Степан мамонтов высокое предназначение

Анатолий Апостолов
              СТЕПАН  МАМОНТОВ:  ВЫСОКОЕ  ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
100 лет со дня рождения Степана Петровича Мамонтова (1923-2001)
      
  Так случилось, что автор  этих строк познакомился с замечательным русским  культорологом, лингвистом, историком, переводчиком и поэтом    Степаном Петровичем Мамонтовым (1923-2001) в один и тот же год, что и с философом, социологом и поэтом  А.А. Зиновьевым (1922-2006), столетие со дня рождения которого,  мы отмечали  в прошлом году осенью.   
  Каждый   раз, вспоминая светлое имя Степана Петровича, большого учёного и большого человека, невольно  вспоминаешь то  бесстыдное, безжалостное, жестокое, ничтожное  и суровое  время, в котором он жил, выживал и действовал.  Это было время, о котором  сегодня больно и стыдно вспоминать. Такой циничной торговли  национальными интересами и природными  богатствами своей страны просвещённый мир ещё не знал.
       Это  было  время, когда ослабленная РФ вливала ежегодно в экономику  Запада почти  100 млрд.  долларов США, воровски вывозимых из России т.н.  «новыми  русскими», точнее,  «россиянами»  интернационального разлива. (Ким  Смирнов). Их заветной целью стало  —  расчленение огромной  страны на сырьевые  зоны, превращение   России  в  несколько  бензоколонок и лавок уценённых  товаров и дешёвого (по «смешным ценам») сырья. Именно такой  ценой можно было, по их мнению, воссоединиться в экстазе  с «цивилизованным»  Западом и  обрести заветный статус  вершителей судеб  мира. 
      Это было время, когда в условиях изменившейся  геополитической обстановки,  российской правящей элите   надо было  срочно находить новую модель своего поведения.   Правящей «команде Бориса Ельцина»  в то время предстояла   весьма  нелёгкая задача — сохранять  своё  «политическое лицо»  на правах суверенных  торгово-экономических партнёров или продолжать прислуживать Большому Западу на правах политических лакеев и подголосков. (Игорь  Братищев). Либо стать на правах «граждан мира»   примером преданности западным  ценностям  и идеалам, «помочь Западу сохранить  лицо в тупиковой ситуации, остановить   агрессию   ради возврата   к  цивилизованным нормам мироустройства» (Александр  Зиновьев), либо продолжать защищать общечеловеческие ценности от самого Большого Запада, отстаивать при этом  свой имперский суверенитет и «грозно лаять, стоя на коленях».  (Дмитрий Саймс)
          Уже тогда новые  ненавистники России поставили своей целью уничтожение Русского мира и великой русско-славянской цивилизации. Уже тогда  глобалистами был объявлен  бой русской культуре как национальному суверенитету,  был взят курс на   расчеловечивание  человека и  полную ликвидацию неугодных Западу национальных (славянских)  государств вообще.       
     В токсичных  сумерках Смуты конца  90-х вдруг выяснилось, что  реальный политический успех (вопреки советам Николо Макиавелли)   приносит  только то, что дает правильный ответ на основные моральные дилеммы  времени и культуры. Уже тогда проповедники глобализма  пытались  ликвидировать   стержень  русской цивилизации, которая стоит на  мировоззренческом потенциале  «русскости», на понятиях  справедливости,  коллективности  и духовности.       
             Это было время,  когда былые антисоветские настроения либеральной общественности стали сменяться антирусскими. Когда массовая культура англосаксов стала  стремительно вытеснять высокую культуру и духовно-нравственные ценности Русского мира и славянской цивилизации, когда тема нравственной несостоятельности западного общества всё чаще стала   обсуждаться видными людьми эпохи   на  страницах  российских СМИ  и звучать в эфире.  Среди многих известных авторов-публицистов того времени — известные  всему миру имена:   Александр Дугин, Александр Зиновьев, Эдуард Лимонов, Александр  Солженицын, Игорь  Шафаревич и другие.   К этой славной когорте  по-настоящему глубоко мыслящих русских людей  вполне заслуженно примыкает и Степан Петрович Мамонтов, 100-летие  со дня рождения которого,  мы отмечаем в этом году.
 Биография Степана Петровича во всех отношениях благополучна и безукоризненна. Иметь такую историю жизни  — мечта  каждого государственного служащего и общественного деятеля, удачно     пережившего  две войны и пятерых генсеков. Его родители не принадлежали к  правящей советской элите, но   во многом его жизнь  прошла по накатанному пути советской  столичной профессуры.
       Родился  Степан Петрович осенью 1923 года на исходе Гражданской войны и голодомора в Поволжье, в весьма культурной, интеллигентной  семье: отец — юрист, мать — биолог.    
       По семейному преданию Степан Мамонтов является дальним родственником советской украинской певицы, народной артистки  Украинской  ССР Марии Константиновны  Заньковецкой (1854-1934), урождённой Адазовской, по мужу  — Хлыстовой. Офицер царской службы Хлыстов Алексей Антонович  приходился  дедом Степану,  и был первым  мужем  знаменитой певицы, бывшей  девушки из церковного хора, чей «ангельский голос проникал в самую душу, вызывал всеобщее восхищение и благоговение». (Сергей  Дурылин)
      Степан Петрович — участник  Великой Отечественной войны.   Был  военным  переводчиком     при штабе 4  Ударной Армии. Был разведчиком  на Калининском, Ленинградском, I и II  прибалтийских   фронтах.    Кавалер Ордена  Отечественной войны  I и  II степени, Ордена Красной Звезды, награждён  медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
   Писать стихи стал на фронте. С юных лет Степан мечтал заниматься гуманитарными науками. Об этом он писал своей  маме  в одном из писем из  Либавы от 10 мая 1945 года: «Наконец-то закончилась эта мировая  вакханалия. Ликование  было большое. Теперь, видно,  будет вскоре решаться участь многих офицеров, остаться или не остаться в армии. Я могу остаться  и останусь, лишь при одном  условии: только учиться и учиться в Москве во ВИИЯКе. Если нет, то приложу все силы, чтобы уйти на гражданскую  работу. Как ты оцениваешь эти мои рассуждения? Я сейчас   очень нуждаюсь  в  твоём совете  по жизненным вопросам. Пиши. Привет всем. Всем… Степа».
  По окончании войны Мамонтов продолжил образование в Институте иностранных языков Советской Армии, где изучил испанский и французский. Его кандидатская диссертация была посвящена проблемам развития риторики испанского языка.
       Начиная с пятидесятых годов, С.П. работал редактором издательства «Художественная литература», где стал одним из организаторов известной серии «Поэзия Латинской Америки»; занимался переводами стихов и прозы латиноамериканских писателей.  Замечательны его  переводы  произведений уругвайского писателя и сказочника  Орасио  Сильвестра Кироги (1878-1937) и   поэтических (мистических)  произведений мексиканского писателя, первого представителя  испано-американского модернизма Мануэля Гутьерреса Нагеры (1859—1895).
  С.П. блестяще защитил докторскую диссертацию по испано-язычной литературе Латинской Америки, долго работал советником по культуре в советском посольстве в Лиссабоне. Результатом его пребывания в Португалии стал его труд «История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М.:2005.
 
    Прошло 22 года с тех пор, как нет  с нами нашего досточтимого Степана Петровича, ученого-наставника и культтрегера нашего сумеречного времени.
        За это время внутри страны и во всем мире произошло множество событий разного уровня. Многое из того, что тогда происходило и порождало множество вопросов, до сих пор не находит в наших умах и душах внятных вразумительных ответов.      
    Накануне нулевых годов, после  второй войны с Чечней, вдруг  многим  славянофилам  левого и правого крыла   стало ясно, что настоящий смысл и ценность  имеет только та  национальная политика,   которая действует только   по совести и справедливости, а лучше всего,  когда национальная   политика несколько  опережает   гражданскую совесть. Вариант почти фантастический, но  вполне   возможный.
  Нравственность в политике оправдывает себя, считал президент Чехии Вацлав Гавел,  и  в мае 1999 года  призывал  западный мир использовать в своей внешней  политике исторический (и духовный) опыт стран восточной Европы и в первую очередь России.
       Балканский кризис  выявил духовно-ценностные противостояние  славян и коллективного Запада, поставив, в частности, перед западной интеллигенцией (и перед постсоветской тоже), проблему понимания чужого мира, иных нравов и традиций, иной культуры. 
        Уже тогда  Балканский конфликт стал рассматриваться  как столкновение  двух культур   —   западной и славянской, когда Большой Запад  стал навязывать свои ценности и свою волю другим «белым народам» силой и принуждением,  стал  прибегать «от дефицита  высокой культуры    к  прицельному бомбометанию». (Франсиско Буэй).
    Это было время, когда геополитические партнёры Большого Запада пытались сделать из  компрадорской России послушную управляемую сырьевую колонию и общемировым  могильником ядерных  отходов. Это было время, когда Большой  Запад  бросил  исторический вызов всему Славянскому  сообществу, и в качестве губительной  ловушки подкинул «новым хозяевам» Кремля  идею  зрелого стратегического  партнёрства с западными странами в надежде на  равноправное участие России в   построении нового мирового порядка.
   Это было время, когда во всём мире  прочно возник образ всесильного Хама с квадратной физиономией и автоматом в руках.  Когда снова перед нами встала старая как мир проблема: может ли насилие приносить добро людям?  И  одновременно с ней возник вопрос:  прав ли был  великий большевик  Ленин, когда утверждал, что «насилие необходимо и даже  полезно»? 
  Именно в конце 90-х  годов, когда содержимое амбара советской империи было  почти разграблено,     оракул  капиталистического мира и Финансового  Интернационала Збигнев Бжезинский во всеуслышание заявил, что «Америка никогда не намеревалась делить власть на земном шаре с Россией».
        Это было время, когда ограбленная постсоветская безымянная  народная масса, за неимением гробовых денег,  зарывала своих покойников в целлофановых мешках для мусора на пустырях, в лесу или близ кладбищ.  Это было время, когда американский доллар стал финансовым владыкой мира, а его добывание в больших количествах —   смыслом жизни человека третьего  тысячелетия.
       Именно в это время Степан Петрович,  вопреки всем  западным идейным, антирусским   ветрам, «натискам и  бурям», написал и сумел издать своё «несвоевременное и крайне нежелательное» для Смутного времени  исследование  «Духовная культура средневековой Руси» (М.:2000), которое является  квинтэссенцией духовных истоков и основ русской культуры, истории  зарождения великой нации будущей России. Одновременно с этим Степан Петрович  продолжал работать над учебным пособием для гуманитарных вузов «Культура Руси от Петра Великого до «серебряного века» (XVIII-XIX вв.)». Однако завершёно оно  было  и подготовлено к печати его  сыном  Александром Степановичем Мамонтовым, культурологом, лингвистом, методистом, доктором филологических наук, переводчиком, замечательным русским поэтом,  автором поэтической книги «Поэт и мир» (М.2010), а    вышло в свет  только    в 2003 году, через  два года после ухода Степана Петровича  из жизни.
          Это было время, когда среди политической и творческой элиты стали возникать давно забытые темы «славянской солидарности и братства» в духе чешского писателя и учёного Я. Коллара, а также  давно забытые мотивы  духовной культуры Древней Руси и всего восточного славянства.  На исходе века-людоеда выяснилось, что диктатура  духа и доброй  воли  выше диктатуры  денег и прибыли любой ценой.  Вдруг  оказалось, что человеческая совесть неспособна идти в ногу с изобретениями извращённого разума и кошмарами жизни в огромных агломерациях («человейниках»), что сатанинским  искушениям  невозможно эффективно противостоять  без новых моральных усилий, без изменения духа и отношения к жизни и  миру в целом. (Александр  Мень)
     Только уровень культуры и науки определяет уровень  любой цивилизации, любого государства и  страны, считал  Степан  Петрович. Для него культура любой нации и народности  – это не просто экзотика или «изобретение»,   причуда древних и новоявленных шаманов и жрецов, а   средство  преобразования     материи  в  духовную энергию.   
   Историк-культуролог и филолог  Степан Мамонтов всегда рассматривал мировую и отечественную  культуру как       главный и определяющий  признак  человечности и   божественной вдохновенности.   
  Русская культура  —    это наша национальная гордость,  наш суверенитет, наша мощь и сила, ибо на протяжении тысячелетней   истории наша армия и культура были едины, считал Степан Петрович. Почти все великие и большие мастера русского слова были непосредственно  связаны с русской армией.
   Степан Петрович  утверждал, что не коммунизм,  а антисоветизм и русофобия прямо виновны в гибели СССР, что «прорабы перестройки» и циничные  «младореформаторы стараются  из всех  сил привить молодым поколениям   презрение и ненависть к своей  стране и одновременно рушат нашу  культуру и образование,  уничтожают  социальные гарантии, способствуют сползанию  России к пропасти.
       Почти всегда, касаясь основных  идей   этической антропологии  и социологии,  Степан Петрович отмечал особую роль  русской духовной культуры в сохранении и развитии славянской цивилизации, о том особом свойстве русской души, умеющей сочетать в себе христианское смирение  и психологию вечного данника с  яростным противлением  гнёту и насилию. «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Житие протопопа Аввакума», утопические, социально-религиозные сочинения русских старообрядцев и с их резкой критикой   антирусских реформ лютого западника,  царя  Петра Великого, в понимании Степана Петровича находились в одном богатом культурном слое  евразийской цивилизации.
       Степан Петрович  считал, что выход нашей страны из тупика  ещё возможен, что не всё еще потеряно, утрачено и разворовано, что сохранить целостность и независимость России как мощного суверенного государства   ещё можно.
      Чтобы остановить сползание РФ к пропасти и одержать новую историческую победу, России, по его мнению,  нужны нравственные социально-активные  граждане-созидатели, эффективная экономика, наука и образование, надёжный военный потенциал и политически рентабельная власть
      Степан Петрович утверждал, что нашей стране срочно нужен «Общественный  договор» нового типа, первоосновой которого  является духовная древнерусская культура  и педагогическая антропология учителей нравственности —  почтительное и рачительное отношение верховной власти к своему народу, солидарность граждан в отстаивании национальных интересов страны, глубокое уважение властей  к  сознанию и позиции народных масс.  Власть  всегда несовершенна, государство далеко не идеально, правитель искушаем манией величия и культом личности, и критика  должна быть  в принципе  объективной и честной.
       У наших отцов и дедов и у нас самих время свободы и надежд надо  рассматривать как подарок Клио. Впереди  у каждого поколения — своё «прекрасное далёко» и  молочно-кисельный обетованный  берег, временные успехи и трудности под руководством мудрого и непогрешимого вождя на пути  последнего падения на дно глубокого  колодца…
   Степан  Петрович считал, что таким огромным государством как Россия  нельзя   управлять  людям случайным и неадекватным, с дурными привычками и нездоровыми  страстями. Президент России автоматически становится управленцем  мирового масштаба и уровень его  окружения и всей правящей элиты  должен быть  очень высоким.      
    Степана Петровича,  глубоко волновали проблемы развития славянской цивилизации и  великая миссия русского мира, история масонства и его роль в современной международной политике. Тайные общества при  всемогущем Финансовом Интернационале, с их ночными  инициациями и шабашами, в которых принимают участие мужчины и женщины являются  сегодня  мощной  квазиполитической  силой  массовой культуры, и соответственно, как бы  параллельной, секретной и влиятельной структурой (филиалом) мировой власти.
        Это было время, когда в России контркультура Большого  Запада победоносно шла на смену мировой и отечественной  культуре. Когда вчерашние  грабители (рейдеры), бандиты, наёмные убийцы (киллеры),   стали в сумерках либерального капитализма  перерождаться в благородных, легитимных разбойников, в правящую элиту страны. Это было на исходе прошлого века и в начале нашего, когда лидеры криминального мира  оделись в белые одежды, избавились от  дурных привычек, стали безгрешными, белыми  и пушистыми и заблагоухали  розами. 
        Степан Петрович считал, что культура — это  своеобразная перемычка (соединительный раздел)   между социальной и  биологической  формами существования  материи. Культура  —  это  фактор,  определяющий     развитие      человека     на уровне религиозном,  на уровне этическом (чтобы быть совершенными).  На уровне  научном (чтобы больше и глубже познавать мир), на уровне экономическом (всё больше создавать  и производить), на уровне  эстетическом (делать мир  и жизнь  всё прекраснее и осмысленней). 
     Культура каждого народа определяется его традициями и обычаями, ибо традиция — это аспект культуры и культурный код, смысл которого условен, а содержание обусловлено  социумом и производством  социальных отношений. Это далеко не все постулаты его  учебного пособия «Основы культурологи» (М. 1996).
       Степан Петрович утверждал, что состояние культуры не зависит от благополучия социума и  форм политического режима. Рост богатства  нередко  способствовал порче нравов, а рост знаний зачастую  развивал разочарование в них, моральную подавленность ими. Всеобщее обучение не увеличивало рост гениев и учителей  нравственности на земле — скорее, уменьшило их. Подъем — родной  брат стагнации и упадка, одна ценность утверждается на могиле другой.  Любое улучшение жизни непременно сопряжено  с появлением новых видов страданий и угроз жизни, ибо прогресс есть «новое перерождение  тягостей жизни». (К.Н.Леонтьев). Эпоха  Возрождения,  как известно, возникла в угрюмых сумерках Средневековья под яростные проповеди  религиозного фанатика Савонаролы  во время сжигания предметов роскоши и культурных греховных ценностей. 
          Перегруженность культурой  неоднократно вела людей  к преждевременному истощению жизненных сил и перерасходу психической энергии, делает утончённую личность  малоустойчивой перед  новыми искушениями и соблазнами, порождает страх перед грядущим, нигилизм или фатализм.  И конечно, это неслучайно: духовно-психические энергии, лишённые возможности расходоваться на преобразование  косной материи в энергию, в  реальное действие, уходят в Слово, Мысль, в литературный Образ.   Стихотворение Евгения Баратынского «Не искушай меня  без нужды…» от 1824 года  как раз на эту тему, на тему бесконечного страдания, без которого, увы, полное  счастье невозможно. Именно уровень духовной культуры человека определяет  степень  его человечности на пути  к доблести  и славе, считал Степан  Петрович. 
        Увы, гнилые волны реставрации  волюнтаризма  с капиталистическим лицом, захлестнувшие советскую империю в конце 90-х годов, подорвали  идею  Российского государства как сверхдержавы. Степана  Петровича крайне угнетало  нищенское существование офицерского состава  Российской армии, частые самоубийства военных лётчиков, глав семейств, и толпы рядовых солдат, собирающих в дни увольнений милостыню  на вокзальных площадях и рынках  городов.
         Власть денег оказалась выше  властей всех уровней  и ценностей на свете. К несчастью, у мудрого народа-творца и созидателя недостаёт  столь же мудрого  руководства.      Не удалось предотвратить распад страны, не удалось замедлить и распад  Славянского мира, а это означало  уже тогда  начало конца Европейской (белой) цивилизации.
      Не удалось создать Общеславянский парламент, Совет  руководителей  славянских государств, Совет экономической взаимопомощи славянских государств и сеть русских общин и землячеств как внутри  РФ, так и за её ближними  пределами.  Всё, что мог в своих силах сделать Степан Петрович, так это продолжать,  не смотря ни на что, заниматься историей   духовной культуры русского народа в контексте его исторического, высокого,  мессианского  предназначения.
     Степан Петрович Мамонтов — один из когорты мудрецов нашего времени, человек высокой культуры из породы людей, анализирующих и размышляющих, внутренне изменяющихся — «homo  tantes»,   заметная  фигура мировой культуры   и науки.      
      Он был разочарованным коммунистом-романтиком и русским патриотом суверенного государства Истины.   Он отстаивал мир, гуманизм, человеческое достоинство,  ему всячески претил тоталитаризм и деспотизм в любой форме.
      Степан  Петрович считал, что  судьба русского народа не есть проблема  русская, а проблема тех  властительных русофобов, которые боятся, что русский народ опять проявит свои скрытые    способности в сражении за достойное его масштабов  место в истории  человечества.

Степан Петрович свято верил в Россию и в  её замечательную молодёжь. В его стихотворении «Нашей молодёжи в День Победы» от 9 мая 1999 года  есть такие  вдохновенные и  пророческие  строки:
          
          …И сохранится всё, что было  свято,
           Что нас вело   по  жизни  много лет,
           Ведь это наши  русские ребята
           И внуки тех, которых  с нами нет.
          
           Я верю, что идёт выздоровленье,
           Что Родина  поднимется  с колен,
           И станет молодое поколенье
           Под знамя всенародных перемен!
          
           И пусть  ворьё не надувает щеки —
           Их вотчиной  России не бывать!
           Войны благословенные уроки
           Им не дадут  Россией торговать….
    
     Мой старший друг Степан Петрович  был из числа тех мыслителей и пророков нашей эпохи, кто  первым увидел  в бомбардировках Белграда в 1999 году начало разрушения России как государства и  как оплота всего Славянского сообщества.  Он был одним из первых, кто уже  тогда  понял, что  не с коммунизмом, а с Русским миром и русскими ведёт  борьбу Большой Запад. 
       Как и философ А.А.  Зиновьев, Степан  Петрович считал, что нам, русским, надо пережить  сумерки безвременья, духовный паралич и тревожно депрессивное состояние, как переживают болезнь, не поддаваться конформистским  устремлениям, которые всегда ведут  к предательству и ренегатству.
       Нам сегодня  как никогда  нужны десятки, сотни таких мыслителей и носителей культуры и высокой мысли  как Степан Мамонтов и Александр Зиновьев, чтобы  немного изменить мир  к лучшему хотя бы на йоту.
               
16.04.2023, Светлое Христово Воскресение.