Отцы и внуки Глава 7. Уличная торговля

Надежда Дьяченко
                Все счастливые семьи похожи друг на   
                друга, каждая несчастливая семья
                несчастлива по-своему.
                (Л. Н. Толстой. "Анна Каренина") 

      Этим же летом Максим Ильич надумал купить машину.  Права он получил, когда учился в военном училище в Прибалтике. Четверть века назад  единственный раз ему пришлось вести грузовик по степи. Права старого образца надо было обменять. Написал в автошколу, где когда-то учился и получил новые права.

        Веру Петровну волновало, что без знаний и опыта муж собирался ездить по городу с очень оживленным движением. Что в технике он не разбирается, она знала. Когда им пришлось год жить в леспромхозе, ему, окончившему механический факультет института, предложили место мастера. Он согласился. Однако, инженер по обработке металлов и инженер по дорожно-строительной технике и автотранспорту большая разница. Рабочие смекнули, что мастер не силен в знаниях, стали подшучивать над ним, смеяться. Максим Ильич вспылил, подрался с кем-то и перевелся на работу плотником. Обострился радикулит, поехал по путевке в санаторий. За время лечения нашел в городе работу на заводе и семья уехала из поселка. Вера Петровна была против покупки машины. Но мужа не остановить, он хочет лететь в Японию, там купить дешевле, чем здесь. Что не разбирается, так не беда. Он едет со специалистами, они много лет торгуют машинами в городе, помогут выбрать. Специалисты не помогли. Они продавцы и им конкуренты не нужны. Какую марку похвалили, ту и купил - Инфинити.

        Первые поездки были по задворкам на дачу. Водитель напряжен, Вера Петровна в страхе.  На даче он поднимал капот машины и подолгу  что-то там высматривал. Жена раздражалась: работы на огороде полно, а муж теряет без толку время.

      У Максима Ильича начались проблемы в бизнесе. Бесконтрольная купля-продажа ваучеров и долларов стала проблематичной. Максим Ильич устроился на работу в инвестиционной компании. На зарплате в триста тысяч рублей он умело уговаривал доверчивых покупателей вкладывать деньги, обещая прибыл по купленным акциям. Жене зарплата не понравилась:
- Что это за зарплата? Сидишь там старушек обманываешь!
-  Мне хватает. Тем более, что у меня есть акции и я скоро буду получать проценты.
- А детей у тебя нет? Поезжай к маме, живи там на её пенсию. Мне нахлебники не нужны!

     Вскоре не стало ни зарплаты,  ни процентов по акциям. Хозяин фирмы, прихватив деньги, исчез. 

      Алик предложил заняться торговлей продуктами.   Максим Ильич, переступив через свое советско-пионерское воспитание, согласился. Закупали мешками продукты, расфасовывали по пакетам и продавали на стихийном рынке. Появились деньги.  Ездить на оптовые рынки надо было по городу, Максим Ильич боялся. Зять вел машину уверенно, но у него не было прав. Говорил, что сдавал на права перед армией, но где-то потерял.
- Так напиши в автошколу, тебе пришлют. В чем проблема? Мне из-под Риги выслали, а у тебя рядом, в соседней области.

       Алик писать не стал, а заново пошел учиться. Заплатил за учебу семьсот тысяч рублей. Потом пару раз  выговаривал тестю, что он потратил большие деньги. Наверное, надеялся что тесть компенсирует его затраты. Но тесть слушал молча.
      Однажды Ира поделилась с матерью своими сомнениями:
- Вряд ли у нас эта торговля долго продлиться. Видела, как они поднимают мешок крупы к нам на третий этаж. Алик молодой, ему легко, а папа еле тащит. У него ведь радикулит.

       Она ошиблась. Первым заболел ее муж. Как-то вечером сидели в комнате, разговаривали. Вдруг Алик положил руку себе на грудь и испуганно сказал:
- Мне кранты, у меня здесь что-то оборвалось.

       Пошатываясь, он прошел в комнату Ирины и лег на кровать.

       На следующий день Ира отвезла мужа в больницу. Ссылаясь на то, что впереди первомайские выходные, больного на лечение не положили. Веру Петровну возмутило такое равнодушие врача. Она вместе с детьми поехала в больницу и настояла, чтобы  приняли Алика в этот же день.

     Больница в ельцинские времена нищенствовала. Приходилось покупать лекарства, шприцы, а с деньгами туго. Максим Ильич продал последнюю коробку растительного. Вера Петровна отправила телеграмму сватам о болезни сына, о материальных трудностях. Ответа не последовало.  Тогда она написала на адрес соседей, объяснила ситуацию. Анна Александровна наконец позвонила, выслушала Веру  сказала:
- У нас тоже проблемы, и положила трубку.
Через несколько дней пришел от нее перевод на сто тысяч рублей. Ира догадалась:
- Это за тот костюм, который тебе не понравился. Алик отдал его отцу в магазин, чтобы продал.

      Никакого интереса более родня Алика к его здоровью не проявляла.

        Ира попросила отца свозить больного на компьютерную томографию. Максим Ильич привез зятя на обследование, но томограф не работал, ремонт. Алик был очень недоволен тем, что пришлось воспользоваться услугами тестя. Вере Петровне, когда она принесла ему передачу,  сказал, чтобы не приходила. Но она не прислушалась, знала что кормят в больнице плохо, а Ире принести ему нечего.   В очередной раз она застала у Алика Иру, которая должна быть на лекциях.  На вопрос матери:"Почему ты не в институте?", - она ответила со слезами
- Тебе только учеба на уме, а я за Алика переживаю, мне не до учебы.  Я в этом году кончать институт не буду.

     Вера Петровна спросила лечащего врача о диагнозе, каков прогноз и как дальше лечить. Та ответила:
- Не повезло вашей дочери. Похоже у него рассеянный склероз, но это не точно. Мы напишем, что у него арахноидит, чтобы на работу приняли. Если будет в тепле сидеть, не пить не курить может и двадцать лет прожить. Откуда эта болезнь - не понимаю, он у вас такой положительный. Такое состояние может быть следствием венерической болезни, но он говорит, что не болел.

         Вере Петровне вспомнить бы о рассказе Ире про совместное лечение с Аликом, так нет - не вспомнила! И врач неврологического отделения поверила пациенту на слово.

     Алик в отличие от Иры институт закончил, диплом защитил на пятерку. 
     Максим Ильич оценил зятя:
- Молодец, больной, а нашел в себе силы, защитил диплом Не то, что наша Ирина.

        С работой проблемы и у Алика, и у Максима Ильича. Заводы банкротят, закрывают. Максим Ильич обошел несколько предприятий, где нужны инженера. На одних не прошел собеседование, на других кадровиков отпугивала трудовая книжка -  очень часто ее хозяин менял свои места работы.  Были и такие, на которых не брали людей, поработавших в коммерции. Устроился на ТЭЦ рабочим. Работа тяжелая, ездить очень далеко.

     Алику на станкостроительном заводе предложили должность мастера с зарплатой шестьсот тысяч рублей. Отказался - зарплата мала. Устроился в милицию, взяли лейтенантом.

      Отметить радостное событие молодые пришли с бутылкой Шампанского. Алик расписывал какие испытания ему пришлось пройти на эту ответственную должность:турник, борьба и прочие силовые нагрузки. Врач признала его совершенно здоровым. Зарплата в милиции - один миллион рублей, плюс отличный паек и обеспечивают квартирой. И еще - бесплатные путевки на курорты, бесплатный проезд для всех членов семьи. Ира с восторгом смотрела на мужа. А родители не радовались. Они знали, что такое милиция и каковы там зарплаты, квартиры. Шампанское так и не открыли.

Продолжение http://proza.ru/2023/05/03/1662