Самосознание стадного одиночества

Александр Гусев 5
 Как-то Истина и Смысл на основе взаимных симпатий решили больше не расставаться. За благословением они обратились к Богу. Тот выслушал обоих и воскликнул «Наконец-то! Поздравляю вас с истинным и единственно верным пониманием смысла своих функций. Ваша индивидуальная самодостаточность, как явление обоюдной взаимности будет хорошим примером и надеждой для человека. Надеюсь, что это поможет ему превратить свою жизненную юдоль в высокое искусство естественного существования.» Затем Бог обратился к ним с напутственным словом. Истине он посоветовал, как женщине после обручения, переходя к прозе жизни не увлекаться идеальным содержанием своих отношений, а Смыслу – практикой. Закончил Он своё напутствие мыслью о том, что человеку от природы присуще осмысление дарованных ему первоначальных ощущений. Именно это изначальное чувствование Господь сделал главным условием, предваряющим человеческое сознание. По его мнению, жизненная гармония государственного и личностного не возможна без творческого осмысления, без противоборства и преобразования человеческой судьбоносной неизбывности. Но современный социально-политический «симфонизм» неуклонно сползает к додекафонии. От общечеловеческой гармонии к хаосу, становясь подобным «застывшему оцепенению».

 Вздохнув, я подумал, что, философствуя можно долго говорить о подсознании человека, о процессах подчас трудно доступных для самоконтроля. О том, что только мы русские тщеславно стараемся не замечать в себе Божественное напутствие. Искушённые и очарованные неким Злосчастьем мы, изобличая свою же суть, давно превратили Смысл и Истину своего существования в Сарказм и Иронию.
    
 Наверно и правда невозможно правильное развитие общества без нравственной и моральной унификации её членов. Что же лежит в основе этого развития? Посыл доброты и совести заложенный в наши души с рождения? Что мешает его осмысленному становлению? Разобщённость, организованная властью? С чего начинается истинный смысл жизни и где он заканчивается? Начинается с детского ощущения, которое природа изначально закладывает в нас. А заканчивается после нашей отрешённости, наполняющей жизнь драматизмом человеческого своеволия. Упрямством противостояния, с помощью которого рассудок выстраивает своё сознание, искажающее матрицу, эту задумку Творца? И действительно, на что может быть способна русская "буйная головушка" со своей необузданной безрассудностью? Характеристика из фольклора русских сказок. Что это как не национальная особенность, появившаяся в результате несуразности исторического развития?

 Историческая спешка и недостаток исторического времени изменили коренным образом нашу подражательную государственность и того же воспитанного скомканным временем "диковатого" мужика постоянно остающегося в стороне от смысла социально-политического развития. Русское самовластие, очарованно следуя примеру ордынского, создавая искусственную цивилизацию, привносило неестественные изменения в общественный уклад жизни, в самобытное освоение культурного наследия и его дальнейшее развитие. Для современника тех исторических событий это как для меня сегодня слушать музыку. Разве я должен правильно понимать в музыке то, что я переживаю и чувствую при её исполнении? Но хотя бы сегодня мы должны правильно понимать и оценивать автора этой музыки -  пресловутую судьбоносную подражательность.   

Поэтому для нас искушение являлось и является главной причиной преодоления себя, как понимание необходимости, являющейся истиной. Смысл этой необходимости и есть начало всех наших начал. Тем более, что эта подражательность как приобретённое безрассудство мешает процессу самоопределения через качество личности, где преодоление себя должно стать постоянным трудом, который становится смыслом существования. В этом смысле русский человек всегда спорит не с судьбой, а с самим собой. И, если не пытается противоречить воле сошедшего с ума общества, то превращает себя в яркую иллюстрацию порока. Как говорится идёт ва-банк, испытывая неминуемые страдания и неудачи. Подспудные толчки искажённого сознания сводят все его потуги понять и оправдать себя к суете. А, если и пытается проживать жизнь, становясь Человеком, то смысл борьбы, предопределённый разностью потенциалов между добром и злом у него всё равно приобретает сумбурный характер. Ну а если этот искажённый смысл лежит не в глубинах национального самосознания, то остаётся один вопрос, а зачем всё это? Ведь горбатого только могила исправит. Легко задаётся подобным вопросом даже не философ, а только лукавый или наивный политик. Мне же, чтобы  попытаться ответить на него понадобилось много прожить, прочитать, передумать и перечувствовать. Дёрну за верёвочку своё впечатлительное самосознание, оно подскажет.

 Почему прошедшее, напоминающее о себе с точки зрения настоящего времени кажется наивным и подчас неверным? Почему от исторических явлений, если они не приукрашены историками, плакать хочется? Не, потому, что человек в принципе крепок задним умом, а потому, что индивидуальная сущность как вещий дар вступает в противоречие с общей злосчастной волей. Предшествующий опыт нашего развития как наглядная иллюстрация показывает несовместимость трансцендентного с реалиями жизни. Того предпосланного человеку основания для формирования сознания. Мне со своей убеждённостью хочется пристроится к мысли Аристотеля: жизнь, как и «философия должна начинаться с удивления», а заканчиваться прочувствованным и осмысленным убеждением.

  Исторически доказано, что русской душе крайне необходимо, чтобы кто-то позвал её в «даль светлую» – идеологический утопизм или литературный гений – всё равно. Дело в том, что такие постулаты как достоинство и совесть никогда не воспринимаются нами за истинное в рамках человеческого существа, а только как идея преодоления собственной сущности, ради сущности сотворённой Богом вне нашего сознания. Именно поэтому так важно для нас не привычное религиозное воспитание, основанное на церковной культуре, а ощущение и развитие того удивительного созвучия с природой, которое в нас заложено генетически. Настройте церквей хоть на каждом квадратном метре толку от этого не будет никакого. Ведь предпосланная традиция тем и сильна, что даёт возможность развития в рамках своевременного обновления на существующей и проверенной временем первооснове. Не через страх божий, а через самосознательное взаимодействие с природой на основе того единственно верного нравственно-этического уровня ответственности человека. Душа не должна находиться в противостоянии между церковным нравоучением и искушениями цивилизации, так как эти категории искусственные, уводящие от истинного смысла жизни и требующие насилия над собой, которое далеко от осмысленного преодоления себя. И пока не поймём это мы будем далеки от заветной цели всеобщей воспитанности и благоденствия. Врём, воруем, не отличаемся особой культурой и милосердием.

 Сегодня белые снега России, этот традиционный символ чистоты национального самосознания унижен чиновничьим самовластием, заплёван окурками и загажен собачьими экскрементами. О какой культуре можно говорить, удобно усевшись в этой забытой Богом социально-политической пустыне? Нашим «приказным дьякам» необходимо осознать искусственность и порочность созданных ими догматов и, сделав выдох, покаяться перед миром и своим народом. Не надо обижаться (заслужили и надоели) на недоброжелюбный лай из любой европейской подворотни. Надо просто понять (давно пора), что политика, это язык, который может быть понятным только через правду. Через ту историческую разницу между радикальным капиталом и современной воровской экономикой. И еще. Нам пора постараться разрубить пресловутый гордиев узел: они вооружаются потому что нас боятся, а мы милитаризируем из последних сил свою экономику для защиты того государственного порядка, который не подвластен законам общественного развития. И вообще создаётся такое впечатление, что у нас осуществляется контролируемая нестабильность направленного беспорядка, а отсутствие при этом возможности побороть ощущение организованного одиночества, рождаемого отсутствием возможности влиять на ход нашей жизни, приводит к отчаянию.

Проводя нравственную и историческую инвентаризацию сознания необходимо помнить, как беспамятна и неблагодарна отечественная история, антропогенным влиянием на которую в России, всегда обладал фактор, более ярко выражавшийся в думах, чем в былом, настоящем и будущем. Нам как воздух нужна атмосфера, создаваемая временем и культурной традицией, которая органически встроена в живое общение людей. Их смысл, как и смысл бытия, никакой идеологический суррогат заменить не может. А иначе придет день, когда проповедь Христа и чтение стихов слушать будет некому. А ведь истина проста. Она не терпит рафинированности и метафорического смысла. Господь не запрещает человеку оставаться самим собой, освобождая его от бесконечной навязчивости религиозной школы, понимая, что говорить правду себе гораздо сложнее церковной исповеди. Это совершенно иной уровень культуры. Поэтому сегодня даже самый большой чиновник и политический деятель, говорящий «правду» в глаза своему «Королю» всего лишь придворный шут и массовик-затейник.

Нам не придумать, не избавиться
над чем Бог мог бы позабавиться.
Не зря в душе бытует мнение,
что жизни смысл в преодолении.
В греховной радости, скорбя,
преодоление себя.

Что Смысл? Он времени причуда
был в дружбе с Истиной всегда.
Как появилось это чудо
и провалилось в никуда?
В каком пылу подобных уз
мог развалиться их союз?

Сквозь толщу совести покоя
пророс их маленький росток.
Почувствовав себя изгоем
он жизни затаил урок.
Что повсеместно и всегда
предшествует вначале
порочной правды ерунда –
«заступница» печали.
Но жизнь – загадочный мудрец
всё объяснила наконец.

Ты узел правды развяжи
и сразу жизнь свою поймешь.
Там, где цвела густая рожь,
сейчас над пропастью во лжи
канули все смыслы в Лету,
заплутавшей стороны.
Только Кривда по приметам
рыщет в поисках Судьбы.

Верю в судный день иначе как же
c силою греха нам совладать?
Церковь неподкупная на страже,
всех погрязших с том греховном раже
за пятак готова оправдать.

Стараюсь малым дорожить –
душой богат, в кармане бедно.
Роптать, я понимаю, вредно,
но как в себе раба изжить?
Как гордость научить молчать,
что б злом на зло не отвечать?
Как цепь невыносимых бед
мне превратить в парад побед?
Не в силах властвовать судьбой
победе рад я над собой!

Природа наш единственный учитель.
Суров её урок, начертанный Творцом,
когда вдруг примитивный разрушитель
возьмёт и возомнит себя венцом.

Не потому ль так неприятна жизнь,
что свой талант природного уменья
мы как основу жизни и стремленья
несём сквозь совести и чести рубежи.

П.С. Кто-то, прочтя написанное скажет, что прежде чем браться за подобную тему надобно чувствовать степень своей ответственности не только перед читателем, но и перед, не побоюсь этого слова, правдой истории. Согласен. Но моя мысль о том, что прагматично настроенный современник, оказавшийся «силою судьбы» вне времени, не желает вникать в рефлексии литературно-метафизического «бреда». Ему подавай факты, которые его, к сожалению, так же мало в чём убеждают. При отсутствии объективного любопытства, не побуждающего к субъективному восприятию, Истинный Смысл понять невозможно. Никто и ничто не сможет разубедить того самого мужика видеть в своём рабстве особенность некой свободы. Его жизнь без исторической оглядки и заглядывания в будущее и есть та самая необъяснимая воля и судьба превосходящая государственность, к которой он относится с иронией и недоверием.