Общество трезвости

Григорий Рейнгольд
Общество трезвости
(из сборника "Школа выживания или Ещё не всё потеряно", 1994-2003)

Горбачёвская перестройка началась с антиалкогольной кампании. Все трудовые коллективы страны начинали рабочий день с подсчёта, сколько работников вчера побывали в вытрезвителе, сколько из них руководителей, членов КПСС и комсомола. Эта информация незамедлительно уходила наверх для принятия оперативных мер. Помню, в наш небольшой педагогический коллектив во время празднования 8 марта, когда сам Бог велел выпить за женщин, нагрянула проверка, но всё обошлось, так как праздник справлялся по безалкогольному варианту. Когда у одного работника умерла жена, вполне серьёзно обсуждался вопрос, можно ли пить на поминках и какие из этого могут быть сделаны оргвыводы. Правда, здравый смысл тогда восторжествовал, и были организованы нормальные русские поминки.
Однажды я как профорг был вызван в вышестоящий профсоюзный комитет, где мне было предписано организовать в коллективе первичную ячейку общества трезвости. Районная организация этого общества уже была создана, на «трезвую» работу направлены кадры, и, чтобы они могли нормально работать и получать зарплату, требовалось создать многочисленные первичные ячейки и собирать членские взносы. Само собой подразумевалось, что все педагоги вступят в новую организацию.
Когда я пришёл в свой коллектив и начал запись в Общество трезвости, то столкнулся с нежеланием людей вступать в него. Вроде бы и против резко никто не выступал, но и никто не записывался. Одна работница спросила, смогут ли члены организации выпивать хотя бы по праздникам, или обязательно соблюдать сухой закон. Этот вопрос я сам задавал «наверху», но не получил конкретного ответа. Сбор взносов был поставлен на первый план. Я ответил, что на первых порах по праздникам пить можно, но в меру и культурно... «Но я и так никогда не была пьяницей, зачем мне вступать?» – сказала женщина. В общем, получалась ерунда. Я пошёл за советом к парторгу. Он сказал, что и сам не горит желанием вступать в это общество, и дал мне совет: потянуть время, поискать для этого формальные причины, например, отсутствие устава новой организации, и сказал, что, скорее всего, кампания быстро утихнет…
Так и случилось.