ХудСовет

Владимир Пименов
Худсовет               

                Друзья,  «Не сообразуйтесь с веком сим, но     преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать»                Новый завет. Римлянам 12

*
Москва. Чистопрудный бульвар был устроен в 1820-х годах, когда на восстановление Москвы после грандиозного пожара 1812 года были выделены немалые средства.
Чистые пруды. Здесь протекала  река Рачка. Вплоть до конца XVII века в Рачку и пруд местные мясники сваливали отбросы от забитого скота,(ул. Мясницкая) вода распространяла зловоние, отчего первоначально пруды назывались Погаными.  Любимец Петра I Меншиков, купивший землю, которую сейчас занимает почтамт, очистил пруды и строжайше запретил загрязнять их; с тех пор они именуются Чистыми. Исстари пруды были излюбленным местом катания на лодках, а зимой — на коньках.
*
 Станция метро «Чистые пруды» на Сокольнической линии. До 5 ноября 1990 года станция называлась «Кировская», а вследствие декоммунизации получила название «Чистые пруды»). Па площади — памятник А. С. Грибоедову, установленный в 1959 году. Трамвай маршрута «А» (в народе Аннушка) .
...«Аннушка уже разлила масло» — крылатое выражение из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Чистопрудный бульвар № 17.  Арка (левое здание) — особняк 1-й трети XIX века. Полуподвал. Вход справа вниз. Мастерская – студия Художника.
 «Так это ты наш подвал описал?» — изумился хозяин. «Тс-с!» — улыбнулся Булгаков и поднес к губам палец. В это трудно поверить, но... Нанял у застройщика две комнаты в подвале ...маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате. — Ах, это был золотой век, — блестя глазами, шептал рассказчик, — совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, — почему-то особенно горделиво подчеркнул он, — маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен».
А вот справа, через каменный забор... № 19а — здание кинотеатра «Колизей» (до 1970 года).
... По дороге в Лас-Вегас мчатся автомобили...все иномарки... «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963 г.) Страна США, Жанр - боевик, комедия, криминал, приключения. В кассу очередь часа на два. Потом табличка – «Билеты проданы». Цена билета 25 копеек, а пацаны в арке продавали по полтиннику.
 С 1974 года здесь размещается Московский театр «Современник». Между  строением №17 и №19 была котельная.
Входим в Арку, слева полуподвал и мастерская – студия художника... молодого художника В. Пименова.
*
Ночь перед Худсоветом. Всё приготовлено. Планшеты аккуратно и заботливо перевязаны верёвочкой. Вдруг, как молния, мысль: - Всё плохо, всё надо переделать!
Голос у входной двери: ... Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты — вечности заложник У времени в плену.
Как сказано в романе «Доктор Живаго»:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
Это «зашел на огонёк» Толя Богатов. Он здесь, рядом, работал в котельной истопником.
- Простите, но вы же покинули СССР в 19... году.
Богатов: - не верная формулировка, друг мой, - меня сослали в Магадан.
Художник:- 1961 год. Во что я верил? Как мы могли в ЭТО верить?
Толя:- А во что ты веришь сегодня? Вопросы, вопросы, они звучали неотступно, звучали вокруг, звучали в моей душе и душа моя спрашивала, допрашивала мой мозг, как тогда на Лубянке, нарядно одетый капитан – «столичный франт со стеклышком в глазу».
Сказал я тогда ему: - До 1953 года я верил во все, вплоть до «заговора врачей-убийц». А знаешь, капитан, кто был тем «Героем, изобличившим убийц в белых халатах». Пропаганда нам представила Лидию Тимашук — врача, обращавшуюся в ЦК  (!)с жалобами на неправильное лечение  Жданова ещё в 1948 году. «За помощь в деле разоблачения врачей - убийц» она была награждена орденом Ленина.
В газете «Правда» была опубликована статья Ольги Чечёткиной:  «Ещё совсем недавно мы не знали этой женщины… теперь имя врача Лидии Федосеевны Тимашук стало символом советского патриотизма, высокой бдительности, непримиримой, мужественной борьбы с врагами нашей Родины. Она помогла сорвать маску с американских наймитов, извергов, использовавших белый халат врача для умерщвления советских людей. Весть о  разоблачении трижды проклятых врачей-убийц облетела всю нашу страну. Лидия Федосеевна стала близким и дорогим человеком для миллионов советских людей».
Следователь снял свои новенькие очки, протёр их белым платком, немного подумал и...: - А знаешь, умник, что сделал бы с тобой мой дед в 37 – м?
- Знаю. Да, На месте когда – то Великой России в 1917 году возникло уникальное государство. Оно похоже на разветвленный мафиозный клан и управляется хунтой - подобранной по принципу личной преданности своему очередному главарю .
- И я рыдал, узнав о смерти Сталина.

Художник: -В 1961 году признаваться в этом себе и другим было не только стыдно, но уже и странно. Росли новые поколения. Для них едва ли не бесспорной истиной было: «Верить в такое — невозможно».
Богатов:- А я верил. И не я один. Из разговора в котельной: Сегодня мы  сознаём...понимаем то, насколько другим был бы мир, если бы союзники и белые победили. Проницательность сегодня досталась кровью. Стремление понять вело, естественно, прежде всего, к покаянию. Но сама исповедь стала и путем в мое прошлое, в детство, в юность, к родителям, мыслям, событиям, которые уже и не имели прямого отношения к Сталину, к идеологии, к построению коммунизма.
Художник: - Верования, убеждения?...А кто нас тогда спрашивал! Чему учили? Что вдалбливали в наши головы?
Богатов: - После революции идея преподавать литературу в школе казалась сомнительной и даже вредной, социально чуждой. В школьных программах 20-х вообще не было литературы и истории в нашем понимании. В котельной, среди старого мусора нашел я газету «Гудок» за 19... год. Интересная статья...- Кого? Подпись не сохранилась, да это и неважно.
«Зачем нам показывают вещи, которые отжили, да и ничему не учат? — возмущался рабочий (?) после оперы Чайковского».

Художник: - Извините, рабочий завода или стройки?
Толя  улыбнулся и продолжал:
 «Все эти господа (Онегины, Ленские, Татьяна) жили на шее крепостных, ничего не делали и от безделья не знали куда деваться!..» 
«... изучения (например, Лермонтов, Толстой, которых никак не пристегнешь ни к кустарю, ни к фабрике)», — цитирует  автор статьи высказывание одного из учителей того времени.(?)Кого и где?
Вожди наши придумали Рабфаки. И с лозунгом: «даёшь образование» началось... Перед полуграмотными рабочими и крестьянами открылись возможности получить образование. Рабфак - учреждение системы народного образования в СССР, которое подготавливало рабочих и крестьян для поступления в высшие учебные заведения. Выпускники рабфаков зачислялись в вузы без вступительных экзаменов.
Анекдот тех лет: Диплом учебного заведения — документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться.
 Листовки-лозунги: «Кто против грамоты – тот враг свободы!», «Стройте школы – не будет тюрем», «Коммунизм – могила нищенству и проституции!», «Могила Ленина – колыбель свободы всего человечества!», «Нет Ленина! Но есть великий коллективный Ленин – РКП!».
Да, вздохнул Богатов, горько об этом говорить, но «Вели;кую  скорбь  принёс Антихрист на землю Русскую - время сильнейшего горя и жестоких страданий. Это  было  Начало болезней: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. Ибо в те дни пришла такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет».
Изучались литературные произведения только о классовой борьбе. Например, была тема «Крестьянские восстания» — по ней надо было читать тексты о Жакерии (никто его не знал) .
Художник: а я и не слышал про это. 
 - Жак во Франции – это как у нас Иван... Мой дед преподавал на курсах Рабфака. Рассказывал: Один из слушателей - профсоюзный активист Кукушкин долго смотрел в окно, а потом «взял слово»: - Есть резолюция - предлагаю всей нашей группой написать открытое письмо во Францию в Жакерию, что мы их поддерживаем в их борьбе с угнетателями.
Мой дед : - Антифеодальное восстание французских крестьян в 1358 году, вызванное положением, в котором находилась Франция после начала Столетней войны; крупнейшее в истории Франции крестьянское восстание. Дворяне называли своих крестьян «славный малый Жак» (Jacques bon homme), отсюда, возможно, и произошло название восстания.
Кукушкин обиделся, сел на своё место и стал смотреть в окно. Потом деда моего вызвал заведующий курсов. – Я, как красный командир (бывший), достаточно политически подкован. Советую вам написать заявление об уходе с курсов и уехать подальше из Москвы. Всем будет спокойнее.

 А в 7-м классе дети проходили тему «Город» и в связи с ней «Медного всадника» Пушкина, «Город желтого дьявола» Горького, «Города-спруты» Верхарна. Отрывок:... Равнину мрак объял: овины, нивы И фермы с остовом изъеденных стропил; Равнину мрак объял, она давно без сил; Равнину мертвую ест город молчаливо. Огромною преступною рукой Машины исполинской и проклятой. (Обязательный комментарий учителя: у них ТАМ всё плохо...)
«Вечерний прилив» Брюсова и «Сломанные заборы» Полетаева.
Учителям «старой закалки» это страшно не нравилось. Некоторые пытались  заниматься «отсебятиной» (передавать те знания, приобретенные ещё при царизме) , но ...заканчивалось  доносом и увольнением (в лучшем случае).

 «Сломанные заборы» Николай Гаврилович Полетаев... профсоюзный активист Кукушкин долго смотрел в окно, а потом «взял слово»: - Наш он, русский советский поэт, входил в группу пролетарских писателей. Хочу зачитать:
Мой стих ("В глубоком омуте, на голубых полях...")
"Поля! я кинул город пыльный..."
В Сокольниках.
"Всю ночь весенняя вода".
Красная площадь.
"Мой друг, мой легкий воробей".
Одоевские розы.
Октябрь в подвале.
"Перевешу сапоги на плечи".
Песня о соловьях.
Песня разбитого паровоза.
Красная площадь
"Горят все в золоте ручьи..."
Полеты раньше и теперь
"Портретов Ленина не видно..."
"Эй, солнышко, здорово будь!..

Кукушкин: ...правда, не понять... «Одоевские розы».
Учитель: Александр Одоевский. Стихотворение «Соловей и роза».
 Князь Алекса;ндр Ива;нович Одо;евский...Кукушкин насупился и опустил голову. В начале 1825 года был принят в Северное общество  декабристов и примкнул к его радикальной части.  Участвовал в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года Был заключён в Петропавловскую крепость. Был осуждён  и приговорён к 12 годам каторги; доставлен в Читинский острог...
Кукушкин гордо поднял голову: ...- Наш человек. Отбывал я в Чите (правда за ... спёр у буржуя кошелёк) .
Учитель (уже дома): Я проделываю этот мартышкин труд, который называется процессом мышления. Повидимому, я не очень хороший русский, потому что мне нравится думать самостоятельно и учить этому.
Художник:  Да, Толя,  у нас и сегодня возле талантливого и честного человека стоит и мешает ему глупый и необразованный начальник, которым станет Кукушкин. Прости, Господи! Нашей  Власти нужны Кукушкины, которые будут  кого надо ненавидеть, чтобы оправдывать собственную мизерность и мерзость.
Богатов: Хочу закончить тему «О литературном наследии». В роли законодателя выступал литературовед - марксист Валерьян Переверзев -  родился в семье письмоводителя Бобровской прогимназии. Потом учился в харьковском университете (на царскую стипендию). Увлёкся марксизмом, вступил в РСДРП. В 1905 году исключён из университета за антиправительственную пропаганду. В 1911 году приехал в Москву делать литературную карьеру.
В 1916—1917 годах служил военным фельдшером. Избран председателем Орловского Совета рабочих и солдатских депутатов. Был городским головой Орла.
С 1918 года — член Социалистической академии,  в 1921—1933 годах — профессор МГУ (!), в 1934—1938 годах возглавлял что – то связанное с философией (?) , профессор Института красной профессуры. Член редколлегии Литературной энциклопедии.
В 1938 году был репрессирован... Биография советского  деятеля – под копирку?
- Полностью с вами согласен, друг мой. У Переверзева и ему подобным, было убеждение, точка зрения:  писатель в принципе не может придумать что-либо, выходящее за рамки мышления его класса. И не должен!
 - Эти размышления начались в год ХХП съезда КПСС, принявшего решение (сразу же забытое) — поставить памятник жертвам «культа личности».
Но силён Голос карательной психиатрии: ЧК, НКВД, КГБ и т.п. где Кремль ведёт  уникальный предмет – «историю, нужной ИМ, русской мысли».
Художник: - Когда я прочитал повесть «Один день Ивана Денисовича» в журнале «Новый мир» № 11 за 18 ноября 1962 года,  мне тогда казалось, что  моя страна  пытается очнуться, разобраться в том, что происходило с ней, что с ней сделали...

- А почему вы беседуете в прихожей, послышался тихий голос. Кто? Кто руководит культурой СССР? Рабочие и крестьяне Советского Союза подобны человеку, заточённому  в тёмное подземелье, которого не стоит труда убедить, что керосиновая лампа на самом деле является Солнцем.
- Владимир Васильевич Морозов: - Приветствуем вас.
Привет, слуги  Мине;рвы - Богини мудрости и войны, покровительницы писателей, актёров, поэтов, художников, учителей, учащихся и врачей.
 Морозов: - Прозвучал вопрос: Кто руководит культурой СССР?
...Ее биография эталонна для советского руководителя. Родилась  в древнем русском городе Вышнем Волочке, что на полпути между двумя столицами. Мать-ткачиха, овдовев в Первую мировую, растила дочь и сына одна. Кирпичный барак, где прошло детство Екатерины, стоит до сих пор. К 15 годам дочь ждала та же ткацкая фабрика, тоже действующая до сего дня. Фурцевой всю жизнь будут поминать тот год, проведенный ею у станка, — и в доблесть, и в укор.
Девушка окончила школу-семилетку и в 15 устроилась работать на предприятие, где трудилась её мама. Не знавшая грамоты мать — Депутат городского Совета, что подтверждает мандат: листок бумаги, с неровными скачущими буквами «ундервуда», — передала ей и напор, и общественный темперамент.
Если бы не волевой характер и острый ум Кати, она бы повторила судьбу Матрены Николаевны, которую любила и побаивалась. Но Фурцева вырвалась из замкнутого круга нищеты и серых будней, вычеркнув из биографии грохочущие станки, раннюю глухоту и старость в провинции.
После окончания школы юная ткачиха поступила в комсомол и начала стремительное восхождение по партийной лестнице. Хрупкую, но бойкую девушку заметили старшие товарищи и направили в поселок Коренево Курской области, где Екатерине предстояло поднимать с колен сельское хозяйство.
Народ тут же откликнулся на эту ступень к партийным чинам частушкой:
«Фурцевой работы много,
Но исправить дело как,
Раз в стране отвергли Бога,
Начался сплошной бардак».
Работу в качестве министра культуры Фурцева начала в 1960 году и занимала эту должность до самой смерти. Хроника не сохранила нам трудностей министерской жизни, комментарий к ее деятельности 70-х можно найти разве что в фольклоре:
«Нашли Фурцевой „халтуру“:
Испоганилась земля…
Хочешь ты поднять культуру?
Начинай тогда с Кремля!»
Художник: - А я слышал другую концовку:
...Начинай тогда с себя!»
 Богатов: - Древнеримский оратор Цицерон ввёл понятие cultura animi — «возделывание души». Культура — это сочетание людских знаний, убеждений и норм поведения, которые мы перенимаем, а затем передаем будущим поколениям.
Морозов: - Хорошо сказано «перенимаем, а затем передаем будущим поколениям». Чиновницу обвиняют в непонимании искусства, особенно музыки и живописи. А то, что она не понимала, то запрещала.
Любимица Хрущева.  По - настоящему судьбоносная встреча произошла, когда она познакомилась с Никитой Хрущевым и стала его активной соратницей.
— Екатерина Алексеевна, что вам налить?
— Мне, как мужчинам, — водки, — обычно отвечала Фурцева, стараясь вести себя как мужчина в компании, где она была единственной женщиной.
Богатов : - «Благодарность» народа чиновнице от искусства: советская молодежь лишилась удовольствия наслаждаться вживую выступлениями «Битлз» и «Роллинг Стоунз» — Фурцева не дала разрешения на их гастроли в СССР. Театралы не увидели спектакля Юрия Любимова «Живой» в Театре на Таганке. Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской пришлось покинуть страну за то, что приютили Александра Солженицына («Один день Ивана Денисовича», первоначальное авторское название — «Щ-854. Один день одного зэка»). Музыканта за такой проступок по указанию министра культуры отлучили от сцены.
Морозов: - Она действовала согласно линии партии и ей в угоду безжалостно избавлялась от тех, кто давал повод усомниться в верности идеям коммунизма?  Положительным мнением о чиновнице делились певец Муслим Магомаев и актер Олег Табаков, называя ее великой женщиной и лучшим министром культуры.
Художник : - Конечно... В силу своего образования Екатерина Алексеевна действительно не разбиралась в искусстве, но проявляла к нему живой интерес, ценила прекрасное.
Толя : - Ах, какие вы желчные. Ценила чиновница и музыку. Ее стараниями в Советском Союзе услышали пение Ива Монтана и Симоны Синьоре, музыку оркестра Бенни Гудмена.
Морозов : - Ходили по Москве сплетни...Личная жизнь «знаменитости от культуры» не была счастливой. Первым мужем был летчик Петр Битков. Избранник ушел на фронт, когда Фурцева была беременна, и вскоре сообщил ей, что полюбил другую.
В молодости Фурцевой приписывали множество романов с высокопоставленными чиновниками. Мало кто верил, что она сделала карьеру собственными силами. Ее любовником считают и секретаря Фрунзенского райкома Петра Богуславского, который в то время был женат. Поговаривали и о связи с Никитой Хрущевым.
Второй брак - дипломат Николай Фирюбин. Но, разрываясь между семьёй и службой, Фурцева все чаще находила спасение в алкоголе.
В последние годы жизни чиновница осталась одна. У дочери семья, мама умерла, а муж изменял, не скрываясь. Последней каплей в чаше терпения оказался разнос, устроенный Леонидом Брежневым. Она боялась потерять должность и хотела умереть министром, о чем однажды сказала своей подруге Людмиле Зыкиной.
Морозов: «Великая империя и ничтожный ум плохо ладят». (Эдмунд Бёрк). Вспомнилась «Песня сталеваров» Музыка: А. Холминов Слова: И. Кобзев
Все девушки любят героев,
Да, жаль, замечать не хотят,
Какие ребята, порою,
У жарких мартенов стоят. ...
...Провод - это сталь!
Город - это сталь!
Поезда из стали,
И мосты из стали,
Перья у поэтов это тоже сталь.
Это песни пели по радио и телевозору, но среди молодёжи, во дворах, под гитару:
Эти глаза напротив калейдоскоп огней.
Эти глаза напротив ярче и все теплей.
Эти глаза напротив чайного цвета.
Эти глаза напротив что это, что это?
 Художник : - У меня сохранилась первая пластинка кумира молодёжи - певца «Поёт Валерий Ободзинский». Кажется 1970 год. Голос Ободзинского — мягкий, приятный, деликатный, ласковый тенор. Репертуар — в основном любовная лирика. Пение Ободзинского всегда прочувствованное, страстное, горячее, порой до гротеска. Феномен Ободзинского заключался в своеобразной, самобытной манере пения, чрезвычайно востребованной в 1970-е годы.
Был бешено популярным безо всяких званий, пел, как дышал. Популярность Валерия Ободзинского в первой половине 1970-х годов была огромной но, несмотря на это, вход на Центральное телевидение был для него закрыт после прихода в 1970 году на пост председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина. На телевидении постепенно перестали снимать таких исполнителей, как Вадим Мулерман, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Лариса Мондрус и других. Есть мнение, что Лапин убрал этих людей по антисемитским соображениям (у них имелись еврейские корни).
 - И  Ободзинского? который, однако, евреем не являлся.
Морозов: - После записи одного из «Голубых огоньков» Сергей Лапин произнёс фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Немедленно уберите Градского!» Ему возразили: «Это не Градский, а Ободзинский». — «Тем более: нам одного Кобзона хватит!»
Художник: - Дальше по стандарту? Начальству не понравился и ...(!) собирается покинуть страну. Всё это привело к тому, что его выступления стали исключать из концертных и гастрольных программ. Попытка организовать гастроли в США также оказалась неудачной.
Богатов: Во время посещения завода по производству грампластинок Екатерина Фурцева обратила внимание, что во всех цехах выпускают пластинки только певца Валерия Ободзинского. Фурцевой объяснили, что на данный момент исполнитель находиться на пике популярности и его пластинки очень востребованы среди народа. У Фурцевой случился припадок (после вчерашнего застолья не опохмелилась). По требованию министра, производство пластинок было остановлено, а уже изготовленные экземпляры уничтожены.
За годы профессиональной деятельности Фурцева уничтожила карьеры нескольких талантливых артистов. Причины опалы могли быть разными: прозападные взгляды, зависть к чужой красоте и даже элементарная личная неприязнь. Так или иначе, попав в Черный список министра культуры, звезды могли попрощаться с успехом.
Вот некоторые... из Чёрного списка:
Тамара Миансарова: слишком обаятельная( Фурцева увидела в зеркале себя после застолья).
Валерий Ободзинский: слишком популярный. Кто знает меня, кроме партийных соратников?
Богатов: - На похороны великого певца «друзья» не дали ни копейки.
«На гражданской панихиде в ЦДРИ не было конца речам о том, как все дружили с Валерой и как его любили. А там стояла на специальной подставке его фотография в рамке со стеклом. И вдруг она упала на пол и стекло со страшным грохотом разлетелось вдребезги. После этого все сразу заткнулись. Таким образом, Валера прекратил этот апофеоз уже оттуда, с небес».
Аида Ведищева: ослушалась приказа ...спела не ту песню, которую Я ей приказала.
 Клавдия Шульженко: слишком непокорная. Герой войны, любимица народа пришла ко мне на приём с опозданием , да и ещё в брюках.
Владимир Высоцкий: антисоветчик ...невеста француженка. Его «творчество» -  вызов советской действительности и Я принимаю многие из песен артиста на свой счет, в том числе «Диалог у телевизора» и «На Канатчиковой даче».
Морозов: - Напоминает «Корабль дураков» Себастьяна Бранта .
В 1494 году Себастьян Брант не выдержал и решил пройтись по всем человеческим порокам и глупостям, какие смог припомнить, охватив таким образом почти всё тогдашнее общество. Он создал метафорический корабль, плывущий в страну глупости, место на котором можно заслужить только будучи дураком. Так, по очереди описываются все пассажиры и причины, по которым они сели на этот корабль.
 Великолепная картина «Корабль дураков» Иероним Босх выполнена маслом на доске, примерно в 1495 – 1500 году. Ее размер: 33 см. Х 58 см. Картина находится в Лувре, в Париже.(Давно не бывал).
«Каждый народ достоин своего правителя». Вероятнее всего, этим выражением Сократ хотел сказать, что, выбирая власть, каждый отдельный народ должен подходить к вопросу осознанно и серьезно.
- Вы романтик, коллега, а кто нас и когда спрашивал? Никита Сергеевич Хрущёв, 1-й секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР, был выходцем из простого народа, поэтому не стеснялся выражать свои чувства и высказывать своё мнение в очень грубой, простонародной форме.  «Политика походит на мифического сфинкса: подобно ему она пожирает тех, которые не разгадывают ее загадок». А де Ривароль.
«Художников учили на народные деньги, они едят народный хлеб и должны работать для народа, а для кого они работают, если народ их не понимает?» Из  речи Н.С. Хрущёва на выставке художников-авангардистов в Манеже 1 декабря 1962 года.
Морозов: - Ну Очень знакомо, помните, что вещал от имени пролетариата «литературовед-марксист» Валерьян Переверзев:
 «Мы вовсе не обращаемся с заказом ни к поету, ни к композитору, ни к исполнителю, мы просто как власть имущие приказываем петь, кто умеет петь, нужные нам песни и молчать тем, кто не умеет их петь».
Стук в дверь...- Ваша дискуссия не утихает! Да, это старая тема:  Люди любят быть в рабстве и поклоняться вождю. И чем страшнее их начальники, тем более защищенными они себя чувствуют. «С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – поношение». (Притч., 18:3)  Это я про наших Вождей.

Это пришел Коля Витвицкий. Он был настроен философски:- Ж.Ж.Руссо полагал, что чувство вкуса присуще всем людям, но развито у всех по-разному, что зависит и от личностных особенностей человека его «чувствительности», и от среды, в которой он живёт.
- И где работает, - добавил Богатов. Видимо они продолжали давнишнюю тему разговора и Коля  продолжал:-Прогнувшись под идеологическую машину партийного аппарата, они имели госзаказы, обеспечивавшие им вполне достойное существование. Они вставали в строй Официальных художников и имели привилегии: имели доступ к  Госзаказам, а это картины «под заказ»(уже оплаченные), которые отправлялись в Дома культуры, заводские клубы, стадионы, столовые, больницы и имели одну цель: восхвалять КПСС и существующий строй.
Морозов: - Согласен с вами ,коллега. Это возможность иметь: большие и светлые мастерские, поездки в санатории и дома творчества, гос. дачи, оплаченные Художественным Фондом РСФСР.
Художник: - но с маленькой поправкой,- пока ты нужен, пока ты делаешь и говоришь то, что приказал начальник. А начальник не знает ни совести ни жалости. У него есть свой начальник.
Богатов: - Пока ты нужен и дуешь в их дудку и... и не надоел.
Коля Витвицкий:-  Можно ли осуждать этих художников? Они должны были кормить свои семьи.
Морозов: - Но и  талантливые люди  имеют семьи, которые тоже надо кормить. А Творчество?, а то, о чём мечтали в молодости?
Коля: -Ты, вот после выставки в честь 100-летия рождения В.И.Ленина продал (не попавшую в экспозицию)  свою картину иностранному туристу. За это  хотели уволить тебя из Союза художников, но обошлось - подарил инструктору райкома по культуре  свою курсовую картину «Обнаженная модель».
- Да ладно, проехали, с кем не бывает. Я, вот,  вспоминаю: Своеобразным манифестом для художников этого периода можно считать призыв основателя студии «Новая реальность» Э. Белютина: «Рисуйте и пишите всё – нет ничего некрасивого, везде есть сюжет для художника. Будьте самостоятельны, оригинальны, не бойтесь преувеличивать, изменять, что-то подчёркивать. Помните, что преувеличение, метафора – основа искусства».
Коля  лукаво улыбнулся и, как бы закончил мысль:- А в 1969 году Итальянской Академией современного искусства Элию Михайловичу  была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение»,- но... об этом знает только узкий круг друзей художника.
Но вернёмся к нашей теме... Древняя Греция. Эпикур: 
«Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Скажи мне так, чтоб я тебя увидел».
Морозов: - Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе – полную бутылку, в саду – свежий цветок. Спустимся...  в сад, коллеги.
Но вернёмся к нашей теме. Завтра. Московский Художественный комбинат Монументально - декоративного искусства. «Первый выход», самостоятельный заказ №12-75. Оформление интерьера ресторана при гостинице Академии Наук СССР. Метро Октябрьская.
*
                На мысли следует нападать с помощью мыслей: по идеям не палят из ружей.
А. де Ривароль
 Большой зал. Большой длинный стол. За столом , лицом к залу сидят члены худсовета(как Тайная вечеря), напротив стола –специальные подставки и мольберты, на которые автор ставит свои  эскизы, выполненные па планшетах.
Вспоминаете песню В. Сергеева, на музыку О. Фельцмена «Фронтовики наденьте ордена», её тихо напевал  Глеб Иванович Ермолаев - главный художник комбината.

Члены ХудСовета рассаживались строго по своим местам:
Посредине - Председатель ХудСовета Тер - Григорян Сергей Левонович. Справа, в торце,  главный художник комбината Глеб Иванович Ермолаев, рядом секретарь. Глеб Иванович всегда был в хорошем настроении, и тихо напевал: «Фронтовики, наденьте ордена». Члены Совета в пиджаках, на лацканах некоторых военные медали.
- Сегодня членов Худсовета присутствуют 12 человек -начнём,товарищи?- сообщила сектетарь Совета. Самый молодой за столом был Тер-Григорян (недавно отмечали его 50-летие).
Четвёртый слева , в зелёном косюме , Храпов - булгаковский персонаж: «Основной чертой внешности его являются дефекты глаз. Внешний вид: «росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны..., а с правой — золотые. Туфли под цвет костюма, всегда при себе имел трость, с чёрным набалдашником в виде головы пуделя; правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный; рот какой - то кривой. Выбрит гладко».  Храпов не курил и спиртное не пил.
Геннадий Степанович Храпов не был членом ХудСовета комбината. Однажды его направили в комбинат из горкома культуры (зачем, никто не знает)и вот уже два года он приходит на Совет одним из первых и занимает одно и то же место.
 Главный художник комбината объявляет: - кто по списку следующий?  Давай, Пименов, выставляйся. Напомню: - Это вторая самостоятельная работа молодого художника.
 «Проект оформления столовой в профилактории военного завода в Казани, эскиз  панно в технике «резьба по дереву» и эскизы декоративных настенных вставок, - зачитала секретарь Совета.
Председатель Совета:- послушаем автора.
-Казань столица Татарии и Тема  моей работы татарские национальные  праздники. По задумке... один из музыкантов, как бы выходит  из плоскости панно в зал и стоит на паркетном полу. Фрагмент этого панно уже был на весенней выставке. Фотография и все данные  в каталоге выставки.
- Совету понятно, что праздник, народное гуляние,- перебивает Храпов, но скрипач в зале столовой военного завода?! Это что ресторан?
- Но это профилакторий и люди должны отдыхать и расслабляться. Главный врач профилактория разработал свой метод - музыкальная терапия.Уважаемый Совет помнит Картину бельгийского художника Луи Галле «Сила музыки», изображающая брата, играющего на скрипке для своей сестры, отчего она впадает в глубокий сон, забывая все страдания — душевные и физические. 
Шепот за столом: я не знаю такого художника.
- Луи Галле (10 мая 1810 — 20 ноября 1887 гг.) — известный бельгийский художник XIX века, яркий представитель исторического жанра. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».  Значительная часть учёных считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к выполнению сложных производственных процессов. (Профилакторий порохового завода).
Одним из первых людей, утверждавших значительное влияние музыки на психическое и физическое состояние человека, был греческий учёный и философ Пифагор.
Во многих странах Западной Европы и США...
– Прошу не перебивать, молодой человек! Храпов нервно сжал кулаки, но резко убрал руки со стола. Западная пропаганда!
Музыкальные национальные инструменты татар, прошли путь исторического формирования, который длился веками... Татарская народная музыка имеет в своей основе колорит восточных традиций, а традиционные арабо-мусульманские музыкальные инструменты (например, сурнай - восточный музыкальный инструмент) гармонично вписались в творческое наследие татарского народа.
Голос из зала: Видимо  Храпов был знаком с татарской культурой.
Храпов взял себя в руки и продолжил свой доклад: - В XX веке наше общество начинает всё яснее осознавать, что будущее и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.

Художник: - Да, но моя идея: показать праздник сегодня...современный. А скрипка получила распространение среди татар на рубеже XVIII — XIX вв., полюбилась и сразу же стала, национальным инструментом. Без скрипки не обходился ни один сабантуй - праздник плуга, в честь весеннего сева. Одновременно со скрипкой вошли в основной набор музыкальных народных инструментов гусли ( один из персонажей играет на гуслях), они использовались тюркским населением Поволжья . Изучая эту тему мне стало ясно, что  народные  праздники и обряды обладают   уже  достаточно представительной базой и собрано фактического материала...
- Молодой человек решил нас поучить, хрипел Храпов. Кто-то пошутил:- Деревянному скрипачу отдавили ногу и «Я видел как один башкирка играл Шопен на палка с дырка». Шутка произвела впечатление. Зашевелились лацканы пиджаков и засверкали юбилейные и памятные медали.
 – Тема моей работы «Праздники Татарии, а не в Башкирии!!!
Геннадий Степанович не сдавал своих рубежей. Выражение лица крысы, играющей в покер...- Пусть молодой человек ещё поработает, подумает и... не надо подбрасывать идейки членам Совет! - перевёл дыхание Храпов.
Какая стыдоба. Хотелось кричать...не от отчаяния, а от обиды...обиды за тех Художников, которых травили...Все члены Совета дружно молчали.
Председатель:- вы, Пименов, успокойтесь. Какие будут предложения по данной работе - обратился он к членам Совета. Кто желает высказаться?
Храпов  обиделся: - Да и так всё ясно. Чего тут обсуждать? (и тихо прошипел:- сопливый наглец).
Глеб Иванович смотрел на меня вытаращенными глазами и что-то жестикулировал: давай, Володя, я тебе помогу убрать планшеты. Потом... закончим... поговорим...
В горле  у меня ком, перед глазами золотой зуб и ухмылка довольного собой Храпова.
Коля Витвицкий из зала: - В этом мире хорошо только подлецам: им не в чем разочаровываться, они живут без иллюзий, они считают всех подлецами и редко ошибаются. Даниил Гранин « Иду на грозу».
Культура? Какая культура... пропаганда. Исступление части населения. Да, НО желаемое ими.  Вот так просто попасть в — палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи!..и смотри телевизор!
*
Неожиданно дверь в зал, где проходил Худсовет, распахнулась и в зале появился Олег Павлович Филатчев.
 О. Филатчев получил в 1972 году серебряную медаль Академии художеств СССР. Избран членом-корреспондентом  Академии художеств. Присуждена премия Международной биеннале в ЧССР. Он, являясь бесспорным лидером художественной молодежи, уже в 40 лет был удостоен звания академика. Основная тема его работ — жизнь советских людей, своих современников: студентов МГУ, шоферов БАМа, пограничников острова Даманский, рыбаков Сахалина, коллег - художников.
- Простите за опаздание...транспорт. О, что это, что это? А  «заколдованый, деревянный скрипач ходил по залу…»...видел, видел фрагмент на весенней выставке. Всем понравилось. Ну работу конечно уже приняли?
Повисла неловкая тишина. Председатель объявил присутствующим, что Олега Павловича приняли в Академию Художеств СССР. Все дружно стали поздравлять Филатчева, а про Пименова  забыли.  Глеб Иваныч осторожно поставил на пол, снятые  с мольберта мои эскизы. И ринулся жать руку молодому Академику.
Геннадий Степанович на выставки не ходил:  - Я очень занят общественной работой в Совете ветеранов... не знал, не видет.
Борис Дятлов что-то шептал на ухо Филатчеву и улыбался…
Храпов держал ситуацию под контролем  «рука на пульсе», как любил он выражаться. Сменив выражение лица на добродушно - отеческое он привстал и спокойно продолжил: - Позволю себе закончить моё выступление, товарищи. На последнем партийном бюро Мосха  мы разбирали вопрос о роли молодёжи в нашем искусстве и было принято решение, что мы подготовили себе достойную смену.   
Председатель объявил  перерыв. В конце заседания Глеб Иваныч подошел ко мне и тихо сообщил: - Ну, Володюшка, Геннадий Степанович первый подписал твой протокол.
 - Принято!? Да,но он не член Худсовета?
- Пименов, ты ещё молод..., а он хорошо знает, что может потерять. Главный художник комбината, напевая «фронтовики наденьте ордена», пошел ещё раз поздравить  Олега Филатчева.
*
На другой день в «Юрьевском зале» уТитова.
-Ты расскажи, Мастер, как поставил на место Храпова -добродушно  улыбался  Коля Витвицкий.
 Дима Мельников:- знаешь, старик, почему ты выиграл этот бой у «хама от искусства»? Он не имеет ни образования, ни таланта.Только красная книжечка и страх потерять своё масто. Но остерегайся Крысобоя! Он представитель той структуры зла, которая словно матёрый уголовник, много раз меняла свои клички: ЧК-ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ. И меняла эти имена так же легко, как бразильская анаконда по мере смены сезона меняет свою шкуру, оставаясь при этом все той же хитрой, подлой, не знающей пощады, обожравшейся, ленивой тварью. Это малограмотные никчёмные люди. Умеющие только кричать: ОДОБРЯМС!
(Дядя Дмитрия Мельникова был заместителем Иерони;ма Петро;вича Уборе;вича. «ДелоТухачевского» (1937). Посмертно реабилитирован в 1957).
Как говорит Апостол Павел: Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит. 1:16) Не наградил Бог талантом, но Антихрист дал много амбиций  и должность . Самолюбие  через край. Стремление - Нажива. Да, это их месть за Ненужность...Никчёмность...Не востребованность.
Но Храповых можно понять: министр культуры уже другой партиец, непонятные перемещения в руководстве КГБ, да и до периода в истории СССР, ознаменованного новой идеологией советской власти и проведением реформ в области экономической и политической сферы, осталось меньше 9 лет.
(Надо держать руку на пульсе!)