Не по-честному

Роман Лысак
 Мы с Шуриком жили в одном подъезде. Я-на пятом, Шурик-на четвёртом, друг над другом. Мы были товарищи. Мы учились в одной школе, только в разных классах. Я-во втором "А", Шурик-во втором "М". А знаете, что значила буква "М"?-Сейчас расскажу. Шурика мама-тётя Рита хотела чтобы Шурик хорошо знал математику, поэтому она записала его в усиленный математический класс, и "М" обозначало "Математический".
 Надо признать, что Шурик и вправду "рубил" в математике. А я, конечно, немножко отставал в этом смысле от Шурика. Поэтому учился в обычном-втором "А", и буква "А" здесь ничего не означала. Но про мои способности папа говорил так : "Ничего, сын, если в тебе есть таланты, не обязательно ходить в спец класс. Твои таланты проявятся сами, и тогда не ты будешь гоняться за спец классами, а они будут гоняться за тобой. Как в "Электронике", помнишь?"
 Ну а так, мы с Шуриком были обычными мальчишками, со множеством общих интересов. Мы любили гулять, смотреть фильмы про войну, любили купаться, ходить за грибами и рыбачить, любили играть на компьютере в "Воздушный бой". И ещё. Ещё мы любили играть в солдатиков. А солдатики эти - О! - об этом надо рассказать отдельно.
 Всё началось с того, что однажды, позапрошлым летом, когда мы с папой и дядей Андреем ходили за грибами, то там в лесу у дороги была свалена куча мусора. В ней были какие-то порванные книжки, кубики, изломанные игрушки. И среди них я увидел большого солдатика. Точнее будет сказать, что это была фигурка пещерного человека особенного размера. Такого-побольше, чем обычные солдатики. Когда я увидел его, то воскликнул :
-Ух ты! Солдатик!
-Надо же!-удивился папа. Он вытащил фигурку из обломков.-Довольно редкий экземпляр. Сейчас таких уже не производят.. Целый! Как он здесь оказался?
 Папа прополоскал солдатика в ручье и протянул мне.
-На, держи. Будет у тебя теперь целый Голиаф!
 
 И вот ,это был первый солдатик в моей коллекции. Нет, конечно раньше я БЫЛ знаком с солдатиками вообще, и игрался изредка с ними где-нибудь в гостях, но почему-то был довольно равнодушен к ним. А тут-словно бы этот пещерный воин, с занесённым над головой камнем, разбудил во мне спящий доселе интерес. С тех пор я стал собирать солдатиков. И, примерно в то же самое время, Шурику на день рождения тоже подарили коллекцию солдатиков. Это были фигурки поменьше-семь синих индейцев-от шамана до лучника.
 А дальше.. Дальше завертелось и закружилось. Мы с Шуриком стали прямо какими-то азартными охотниками за солдатиками и, конечно, заядлыми игроками. Мы стали коллекционерами и полководцами своих игрушечных войск.
 Когда мы собирали солдатиков, то все способы были хороши,-мы выменивали солдатиков, потрёпанных в боях, на что-нибудь у других мальчишек, выпрашивали у родителей купить новых солдатиков, мы даже пробовали мастерить солдатиков сами, но получалось плохо и неуклюже. Мама Шурика, глядя на это, говорила что это чепуха и пустая трата времени и денег. А мой папа, хоть и купил сначала мне два набора-ковбойцев и викингов, говорил что по-честному было бы теперь копить денежку на солдатиков самим.
 Так мы с Шуриком в итоге и поступили. Однажды мы пошли в магазин и увидели, что там привезли новых солдатиков. Да и не просто. Это был такой потрясающий набор, что мы с Шуриком прямо-таки остолбенели, когда увидели его на витрине. Наши взгляды буквально впились в эти замечательные, яркие, великолепно исполненные фигурки. Это были русские витязи, прямо как в фильме "Александр Невский" :
всадники в полном вооружении на отдельных фигурках коней и ещё несколько пеших ратников. Мы с Шуриком поскорее подбежали к продавщице.
-Ой, скажите пожалуйста,-заголосили мы наперебой,-у вас там такие.. эти.. солдатики.. на конях.
 Продавщица улыбнулась.
-Да, есть такие, сегодня привезли.
-Ой! Ух ты! А они сколько.. Они по одному или вместе продаются? И сколько стоят?
-Сейчас посмотрю.-Продавщица повернулась, заглянула в коробочку.-Только вот выставили, ценник ещё не прикрепили.. Так.. вот,-взяла она картонную карточку,-фигурки, десять штук, три всадника, три коня, четыре пеших. Цена-три с половиной тысячи.
-Ого!-в один голос вскрикнули мы с Шуриком.-Так много?
-Да, ребята, много. Но это хорошая работа. Они покрашены, съёмные..
-А, это про солдатиков-то,-подошла другая продавщица.-Да, хорошие солдатики. У них даже оружие сменное.
 При такой новости мы с Шуриком ещё больше захотели такой набор.
 А вторая продавщица спросила :
-А что, мальчишки, вы их коллекционируете?
-Да, корекционируем,-ответил Шурик за нас двоих.
-Вот и мой Славик тоже. Прямо помешался на этих солдатиках!.. Если троек в четверти не нахватает-куплю ему, пожалуй, таких.
 А при этих словах мы с Шуриком слегка побледнели.
-А он, набор этот, один?-нетерпеливо спросил Шурик.
-Да нет, нет, ребятки. Не один,-успокоила первая продавщица.-Несколько наборов.
-Это хорошо,-сказал Шурик.
 А вторая продавщица добавила :
-Я думаю, мальчишки, хватит и вам и нам.
-Ну мы.. это.. пока не можем купить,-вздохнул Шурик.
-Но мы будем копить,-пообещал я.
-Хорошее дело, ребята. Мы для вас один наборчик придержим.
-А можно так?-спросил я.
-Можно-можно,-улыбнулась продавщица.
 И мы, напоследок хорошенько рассмотрев солдатиков, с неохотой покинули магазин.



 Потом для нас с Шуриком наступили томительные времена, да ещё наполненные испытаниями. Конечно, и я, и Шурик поделились своей заветной мечтой с родителями. Тётя Рита, хотя и не очень одобряла наше увлечение солдатиками, но всё же согласилась побольше давать Шурику денежку на мороженое, сок, шоколадки. Но при обязательном условии-усердней, даже сверх школьной программы, заниматься математикой. Мой папа тоже согласился увеличить выдачу "Десертных средств", как он их называл. И, к моей радости, согласился на это безо всяких условий.
-Ну вот, Сенька, будешь привыкать потихоньку, что если чего-то очень хочется, то надо иногда чем-то пожертвовать и от чего-то отказаться.
 В общем с того дня, мы с Шуриком сговорились-не есть мороженого, шоколада и всякого другого вкусного и не пить газировку. А сэкономленные деньги мы стали копить, складывая их в железную коробку из под чая.
 Каждый день мы вместе забегали после уроков в магазин и, увидев солдатиков на витрине, облегчённо вздыхали. И хотя нам, если признаться честно, очень не хватало сладостей, мы с Шуриком не унывали. Мысль о солдатиках, которых мы скоро купим, согревала наши сердца.
 И вот, наконец..  Когда прошло примерно две недели, мы с Шуриком опрокинули коробку и стали считать. Бумажные деньги считал я, а железные-Шурик. Шевеля губами и складывая деньги по отдельным кучкам, мы выяснили что у нас накопилось три тысячи триста сорок рублей.
-Так!-взял бумажку Шурик. - Пишем-3340, и отнимаем от 3500. Получается... Э-э..,- Шурик стал выводить на бумажке внизу столбика цифры.-Получается, не хватает.. сто шестьдесят рублей!
 После этого Шурик выбежал из комнаты.
-Ма-ма. Мама! Мы почти накопили!
 Да, забыл вам сказать, что деньги мы хранили у Шурика. Наверное потому мы так решили, что мой младший брат Колька был ужасный кладоискатель!-и мог найти любые мои тайники и всё, что я прятал от него.
-Что?-выглянула из кухни тётя Рита.
-На солдатиков! Мы почти накопили?
-Что ж, поздравляю,-сказала мама Шурика.-А уроки ты сделал?
-Да, ещё в школе. Сразу, на перемене.
-Ну хорошо.
-Только, мама,-голос Шурика стал сиропный,-нам ещё немножко не хватает.
-Сколько?-спросили тётя Рита.
-Ну, вот тут, сто шестьдесят рублей.
-Хм. Ну до завтра потерпите, завтра дам тебе снова на мороженое.
-Ну мама, ну пожалуйста. Ну пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста! Разреши мне получить завтрашние деньги сегодня! А я решу сегодня ещё три примера, ..даже пять!
 Мама Шурика посмотрела на сына, потом на часы, потом на меня, потом снова на Шурика.
-Ну так и быть. Разрешаю. Раз уж вам так не терпится.
-Ура! Ура, мамочка! Спасибо!
 Тётя Рита выдала Шурику недостающую часть денег и мы, засунув полную теперь сумму обратно в коробку из-под чая, помчались, как сумасшедшие, в магазин.
-Быстрее!-кричал Шурик, прижимая коробку к груди.-А вдруг.. их.. уже.. продали!
-Нет.. не могли,-кричал я, шлёпая по лужам.-Продавщица.. ведь.. обещала!
 Железные деньги бренчали в коробке, а внутри нас бренчали наши взволнованные сердца. Со всех ног мы вбежали в магазин. ОбБЕГая посетителей, как футбольные нападающие своих соперников, мы подскочили к витрине и еле успели остановиться.
-Уф! Ура!
 На наше счастье, витязи были на месте. Шурик поспешно открыл нашу железную копилку.
-Вот.. Вот мы!-запыхавшись, Шурик высыпал деньги продавщице.-Вот мы накопили! Вот, нам солдатиков.. Вот тех, витязей!
-А, ребята! Поздравляю!-узнала нас продавщица.-А вы молодцы! Серьёзные коллекционеры.


 Через какие-нибудь пятнадцать минут мы с Шуриком сгрудились над нашими теперь витязями, как будто археологи над своими уникальными находками.
-Смотри, у него вместо копья вставляется меч!-восхищённо говорил Шурик.
-Ага. А у этого, гляди-ка, какие доспехи!-говорил и я.
 Да, и вправду, солдатики были-что надо! Из хорошей прочной пластмассы, с рельефными доспехами, сменным оружием, ярко раскрашенные. Надо ли говорить, что следующую неделю мы с Шуриком ежедневно устраивали нешуточные баталии. О таких баталиях тоже следовало бы рассказать отдельно.
 Мы с Шуриком проявляли чудеса изобретательности. То мы устраивали сухопутные бои в "чистом поле", то разыгрывали "осаду крепости", то выдумывали нападение на обоз из засады и даже, когда родители нам разрешали, набирали воды в ванную и совершали морские сражения. Чего только мы не изобретали! "Крепостями" нам служили футляры от приборов, картонные коробки, игральные карты, кубики. "Засадными укрытиями" являлись открытые "домиком" книжки, наша копилка, кастрюли и даже чашки. В качестве "кораблей" мы применяли миски, органайзеры, куски фанеры и даже бумажные кораблики, которые годились только для одного боя. А для осады мы с Шуриком мастерили из подручных средств тараны и катапульты. Одним словом, наши солдатики - было большое и яркое увлечение.



Ещё, кроме того, однажды, мы с Шуриком решили вот что. После очередного нашего "сражения" и перед тем, как разойтись, как мы раньше и делали, мы делили солдатиков на двоих. Шурик забирал свою коллекцию, а я-свою. А витязей мы делили по жребию. Например так-я отворачивался и закрывал глаза, а Шурик показывал пальцем на любого витязя и спрашивал : "Кому?" а я громко говорил тоже по очереди : "Тебе! Мне! Тебе! Мне!" И Шурик после этого раскладывал витязей и ратников мне и себе.
 Вот так мы поступали раньше. А теперь..
-Слушай,- сказал Шурик,- а давай солдатики будут общие.
-Так они и так-почти общие, - ответил я.-Мы же всё время играем вместе.
-Ну а теперь будут совсем общие. Все.
-Как это?
-Ну, и твоя, и моя коллекция, и витязи будут у нас общие. Твои и мои сразу.
-Хорошо,-ответил я,-давай так. Только, по-моему, это ничего не меняет.
-Ну так они у нас теперь будут все в одном месте,-убеждал меня Шурик.- И если на улице мы с кем-нибудь другим будем сражаться, то мы уже вдвоём своих солдатиков будем лучше помнить и не растеряем.
-Ладно, я согласен,-сказал я.
 Вот так мы и порешили. Мама Шурика выделила нам большую прозрачную пластиковую коробку и мы сложили всё своё войско туда. Бывало, что наше войско, после отчаянных боёв, ночевало у Шурика дома, бывало, что и у меня.
 Так незаметно шло время. Наши солдатики становились уже ветеранами, как и в жизни, покрываясь царапинами. Но, также, войско наше пополнялось и новыми ратниками. К концу учебного года оно уже имело численность полноценной роты-пятьдесят четыре солдатика, и мы с Шуриком ушли на летние каникулы имея: и индейцев, и ковбоев, и викингов, и пиратов, и витязей, и золотоОРДЫнцев, и генуэзцев, и даже папуасов из племени Тумба-юмба. Только вот мой первый солдат-Голиаф оставался единственным в своей весовой категории.



 Наступило лето. Начались долгожданные каникулы, и нам с Шуриком предстояло отправиться в лагерь на первую смену. Один раз, в прошлом году мы уже ездили так в лагерь с Шуриком. Наши родители покупали нам путёвки, и мы проводили июнь на природе. Конечно нам с Шуриком было интересней проводить каникулы самим - когда захочется-гулять, когда захочется-просыпаться, когда захочется-ходить на рыбалку на реку, когда захочется-играть в солдатиков. Но мама Шурика говорила : "Нечего без дела слоняться, в лагере вам будет полезней". Тем более, что в лагере этом работала воспитательницей сестра Шуркиной мамы-тётя Кира, и она всегда помогала нам доставать путёвки, и в случае чего могла присмотреть за нами. Мои же родители-тоже были не против, чтобы я проводил одну смену в лагере. Тем более-с товарищем.
 Таким образом, седьмого июня мы с Шуриком, как миленькие, должны были отправиться в лагерь.
 Мы заранее обдумали ЧТО нам надо взять с собой. Мы решили взять :железный конструктор, который мне подарил папа, карточную игру "Меморина" для развития памяти (и это был подарок мамы Шурика), снасти от двух удочек,  кубик Рубика, игрушечные пистолеты, книжку весёлых рассказов о школе и, конечно, наше замечательное войско.
 В общем, через четыре дня нам предстояло поехать "отдыхать с пользой на природу", как выразилась мама Шурика. Да и сама тётя Рита собиралась поехать с нами. Она сказала, что возьмёт недельку отпуска за свой счёт, и отдохнёт в лагере. Да, так было можно, потому что сестра тёти Риты-тётя Кира могла об этом договориться с начальством лагеря.
 Одним словом, мы с Шуриком были готовы к отъезду. Но случилось вот что.
 За день до отъезда мы носились на детской площадке, играя с соседскими мальчишками в пятнашки. Когда ВОДящим стал Стёпка, то я стал улепётывать от него через детскую горку, а потом-через карусель, но, зацепившись  второпях, я грохнулся на всём ходу и пребольно ударился коленкой.
-ВОда!-радостно крикнул Стёпка, настигая меня. Он не заметил сразу, что я ушибся.
-Да погоди ты!-вмешался Шурик.-Не видишь, он стукнулся..
 Да, коленка моя покраснела и отекла. Стёпка и Шурик помогли мне доковылять домой. Вскоре стало ясно, что у меня сильный ушиб, и что примерно с неделю мне придётся просидеть дома. И что начало смены в лагере пройдёт без меня.
-Ничего-ничего, Семён Батькович, это бывает,-подбодрил меня отец.-Для мальчишек это нормально. И вообще, то, что нас не калечит-делает нас сильнее.. Но компресс всё-таки приложить надо.. А в лагерь поедешь чуть попозже. Я тебя свезу.
 Ну что же, так уж вышло!



 Вечером ко мне пришёл Шурик и принёс солдатиков. И мы немного, насколько я мог, напоследок поиграли в них. В этот раз у нас вышла скромная стычка индейцев с ковбойцами прямо у меня на кровати в "ущелье" между двумя подушками. Ковбойцы совершали переход из городка на ранчо, но по пути с гор-подушек их атаковали индейцы. Бой был коротким, но отчаянным.
 Потом мы хотели ещё немного поболтать, но тётя Рита пришла к нам за Шуриком.
-Шуренька, дружочек, давай-ка домой, надо пораньше лечь спать, ведь завтра рано вставать.
-Хорошо,-отозвался Шурик.-Сейчас. Только можно мы солдатиков поделим.
-Разрешаю,-сказала тётя Рита.
-Да не надо,-сказал я,-бери их всех с собой в лагерь, как мы и собирались. Потом я же всё равно приеду. Зачем делить?
-Ну, поиграешь сам, один пока,-предложил Шурик.
-Да мне сейчас и неудобно будет,-ответил я, и добавил в шутку : -Бери, разрешаю.
-Ну ладно,-согласился Шурик.-Возьми тогда хотя бы Голиафа.-Он вытащил большую фигуру пещерного человека и поставил на табуретку возле моей кровати.
-Ну ладно,-согласился и я.


 На следующее утро Шурик с мамой уехали. А я остался. И хоть лежать в кровати было скучным занятием, я всё же не скучал. Мама купила мне новые пазлы, а папа деревянные поделки :конструктор-танк, конструктор-грузовик и конструктор-самолёт. В общем время моего выздоровления протекало довольно-таки быстро.


 Через шесть дней после начала смены я уже полностью поправился и папа отвёз меня в лагерь. У входных ворот нас встретила тётя Рита.
-Ну как вы тут отдыхаете?-спросил мой папа.
-Ой чудесно! Здравствуйте. Просто чудесно,-ответила тётя Рита.-Здесь такой воздух, такая природа! Солнце! Мой Шурик даже загорел немного.
-Да,-согласился папа,-природа это хорошо.
-Ну ладно, оставляйте мне Семёна, я отведу его в отряд. Для него рядом с Шуриком уже приготовлена кровать.
-Ну хорошо, соседка, спасибо,-ответил папа.-А то я на работе отпросился ненадолго.
-Конечно, поезжайте, папа,-шутливо сказала тётя Рита.-Всё будет хорошо.
-Ладно, сын, отдыхай тут помаленьку,-обратился папа ко мне.-Набирайся сил, не скучай.. И кстати, когда здесь у них родительское собрание будет?
-Через неделю почти. В ближайшее воскресенье,-ответила тётя Рита.
-Понял. Ну тогда, разрешите идти?-пошутил и папа.
-Разрешаю,-улыбнулась тётя Рита.
-Пока,-сказал папа.
-Пока,-сказал я.
 И папа пошёл к машине, а мы с тётей Ритой-в отряд.
-А купаться тут уже можно?-спросил я.
-Да, как раз вчера первый раз разрешили. Так что ты вовремя приехал.
-Здорово,-обрадовался я.
-Да, с погодой повезло,-радовалась тётя Рита.-Как на заказ.. Жаль, что мне завтра уезжать. Но пора!
-Ну ладно, Семён, вон твой отряд гуляет. Пойдём, передам тебя тёте Кире.
 Мы подошли к деревянному зелёному корпусу с вывеской "6 отряд "Бригантина". Около корпуса на площадке был наш отряд-человек двадцать мальчишек и девчонок весело играли и возились возле горки-домика, карусели, песочницы, качелей, скамеек.
-Вот, сестрёнка, привела тебе пополнение,-обратилась тётя Рита, подходя к тёте Кире.-Принимай.
-А, Семён, здравствуй. Ждём-ждём тебя,-улыбнулась тётя Кира.-И Шурик тоже ждёт. С приездом.
-Здравствуйте, Кира Петровна,-поздоровался я.
-Ну хорошо, принимаю парня,-сказала тётя Кира и распорядилась:
-Так, ты, Сеня, иди пока поиграй, вон Шурик в песочнице..  Ты, сестрёнка, спасибо, иди отдыхай последний денёчек.. И, Кирилл Семёнович,-обратилась она ещё к вожатому, молодому студенту с весёлым лицом и в очках,-принимай пополнение. Возьми пожалуйста его рюкзак, отнеси в корпус, а документы отнеси старшей воспитательнице.
-Вот, отлично!-подошёл вожатый. Он приветливо взглянул на меня и спросил :
-Как богатыря зовут?
-Семён,-ответил я скромно.
-Се-мён? Здорово! Как моего папу! А меня зовут Кирилл Семёнович. Будем знакомы, я ваш вожатый.
-Очень приятно,-пролепетал я.
-Ну, давай рюкзак, и вливайся в коллектив.
 Я снял рюкзак, передал вожатому и побежал на площадку.
 Шурик был в песочнице. Рядом с ним сидел на корточках какой-то удивительно маленького роста  мальчишка в очках. Они с азартом разыгрывали сражение в песках. Наши солдатики сбились из боевых порядков в общую кучу и, похоже, завязалась финальная битва. Ещё двое мальчишек стояли возле и с интересом наблюдали за битвой.
-Привет, Шурик!-крикнул я.
-О, наконец-то!-обернулся Шурик.-Приехал!-обрадовался он.
 Мальчишка маленького роста тоже обернулся.
-А это-Генка, знакомься,-сказал Шурик. - Тоже-большой командир, мы с ним знаешь как сражаемся! Жуть!
-Привет,-сказал я.-Я Семён.
-Привет,-сказал Генка.-А я Гена.
-Ну, рассказывай, как твоя нога?-Шурик выбрался из песочницы.-Прошло?
-Прошло конечно!-ответил я.
-Шурик, а можно я вместо тебя поиграю пока?-спросил один из мальчишек, которые стояли рядом.
-Разрешаю,-сказал Шурик, и я невольно заметил, что он сказал как его мама.
 А мне он сказал:
-Ну пойдём, я покажу тебе нашу палату. И кровати. И всё остальное.
 И мы с Шуриком отправились в корпус.


 После прогулки наш отряд отправился на спортивную площадку. Наступило наше время, и физрук-Игорь Борисович, которого я помнил с прошлого года, пригласил нас на пионербол.
 Меня, правда, не взяли. Вожатый Кирилл Семёнович сказал, вернувшись, чтобы на тихом часе я сходил в медпункт. Он объявил мне :
-Доктор хочет посмотреть-правда ли ты здоров. А то, мало ли чего! Поэтому ты пока не играй, посиди.
 Я послушно сел на длиннющую скамейку.
 А потом был обе-е-ед, а потом мы пошли в корпус на тихий ча-а-ас! Одним словом, как и в прошлом году, потекла обычная размеренная жизнь оздоровительного лагеря. Не во всём интересная для мальчишек, но несомненно полезная вообще для детей.
 Кирилл Семёнович отвёл меня в медпункт и доктор, осмотрев моя коленку, сказала, что я вполне здоров и без ограничений могу принимать участие в спортивной жизни отряда.
-А купаться тоже можно?-спросил я.
-И купаться!-сказала доктор и в шутку коснулась пальцем кончика моего носа.
-Ура!-крикнул я.
-Ну а теперь на отдых, Семён,-сказал вожатый, когда мы вернулись в свой корпус.
-Кстати, ещё,-задержал он меня.-а в шашки ты умеешь играть?
-Немножко,-ответил я.
-Ну хорошо,-сказал Кирилл Семёнович.-завтра у нас отрядный турнир. Я тебя запишу.
-Ага, ладно.
 

 Когда я пришёл в палату, то там никто не спал. Никто из семи мальчишек, с которыми мне теперь приходилось делить кров. Двое мальчишек играли в тетрис, двое других-в шашки и двое просто что-то рассказывали друг другу. Шурик лежал с книжкой на животе. Я пригляделся и увидел, что это учебник по математике.
-Каникулы начались, Шурик,-сказал я.-Охота тебе учиться?
-Да вот,-объяснил он,-приходится заниматься дополнительно, пока мама здесь.
 Я ничего не ответил и стал раздеваться.
 Один из мальчишек, которые разговаривали между собой, спросил:
-Шурик, дай нам солдатиков поиграть. А то скучно.
-Не-а,-сказал Шурик, не отрывая глаз от книжки,-я сам буду.
-Ты же читаешь.
-Ну, я попозже.
-Ну пожа-а-алуйста,-сказал мальчишка.-Я тебе шоколадку дам.
 Шурик перестал читать, посмотрел на мальчишку, который помахал шоколадным батончиком в воздухе.
-Ну ладно, разрешаю,-сказал он.-Только, чур. не ломать.
 Мальчишка подошёл, отдал шоколадку и достал из-под кровати Шурика пластиковую коробку с нашими солдатиками.
-Спасибо, мы аккуратно.
-Ладно,-ответил Шурик.
 Я немножко удивился про себя такому обороту дела. Нет, не подумайте,- мне было не жалко дать поиграть другим наших солдатиков. Но они же были общие! А Шурик даже не подумал спросить меня. И это его "разрешаю"-было какое-то новое, не Шуркино.
 Но потом я почувствовал, что хочу спать. То ли переезд из дома в лагерь, то ли обильный обед, то ли новые впечатления, но мне вдруг так захотелось спать, что как только я лёг под одеяло, то почти сразу же заснул.


 В лагере всё обычно происходило по режиму. Прогулки, занятия в кружках, спортивные игры, кино-всё было по плану, и даже было записано на бумаге. Отрядный план на смену и, отдельно, на день висели в коридоре корпуса. А вот время ложиться спать, просыпаться и кушать даже оповещалось звуками горна.
 Вот и в этот раз окончание тихого часа было озвучено весёлым, громким мотивом.
-Вставай, вставай, штанишки одевай!-весело закричали ребята, услышав звуки горна. Для каждого мотива горна уже давно были кем-то придуманы шутливые стишки.
-Песенку затягивай!-это Шурик растолкал меня.-Встава-ай!
 Я открыл глаза и не понял спросонок-где я. Ведь в этом году я первый раз проснулся не дома.
 Я сонно огляделся вокруг.
-Что?-спросил Шурик.-Отвык от лагеря?
 Я улыбнулся, протёр глаза.
-Вот именно, что отвык.
-Ну ничего, привыкнешь. Вставай, сейчас полдник будет. Знаешь, какие здесь коржики вкусные дают!
 Я свесил босые ноги  с кровати.
 Мальчишка, который просил солдатиков, принёс коробку.
-Спасибо.
-Пожалуйста-пожалуйста,-принял коробку Шурик.
-А после полдника дашь и нам поиграть?-попросил Шурика мальчишка, которого я уже знал-Генка.
-После полдника?
-Да, мы опять возле корпуса будем гулять.. Я тебе половинку коржика за это дам.
-Ну ладно, разрешаю,-подумав, ответил Шурик. А мне объяснил :
-Мама завтра утром уезжает, хочет после полдника меня сегодня взять погулять напоследок, за территорию.
 Сначала, когда я проснулся, я забыл, что Шурик давал солдатиков ребятам на тихий час. Но теперь всё вспомнил. И сейчас Шурик повторно отдавал наших солдатиков. И опять -это "разрешаю"! Что с ним?
-Подожди, Шурик,-сказал я озадаченно.-Я тоже хочу поиграть в солдатиков.
 Шурик тоже как бы слегка удивился, задумался и сказал :
-Потом, Генка, дашь Семёну поиграть. Я разрешаю.
-То есть как "поиграть"?-спросил я, ещё более удивляясь.-Как "разрешаешь"?
-Ну ты же просишь,-сказал Шурик, теперь уже не моргнув глазом.-Вот они поиграют, и тебе дадут.
 Я не отвечал. Я молчал. Я прямо не мог поверить своим ушам! Что он такое говорит?
-Ну что ты волнуешься? Я с тебя ничего не возьму. Ни коржика, ни шоколадки.
 Я продолжал молчать. То, что сказал Шурик просто не укладывалось в моей голове! "Он что, забыл как мы вместе собирали солдатиков? Забыл как мы копили деньги на витязей?" Я стоял здесь в спальне, но мысленно был там, в прошлом, в тех днях, когда мы с Шуриком так нетерпеливо ждали когда соберём нужную сумму. Я сейчас представлял собой застывшего мальчика с нахмуренными бровями, который ничего не видит перед собой.
-А лучше знаешь что?-продолжал Шурик, и это немного вывело меня из ступора.-Давай вместе пойдём, с моей мамой. Отпросимся вместе у тёти Киры и пойдём. Мама нам мороженое купит, и искупаемся, ещё! Айда?
 Я внимательно посмотрел на Шурика.
"Может, он всё-таки шутит про солдатиков?"-с надеждой подумал я.
 Шурик спокойно и весело ждал моего ответа.
-Шурик, ты что, забыл?-сказал я непонимающе.-Ты что, забыл что солдатики общие? Мы же вместе их собирали!
 Шурик перестал быть весёлым и на его лице появилось какое-то новое выражение, которого я раньше на нём не видел. Что-то чужое и холодное.
-Ну во-первых,-сказал он неприветливо,-не такие уж они и общие. Сначала у нас было у каждого своя коллекция. Потом, если быть точным, мы хоть и купили всадников вместе, но больше денег внёс я. И, между прочим, в конце, когда нам не хватало сто шестьдесят рублей, их нам дала моя мама. Вспомни-ка! А если забыл, то моя мама подтвердит!
 Я с изумлением смотрел на Шурика, и не узнавал его. Как будто кто-то другой сидел внутри моего товарища и говорил вместо него.
-Ах вот как!-сказал я, и ощутил, что губы мои сжались. Какое-то сильное чувство овладело мной. В этом чувстве было много оттенков и граней и тогда я, конечно, не смог бы точно описать его. Но зато я точно знал как его назвать-ОЩУЩЕНИЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ!
-Да, так!-продолжал Шурик, теперь уже незнакомый для меня мальчик.-И в-третьих, наконец-ты сам отдал мне солдатиков! Они теперь мои, и я ими распоряжаюсь!
 Я молчал, находясь в сильнейшем том ощущении несправедливости. Да, ясно как день!-Передо мной стоял уже вовсе не тот Шурик, которого я знал всего лишь неделю тому назад. Даже его теперешние слова "разрешаю" и "распоряжаюсь" были вовсе не Шуркины. Мой товарищ раньше так никогда не говорил.
 Я стоял молча и не чувствовал под собой ног.
-Ну так ты будешь играть после них?-спросил ещё мальчик, которого я раньше знал, как Шурика.
 Я продолжал стоять молча и думал. Конечно, я мог бы взять солдатиков, чтобы поиграть в них. Мог бы вообще забрать их себе, хотя бы тех, что купил мне папа, и половину из набора витязей! Да, руками я мог бы взять их. Но что-то внутри меня не давало мне сделать так. Это было бы неправильно. Может быть даже честно по-арифметически, но не честно по-дружески! Ведь и не в солдатиках даже было всё дело! Здесь скрывалось нечто большее. Это было несправедливо! И я чётко понимал это. Мне не хотелось поступать так, как поступил Шурик. Я не хотел стать НЕ СОБОЙ, не хотел стать другим мальчиком. Поэтому..
-Знаешь что,-сказал я тихо, уверенно и глядя прямо в глаза Шурику,-это просто НЕ ПО-ЧЕСТНОМУ. Играй сам.
-Ну как знаешь!-ответил тот. - Моё дело-предложить...