Северное сияние

Роза Пиденко
Было это давно.
В школе у меня была подруга Галя. Очень правильная, воспитанная девочка. Она всегда поступала как надо. А я была не очень правильная, у меня просто не получалось поступать как надо и поэтому меня заносило в сторону. Я очень хотела тоже быть правильной, завидовала Гале. А она на правах подруги иногда делала мне замечания, которые казались мне очень обидными. Я обижалась, хотя понимала, что права именно она. Чтобы как – то противопоставить себя ей, я решила вырваться вперед по какому–нибудь предмету, например, по математике. Однажды я решила задачу, которую никто в классе решить не смог. Это придало мне силы, и через некоторое время я считалась самым сильным математиком в классе. Я и сама поразилась такому рывку. Но речь не о том. Этот рывок в последствии привел меня на физико – математический факультет университета, студенткой которого я стала. К сожалению, там не было моей Гали, некому было доказывать свою самостоятельность, и поэтому мои успехи в университете не были столь явными. Но я его благополучно закончила и стала тем, кем собиралась стать, педагогом.

Когда я начала учиться на втором курсе, как – то заметила в рядах студентов симпатичного парня в черных очках и с тросточкой в руке. Он двигался так, как двигаются незрячие люди. На физмате слепой студент? Как же он учится? Эта мысль не давала мне покоя, пока я не пробралась на лекцию первокурсников. Я увидела, что он на тетради с толстыми листами через трафаретку шилом заносил информацию. Все понятно. Я узнала, что его зовут Максимом. Он был заметный и очень часто попадался на моем пути.

В те времена каждую неделю на факультете по субботам проводились вечера танцев. Много лет спустя такие вечера будут называться дискотеками, но такой массовости посещения уже не будет. На одном из таких вечеров, когда прозвучали звуки моего любимого вальса «На голубом Дунае» Штрауса, я понеслась в круг со своим партнером. (В последствии мой партнер станет знаменитым певцом, а пока он был всегда голодным сиротой и ходил всегда в одной и той же вельветовой курточке, танцевал превосходно). Вдруг я увидела картину, от которой мгновенно затормозила. У стены стоял Максим, в круг его тащила самая симпатичная девчонка факультета. Стройная, голубоглазая, с пышными красивыми волосами Ленка уговорила – таки Максима танцевать. Теперь я уже не позволила моему партнеру увести меня от этой пары. Мы кружились рядом.

Я не отводя глаз, наблюдала за Максимом. Сначала тело его было неуклюже, потом уверенность все более овладевала им. А потом я заметила, что уже многие наблюдают за ними. Говорят, глаза – зеркало души. Но у Максима черные стекла лишь отражали отблески электрического освещения. Выразительным было лицо. Каждая клеточка все более светилась от внутреннего света. А губы… Смущенную улыбку постепенно заменила неуверенность пополам с надеждой: а правда ли все это? Всем телом он впитывал серебристый смех Лены, которой очень нравилась роль доброй Феи. Мановением волшебной палочки она осчастливила человека. Как это здорово!
Непонятное волнение охватило меня. Я закрыла глаза и увидела, как в душе Максима яркой вспышкой расцветает красочная радуга. Она растет, краски становятся все шире и ярче, вот уже радуга превращается в великолепное северное сияние. От такой красоты душа замирает. От мгновения пронзительного счастья у меня перехватило дыхание. Реальный мир исчез для меня. Продолжалось это недолго, мой партнер забеспокоился и вернул меня назад. А как хотелось досмотреть! Я открыла глаза и увидела отблески великолепной радуги на губах Максима. Эту улыбку нельзя было поместить в привычное слово. Это было само северное сияние. А сам он – прекрасный принц, который уверенно ведет в танце свою прекрасную принцессу. В этот момент никто не взялся бы утверждать, что глаза его не зрячи. Глаза души в тысячу раз зрячее, чем то самое зеркало, которое отражает эту душу. Все расступились, в кругу осталась одна танцующая пара. Он и Она.

Этот вечер сблизил Максима и Лену. Их везде можно было увидеть вместе. А я искала любую возможность, чтобы быть незаметно рядом с ними. Я и сейчас не могу понять, чем меня так сильно зацепила эта пара. У меня просто появилась потребность находиться возле них. И мне это удавалось. Я встречала их вместе в библиотеке, в столовой, после лекции они оставались в аудитории, где Лена помогала ему выполнять задания. Я думаю, что мне тоже хотелось хоть немного окунуться в лучи этой радуги.

Однажды мы с группкой студентов решали глобальный вопрос, а поскольку мнения разделились, решение доверили монетке. Если упадет на орла, идем в кино, если на решку – в столовую, ну а если на ребро, придется идти на лекцию. Монетка упала на орла. Мы дружно двинулись в кинотеатр. Какое же было мое удивление, когда я увидела в кинотеатре знакомую парочку. Видимо, их монетка тоже упала на орла. Я нашла свободное место поблизости и расположилась. Лена комментировала тихонько ему фильм. У меня в глубине души появился какой – то необъяснимый дискомфорт. Может, завидую?

Шло время, Лене уже наскучила роль волшебницы, и влюбленность Максима тяготила. Она начала избегать Максима. Уже нельзя было назвать эту пару неразлучной. У Максима появилось новое выражение лица: тревога с надеждой пополам. И ищущий взгляд, если это можно назвать так. Однажды мы встретились с ним в длинном коридоре университета, он схватил мою руку и остановил: «Ты не знаешь, где Лена?» Холод пронзил мое тело. Значит, он всегда знал о моем присутствии, он видел меня. А я думала, что нахожусь всегда в тени. Я не знала, что ответить ему и поэтому молчала. В этот момент открылась дверь ближайшей аудитории, и Максим внезапно отпустил мою руку. В проеме двери стояла Лена, на ее лице отразились испуг, замешательство. Все трое молчали. Максим протянул руки в сторону Лены и произнес взволнованно: «Леночка!» Она отступила назад и тихо прикрыла дверь.
Руки Максима бессильно упали, какое – то время он стоял в неподвижности. А в воздухе разливалась безнадежность. Я закрыла глаза и увидела, как северное сияние в его душе уменьшалось, теряло цвета. Вскоре от него ничего не осталось. Мир покрылся мглой. Черная радуга. Максим не двигался. Через какое – то время он вспомнил про свою тросточку и, ссутулившись, медленно застучал тростью в сторону лестницы. Губы были плотно сжаты, лицо окаменело. А у меня сердце разрывалось от боли и горя.

Лена вскоре вышла замуж за военного и уехала в Эстонию. Максим с отличием закончил университет. Работал учителем математики в школе для слепых детей, стал заслуженным учителем, затем директором этой школы. Женился, жена тоже ходила в черных очках и с тросточкой. Сейчас он на пенсии. В течение жизни он часто появлялся в поле моего зрения. То мы встречались на городских педагогических конференциях, то в одном транспорте ехали. Лишь однажды я рискнула приблизиться к нему, предложив перевести через дорогу. Он отказался.

Я не знаю, узнавал ли он меня, свидетельницу ярко вспыхнувшего северного сияния в его жизни. Я старалась увидеть отблески новой радуги на лице. Но вместо радуги на его лице отражался солнечный свет. Он отдал свое большое сердце детям и взамен получил и получает от них море любви и признательности. Северное сияние живет недолго, а солнце светит всегда тем, кто его видит, и не важно, носит он черные очки или нет. Я не знаю, как вообще отнестись к этому явлению. Наверное, все – таки хорошо, что это сияние было. Хотя после нее жизнь на какое – то время стала еще темнее, как после выключения яркого освещения в ночи. Зато он состоялся как сильная Личность и генератор всеобъемлющей Любви.

20.03.04