Отцы и внуки глава 5. Грузинская свадьба

Надежда Дьяченко
                Все счастливые семьи похожи друг на   
                друга, каждая несчастливая семья
                несчастлива по-своему.
                (Л. Н. Толстой. "Анна Каренина")



     В назначенное сватами время Дроздовы и зять выехали в Благовещенск на грузинскую свадьбу.

    Встретил гостей Заза. Он бежал к ним навстречу в развевающемся синем шелковом костюме, вытирая пот с лица большим платком.   
 - Как цыган, - подумала Вера Петровна.

     На свадьбе среди гостей, говорящих громко и по-грузински она тоже чувствовала себя как в цыганском таборе.

     Свадьба проходила в зале дома отдыха, купленного соотечественником Зазы. Дом отдыха располагался в красивом сосновом лесу на высоком берегу реки. Бизнесмен задолжал Зазе большую сумму, и вместо возврата долга сдал Авиалани зал под свадьбу. В зале - длинный ряд столов, гостей очень много, видимо вся грузинская диаспора.
 
      Как и обещал Заур, картошки на столе не было. Очень много было вазочек с салатом из свеклы с тертыми орехами, приправленном специями и майонезом. Это диковинное блюдо Вера Павловна ела в привокзальном кафе, когда ездила в командировку. Ей нравился салат, она часто его делала дома. добавляла чернослив и соленый огурчик. Был праздничный поросенок, очень маленький и плохо прожаренный. Вкусить его могли только сидящие рядом с молодыми. Олежке достался кусок, он был безмерно рад. Торт тоже предназначался только ближнему кругу. Грузинское красное вино и тосты лились рекой. Заставили жениха и невесту танцевать, Алик простоял, а Ира поплыла в танце, как грузинка. Все захлопали в ладоши: "Наша, наша!"

       Максим Ильич перебрал спиртного и заплакал.  Плакал от того, что не может так много пить, есть и плясать, как грузины, нет сил. С горя покинул бал. Прибежал Олег:
     - Мама, пойдем, там папа собирается купаться! Течение быстрое, наводнение, вода грязная и холодная. Нырнет - не вынырнет.
      Вера Петровна, ругаясь,  за шкирку оттащила мужа от края обрыва.
     - Веруня, ты меня жалеешь? Правда, не хочешь, чтобы я утонул? Правда?
    - Не хочу, чтобы ты людям праздник испортил. Топись в другое время и в другом месте.
   - В другое время я не утону, хорошо плаваю, - горестно возразил  неудавшийся утопленник .

      Трагедия, как говорится, закончилась фарсом, утонули только часы страдальца.  Максим Ильич начисто стёр из памяти этот неприглядный случай в своей жизни, кроме жены и сына о нём никто не узнал.
     Заза опозорился публично. На второй день собрались гости, а угощаться нечем. Неубранный в холодильник знаменитый салат и мясо подкисли , сырная нарезка засохла. Гости пили и закусывали полу-копченой колбасой, пересоленной, и тоже с душком. Заза хлопотал над чаном, в котором варилось что-то мясное, национальное. Анна пригласила Веру Петровну погулять в лес:
- Проморгал, так пусть сам и отдувается.

     Они бродили меж сосен, наслаждались свежим утренним воздухом, запахом хвои и говорили о своей жизни.
- Анна пожаловалась:
- Хотела я из той клубники, что ты дала варенье сварить, так Тамара за дорогу всю съела. Заза тебе сказал, что грузины не мусульмане, многоженства у них нет. У бедных нет, а как разбогатеют, так и женятся по несколько раз, все моложе и моложе берут. У хозяина уже третья жена. Тебе она понравилась, ты еще сказала, что ее имя Мадонна соответствует внешности. Осчастливила комплиментом ее мужа.
- Аня, и у русских так, богатые постоянно себе жен обновляют. Нашим мужьям богатство не грозит.
       Вере надоело торжество: бесконечные тосты, назойливые предложения выпить, грузинская речь. Сватья тоже устала и они уехали домой.
       Квартира у Авиалани в панельном доме, двух-комнатная. Получили ее, когда работали в институте.
- Тамазик не захотел уезжать от бабушки, привык у них. Теперь обижается, что мы его не растили. А как растить? Жили в общаге, мне надо кончать институт, деньги зарабатывать. Помощи ниоткуда. Родился Гиви, дали маленькую комнату в общежитии. Хотели забрать Тама, дед уговорил оставить - куда повезете в тесноту.
       Анна провела гостью по квартире. Мебель новая. В зале на стенке выстроились в ряд керамические горшки - сувениры, подаренные грузинскими родственниками. Показала богатую коллекцию своих украшений. Заза покупает, хорошее вложение денег.
     Кухня сияет белизной. Попили чай с той же пересоленной колбасой, а хотелось супа. Анна супы не варит, первое едят в столовой на работе, утром и вечером - бутерброды.
     Вечерним поездом Дроздовы возвращались домой. Молодые остались в Благовещенске. Ира холодно попрощалась с родителями, на просьбу звонить домой, пожала плечами. Теперь у нее другие мама и папа, с ними она приветлива. Тяжело на сердце у Веры Петровны, муж соглашается:
- Точно,  дочку нам как подменили. Вера, я что-то не заметил,  гости подарки дарили?
- Нет, не дарили.Только Тамара с Зауром ковер преподнесли. Стоит свернутый у сватов в спальне.
- Да, унизили Зазу бизнесмены-соплеменники. Хозяин дачи долг не вернул, он суетился поил-кормил нужных ему людей и такое пренебрежение к товарищу. А какие пафосные речи, национальная гордость!
- На национальной гордости состояние не сколотишь. Честность и порядочность в этом деле ни к чему. Алик, наверное, разочарован. Похоже, он рассчитывал получить хорошие деньги от богатых гостей. Иначе зачем ему нелюдимому и угрюмому эта свадьба. В его бизнесе я очень сомневаюсь.
- Поживем - увидим.

Продолжение http://proza.ru/2023/05/03/1650