Тор. Любовь и гром

Дмитрий Гендин
1.
Случайно набрёл на фильм «Тор. Любовь и Гром». Я думал у «Марвела» закончились истории про Тора.
Асгард в изгнании обосновался в США. И всё бы хорошо, но один «воинственный атеист», решивший вооружиться клинком, убивающим богов (что уже нелогично для сценария) начинает резать как оказалось и не таких уж бессметных покровителей разных народов Вселенной. Тор осознаёт всю гибельность положения. Этого не понимают другие боги. Тор (бог грома у викингов) вынужден убить Зевса (бога грома у греков). Какая же каша в голове у детей, которые на всё это смотрят, какое это издевательство для культурологов и просто культурных  интеллигентов.

Хотя как сказка подходит. Американские комиксы — типичный жанр типично американского (как и фэнтези, мюзикл, дизайн). Американец знает своё дело. И авторы угадали с «потребностями» детей: всё, что читает и видит в ребенок, отражено в реальных куклах и солдатиках. Система новых супер-героев превосходит систему богов Египта. Современность живёт в мифе более, чем Древние цивилизации. Мифы создаёт реклама, коммерческая и политическая. Творцы мифов  используют все средства в своём деле.

Мифы про языческих богов — сказки для детей. Так и их должно воспринимать. Например, чтобы привить отроку любовь в греческой культуре, можно читать ему или ей о подвигах Геракла.
Ребёнку же нужен положительный герой, «мораль басни».

2.
Голливуд — фабрика грёз. Так и есть. Есть школа кинематографии, кино — бизнес. Создаваемый фильм — это станок с одними и теми же правилами. Советское кино куда оригинальнее, каждая картина — находка. У американских фильмов — нехитрая идея. Банальная. Тем и подкупает.
Люди моего поколения знают больше вымышленных героев, чем настоящих (хотя бы культурных, и то не помним). Герои фильмов, мультфильмов, комиксов, игр. Образы просто прописаны. Но и вдохновляют, захватывают. Это же супергерои, в жизни таких быть не может, идеал. На них ровняются. В тоже время это ширпотреб, банальный стиль. Добро и зло — пустой, банальный конфликт.
В США есть две большие фирмы, выпускающие комиксы: DC и Marvel. В DC идёт самооправдание зла, разоблачение зла, в Marvel более прорисованы положительные персонажи. Чем больше оправдания и сложности, тем интересней герой. Тем поучительнее.               
3.
До эпохи смартфонов кино было элитарным, дорогим и сложным искусством. Так и сейчас, когда работают сотни людей, когда это большие проекты. Смартфоны сделали кино демократичным.
Нельзя научить художеству и игровому кино. И тут общие законы искусств — эстетические. Эстетика часто понимается интуитивно. Эстетика судит качество. Талант и труд. Работа над чувством прекрасного, изгоняя всякую пошлость. Такая работа необходима. Надо «качать» себя восприятием  произведений искусства. Так и накапливается необходимый уровень художественной культуры.
Следует подчеркнуть, что так называемое концептуальное искусство много теряет в эстетике. Идеи удобнее выражать языком философии. С гениального образца хорошего искусства считывавшемся более одной идеи и возможна насыщенная сложная мораль. И это без того, что художество радует через его восприятие. В каждой книге, картине, мелодии много смыслов, хотя скорее чувственных, человеческих. Искусство исследует жизнь (онтологическую, социальную, психологическую, биологическую). Ярким промером концептуального искусства является реклама.
Эстетика — это аргумент. Тот бывает прав, кто красив (этот негласный закон губит судьбы). Красота — сила, неведомая сила. Красота женщины    может решать судьбы империй. Красота не как эротика, не как философия увядания, но красота сама по себе.

P.S.
От банальной истории мы пришли в серьёзным вещам. Не стоит их смешивать. Но стоило дать такую «лестницу».