Отцы и внуки Глава 6. Обиды

Надежда Дьяченко
                Все счастливые семьи похожи друг на   
                друга, каждая несчастливая семья
                несчастлива по-своему.
                (Л. Н. Толстой. "Анна Каренина")

       Ни звонка, ни письма от дочери родители не дождались. У сватов телефона нет, звонят от соседей. Дроздовы его номер не знают. Сентябрь, студенты должны уже приехать, но их нет. Надо идти в институт, искать. Максим Ильич успокоил жену:
- Не надо никуда идти, я сегодня  из окна автобуса их видел в центре. Какие-то одинокие, даже жалко стало.
- Может нас надо пожалеть? Наша дочь нами не интересуется. Алик, как одинокий волк. Ирина туда же. Волчье отношение к родным!
        Через несколько дней Ира пришла домой за одеждой.
Посидели, поговорили. Дочери не нравилось, что  у мужа нет друзей. Приходит с института и лежит, ничем не занимается. В будущем обещает построить коттедж.
- Мама, и вы с нами будете жить, что вам здесь одним оставаться. И, вообще, Алик видит меня в золоте. Еще сказал, что я работать не буду.
       Вера Петровна поняла, что зять ее  - прожектёр. По поводу работы  у неё был  разговор давно, когда дочь в в девятом классе училась. Подружки считали, что девочкам учиться не обязательно, главное удачно выйти замуж. Слова матери о том, что надо быть самостоятельной, независимой, способной обеспечить себя при при всяких обстоятельствах, дочь не убедили. Ира, слушая фантазии Алика, посчитала, что она такого мужа нашла. Горько было матери, что её дочь с представлениями о жизни осталась на уровне подростка.
        Она рассказала, что мама Алика консервировать не умеет, и  ей пришлось первый раз в жизни закатывать банки огурцов, помидор. Свекровь пообещала не заставлять работать на неё свою невестку. Она не такая, как  её грузинская свекровь.   
-  Представляешь, мама, свекрови всего сорок восемь лет, она заставила Анну Александровну пол мыть, а сама лежит на диване.
- Иринка, когда мы с папой поженились, твоей бабушке было тоже сорок восемь лет. Она меня не заставляла, я сама понимала, что некрасиво, чтобы она передо мной с тряпкой ползала, мыла пол.
- Мама, отец Алика тебе соврал: Гивик не гостит у родни в Грузии, он там от тюрьмы прячется. С компанией грабили китайских торговцев. А отец у Алика сидел в тюрьме шесть лет. Но он не виноват. Он был проректором по хозяйственной части, что-то там случилось, в общем, его подставили.
- Алик не зря мать не любит. Родила и отдала бабушке. Не кормила, не лечила, ночами спокойно спала. У него самое яркое впечатление из детства: мать угрожает ему ножем за то, что он стал плохо учиться.
- Надеюсь у тебя таких воспоминаний нет, вы у нас не битые росли.
- И у меня есть что вспомнить.
 На вопрос:"Что?"- Ира не ответила. Огорчённая Вера Петровна настаивать не стала.
     Видя, с каким аппетитом Иринка ест борщ и котлеты,  Вера поняла, что молодожены экономят. Она на радость дочери собрала сумку с продуктами и дала деньги.
     Уходя, Ира оставила адрес общежития, номер комнаты. На вахте есть телефон, обещала звонит, но не звонила.
      Не дождавшись звонка, Вера Петровна отправилась в общежитие во второй половине дня, предполагая, что студенты должны быть уже дома. В комнате была только Ира. Она в закутке, приспособленном под кухню с котёнком на коленях,  пила чай с черным хлебом. Холодно, голодно. У матери сжалось сердце.
- Ты одна? Где Алик?
- На лекции.
- А почему ты не в институте.
- Сегодня у Алика день рождения, готовлю. Я решила - не буду в этом году кончать институт.
 - Раз учиться не будешь, иди на работу. Помогать тебе больше не будем.
- Алик тоже говорил, что надо уже искать работу, - скривив рот, выдавила из себя Ирина.
      У неё началась истерика:
- Ты меня никогда не любила, у тебя один Олежка на уме! Мне на тебя глаза открыли: притворялась хорошей, чтобы мною управлять! Девочку хотела из детдома вместо меня взять!
      Вера Петровна не стала слушать и отвечать на претензии дочери, молча ушла.
       Вечером рассказала мужу о встрече с дочерью.
    - Кто ей открыл глаза - нетрудно догадаться. Что-то я не помню разговора про девочку из детдома?
     - Про девочку и горько и смешно. Когда в нашем районе ещё не было деткой поликлиники, ездили мы с ней в Центральный. Там рядом с поликлиникой детский дом. Её заинтересовали дети, которые смотрели сквозь решетку на улицу. У всех лица грустные, одеты в клетчатые пальто невесёлой расцветки. Она спросила, я рассказала, что у них нет пап и мам, они ждут, может кто-нибудь их к себе домой заберёт. Прошло много времени, Ира  капризничала не помню по какому поводу, но я её не удовлетворила. Тогда она сказала, что убежит от нас, а я ей:
"Убегай, мы возьмем себе другую девочку из детского дома". Было ей тогда года четыре. Сегодня кричала мне, что я её ранила этими словами, что у неё тонкая душа.
       -  Что ж её тонкая душа не понимает, что она родителей ранит? Представляю: лежат голодные, колупаются в детских обидах и жалеют друг друга. Виноватых ищут. Алик, видишь ли, стал подумывать о работе. Двадцать пять лет! Женился, пора слезать с родительской шеи. Тебя предчувствия не обманули. Что делать - не знаю.
    - Ничего мы не сделаем. Это её выбор. Я вспомнила: Ира рассказывала, что у его деда были какие-то отклонения в психике, над ним в поселке потешались, а над Аликом дети в школе смеялись. Недаром у него нет друзей. Закомплексованный нам зять достался, озлобленный. Она под полным его влиянием.
    В конце ноября наступили зимние морозы. Ира, видимо посчитав, что родители на работе, пришла домой за теплыми вещами. Просчиталась: у мамы вынужденный выходной. Вера Петровна сидит на кухне и видит, дочь крадется в комнату.
     - Ира, иди чайку попьем!
     Ира обнимает мать, плачет:
    - Прости меня, мама, я не знаю, что на меня нашло.
      Родительское сердце отходчиво, простили. Тем более, что знают откуда ветер дует.
      Студенты стали приходить каждый выходной. Вера Петровна старалась получше накормить ребят и собирала на неделю им пакет с продуктами,  с мясом в том числе. Раз в месяц давала двадцать тысяч рублей. Со слов Иры, Алик хотел бы вместо продуктов получать деньги, но зловредная теща не прислушалась к чаяниям зятя. Она помнила чай с чёрным хлебом, которым обедала дочь в общежитии. О работе Алик поговорил и забыл.
      Однажды в декабре Ира пришла одна вечером. Позвала маму в спальню для разговора. Попросила почему-то свет не включать. В темноте поделилась своим горем:  у нее случился выкидыш. Срок плода - недели четыре. Вера Петровна утешала дочь:
- Ничего страшного, я тебя тоже не с первой попытки родила. А как вы предохраняетесь?
- Никак. Мы спим отдельно, оба лечимся.
- Какая это болезнь, что и Алику надо лечиться?
- Хламидиоз.
     Про эту болезнь Вера Петровна ничего не знала, Излечимая - слава богу.
     Потом, через много лет, вспоминая прошлое, Вера Петровна поняла, какой болезнью заразил Иру  Алик и почему он все время после занятий лежал.

Продолжение  http://proza.ru/2023/05/03/1654