Зайнаб

Баширова Шаира
Этот рассказ я хочу посвятить одному человеку. Сестра, не сестра, подруга, не подруга...не знаю, она даже родственницей мне не была. Сначала Зайнаб, так звали эту женщину, была приятельницей моей свекрови, так, ходила на гап, приходила в гости в наш дом, на свадьбы, на дни рождения. Она была всего на семь лет старше меня, её несмышлёную , шестнадцати летнюю девчонку, выдали замуж. Она даже понять не успела, что, да как. Муж пьяница, каких свет не ведал, трое сыновей, в общем весь дом на ней. В молодости Зайнаб устроилась работать на масложировой комбинат фасовщицей, так и проработала там почти тридцать лет. Место было жирненькое, как не парадоксально это не звучит, это было так. Понемногу она выносила сахар, маргарин, жир...и она была не исключением, так делали почти все, кто там работал, семью то кормить надо было! А дети подрастали, муж не просыхал. И все, что удавалось выносить, прятала подвязывая к животу. А в советское время это было, ой как опасно, но и жить на мизерную зарплату было накладно. В общем с такими выносами холодных жиров, а может из-за тяжестей, но заработала она себе маточную кисту. В больнице Глав.Ташкент.строй её оперировали. Свекровь посылала меня к ней в больницу проведать её, передачу отнести. Вот так я с ней и подружилась. У нас были интересные темы для разговоров, мы смеялись, шути,ли и очень хорошо друг друга понимали. Зайнаб жалела меня, говоря, что мне тяжело, свекровь придирчивая, да и вообще ей меня жалко. Но я не любила жалости и говорила что у меня всё хорошо. Но она то знала нашу семью, характер свекрови и то, как я живу. Зайнаб была очень энергичной и веселой, трудолюбивой женщиной. После операции поняла, на комбинате ей работать нельзя. И никому, ничего не говоря, она развелась с мужем, забрала детей и уехала во Владивосток. Отчаянная, больше мужчина, чем женщина, во Владивостоке Зайнаб купила у дороги домик и устроила придорожное кафе национальной, узбекской кухни. Наняв работников, она понемногу расширила своё хозяйство, пристроила ферму и приобрела баранов и бычков. Ведь в кафе мясом не запасёшься. Потом, как-то приехав в Ташкент женила старшего сына, через пару лет среднего. На свадьбу я ей напекла много сладостей, она была довольна. Вот так Зайнаб и ездила из Ташкента в Находку, из Находки в Ташкент. Но навсегда уехать из Ташкента она не хотела. Рождались внуки, надо было из маленького домика с небольшим двором делать большой. Денег она зарабатывала много, поэтому снесла старый дом и построила двухэтажный. Но у неё три сына! Нужен был,по крайней мере и второй дом. Напротив продавался большой дом с тремя комнатами, конечно же Зайнаб купила его для среднего сына. А о младшем  она пока не думала, вернее ему думала купить дом или квартиру после его женитьбы. Что интересно, разведясь с мужем, она оставила его жить в доме, где тот и жил. Из родственников одна сестра, но брат пропойца ей не был нужен. Зайнаб была красивой, пышных форм женщина, с темно-рыжими волосами и белой кожей,даже в пятьдесят она вызывала восхищённые взгляды мужчин. Тут она решила выйти замуж вторично, сыновья были не против. Соседи и знакомые судачили о ней, говоря всякие гадости, на что она твердила:-"Чем вызывать пересуды без мужа, лучше имея мужа закрыть всем рты!" А мне она как-то сказала:-"Знаешь дорогая, я только сейчас поняла, что значит быть любимой! Я наконец почувствовала себя женщиной!" И это было правдой, новый муж буквально носил Зайнаб на руках! Он исполнял все её прихоти, она даже приняла сына и дочь нового мужа. Они все уехали работать в Находку. Приезжая домой два раза в год, Зайнаб достроила новый дом, хотя он был одноэтажным, всё же был очень красивым и уютным. И когда она приезжала я доставала путёвки в санаторий"Мать и дитя" и мы десять дней с ней от души отдыхали, купаясь в бассейне и принимая разные лечебные процедуры. А вечером смотрели телевизор и если была хорошая музыка, танцевали народные танцы. Несмотря на свои пышные формы Зайнаб была гибкой и очень красиво танцевала. Так же моя подруга, ставшая к тому времени мне очень близка, любила шик. Во всём! В еде, в одежде, в драгоценностях. Мы привозили с собой в больницу вкусные деликатесы и накрыв на стол объедались с наслаждением поглощая казы, ич, карта, красную рыбу и свежие помидоры с огурцами и зелёным луком, запивая всё это душистым зелёным чаем с лимоном, иначе давление могло просто зашкалить.

От души отдохнув, Зайнаб опять уехала в Находку. Что поражало меня в этой женщине, это фанатичное обожание своих детей! Даже женив их,Зайнаб шушукалась, целовала, как малых деток. И они без неё были будто потерявшие маму щенята. Двухтысячный год..Зайнаб приехала домой, здесь в Ташкенте, в то время жил её старший сын с семьёй, женой и четверо детей. Свекровью Зайнаб была строгой, но справедливой. Невестки думаю её любили, уважали и слушались. В каждый свой приезд Зайнаб устраивала посиделки, у нас это называется худое. Читают молитвы, вспоминают умерших родственников. И столы она накрывала отменно, столы ломились от явств! И обязательно резали барана, как жертвоприношение Всевышнему. О том, что у неё старший сын был болен, Зайнаб тщательно от всех скрывала. И я об этом узнала после одного печального случая, у Зайнаб от старшего сына были две дочери и два сына, причём старшая внучка и старший внук были...как бы это сказать, не совсем здоровы, когда как двое младших были очень красивыми и смышлеными. Так вот, третья девочка Зулехо, умница- красавица, беленькая и очаровательная школьница шестого класса, как-то придя со школы домой, со слезами рассказала, что учительница поругала её перед всем классом. А причина банально-проста! Во время не сдала деньги в фонд школы. Зулейхо объяснила учительнице, бабушки не было дома, а у папы денег на тот момент не было, хотя Зайнаб регулярно высылала детям деньги. Но в хозяйстве всегда не хватает денег и мама девочки так и говорила:-" Вот приедет бабушка и отдашь в фонд своей школы." Приехала бабушка Зайнаб, но со своими делами это дело отложили. И вот, как-то придя со школы, Зулейхо выпила из флакона лекарства отца, а это были транквилизаторы от эпилепсии. Выпила и уснула. И когда девочка не проснулась через два-три часа Зайнаб заволновалась и недобудившись девочки в панике вызвала машину скорой помощи. Но как водится, машина приехала минут через сорок и увидев девочку в таком состоянии, увезли её в первую городскую больницу. Начали делать клизму и промывание, но было слишком поздно, ребёнка спасти не удалось. Потом уже Зайнаб, рыдая сокрушалась, как ей в голову не пришло вызвать на дом МДС! Но думаю, это не спасло бы ребёнка, было упущено время. На утро,после вскрытия, девочку привезли домой. Плохая весть распростроняется быстро и в доме у Зайнаб собралось множество людей, женщин, мужчин и даже дети со школы, где училась Зулейхо пришли проститься со своей одноклассницей. Зайнаб была безутешна! Всегда весёлая, с красивой улыбкой на лице, её было не узнать! Она с отсутствующим взглядом, раскачиваясь из стороны в сторону, лишь рыдая причитала:-"Зулейхо! Моя Зулейхо! Родная моя девочка! О Аллах, ну почему ты забрал не меня, а мою крошку?!" На неё было больно смотреть, обняв свою подругу, я как могла утешала её, да разве в таком горе можно утешить? Зайнаб скорбела сорок дней, делая поминки на три дня, на семь дней и каждый четверг делала плов для муллы из мечети, родственников и соседей мужчин. На двадцать дней, зарезав барана, дала плов на двести человек. И на сорок дней, созвав множество женщин провела поминки-МОВЛЮД! Где читали молитвы и суры из Корана. Зайнаб обвиняла невестку за то, что та не убрала подальше лекарства отца, тем более знала их действие. Обвиняла себя, за то, что не уберегла свою внучку! Да разве знаешь заранее, что случится  беда?! Но Зайнаб не унималась, узнав причину поступка девочки, она пошла в школу выяснить обстоятельства конфликта между учительницей и девочкой. Написала в Хокимият и прокуратуру, требуя наказания педагога, но всё, чего она смогла добиться, учительницу уволили и лишили педагогической деятельности. А больнее всего было то, что разбуди она девочку раньше, её можно было бы спасти! Только от этих мыслей Зайнаб чуть не сходила с ума! А для меня этот случай был вторым ударом, ведь ровно месяц назад зверски убили мою сваху, к которой я относилась, как к родной сестре, впрочем, как и она ко мне. Жизнь...как же ты бываешь порой жестока в своих испытаниях! Проведя сорок дней, Зайнаб закрыла дом и со всеми домочадцами уехали во Владивосток, чтобы в работе оправиться от перенесённой утраты и если это возможно, немного придти в себя.

     Зайнаб не было в Ташкенте целый год. Я скучала по ней и переживала, думая, как она там? Наконец через год, к весне она приехала. Услышав о том, что она вернулась в Ташкент, я напекла её любимые эклеры и помчалась проведать свою подругу. Зайнаб не изменилась, она была Женщиной с большой буквы. За многие годы она не менялась, не постарела, всегда была ухоженной и красивой. Но взгляд...взгляд после смерти её любимой внучки посуровел, словно потух. Приехав, она попросила меня достать две путёвки в санаторий, где мы не раз с ней отдыхали, что я и сделала. Мы с ней собрали, как всегда, много вкусностей и поехали на отдых, заняв двухместную палату, взяли с собой небольшой телевизор и от души решили расслабиться. Плавали, принимали циркулярный душ, жемчужные ванны, массажи подводные и нательные, вытяжку и физиотерапию. А на обед и ужин с удовольствием трапезничали, наслаждаясь теми вкусностями, что привезли с собой и то, что нам приносили родственники и друзья. Как-то вечером, после ужина, мы включив телевизор по которому шёл концерт стали танцевать. Как я говорила, Зайнаб очень красиво танцевала, впрочем и я это делала тоже неплохо. Вот так мы танцевали, шутили и смеялись, как вдруг Зайнаб закрыв руками лицо, разрыдалась, да так сильно, что я от неожиданности очень испугалась. Крепко обняв Зайнаб, я как могла стала успокаивать и утешать её, но это было нелегко. Она только ещё сильнее начинала рыдать и причитать.
     -Моя маленькая крошка, ну как же ты так могла поступить? Как же ты меня оставила здесь, а сама ушла? Зачем? За что так Аллах меня наказывает? - кричала Зайнаб.
     -Родная моя Зайнаб, на всё воля Всевышнего! Ну что мы, его рабы можем сделать? - пыталась успокоить я её.
     Постепенно Зайнаб стала успокаиваться в моих объятьях. Лишь тихонько всхлипывая, она стала вытирать от слёз покрасневшее лицо. Спали мы в эту ночь беспокойно, я часто просыпалась и поглядывала на Зайнаб. Бедная, она даже ночью всхлипывала от пережитого горя. После отдыха Зайнаб уезжать не собиралась, она плохо себя чувствовала, перенесённые испытания, тяжкий труд дали о себе знать. В санатории у неё обнаружили сахарный диабет, я посоветовала ей оформить пенсию по инвалидности. У меня были в поликлинике знакомые врачи, так как мой муж, работая с фирмой и оказал поликлинике гуманитарную помощь в виде тонны порошка Ариэль, Тайд и мыла Камэй несколько коробок, когда на базе, где он работал управляющим, у него арендовали склады под продукцию компании ПРОКТЕР ЭНД ГЭМБЛ. В общем, оформив бумаги и пройдя ВТЭК, Зайнаб получила вторую группу инвалидности. И не только из-за диабета,у неё были обнаружены ещё пару, тройку болезней. К осени она попросила и сыну помочь оформить инвалидность, пройдя с ним ВТЭК. Как я и писала, у него была неизлечимая болезнь эпилепсии, поэтому пройти с ним ВТЭК не составило особого труда, ему группа и так полагалась. Добившись желаемого, Зайнаб стала собираться в дорогу, так как надо было контролировать работу кафе, работа стоять не должна была, иначе клиентов не останется. Зайнаб в свой последний приезд привезла диски о жизни в Находке. На нём я увидела огромный одноэтажный дом из одиннадцати комнат и большую столовую. Как известно, семья у Зайнаб была большая, двух младших сыновей она приобщила к своему бизнесу, они работали вместе со своими семьями. К тому времени она уже женила  и младшего сына, сделав свадьбу в Ташкенте. У каждого было по трое детей и они много лет прожив в Находке, считались гражданами России и их дети учились там же. Но мать есть мать, Зайнаб разрывалась между Ташкентом, где жил старший сын с семьей и Находкой, где жили младшие сыновья. Но человек не сталь, однажды жизнь может его сломать. Мы как раз собирались женить старшего сына моей золовки, когда вдруг неожиданно приехала Зайнаб, вернее её привезли. В Находке, ей на ногу упало стекло, сильно порезав большой палец, но ещё Зайнаб, любительница хорошо поесть, не держала никогда диету,как полагается при диабете, хотя врачи неоднократно её предупреждали о возможных последствиях. Нога загноилась и никак не заживала. Болезнь начала прогрессировать с ранней весны, женщину показывали лучшим врачам, пару раз положили в больницу. В конец она отказалась от всего, лишь принимала отвар из трав, что готовила для неё старшая невестка. Так продолжалось до осени, я при каждом удобном случае навещала её, хотя с хлопотами со свадьбой не было времени. Зайнаб постоянно лежала, очень похудела и взгляд, всегда такой задорный, потух. Но уходила она вовсе не от диабета,хотя конечно и эта болезнь отнимала у неё силы, уровень сахара в крови упал, как сказали врачи, диабет выполнил свою функцию, разрушив организм человека, он успокоился и упал, у моей любимой подруги обнаружили рак...хотя ей об этом не говорили и она всё верила, что поправится. Но с каждым днём ей становилось хуже и хуже.
На свадьбе сына золовки, её конечно не было, она умерла через двадцать дней после свадьбы, тихо, рано утром, будто уснула, чтобы никогда больше не проснуться...
Мир праху её...никогда о ней не забывая, каждый четверг я читаю поминальную молитву, посвящая Зайнаб...и всем ушедшим близким, в мир иной, где однажды все мы и будем.

КОНЕЦ