто такой Люцифер.

И почему он наказан Богом, объясняет ей:"за ум и сомнение". Бог, выходит, отправил в преисподнюю конкурента!
Оригинально. Отец Александр, сравнительно молодой и начитанный священник, очень формально выполняет свои обязанности батюшки пред старушками-прихожанками, автоматически, не глядя, протягивая руку для лобызания("благослови, батюшка"), произносит формальные штампы в тяжелой жизненной ситуации("на всё воля божья"). Проповедь его в церкви выразительна, но тоже стандартные слова о непротивлении воле Бога.
 А вот в личных беседах не в сутане, а в обычном костюме на набережной, у себя в квартире в рабочей рубахе, застигнутый за распиливанием досок для мебели, обустройством нового жилища - с молодыми девушками и женщинами - он ведет совершенно другие речи! Двоемыслие по-советски захватило тогда и Церковь? Он даже не пытается обратить в свою веру - которой у него нет! Ибо весь в сомнениях. А ту и другую сестру - воспитывает на поклонении...гению падшего ангела Люцифера, называя его также Прометеем!
Очень странно.
В х/ф яркие кадры первомайской демонстрации, ностальгия для заставших СССР.
Огромный портрет Ленина наряду с ликующими первомайскими колоннами с транспарантами, лозунгами и гуляньем с танцами. Ленин выглядит как Бог.
Советские зрители возможно не уловили бы возможного подтекста, а имел ли его в виду писатель и режиссер?
Тема Люцифера, бросившего вызов Богу, - и тема Первомая - ярко переплетены и ведущие в фильме.
Да здравствует 1 мая - день международной солидарности трудящихся! - несется из рупоров демонстрации. И почему-то не в тон вдруг вспоминается сатирическая проза Салтыкова-Щедрина "История города Глупова", в котором классик сатиры возвысился до пророчества о будущем городе Глупове, городе всеобщего счастья, в котором всё будет распланировано и разграфлено линейкой и будет отмечаться два праздника. Один: воспоминание и скорбь о павших за дело победы революции. И второй:радость и приготовление к мировым победам новых революций. 7 ноября и 1 мая, как два основных праздника этого Города Счастья, прочитаны в этой пророческой щедринской сатире - пером визинёра-мистика Даниила Андреева в "Розе мира".

Но ведь советские зрители в этом фильме вряд ли бы уловили, за исключением редких  знатоков оккультизма, что 1 мая это ещё и старинный праздник масонства и оккультизма, шабаш ведьм! Вальпургива ночь. На шабашах обычно устривали, согласно литературе, сатанинские пляски и марание Христа и христианства.
Задолго до Энгельса, провозгласившего 1 мая Днем международной солид. трудящихся на 1 конгрессе Коминтерна. В 1879 г.после событий в Чикаго, когда полиция устроила побоище на первомайской стачке рабочих. Вот снова тень Энгельса в фильме прозвучала(в библиотеке, на стихийной дискуссии).
Случайно ли это совпадение-или?.. Про чикагскую стачку, как повод объявить 1 мая всемирным днем борьбы трудящихся, - знали все. Как и про традиционные дореволюционные маёвки рабочих, вполне мирные гулянья на природе, с трапезой. А про шабаши, да боже упаси!
В советском агитпропе большое место занимал образ Прометея, похитившего огонь у Бога и наказанный им за дерзость вольномыслия.
В частности, логотип книжной серии "Пламенные революционеры" - это Прометей с факелом. Серия, выпускавшаяся издательством "Молодая гвардия", и имевшая большое пропагандистско-воспитательное значение, многие книжки писались на заказ издательства видными советскими писателями, и сейчас эта серия востребованный книжный раритет.

Итак, Чикаго и рабочие маёвки или метафизика, масонские обряды и Прометей - первопричина Первомая? Может быть, весна?..
 Так вот, выходит, что поп о. Александр в фильме- тайный "красный поп" в рясе, коли агитирует в беседах с молодыми и думающими тет-а-тет вне Церкви, приватно,- не столько за Христа, сколько за Люцифера-Прометея!
И так ли на фоне этого внезапного вывода случайно то, что он постоянно видимо сомневается в вере  и в конце концов выскакиает на ходу  из поезда, который мчал его на новое повышенное по должности назначение патриархии РПЦ. А он, уже в белой рубашке, не черной сутане(жизнь с чистого листа?) сбегает на волю, в травы и долы, к возлюбленной им Надежде, что не принимала его веру и рясу, но сейчас он свободен от веры! А ведь предупреждал его старший поп о.Клементий, следивший и за тем кто навещает его подчиненных на дому:"так и до греха недалеко", намекая на визит Надежды. О котором быстро настучала любезная попадья(?), якобы зашедшая справиться о чем-то и прорваав оборону о.Александра, не пускавшего её дальше двери, но она прорвалась и напрямик нежно спросила гостью, не внучка ли она Степаниды Никитичны. Её.
-А мы с отцом Климентием всё пытались угадать, кто же это у отца Александра".
Благостное фарисейство и соглядатайство.
отец Климентий, возможно, имел чин в КГБ.

о. Климентий, открыто признаваясь ему, что завидует его таланту,  что ему суждено быть солистом, пытается удержать о.Александра от принятия решения снять сан:"бывший поп, ныне заведующий красным уголком, сколь жалка  эта участь", "без сана вы ничто". Статус советского попа, как видим, мог быть даже почётным! Почётнее заведующего красным уголком в клубе!
И прибыльным! Дважды в фильме в церкви носят чашу для подаяний:"на хор" и "на ремонт храма" - куда благостные старушки, отказывая себе подчас в лишней еде(вначале фильма Надежда кричит на бабушку Степаниду Никитичну, что в доме нечего как всегда есть - вся пенсия на храм!
 

И герой бы мог дослужиться до чуть не Патриарха - если бы не полюбил женщину-атеистку, но с его отступничеством от веры, не исключен и сценарий возвращения - тем более что отрёкшись, он всё же возвращается в сан, и снова отрекается.
 

Так был ли СССР атеистическим государством?  Если даже наиболее даровитые священники тайно проводили среди интеллигентных и молодых пытливых - агитацию в вполне советском духе:за величие Люцифера, а отнюдь не Христа. И им за это было не выговор и в расстриги  - а назначение наверх Патриархией.

Именно пытливых, ищущих ответы на свои вопросы - и  большинство в фильме такими вопросами не задается, атмосфера всеобщего почти счастья(новоселья. Первомай. весна. танцы. маленькие радости, вот подсвечники подарили и они пригодились, свет отключили во время танца Надеждой "Барыни" в новой подаренной красной шали -перекличка с красным уголком?).

Вопросов нет даже у Владимира Михайловича, учителя истории, он оптимистичен, он насквозь советский, хотя и не плосок, как учительница литературы и директор дома культуры, может позволить себе немного свободы от казенных инструкций для педагогов, неформальный тон с учениками и студентами, даже потанцевать со студенткой, с широкой улыбкой, дружелюбно подискутировать с отцом Александром(не то что спор отца Серафима с парторгом Дроновым "Все остается людям", там парторг менторски и с явно-враждебной интонаций выговаривает попу, безапелляционно-плакатные лозунги).

У него нет своих вопросов - у него есть только ответы. На любые вопросы.

В фильме вопросами о смыслах задается одна Любовь, из паствы церкви, и из среза советского социума вокруг. Но и она в конце танцует с тем  парнем, от которого отмахивалась вначале, презирая его глуповатость и безмыслие о смысле жизни, на дискотеке 1 мая, и кажется тоже счастлива, как все вокруг.

И вот этот общество, миновало три с лишним десятилетия...
 СССР давно почил в бозе.
И подошел социум бывшего Союза - к году 2021-му.
И вокруг такое же безмыслие и тупое счастье, чуть омраченное известными событиями ("Великая перезагрузка"-перестройка).
И нам теперь впаривают, простит за сленг, Новый мир, но только почему-то он скроен по ветхим лекалам. Призрак "Антихриста" - не сходит с уст и страниц соцсетей, каналов  ю тьюб.
А кто он такой? Да тот же Люцифер!
И даже появился новый термин:"ген люцифераза".

Странные параллели..
Мой анализ старого, но такого  актуального советского фильма - и сегодняшняя действительность. Какие удивительные пересечения!
 

Выходит, что СССР был теократическим государством, построенном по масонской символике и с официальной апологетикой "Люцифера-Прометея", который в Библии - соперник Бога, и которому он временно уступил приоритет.

Так значит СССР все время оставался в парадигме Библейской истории? Не выходил за его рамки, библейского проекта. И новым по сути в нем ничего не было.

06/06/2021
-----------
3.

О хф Ищу мою судьбу. Вольная фантазия продолжения
 
http://stihi.ru/2021/06/05/5022
Ищи мою судьбу. Отзыв о необыкновенном фильме
от 2021г.
---------
Новый Отзыв о фильме.
 
Пересмотрела в марте 2023г. в энный раз х/ф "Ищу мою судьбу", по роману Николая Ершова "Вера. Надежда. Любовь", 1974г.. СССР.
Весьма причудливый для советского кино.
Но фильм хорош как фильм. Харизма Эдуарда Марцевича, сыгравшего роль молодого священника и его метания между верой и сомнением, между отречением от мира в служении Богу и вспыхнувшим чувством к Надежде Федоровне(героиня Галины Польских в расцвете), инженеру-общественной активистке, коммунисту, воинствующей атеистке и пр. На первомайской демонстрации с трибуны машет демонстрантам, стоя с прочими партноменклатурщиками.

Необычный сюжет, интересное кино-воплощение, авангардная музыка в саундтреке Николая Сидельникова. Созвездие ярких актеров советского кинематографа, роль Георгия Жжёнова, дебют Елены Сафоновой(Люба).

Не хочется смотреть Марцевича в других ролях, настолько органично сыграл эту, что нет желания разрушать-размывать этот образ, словно бы не кино, а явь.
Вот Галину Польских можно смотреть в любых ее ролях. Она всюда одинакова, хотя и не лишена скромного обаяния, но средний уровень таланта, игры, труда над ролями...А некоторые роли настолько единственные в своем роде, что увидеть в других кино-ролях означало бы существенно размыть этот единственный Образ. Пример:например роль учительницы Татьяны Сергеевны в "Весне на Заречной улице", она больше ничего и не сыграла, снявшись после этой звездной роли еще в нескольких проходных незапомнившихся фильмах. Недавно прочла заново "Дневник актрисы" Татьяны Дорониной. Татьяна Васильевна писала в нем, что увидев "Весну на Заречной улице", в тот год только вышедший на большой экран, - она равнодушно отказалась от какого-то блёклого предложения:после увиденной ими всеми в тот год премьеры "Весны на Заречной улице" играть предлагавшиеся роли уже было неинтересно и пошло. И даже отказалась от предложения, какое бывает раз в жизни:от роли в "Тихом Доне" реж.Сергея Герасимова.   "Я от Сергея Герасимова отказалась, а вы предлагаете такое...".
 
Вот бы Дорониной и предложили роль Надежды Федоровны, а не Галине Польских, явно недотягивавшей до того образа, который поглотил личность героя фильма "Ищу мою судьбу". Хотя наверное переиграла бы Марцевича, а он главный герой, тоже нельзя. Но, может быть, вышел бы интересный тандем, в котором каждый не гасит, а усиливает другого.

Да...Все же жестокую дилемму выдвинули герою фильма Надежда Федоровна и учитель истории Владимир Сергеевич, склоняя его отказаться от веры, снять сан.
А с другой стороны:наущения старшего коллеги отца Клементия:"без сана вы ничто, отступников нигде всеръез не примут".

Я подумала нынче:на месте их я бы требовала такой жертвы и сделки с совестью - чтобы дружить, любить, сотрудничать?
Понятно, что Надежда Федоровна, как человек абсолютно советский, и притом делавшая каръеру в этой системе, -  была несовместима с ролью "попадьи". И один их них должен был отказаться в пользу другого и откзался он. Чего в природе вообще почти не бывает, обычно жертвует собой Она, а не Он.

Но ведь предложение ей делал, зовя в Ленинград - тоже очень советский человек, но более толерантный к инакомыслию и с интересом дискутировавший с отцом Александром - будучи более широких взглядов, в отличие от коллег-догматиков:учитель истории Владимир Сергеевич. А она выбрала попа...Смеясь пред тем над сестрой Верушкой, "с ума сошла, в попа влюбилась!". Загадка выбора.
Невозможно понять мотивацию.

Но пройдет всего 12-15 лет и всё изменится...Перестройка, гласность, и возрождение религий.  Может быть, задолго они чуяли этот дух перемен? Учитель истории Владимир Сереевич Карякин, к тому времени уже доктор исторических наук(ехал в Ленинград в докторантуру и на кафедру преподавать, видимо, историю партии, или что-то в этом роде)может остаться без работы или вынужден будет тоже перестроиться, порвать партбилет, отречься от убеждений и перекраситься, ибо нужно кормить семью. Или напротив:"не могу поступться принципами!". Как знать...Человек он был по-своему принципиальный, хотя и толерантный инакомыслию.

А бывший отщепенец, отец Александр, снова вернется в религию, может быть к тому времени разведясь с Надеждой Федоровной, и станет популярным, что было уже и тогда когда его таланту проповедника  открыто завидовал отец Клементий. Это когда  их паства была лишь несколько старушек в провинции, а ныне будут стадионы...Как у отца Александра Меня. И многих еще проповедников всех мастей.
Думаю, вернулся бы. Ведь тогда его почти вынудили отречься, пойти против своей природы и наступиить на горло собственной песне. Что он делал после снятия сана? Прозябал...Где-нибудь в красном уголке, о чем его предупреждал о.Климентий. Наверное,писал бы что-то в стол. Но все равно тосковал. Яркая страсть к Надежде давно бы прошла, её интеллект и духовные запросы всё же были скромней его глубины, так что особого контакта тоже быне было давно. А смысла в том, что он ныне делает, он бы наверняка не видел. Таким людям, как о.Александр, - нужна Трибуна. Вспомним его проповедь, которую слушала Люба, "Не спортье с судьбой..." и которую с завистью слушал о.Климентий из-за занавески.  А его тогда поманил лишь зов плоти. Недаром весь фильм насыщен этим:яблоки вначале фильма в момент встречи с Надеждой, малые дети то и дело встречающиеся на пути, новорожденные внуки учителя истории, влюбленность, искушение мирским, призыв "вернуться в мир людей", в большую стройку жизни. Скоро, совсем по историческим меркам скоро всё это окажется отринутым, но тогда еще эти лозунги кое на кого еще действовали.
Очень интереные полемические диалоги в фильме, их вырезают и выклдывают.Правы все строны.нельзя сказать, что одна сторона права, а другая нет,это уже кино 70-х, а не сталинских лет. Тут уже допускается и привествуется многовариантность и сложная глубина трактовок.

Ну а про масонские аллюзии в фильме - я их еще охапку приметила, в другой раз.
Хороший фильм, хоть и не всё в нем принимаю.
Роман ищу прочесть. Или сценарий.

4 апреля 2023г.

 
 
5. Из статьи:Размышления в ночь перед Пасхой.
Зера Черкесова Новеллы
16 апреля 2023г. 4ч.55м.мск
-------------------



 Вот вчера, неспециалаьно, но вышло так,что накануне Пасхи, я снова в который раз пересмотрела хф "Ищу мою судьбу", 1974г. по роману советского писателя-фронтовика Николая Ершова "Вера, Надежда, Любовь"(оригинальное писательское название, кстати, намного лучше и точнее выражает содержание книги - замысловато-непонятного названия режиссера, поставившего фильм). Фильм глубокий и неоднозначный, его можно пересматривать не раз, находя всё новые грани, сейчас такое кино, над которым  нужно думать, и может быть и спорить, — уже не снимают. А тогда снимали даже на "антирелигиозную тему" - такие фильмы, что могли сами разбудить религиозное сознание у иных. Ибо апеллируют к мысли, а не к тупому разлечению.

"Вас там всеръез не воспримут, Отступников нигде не жалуют. Бывший поп, ныне заведующий красным уголком! Вы же умный человек и должны понимать:
без сана вы ничто!"  - страстно поучает метущегося отца Александра старший коллега, не столь умный и простоватый в отличие от него, завидующий его, Александр Григорьевича, интеллигентности и таланту, но житейски-опытный и практически-хваткий, — отец Климентий. И, похоже, что он в этом прав.
Но как быть?! Если душа мечется, не найдя ответов на свои вопросы. Если догматы уже перестали удовлетворять, а взыскующий ум и душа не могут найти новое пристанище.


Любопытно, что выложен этот фильм на канале Атеистического общества. И его нет на каналах православных, а напрасно. Не нужно бояться сомнений, ибо одних, слабодушных, они отвадят, споры и сомнения, — но настоящих адептов в будущем — лишь укрепят, проведя через боевое крещение острого критического осмысления.

 
илл.:плакат(постер) к фильму "Ищи мою судьбу".

 


© Copyright: Зера Черкесова Новеллы, 2021
Свидетельство о публикации №121060505022

5.
ПРИЛОЖЕНИЕ. ВЫХОДНЫЕ  ДАННЫЕ ФИЛЬМА.

«Ищу мою судьбу» — советский художественный фильм. Снят по мотивам романа Николая Ершова «Вера, Надежда, Любовь». Премьера фильма состоялась 8 сентября 1975 года в кинотеатре «Художественный». Фильм снимался в Калуге.

 Выходные данные:
Жанр драма
Режиссёр Аида Манасарова
Автор
сценария Николай Ершов
Роза Буданцева
В главных
ролях Георгий Жжёнов
Галина Польских
Эдуард Марцевич
Оператор Леонид Крайненков
Композитор Николай Сидельников
Кинокомпания Мосфильм, Четвёртое творческое объединение
Длительность 95 мин
Страна СССР
Язык русский
Год 1974

В ролях
Георгий Жжёнов — Владимир Сергеевич Карякин, преподаватель истории
Эдуард Марцевич — отец Александр
Галина Польских — Надежда, учительница, депутат горсовета
Елена Сафонова — Люба Иванова
...
и др.

Съёмочная группа
Режиссёр: Аида Манасарова
Сценарий: Роза Буданцева, Николай Ершов
Оператор: Л. Крайненков
Художник: Наталья Мешкова
Звукооператор: Сергей Минервин
Консультанты:
доктор философских наук В. Гараджа
кандидат философских наук А. Чертков[1] (в титрах не указан)
IMDb ID 0071670

 -----------------

https://zera-cherkesov.livejournal.com/455279.html