Лейтенант Ветров. Глава 10

Петрович 8
27. Снова боевая подготовка

Ветров собрал народ и провёл большое занятие по изучению оружия, которым предстояло воевать. Даже в туманное утро устроили в овраге стрельбы, когда не так разносятся звуки. Разбили людей на боевые пятерки. Старшими назначили военных. Офицеров, правда, среди них не было. Александр Ильин возглавил разведку, а Ветров взял на себя оборону лагеря, устройство дозоров, систему оповещения об опасности и тактику действий при обороне.

Лагерь было не узнать. Появились землянки вместо шалашей. На опасных направлениях поставили растяжки из гранат ф-1, предварительно предупредив партизан. Проходы в них знал только Георгий. Получилось немного разнообразить питание. Выручил убитый кабан, который первым проверил растяжку и реакцию на взрыв партизан. Всё получилось нормально, а главное вкусно и полезно.

Ждали возвращения диверсантов. Те появились через неделю, в количестве 8 «штыков». Ещё из тех, кого  в июле забросили на Западный фронт, но тогда их группа была из 14 «штыков»… Ничего не объясняли, держались особняком, но и другим в душу не лезли… К удовольствию Ветрова,  диверсантов тормознули на подходе к лагерю. Так, что наука по охране пошла впрок.

Теперь, когда на фронте и в немецком тылу стали применять радиостанции „Север“ дальность связи достигла 400 км, стало возможным руководство диверсионной работой и партизанским движением.

 Немецкое командование, не зря, обещало высокую награду тем, кто захватит радиостанцию «Север» вместе с радистом. Это не удалось ни одному карательному отряду, так как радисты, даже будучи ранеными, успевали уничтожить радиостанцию или подрывали себя вместе с ней.

Роль радиостанции «Север» в Великой Отечественной войне справедливо сравнивают с появлением в Красной Армии знаменитых реактивных систем залпового огня — гвардейских минометов «Катюша».

С диверсантами пришлось серьёзно беседовать, взаимного доверия не было. Но притёрлись. Передали им документы немецких жмуров  и их карты, с отмеченными схронами.  Решили вернуться, к спрятанной машине трофейщиков, которых уже наверняка хватилось и командование и полевая жандармерия. Очень заинтересовались диверсанты немецкой радиостанцией.

28. Возвращение за трофеями.

Переоделись под фашистов, основательно вооружились. У диверсантов был капитан свободно владеющий немецким, да и Ветров вспомнил свои детски навыки общения с немецкими колонистами. Диверсанты в полном составе и наша пятерка решили ехать. Ветров сел за руль Opel Blitz и рано утром вперёд.

Добрались без приключений. Помог дождик, мелкий, противный. В  такую погоду хороший хозяин собаку на улицу не выгонит. Машину нашли быстро, сняли растяжку и подготовили к  поездке. Диверсанты очень обрадовались немецкой радиостанции, а главное генератору с ножным приводом.

 Во время войны узким местом партизанской и фронтовой связи, безусловно, оставалось дефицитное батарейное питание для переносных и агентурных радиостанций, доставлять которое приходилось самолетом. Обычный запас батарейного питания даже в благоприятных условиях хранения и эксплуатации составлял не более 25–35 часов работы.

 Во время войны появились разработки термоэлектрических генераторов простой конструкции, получившей название «партизанский котелок». Несколько десятков термоэлектрических элементов (ТЭЭЛ) монтировали на дне сосуда, который наполняли водой и ставили на костер. Кипящая вода определяла температуру холодных спаев ТЭЭЛ, а более горячее (250–300о С) дно котелка определяло температуру горячих спаев. Несмотря на малый к.п.д. собственно ТЭЭЛ мощности такого электрогенератора было достаточно для питания, например, маленькой армейской радиостанции «Север»202.

 Трофейные немецкие генераторы с ножным приводом («солдат-мотор») при скорости вращения 70 оборотов в минуту обеспечивали питание даже более мощных пятиваттных передатчиков!

На радиосеанс вышли с места, где была спрятана машина. После сеанса сразу поехали в лагерь. Распределились по двум машинам. Две машины не так подозрительны, как одна. Документы трофейщиков были в порядке, всего-то 10-14 дневной давности. Хотя было неизвестно, как часто меняются пароли в полевой жандармерии?

Но наших бойцов настораживало то, что пока всё идёт слишком успешно. Везение не может быть постоянным для всех. Есть, конечно, любимчики судьбы, так их бы судьба отвела давно от войны туда, где спокойно…

Обратную дорогу растянули до сумерек и вернулись в отряд по темноте. Там рассказали, что трое бойцов не вернулись засветло с  доставки картошки из колхозных брошенных полей.

Теперь диверсанты получили возможность связи с центром. А там требовали данных о неприятеле. Какие части, где расквартированы, в каком количестве. По возможности, добывать документы Вермахта, проводить диверсии, привлекать новых бойцов. Оборудовать скрытную взлётно-посадочную полосу, для возможного принятия самолётов.

Взамен обещали снаряжение, оружие, продовольствие. Просто так кормить партизан никто не собирался. Требовались действия. Но всем было и так ясно, что обещать, ещё не значит жениться…

Решили на совете, что надо начинать сбор информации. Привели в порядок немецкую форму. Получилось 14 комплектов. Как смогли, привели в порядок и свой внешний вид. А то почти все обзавелись бородами, как староверы.

Трое пропавших утром нарисовались с картошкой и необходимым скарбом. Но диверсанты развели их по землянкам и допросили. Путаницы в ответах не обнаружили, что тоже насторожило. Пели как соловьи. Отпустили, но решили приглядывать, мало ли что…

29. Партизанские проблемы

Для приема  самолётов необходима взлётно-посадочная полоса. Это в аэропорту всё классно. Бетонное покрытие, с запасом прочности, длины и ширины ВПП.

 А попробуй такую полосу оборудовать в тылу у немцев, в лесу, да ещё быстро и качественно, с крупными специалистами в этой области из бывших колхозников…

 Ну, а какие самолёты, которые должны были прилетать к нашим партизанам?

В составе Московской авиагруппы особого назначения (МАГОН), к 29 июля в составе 3-х отрядов и 5 авиагрупп находилось 96 самолетов ПС-84.

Эти машины приняли активное участие практически во всех операциях начального периода войны для самых разнообразных перевозок на фронте и в тылу.

Самолеты использовались для доставки к фронту подкреплений и грузов, вывоза раненых и эвакуированных. Доставляли боеприпасы и продовольствие для окруженных частей, сбрасывали в тыл немцев разведывательно-диверсионные группы от 14 до 21 человека.

Двухмоторный пассажирский самолет при четырех членах экипажа – воспроизведение американского самолета «Дуглас DС-З», но с переводом в метрические меры всех его размеров, толщин материала и с тщательным пересчетом всех элементов конструкции по нашим нормам прочности.
 Став  вместо «Дуглас DС-З», просто ПС-84, и хотя от этого масса немного возросла, но безопасность повысилась.
Да вот только, взлетная дистанция до набора высоты 25 м составляла 1300 м. А такую относительно большую поляну в лесу просто не найти. А в поле сажать, можно только картошку…

А НКВД теребит за Фаберже – давай ВПП и всё тут! Приказ, он и в Африке – приказ. И хотя Виктор Семёнович Абакумов, только весной 1943 г. возглавит созданный СМЕРШ, но его призрак уже витал в воздухе…
Может дождаться морозов и принимать на замёрзшем болоте? Но в Москве они ведь всё знают лучше, так как выше сидят… А может на поплавках и осенью на болото сядет? А вот озёр здесь нет, одни ставки с пиявками. И речек подходящих тоже нет, все какие-то кручёные… Да и лесов глухих, где после боевых операций отсидеться было бы  можно, тоже по близости  не наблюдалось.
Площадок, пригодных для посадки двухмоторных DС-З и ПС-84, у партизан не было, а легкомоторным бипланам У-2 не хватало дальности полета для того, чтобы добраться до нынешних партизан... Да и самих транспортных самолетов для снабжения партизан откровенно не хватало.

Нет, что бы патронов с харчами, в  контейнерах на парашютах бросили. Так нет. Пока не заслужили…
Ну, да взлётно-посадочная полоса, дело будущего, пока надо вернуться к «нашим баранам» - немцам. Пока не наступила глубокая слякотная осень, надо было активизироваться.

Был нужен компактный транспорт, типа «Кюбельвагенов» или мотоциклы. Только в лесу нет гаража, да и ремонтной базы тоже.