Старики моего детства. Часть 2

Монах Илия Каунников
Моё детство прошло в небольшом провинциальном городе Новый Оскол. На нашей тихой улочке почти не было моих ровесников, а жили большей частью люди постарше — те, кого мы ласково называем «дедушка» или «бабушка». Их образы воскресают порой в моей памяти. Я закрываю глаза и вижу их. Увы, у меня нет их фотографий, так как это не мои бабушки и дедушки, а просто старики жившие рядом, соседи через дом или не соседи вовсе. И невозможно изобразить их лиц не владея кистью, но их образы из детских воспоминаний — они живы. Я воскрешу «пером»  этих ничем не выдающихся людей того времени.

Мои соседи Колыхаловы: дед Иван и его супруга Мария, носители таких традиционных на Руси имён. Их дети и внуки живут в двух столицах: Москве и Киеве. У деда Ивана есть мотоцикл «Иж» с люлькой, а ещё пасека — каждый год в конце лета он угощает нашу семью по-соседски свежим мёдом в сотах.

Ещё один сосед, муж бабки Кати, о которой я писал в первой части: дед Сашка. Нам, молодым, он говорил что служил в армии ещё при Сталине целых три года. Велосипед, кепка и серо-горчичный костюм — вот его ежедневный образ.

А вот и дядь Миша Селезнёв или, по-уличному, Михей. Холостяк, возле дома которого росло огромное количество кустов крупного сладкого и очень вкусного крыжовника. Фуфайка, кирзовые сапоги, кепка и самокрутка — таким он мне вспоминается и доныне.

Напротив дома Михея, прямо через небольшой сквер, расположен дом его друга Толика. Толик тоже холостяк. У него свой интересный и подчас смешной выговор — в конце почти всех слов он добавляет «тэ»: «Пошёл-тэ я сегодня-тэ в магазин-тэ и спрашиваю-тэ сигареты-тэ, а продавец-тэ и говорит-тэ, что нет-тэ сигарет». У дома Толика горит единственный на улице фонарь. Под этим фонарём летом проходили по вечерам почти все наши ребяческие тусовки. Здесь «вода» считал до десяти, пока другие прятались меж кустов и деревьев в сквере; здесь на низкой ограде палисадника мы рассаживались, словно воробьи на проводах, и делились своими новостями.

А вот и Лидия Дмитриевна, медсестра нашей улицы. Добрая, улыбчивая, отзывчивая. В палисаднике у неё растут тигровые лилии, а через дорогу в сквере — два каштана и черёмуха. Летом, в тени тополей, она полощет бельё у колонки. Ну а если вдруг кто-то заболел — она всегда придёт на помощь и сделает вам укольчик.

Ещё один дед Иван. Вредный дед, который не любил нас, детей. И мы его тоже не любили. Самая сладкая (как в прямом, так и переносном смыслах) наша месть для него — собрать у деда Ивана всю клубнику в палисаднике. Пусть знает, с кем связывается!

Дед Толя и бабка Зоя. Они живут в одном большом доме, разделённом на две половины вместе с той самой Клавдией, муж которой был фотографом (я тоже писал о них в первой части). Бабка Зоя любит наблюдать за погодой: каждый день она ведёт записи о температуре, ветре, осадках уже больше 30 лет. Или ещё дольше. Дед Толя любит ежедневно прогуливаться вечерами по улице, лузгая семечки (не спрашивайте меня, откуда у него было столько семечек).

Недалеко от моего дома — дом Угловых. Дед Коля и бабка Шура. Всегда добрые и улыбающиеся. На их доме красивые квадратные узорчатые трубы (или просто подобие их). У деда Коли есть автомобиль «Жигули» второй модели красивого салатового цвета. Для нашей улицы автомобиль — просто роскошь, да. О них обоих (автомобиле и его владельце) у меня есть маленькая история.

Это произошло лет около 30 назад — небольшой эпизод жизни, врезавшийся почему-то в память. Мой отец получил от завода квартиру и мы решили её освятить. А так как квартира находилась в двух километрах от храма, а у молодого священника, которого мы попросили освятить наше жильё, не было собственного авто, мы обратились за помощью к деду Коле. После освящения квартиры священник окропил и нас святой водой и дал поочерёдно приложиться к кресту. Дед Коля отказался: «я в Бога не верю». Тогда священник спросил: «я окропил тебя святой водой; почему же ты стоишь и улыбаешься, а ведь был серьёзным?»

Вы наверняка спросите меня — а зачем, собственно, писать об этих людях? Обычные люди ведь, и даже ничем не примечательные. Таких ведь миллионы по всей нашей стране и миллиарды на планете. Отвечу Вам так (да и себе тоже): самая большая ценность на нашей Земле — именно люди. Их души и сердца, их обычаи и их манеры. И образы этих описанных мною людей — это лишь маленькая история одной небольшой улочки, крошечной частицы этого большого человеческого мира. Думаю, кто-то узнает этих людей в моём описании. А кто-то вспомнит своих родных или знакомых, чьи образы окажутся близки описанным в моём маленьком воспоминании. И, надеюсь, тёплые чувства проснутся в каждом из Вас.

Новый Оскол, 26 января 2023 г.