Цена победы

Николай Птицин
Вместо предисловия.

Изучая историю Великой Отечественной войны по архивным документам , сравнивая события начала войны с сегодняшней специальной военной операцией на Украине и войной в Афганистане , приходишь к одному и тому же выводу : мы опять наступаем на одни и те же грабли.
  Трудно объяснить слушателю:  почему с началом войны выясняется, что армия не готова успешно вести боевые действия в современных условиях. Во всех случаях армия неукомплектована должным образом. Неужели военная наука не в состоянии идти в ногу с требованиями времени? Неужели генеральный штаб и министр обороны страны не в состоянии на основании результатов проводимых учений выработать оптимальную структуру для всех родов и видов вооруженных сил? Где информация совету безопасности от ГРУ? Почему современные виды вооружения не поставляются в армию в нужном количестве ? Неужели опыт локальных войн и  первых боев не показал какое оружие и боеприпасы более эффективны для поражения противника и что их выпуск ( если их недостаточно на складах) необходимо увеличить на порядки выше остальных.
Вопросов у слушателей очень много , и на каждый нужно найти ответ.  Почему вооружение со складов хранения поставляется на фронт в таком затрапезном виде, что требуется перед отправкой их  ремонт. ( я не буду рассказывать в этой статье, что по воле случая , двигаясь по железной дороге с Севастополя в Санкт-Петербург в апреле 2022г. , на встречу шли поезда с техникой из НЗ складов. Военному специалисту,   по одному виду боевой техники , понятна  её боеготовность). И каждый раз мы находим себе оправдание.
Я   не хотел касаться вопроса патриотического воспитания населения страны, но листая исторические документы , понял, что без этого не обойтись. Не буду углубляться, приведу ряд примеров. Наш 62 смап с 28 сентября 1941 года до середины декабря 1941 года, пока не был отправлен на переформирование, вёл боевые действия по защите и обороне Крыма и Севастополя. В архивах нашел акт  вручения медали « ЗА ОБОРОНУ СЕВАСТОПОЛЯ»  от 4 августа 1943г. 4-й истребительной авиационной дивизии ВВС ЧФ. В нем всего 19-? авиаторов нашего полка. ( напомню состав полка к началу боевых действий на  28.09.1941г.  : летного состава- 56, техсостава – 134). Из 190 авиаторов награждены только 19-?, остальные погибли или пропали без вести, что на много хуже не только для них , но и их детям. Жена, получив извещение, что муж пропал без вести, не получала  пособия по потери кормильца. Все тяготы воспитания , образования и просто прокормить 2-3 детей ложились на хрупкие плечи вдов.(В архивах  есть и другие акты других авиаполков и авиадивизий , где есть бывшие наши авиаторы, при переформировании переведенные в другие полки, но их очень мало.) Почему есть награды за мужество и героизм присвоенные посмертно, а медали за оборону …. НЕТ ! В списках защитников должны быть все и живые и погибшие, просто отдельной строкой должно быть отмечено : медаль не вручена по причине гибели воина ( или после войны дописать : медаль вручена жене или детям погибшего воина). Дети и внуки погибших защитников Отечества долгие годы не могли знать на каком фронте и как погиб отец или дед. Где гордость за защитника Отечества, где традиции по защите Отечества, передаваемые из поколения в поколение? Произошел разрыв поколений, а результат мы ощущаем и сейчас. Пока не поздно надо исправлять.. Я уже пропускаю период развала СССР, когда армию резали на корню и сокращали бездумно и личный состав и учебные заведения их готовившие.

Всё, о чем я говорил выше , Вы прочтете в моей статье на примере всего лишь одного полка.
62 смешанный авиационный полк Особого Назначения ВВС ВМФ ЧФ

Не буду описывать всю историю авиаполка, краткую справку можно прочитать по этой ссылке http://proza.ru/2021/08/22/1584   , задержу ваше внимание на первых днях , именно днях , участия вновь сформированного полка в боевых действиях.
Всего один месяц, но какой это был месяц.  26 сентября 1941 года полк закончил свое формирование.  А 29  сентября уже   62 смап был включен в состав «Фрайдорфской авиагруппы» ВВС ЧФ на аэр. Соцдорф ( с.Ульяновка), где находился до 30 октября. Базировался на нескольких основных аэродромах , используя для боевых вылетов и запасные. На аэродроме  Фрайдорф  ( сегодня п.г.т. Новосёловское, Раздольненского р - на) базировались самолёты 1 АЭ и управления ( МиГ - 3), а на аэродроме Тотман (сегодня    с. Каштановка, Первомайского р - на) самолёты 2 АЭ ( ЛаГГ - 3) и 3 АЭ ( ПЕ - 2).
Первая гибель летчика произошла при перебазировании авиаполка на аэродромы рассредоточения. 28 сентября при заходе на посадку на аэродроме Тотман на высоте около 200 м при выпуске щитков ( в современном понимании - закрылков), один щиток не вышел и самолет выполнил самопроизвольно бочку с потерей высоты, летчик не справился с ситуацией ( не хватило высоты) - погиб командир звена 2 аэ  лейтенант Чуваков Михаил Михайлович на самолете ЛаГГ-3.

С  29 сентября  1941 года полк выполняет боевые задачи с аэродромов Тагайлы, Найброд, Салтаба, Соцдорф, Фрайдорфе,Тотман.

Состав полка  : 12 МиГ-3, 11-ЛаГГ-3, 11-Пе-2, , … 56 летчиков
                и 134 технического состава.



ВЫПИСКА из ЖУРНАЛА БОЕВЫХ  ДЕЙСТВИЙ  «Фрайдорфской авиагруппы»

  Комментарии к событиям по ЖБД   написаны другим шрифтом, так как информация получена позже из боевых донесений и сводок о ходе бевых действий.

29.09.1941
13.20    Вылетели на бомбометание по танкам в районе 8
             6 Пе-2, 5 МиГ-3, 6 ЛаГГ-3 (62 ап)
14.30    Произвели посадку 5 Пе-2, 4 Миг-3, 6 ЛаГГ-3 (62 ап)
16.20    Не вернулись с боевого задания Пе-2 – Пузанов, МиГ-3 – Воронов

16.50    В районе Айкау (?) сел бомбардировщик, требуется помощь

14.35    6 Пе-2 62 ап взлет
14.35    5 МиГ-3 62 ап взлет, 3 ЛаГГ-3 62 ап взлет
18.30    посадка 6 Пе-2, 4 Миг-3, 4 ЛаГГ-3      НБЗ 1 МиГ-3

НБЗ -  Пе-2 Пилот 3 аэ майор Пузанов Фёдор Лукич сбит зенитной артиллерией и
                направил самолет на скопление врага.
                Штурман 3 аэ ст. лейтенант Щербаков Степан Иванович , погиб.
                Стрелок-радист 3 аэ сержант Пашков Петр Семенович, погиб.

            МиГ-3 пилот 1 аэ ст. л-нт Воронов Владимир Павлович , сбит в в\бв районе
                н.п. Армянск
            МиГ-3 пилот 1 аэ ст. л-нт Кромчаткин Борис Михайлович , сбит зенитной 
                артиллерией в районе н.п. Армянск , погиб, направив самолет на зенитную
                батарею противника.

30.09.1941
Задача:  нанесение бомба -штурмового удара по аэродрому Аскания-Нова,
               запасная цель – Доренбург
10.22     6 Пе-2, 7 МиГ-3 и ЛаГГ-3 вылетели
10.29     1 ЛаГГ-3 62 ап вылетел
                суммарно вылетело 3 ЛаГГ-3 и 5 МиГ-3
11.35     Посадка 4 Пе-2, 2 ЛаГГ-3, 4 МиГ-3
              НБЗ 1 Пе-2, 1 ЛаГГ-3, 1 МиГ-3

17.00     Задача 62 ап: вылет на бомбоудар по Черношеев, Карпова балка, скопление живой
                силы; запасная цель: Карт-Казак № 3,участок № 5. Взлет по готовности
17.59     Взлет 6 Пе-2, 4 Миг-3, 3 ЛаГГ-3
18.50    Посадка 6 Пе-2, 3 МиГ-3, 3 ЛаГГ-3
 НБЗ            Бибов
            Пе-2 Пилот 3 аэ капитан Новиков Федор Михайлович, сбит зинитной
                Артиллерией в районе оз. Красное, Перекоп. , погиб.
                Штурман 3 аэ Молчанов Леонид Александрович, погиб.
               
               
            

01.10.1941
09.15    Задачи 62 ап: бомбоудар по Карт-Казак № 3, участок № 5, вылет по готовности
10.00    Взлет 7 Пе-2, 6 МиГ-3, 3 ЛаГГ-3
11.45    Посадка 6 Пе-2, 6 МиГ-3, 1 ЛаГГ-3
11.30    Во Фрайдорфе сели 2 ЛаГГ-3 (Акулов, Петров)               
12.30    Задачи полковнику Оволокину: повторить вылет теми же силами и в тот же район
             по танкам. Вылет по готовности
13.37    Вылет 6 Пе-2, 5 МиГ-3
14.30    Посадка 6 Пе-2, 4 МиГ-3
14.47 Посадка 1 МиГ-3
             Нет Петрова
17.25 Задание на бомба-штурмовой удар в районе Карпова балка
17.30    Взлет 4 Миг-3 62 ап и 1 ЛаГГ-3 62 ап
19.00    Никитаев сел в 1 км западнее Кадыш, требуется козелок и помощь, невредим

НБЗ  Пе-2 адъютант 3 аэ, штурман майор Меркулов Николай Иосифович , не вернулся
                с боевого задания в районе с. Вишневка ( ранее назв. Тархан).


02.10.1941
00.40    полковник Страут приказал:
             Два самолета с Низино в 46 аэ и 1 самолет в 5 аэ к 6.20 перелететь в Низино.
             НШ 46 аэ Мажарык сообщил, что ЛаГГ-3 улетел на свой аэродром через 10 минут
             после посадки
06.40    Задача: нанести бомбоудар в районе…(неразборчиво)
08.20 Взлет 5 Пе-2, 3ЛаГГ-3, 5 МиГ-3
09.10    Посадка 5 Пе-2, 3 ЛаГГ-3, 4+1 МиГ-3
10.20    Дана задача майору Слепенкову 62 ап:
             По готовности нанести удар по материальной части на аэродроме Доренбург всеми
             имеющимися средствами. Запасная цель – Аскания-Нова.
             К 15.00 всеми истребителями быть в готовности для пиратских действий, взлет по
             приказанию
 14.35   Взлетели 4 Пе-2, 5 МиГ-3, 3 ЛаГГ-3
 15.35   Посадка после бомбаудара по аэродрому Доренбург 4 Пе-2, 5 МиГ-3, 3 ЛаГГ-3

03.10.1941
 Задача на бомбоудар по аэродрому противника в районе Чаплинка.
Состав группы: 6 Пе-2, 4 ЛаГГ-3, 5 МиГ-3 
07.00     Взлет 5 Пе-2, 4 ЛаГГ-3, 5 МиГ-3
07.40     Вынужденная посадка 1 Пе-2
08.10     Посадка 4 ЛаГГ-3, 5 МиГ-3, 4 Пе-2
15.10     У озера Сасык разбился У-2, летчик Еременко
19.35     Сообщили, что капитан Петров и сержант Сазонов вернулись в часть, неизвестно
              местонахождение майора Меркулова   

04.10.1941
Задача на нанесение бомба-штурмового удара по аэродромам противника:
1 группа – уничтожение материальной части на аэродроме Аскания-Нова, запасная цель – аэродром Чаплинка.
Состав, задачи и боевой порядок: 8 И-16 (Шубников) подавление ЗА, идут на 2-3 км впереди Пе-2.
9 Пе-2 (6 от 40 ап, 3 от 62 ап) уничтожение материальной части противника пикированием, идут за И-16.
5 ЛаГГ-3 (62 ап) уничтожение взлетающих самолетов и материальной части на аэродроме, идут за Пе-2.
6 МиГ-3 (62 ап) прикрывают всю группу спереди и выше.
Время удара 07.15. Подход к цели на высоте 1500 метров. Сбор в 06.45 над районом Тогайлы – Фрайдорф на высоте 800 метров. Скорость к цели – 300 км/ч, отход от цели на высоте 800 метров.
Маршрут к цели: Сиваш – Ивановка – Цель
Маршрут от цели: Ясная поляна – Павловка – Сиваш – Воинка
2 группа – уничтожение материальной части на аэродроме Чаплинка, запасная цель – Аскания-Нова

05.45   Поставлена задача на бомбоудар по аэродрому Чаплинка 62 ап, 46 аэ, 96 аэ, 3 и 4 аэ 
            32 ап, 101 аэ
06.15   Получена команда отставить вылет до особого указания по причине погоды
09.40   Капитан Мелихов дал задачу Оковалкину (62 ап) разведкой определить наличие 
            материальной части на аэродромах Чаплинка и Аскания-Нова
12.10   Взлетел МиГ-3 62 ап
13.15   МиГ-3 62 ап произвел посадку на аэродроме 5 аэ
13.35   МиГ-3 62 ап вылетел с аэродрома 5 аэ и сел на аэродроме 62 ап
17.40-17.50  Командиром авиагруппы поставлена задача на уничтожение материальной
            части на аэродроме Аскания-Нова.
            Состав группы: 4аэ – 9, 96 аэ – 2, 3 аэ – 4, 101 аэ – 8, 5 аэ – 2, 2 – 5
17.25   Взлет 3 МиГ-3 62 ап
17.35   Вылетел 1 Пе-2 на аэродромный полет для пробы самолета
17.58-18.45 Произвели посадку все
22.30   Задание 62 ап:
            изменение к заданию на 05.10.41 – состав И-16 – 12…  Взлет И-16
            на 7 минут раньше, Вы их догоняете на 3-4 минуты. Они заканчивают, Вы
            начинаете.  Капитан Мелихов 
               
            Доложите свое место в строю

05.10.1941
06.18    Волга сообщает, что ее место в строю – первая двойка
06.20    Задание: уничтожение матчасти противника на аэродроме севернее Аскания-Нова,
             запасная цель – Чаплинка. Состав группы 9 Пе-2, 6 МиГ-3Б 5 ЛаГГ-3, 12 И-16 (96   
             и 101 аэ)
06.30    Вылет на бомбоудар отставить до особого указания. Доведено до 101 и 96 аэ, 62 ап
21.45    Задача 62 ап:  с рассветом действовать по аэродрому Чаплинка, запасная цель 
             Армянск – Перекоп

06.10.1941
07.25    Передано приказание командира авиагруппы: 5 аэ выпустить два Як-1 для      
             прикрытия возвращения 62 ап, принял ст. л-т Маликович
13.30    1 УТ-2 62 ап вылетел на аэродром Куликово поле
13.30    1 МиГ-3 и 3 ЛаГГ-3 62 ап произвели посадку из Ейска, доложено ОД ВВС
15.00    Доложено, что в 14.35 1 Пе-2 62 ап прилетел из Владиславовки
15.50    задача 62 ап:   2 МиГ-3 произвести воздушную разведку района Н. Берегозы.
             Юго-восточнее были обнаружены до 15 самолетов, замаскированных сеном.
             Уточнить наличие и расположение. Взлет немедленно
16.00    дано задание, сбор в 16.45:
             46 аэ – 2 Ил-2, 101 аэ – 3 И-16, 96 аэ – 3 И-16, 3 аэ – 3 И-15 и 14 И-16, 62 ап – 5 
             МиГ-3 и ЛаГГ-3, 5 аэ – 3 Як-1  нанести бомба-штурмовой удар по войска
             противника по дороге от Копани на Чаплинку
16.20    62 ап уничтожить Пе-2 под прикрытием истребителей живую силу противника по
             дороге от Б. Копани на Чаплинку

09.10.1941
В 09.55   3 МиГ-3 62 ап вылетели по вражескому Ю-88 на высоте 4500 метров. Летчики в
                воздухе самолет противника не видели. С земли наблюдали Ю-88, ушедший на
                восток
12.35     Задача 62 ап: приказано Оковалкову
             1. Бомбаударом уничтожить батарею в районе Карт-Казак № 3, запасная цель –
                батарея на юго-западной окраине Пятихатка, задачу решать самостоятельно
             2. После выполнения задачи по Карт-Казак № 3 готовиться к повторному вылету 
                по танкам противника, место дополнительно
16.40     Севастополь КП Косоорев
              В 20 км северо-западнее КП группы упал МиГ-3, объятый пламенем (ему
              передали с постов)

10.10.1941
 Задание 62 ап:    Удар в 07.15 по аэродрому Чаплинка.
                Состав группы 5 Пе-2, 6 ЛаГГ-3.
               Запасная цель – аэродром Павловка, вторая запасная цель – закопанные танки
               Южный вал, Армянск
               Вторая группа: 6 Пе-2 40 ап, 5 И-16 3 аэ, 2Ил-2 46 аэ, 5 МиГ-3 62 ап, 3 Як-1 5 аэ
               Сбор в 06.45 над аэродромом 5 аэ, высота 100 метров. Удар по аэродрому в 3 км
               Восточнее Новоалександровки. Запасная цель – восточнее 5 км Павловка
               Прикрытие 5 И-16 101 аэ
               Третья группа: 6 Пе-2 40 ап, 5 И-16 101 аэ, 2 Ил-2 46 аэ, 5 МиГ-3 62 ап.
                Удар по аэродрому Павловка, запасная цель – Новоалександровка
07.22   передано приказание Оковалкову 62 ап поднять МиГи для прикрытия посадки,
            держаться с севера между нашими и чужими аэродромами
10.12   Передано по всем аэродромам, что будет летать Пе-2 на высоте 100 метров
            (аэродромный облет)
10.38   1 Пе-2 62 ап взлетел на пробу материальной части
10.55   Пе-2 произвел посадку
12.55   Задача 62 ап:  произвести бомбоудар по двум домикам в которых располагаются
            штаб армии и общежития офицерского состава, на южном берегу озера что
            западнее Аскания-Нова. Уничтожить оба здания. Полк решает задачу
            самостоятельно, вылет по готовности, но не позднее 14.30
                Передал Стратман
НБЗ   Пе-2     Пилот 3 аэ капитан  Пучкин Степан Денисович,подбит при совершении 
                огненного тарана на танковую колонну весь экипаж  погиб.
                Штурман , военком 62 смап , батальонный комиссар Торбинов Николай Григорьевич, погиб.
               
                Стрелок-радист 3 аэ сержант Котик Мирон Абрамович , погиб.


НБЗ  ЛаГГ-3 Пилот 2 аэ лейтенант Харченко Николай Петрович, сбит в
                воздушном бою.
                В донесении он считается НБЗ. 1.02.1942г. исключен из списков части. 
          Однако он попал в плен. Содержался в различных лагерях военнопленных. С 1944 г. — в добровольческих частях ПВО. Служил в зенитном прикрытии Брумберга (Германия). В январе 1945 г. окончил школу контрразведки в с. Кинвассер под Гамбургом. 20 января прибыл в штаб ВВС ВС КОНР и назначен на должность старшего офицера по особым поручениям роты связи, активный офицер контрразведки. 30 апреля сдался в Лангдорфе представителям 12-го корпуса 3-й американской армии. В сентябре выдан из лагеря в Шербуре (Франция) советским представителям В 1946 г.  Военным трибуналом МВО осужден к 15 годам каторжных работ с последующим поражением в правах на 5 лет. Дальнейшая судьба неизвестна.    
 
 

11.10.1941
06.30    Задача 62 ап: Воздушной разведкой разведать и уточнить наличие матчасти на
             аэродромах Чаплинка, Макаровка, х. Бугаевского, Спиридоновка. Состав сил
             решать самостоятельно. Вылет не позднее 07.30
09.00   Задача 62 ап, принял Васильев: нанести удар по батарее в 4 км восточнее
            Карт-Казак № 3 совместно с 40 ап
            Силы: 6 Пе-2 40 ап, 3 Пе-2 62 ап и все имеющиеся истребители.
            Место сбора: Айтогры в 09.30
          Уточнение: в 09.45 а не в 09.30
16.20   Задача 62 ап: нанести бомбоудар по полевой батарее, находящейся на северном   
            скате (неразборчиво), участок № 5 и железной дороге. Состав сил по своему   
            решению, вылет по готовности

12.10.1941
05.50   Задание на воздушную разведку командиру 62 ап: установить базирование авиации 
            в районах кв. 2573, 2477, 2480, 2679. Вылет не позднее 07.30
                принял майор Слепенков

13.10.1941
06.30   задачи 62 ап на воздушную разведку:  разведка аэродромов противника в районах
            Григорьевка, Чаплинка, Павличановка, Каланчак
07.15   7 МиГ-3 62 ап вылетели на аэродром 5 аэ
07.20   3 МиГ-3 сели на аэродром 11 ап, 4 МиГ-3 вернулись
07.30   1 Пе-2 вылетел на аэродром 96 аэ
07.40   Пе-2 вернулся на свой аэродром
08.10   полковник Шарапов сообщил, что по метеоусловиям перелет временно отставлен

14.10.1941
07.00   задача 62 ап: воздушная разведка аэродромов в районе Григорьевка, Чаплинка
08.45 – 09.05  3 Пе-2 перелетели на аэродром 96 аэ
09.05 – 09.15  1 Пе-2 вылетел на аэродром 96 аэ (к-н Петров, л-т Яковлев, с-т Сазонов)
11.25  Сообщено на КП ВВС о не вернувшемся с воздушной разведки Пе-2, передано
           майору Румянцеву, который сообщил что Пе-2 обстрелян в районе Сарабуза
12.15  майор Румянцев сообщил, что Пе-2 сидит в 1 км севернее Сарабуза
14.05  62 ап передано приказание продолжать перебазирование
15.45  3 Пе-3 62 ап вылетели с посадкой на аэродроме 96 аэ
15.50  Вылетел 1 ЛаГГ-3 62 ап
16.05  3 Пе-2 62 ап произвели посадку на аэродроме 96 аэ
16.20   4 МиГ-3 62 ап вылетели в Тагайлы
17.05   4 МиГ-3  62 ап произвели посадку на аэродроме 5 аэ
17.40   1 МиГ-3  62 ап произвел посадку на аэродроме 5 аэ

15.10.1941
07.00   Задача 62 ап: разведать артиллерийские позиции, группировку танков и живой   
            силы противника
10.35   4 ЛаГГ-3 62 ап вылетели на отражение налета противника
10.45   2 ЛаГГ-3 произвели посадку
10.50   2 МиГ-3 62 ап вылетели на отражение налета Ю-88
11.00   2 ЛаГГ-3 произвели посадку 
11.10   Задача 62 ап: уничтожить батарею на северо-западной окраине Карт-Казак № 3.
            Бомбить с пикирования, время удара не позднее 12.30       
11.15   2 МиГ-3  произвели посадку
13.45   Доложил Юликов: 46 аэ наблюдали северо-западнее падение горящего самолета с
            большой высоты
13.50   выслана автомашина к горящему Пе-2
21.50   Приказано снять с упавшего Пе-2 БС и фотоустановку
23.15   Задача 62 ап:  с рассветом, под прикрытием истребителей уничтожать авиацию
            противника западнее, южнее и юго-восточнее по карте 50000: 2477. Чаплинка, 2477
            (Преображенка); взлет 06.25 – 06.30.Запасная цель – скопление пехоты на позициях
            в районе Будановка и Карт-Казак № 3

16.10.1941
09.00   Задание 62 ап: 2 аэ разведать аэродромы Чаплинка и Аскания-Нова
10.45   62 ап произвести бомбоудар по Аскания-Нова Пе-2 в сопровождении истребителей,
            запасная цель – скопление войск в районе Макаровка
11.00   в районе …колхоза им. Молотова, 18 км южнее Фрайдорф вынужденно сел Петров
            из 62 ап на МиГ-3. Требуются горючее, воздух и трубка для заправки
13.00   Задача 62 ап: разведка аэродромов Второканатовка, Богдановка, Дофановка, Новая
            Каховка, Максимовка, Новоалексеевка, Доренбург, Отрада, Аскания-Нова и
            посадочная площадка в 15 км восточнее
17.00   62 ап нанести удар по Доренбург для уничтожения самолетов, запасная цель –
            Чаплинка

17.10.1941
00.10   Поставлена задача произвести налет истребителями на Ново-Павловку, запасная
            цель – Макаровка по скоплению войск западнее Макаровка.  Взлет не позднее
            06.30 
06.30   Задание: бомбоудар по батарее в районе Карт-Казак № 3. Состав: 5 Пе-2, 3 ЛаГГ-3,
            2 МиГ-3, взлет не позднее 09.00
11.40   62 ап нанести удар по Чаплинке в 12.00
14.10   Над Биюк-Бузав идет воздушный бой, подняты 3 МиГ-3 62 ап

18.10.1941
 05.00  Задача 62 ап: уничтожение матчасти на аэродроме Чаплинка, взлет не позднее
             06.40. Запасная цель – матчасть на аэродромах Максимовка, Новопавловка,
             Новоалександровка. Состав группы: 3 Пе-2, 3 МиГ-3, 3 ЛаГГ-3, бомбить с
             пикирования. Начало пикирования на высоте 3000 м, окончание – на 1800 м
06.20    Вылет задержан по метеоусловиям



19.10.1941
10.40    Из 2 аэ 62 ап доложили: летчики Китов и Панков, садившиеся 18.10 после
             воздушного боя в районе прист. Сары-Булат, вернулись в часть. Самолеты
             оставлены на месте посадки
14.30    1 Пе-2 62 ап вылетел на пробу моторов, сообщено по аэродромам
14.37     Производивший пробу моторов Пе-2 сел
16.05    Задача 62 ап: бомбоудар по аэродрому Чаплинка. Запасная цель – войска
             противника в районе Карт-Казак № 3. Взлет по готовности, не позднее 16.45

             МиГ-3 Пилот  1 аэ  лейтенант Федоров Александр Фёдорович, 19.10.41 подбит
                в в\б,  спасся на парашюте ожоги лица и рук.


НБЗ  МиГ-3 Пилот 1 аэ лейтенант Петров Виктор Иванович, сбит в воздушном бою.
                Летчик погиб.
НБЗ   ЛаГГ-3 Пилот 2 аэ лейтенант Осинин Георгий Евгеньевич, сбит в в\б возле
                пристани Сары Булат (Крым). Летчик погиб.

 

20.10.1941
03.55    62 ап быть готовым к 07.00 действовать по аэродромам противника
08.00    старший лейтенант Библов, не вернувшийся 19.10, найден, ушиблен
14.30    62 ап вылет в 15.00 для нанесения удара по танкам и живой силе противника в
             районе участок № 8 – отметка 5.3 –отметка 5,8 – севернее участок 9
17.00    62 ап вылет по метеоусловиям не ранее 17.30 (отложено)

НБЗ  ЛаГГ-3 Командир звена 2 аэ старший лейтенант  Китов Сергей Яковлевич ,
                не вернулся с боевого задания. 
 

НБЗ  Пе-2 пилот 3 аэ  капитан Петров Петр Георгиевич, сбит, пропал без вести.
          По документу ВХ. 1772-43 – жив.

21.10.1941
01.45    62 ап к 07.00 быть в готовности к действиям
14.00    задание 62 ап: удар по скоплению танков и живой силы Ишунь 500 метров на юг,
             западнее Сарайя, вылет не позднее 14.30
18.10    к 06.00 22.10 41 быть готовым для удара по живой силе
                Майор Слепенков

НБЗ  ЛаГГ-3  Пилот 2 аэ лейтенант Панков Парфирий Николаевич, сбит в воздушном
                бою.
 
         
22.10.1941
09.35    в 08.27 2 Пе-2 и в 08.30 1 Пе-2 сбиты Ме-109 и упали в районе Воинка
11.05    из 62 ап сообщили, что к ним сели 2 И-16 2 аэ (Брыков и Усаченко)

23.10.1941
11.00    штурмовка войск в районе Бойково Татарское, Кашкары Татарские
             2 группа – 2 МиГ-3 62 ап
22.55    задание на 24.10.1941: 62 ап уничтожать матчасть на аэродроме Чаплинка,
             Вылет в 06.55

24.10.1941
07.40     Приказ: вылет отменить
19.45     Приказание: быть к утру в полной готовности

25.10.1941
23.20     Приказание: 500 метров южнее «Москва» у скирды выкладывается сигнал:
              1. Разорванное Т – «ожидай»
              2. Крест – «уходи на свой аэродром»
              3. Стрела – «направление на цель»
            В 62 ап принял л-т Малахов

26.10.1941
Быть готовым к выполнению задания не позднее 06.00
23.40   всем быть готовыми (в 62 ап принял ОД Фомин)

27.10.1941
09.00   Приказано 62 ап быть готовыми к вылету в 10.00
12.00   62 ап сообщил. Что 6 самолетов вылетели на новое место

28.10.1941
К 17.00 представить доклад о перебазировании на новый аэродромный узел и строевую записку о состоянии личного состава

               


29.10.1941
08.25   62 ап -  Разведать: Бехтери, Скадовск, Краснознаменка, Чумаковка.
                Выполнить 1 Пе-2
                Разведать: Каменка, Новая Каховка, Преображенка, Чаплинка.
                Выполнить 2    МиГ-3.
                Вылет по метеоусловиям.


                На аэродром вылета не вернулись 2 МиГ-3

НБЗ  МиГ-3 Командир звена  1 аэ старший лейтенант Воронов Александр Павлович,
                сбит зенитной артиллерией.
               
 НБЗ   МиГ-3 Пилот 1 аэ старший лейтенант Кромчаткин Борис Михайлович , сбит
                зенитной артиллерией.


30.10.1941
09.55    в 10.20  62 ап произвести вылет 4 МиГ-3, 1 ЛаГГ-3 на прикрытие ударной группы
             Из 7 И-16 и 1 Ил-2. Место в строю – правое крыло. Район цели: Актачи-Бузав,
             Биюк-Бузав, скопление автомашин противника. В районе цели барражируют
             Ме-109.
                Принял Оковалков

  с 28 сентября  по 30 октября 1941г летчики 62 смап уничтожили :

BF-109 ( Ме-109)   –   20 самолетов ;  JU-88   -  1 самолет
 
 Однако и сами понесли большие потери:
  7- Пе-2 , 5 - МиГ-3, 6 - ЛаГГ-3 

ЦВМА, фонд 2211, опись 155, дело 2, коробка 520
              фонд 2211, опись 155, дело 13, коробка 521
              фонд 2211, опись 155, дело 16, коробка 521


31.10.1941
НБЗ   МиГ-3  Командир 1 аэ капитан Чистов Николай Иванович

До 18.11.1941 (точная дата не названа) пилот  2 аэ старший лейтенант
                Каратаев Дмитрий Николаевич сбит зенитной артиллерией,
                ампутированы ноги.



   
ИТОГО      за время боев   с 28 сентября по 18 ноября 1941г. ( данные сведения взяты из докладной заместителя командира 62 ап капитана Васильева  и называется « Сведения о боевом состоянии  62 авиационного полка особого назначения ВВС ВМФ на 18 ноября 1941г.» и подписанные военкомом 62 ап батальонным комиссаром Карасевым.)

В управлении полка потерь нет . Начальник штаба полка майор Слепенков в воздушном бою сбил 1 Ме-109.

  1 аэ
  Потеряла   4  летчика. Из 12 самолетов потеряно 7 - МиГ-3, в том числе 6- в воздухе и
1 МиГ-3 сожжен  на аэродроме Карагоз.
  Осталось 5 МиГ-3, из них два в ремонте на аэр. Херсонесский маяк.
(фото коллаж сделан с фото на  аэродроме Херсонесский маяк во время ремонта МиГ-3 62 ап)

В результате воздушных боев летчики эскадрильи сбили 2- Ю-88 ( 1 л-нт Шилкин и 1 ст.л-нт Бабаев) и 4 – Ме-109 ( ст.л-нт Бабаев-3 и 1 л-нт Шилкин).

2 аэ
Потеряла 6 летчиков . Из 11 МаГГ-3 боеготов только 1 .  3 ЛаГГ-3 находятся в ремонте на аэродроме Бельбек.
В воздушных боях потеряно 5 ЛаГГ-3. Катастрофа на аэродроме -1 и сожжон в Керчи-1.
В результате воздушных боев летчики эскадрильи сбили 1- Ю-88( л-нт Акулов) и
4- Ме-109 (ст.л-т Крылов, ст. л-нт Денисов, ст.л-нт Мухин, ст. л-нт Китов).
Уничтожено на земле 6- Ме-109 и 1 транспортный самолет.

3 аэ
Потеряла 3 летчика  4 стрелка-бомбардира и 3 стрелка-радиста.
 Из 11 самолетов Пе-2 в строю осталось 3 самолета. Плюс один в ремонте на 45 заводе.
7 самолетов потеряно в воздушных боях и при штурмовке наземных целей.
Сбито в воздушных боях 3- Ме-109 
Уничтожено на аэродромах (на земле) 6 двухмоторных самолета и 5 одномоторных самолетов противника.

Из донесения следует , что за месяц боев в составе «Фрайдорфской авиагруппы» летчики полка сбили 15 самолетов противника и уничтожили на земле 26 самолетов противника.
В боях   из 56 потеряно  20 человек летного состава:
13- летчиков, 1- военком, 1- адъютант аэ, 2 стрелка-бамбардира и 3 стрелка-радиста.
Не комплект составляет : 1 аэ на МиГ-3 - 4 летчика; 2аэ на ЛаГГ-3 – 6 летчиков;
                3 аэ на Пе-2 – 4 летчика.
Безвозвратные потери из 34 самолетов составили 21 самолет :
                7-МиГ-7, 7-ЛаГГ-3, 7-Пе-2. 
Это составляет 62% самолетного парка и 36% летного состава.
Практически в таком составе не в состоянии выполнять боевые задачи и подлежал переукомплектованию , но вопрос переформирования полка решился только 21 декабря 1941г.,  когда последние исправные самолеты ЛаГ-3 и МиГ-3 передали в состав 7 иап ВВС ЧФ.
После выполнения боевой задачи в составе «Фрайдорской группы» в 62 смап недосчитались в строю: 7 техников (механиков), 14 мотористов и 7 мастеров по вооружению .
Если подбить общий итог , то полк из общего состава в 190 авиаторов осталось 142, т.е 75%.
Почему же за один месяц боев такие огромные потери как в технике , так и среди летного и технического состава ?

Сначала давайте с летным составом разберемся.
Полк формировался в своем большинстве из личного состава инструкторов Ейского авиационного училища.  Чему инструктора учат? Взлет, посадка, полет по кругу и на простой пилотаж. Редко когда программа захватывала сложный и высший пилотаж и конечно тактике ведения воздушного боя  и боевого применения данного типа самолета времени уже не оставалось. А вопросы штурмовки наземных целей истребителями вообще не рассматривались. А фактически истребители  несли большие потери от зенитной артиллерии именно во время таких штурмовых действий по наземным целям. Поэтому и подготовка у летного состава годами вырабатывалась как правильно и безопасно летать. Уж если вираж, то правильный, если «бочка», то классическая и всё в таком же духе. Уж   поверьте, было время, сам инструктором обучал летать. А в воздушном бою нет ни одной фигуры пилотажа  правильной. Если уходишь из под атаки , то не «бочкой», а                « кадушкой», т.е та же бочка , но неправильная и со скольжением, размазанная как яичница по тарелке. Это один из примеров, а их в воздушном бою множество и на каждом типе самолета,  ввязываясь в «воздушную карусель» с противником, надо учитывать свои возможности самолета и возможности противника. А этого не было. Тем более противник ,  немецкие асы,  получили опыт воздушных боёв,  пройдя всю Европу.
Создавая полк смешанного состава, думали добиться слаженности боевых действий бомбардировочной авиации и истребительной. Опыт показал , что смешанный состав авиаполка только усложняет боевую работу и в дальнейшем от этого варианта отказались. Полк к лету 1942 года стал чисто истребительным.
Тактика построения звена , эскадрильи при ведении воздушного боя или осуществления прикрытия бомбардировочной авиации, формировалась в ходе боев. Отказались от полетов тройками, пара стала боевая единица. Большие потери в авиации были при возвращении самолетов на свои аэродромы. Как правило, возвращались с пустым боекомплектом с предельным остатком топлива. О чем  мы видим в журнале БД.
16.10.41г. 11.00   в районе …колхоза им. Молотова, 18 км южнее Фрайдорф вынужденно сел Петров  из 62 ап на МиГ-3. Требуются горючее, воздух и трубка для заправки. И такой случай не один.  Особенно опасность представляли немецкие охотники, которые пристраивались за облаками недалеко от аэродромов посадки наших самолетов  и ожидали возвращения наших после боевого вылета  на аэродромы. Увидев самолет, резко пикировали, производили атаку и тут же уходили в облака.  Такая тактика немецких асов вынудила создавать группы прикрытия между зоной боевых действий и аэродромами посадки. Вот пример из ЖБД : «06.10.1941  07.25    Передано приказание командира авиагруппы: 5 аэ выпустить два Як-1 для прикрытия возвращения 62 ап, принял ст. л-т Маликович» , но так было не всегда.
Некоторые задачи по нанесению бомба-штурмовых ударов выполнялись по принципу – поднимаем в небо все что есть… В ЖБД есть и такие 6 и 10 ноября. Остро ощущалась нехватка штурмовиков и бомбардировщиков для выполнения боевой задачи. Поэтому и истребители наносили удары по наземным целям.
Пилоты выполняли по 4-5 вылетов в сутки. Накапливалась усталость…

После переформирования , полк продолжил участие в воздушном сражении на Кавказе.  Потери в первые дни первого состава полка во много раз превосходили потери на протяжении всей войны , если брать одинаковые временные промежутки воздушных боев.
Но это уже другая тема и я продолжу свой рассказ в другой статье : на каких аэродромах и в каких боях участвовал   в битве за Кавказ   62 авиаполк  ВВС ВМФ ЧФ.