Письма артистам слова

Тамара Воронина 2
      Заслуженная артистка РСФСР Наталья  Иванова.
                Письмо Наташе
Наташа, я работала чуть ли не двадцать лет с тобой, вспомни, как мы чистили, как драили тексты, как освобождались от ненужного  крика, от фальши. У тебя красивый тембр, ну некому подсказать тебе в студии, наконец, просто остановить  и собрать для творчества. Но сама-то ты должна была услышать, что тебя куда-то не туда уводит, что так нельзя подавать в эфир материал. Наташа, дорогая,  что ты  сотворила с Цветаевой, Блоком, с Горьким, с  П. Мэриме??. Да разве так можно обращаться с великими писателями? Вспомни, какого ты сделала Калашникова. Ты вылепила потрясающий образ. Это прозвучало и на Россию и за рубежом. Это мастерская работа. Как ты могла за короткое время так растерять приемы мастерства (?). Мне грустно об этом говорить, но ты же всех просто четвертовала.  Так что, оставшись одна, ты совершенно не могла справиться с материалом, а подсказать было некому. Я понимаю, что очень хотелось прославиться, соблазнил микрофон, аудитория, хотелось вынести на слушателя и свои сочинения, чтобы узнали,  услышали. .К сожалению, и твои стихи потерялись. Дорогая Наташа, все должно иметь свое место, свое время и свою значимость. Этого не получилось. Думаю, что ты прочтешь письмо и постараешься все понять и правильно оценить. Напоминаю, что за двадцать лет у тебя было много хороших  работ, которые не стыдно было выдавать в эфир.   Тебя перехлестнуло желание прославиться. Ты забыла формулу Станиславского: « Любить Искусство в себе, а не себя в искусстве». Запамятовала, поэтому и понесло.
                Письмо Жене.
Лядов Евгений Валерьевич-певец, историк, любитель слова. Лауреат конкурса вокалистов.
   Дорогой Женя, ты, все-таки, решил прочесть  Чехова, прибавил Булгакова. Восемь лет  твоей работы на радио «Воскресение» дали навык: передавать  информацию, читать примеры из музыкальной  литературы, из художественной литературы. Ты хорошо научился читать с листа, и у тебя  сложился штамп радийной информации. А вот навыка художественного чтения это не дало. Работа на радио-это одно умение, а художественное слово - это другое искусство. Поэтому ты и пришел в «Театр Слова». Должна сказать, что с кондачка этому искусству не научишься. Должны быть системные занятия. А на них у тебя всегда не хватало времени. Чуть-чуть тебя сдвинешь, и опять НЕКОГДА..В работе я стала использовать твой наработанный радийный навык.  Это очень ограниченный диапазон. Необходимо было его расширять и укреплять. Далее, ты абсолютно не имел понятия об актерском мастерстве. Тебе не пришлось этому учиться. Но я видела твое огромное желание постичь это. Я предложила тебе прочесть «Гранатовый браслет». Мне там пригодилась твоя мягкая радийная интонация, этот штампик, и я начала тебя натаскивать на образ. Без навыков и владения актерской техникой, это было невероятно сложно. Мне удалось достучаться до твоего нутра, и забить туда нужный мне образ. .Когда я увидела, что образ схвачен. Я подготовила тебя к записи. Но ты, вероятно, подумал, что ты теперь можешь все. Дорогой Женя, ты ошибся. Чтобы сделать рассказ Чехова, нужно было все осваивать с нуля. Это Чехов. Радийный навык для чтения художественных произведений недостаточен.Ты проиллюстрировал тексты и  Чехова, и Булгакова. Подать двух гениев этим приемом  не удалось. Так же и Мамин – Сибиряк прозвучал, как чтение в домашнем кругу. Мне очень жаль не получившегося Чехова, он требует актерского профессионализма..
 Письмо  Александур Павловичу Кичигину.
      Я рада, что хоть и маленькое звание лауреата Первой премии Конкурса чтецов « Овации», но, все-таки, Вы за всю свою творческую жизнь, получили. Должна сказать, что я сделала с вами ряд работ, за которые можно получить лауреата. Путь к чтецкому мастерству у Вас трудный. Вы когда-то нашли  звуковой штампик, и в этой мелодии Вы купаетесь, выпуская из внимания само произведение, образы. Они у Вас стираются и тонут в Вашем пении мелодики. Я всегда с трудом вытаскивала Вас из этого мелодийного  штампа. И, когда это удавалось, у Вас рождались очень яркие образы. Вы помните, как делали и искали в рассказе  Горького « Челкаш». Ну когда Вы попадали в образ, вы его цепляли, потому что это было интересно, потому что попадали в Вашу органику. Что касается Платонова, которого вы прочли,  нужно было поработать, прежде всего над композицией, и разобраться в образах, а то все действующие лица на одно лицо получились. И вот тут то Вы и проиграли  со своим штампом. Ну что ж. Вы же тоже хотели прославиться, С Платоновым Вы не поднялись, нет, не получилось. А могло бы. Ведь мы с Вами больше 20лет  трудились. У Вас много ценных актерски находок в программах « ТЕАТРА СЛОВА». Он должен был Вас многому и научить.