3. 8 О предметах изображаемых и видимых на небесах

Лариса Болотова
«170. Человек, мыслящий по одному природному свету, не может понять, чтобы на небесах было что-нибудь подобное земному; потому что по природному свету он думал и утвердился в том понятии, что ангелы одни только умы …, подобные легкому дуновению, и что, следовательно, у них нет тех (внешних) чувств, коими одарён человек, ни, следовательно, глаз, а если нет глаз, то нет и видимых для них предметов. Между тем как на деле,  у ангела все те же чувства, как и у человека, и даже несравненно более совершенные, так что и свет, при котором они видят, гораздо ярче света, при котором видит человек».

                Как тогда устроено тело ангелов, если они имеют те же чувства? Они имеют образ человеческий. А могут ли они видеть без света, через внутреннее зрение (мысль)? Интуиция?

«171. Нельзя описать в нескольких словах, в чём состоят предметы, видимые ангелами на небесах; они большей частью подобны тем же, которые и на земле, но только совершеннее по образу и многочисленнее по количеству».

                То есть на небесах есть предметы, которых нет на земле? Если это так, то  какие они из себя?

«О существовании таких предметов на небесах можно заключить из того, что видели пророки, например, из показанного Иезекиилю о новом  храме и новой земле, гл XL – XLVIII; также Даниилу, от гл. VII до XII; Иоанну, от первой и до последней главы Апокалипсиса; и другим, о коих говорится в исторических и пророческих книгах Слова».

                Почему ни каждый человек может это видеть?

«Они видели эти вещи, когда им были отверзнуты небеса, а небеса, так сказать отверзаются, когда отверзнуто внутреннее зрение человека, то есть его духовное зрение; ибо то, что на небесах, не может быть узрено телесными глазами человека, но глазами духа».

                А почему внутреннее зрение закрыто у человека? Кто его может открыть?

«По соизволению Господа они открываются, когда человек отрешается от природного света, в котором он находится по телесным чувствам своим, и когда возносится в свет духовный, в котором он находится по своему духу».

                То есть человеку помогают перенести своё сознание из физического тела в эфирное? Может ли дух смотреть через телесные глаза человека? Является ли взгляд человека проявлением его духа?

                Получается, чтобы человек или ангел видел окружающий его мир, нужен свет: или природный, или духовный? Следовательно, свет через проектор (сознание?) показывает (создаёт?) нам окружающий мир?

«172. Но хотя все предметы, видимые на небесах, большей частью подобны земным, тем не менее, однако, они не подобны им в сущности своей, потому что небесные предметы получают бытие своё от небесного солнца, а земные от земного; первые называются духовными, вторые – природными».

                Иначе говоря, одни состоят из вещества (земные), а вторые из эфира (духовные). Чем вещество, отличается от эфира или астрала. Частотой колебания частиц их составляющих. Простой пример – это вращение пропеллера у самолёта. Когда он не вращается, мы видим его и воспринимаем как вещество. Но стоит ему вращаться с большой скоростью, то мы видим сплошной круг и воспринимаем как что-то эфирное. Не стоит его трогать, когда он вращается, оторвёт руку.

                Каким образом создаётся то, что видят ангелы?

«173. Всё, что есть на небесах, получает бытие своё не таким образом, как то, что на земле. На небесах всё существует от Господа по соответствию с внутренними началами ангелам, ибо у ангелов есть и внутренние и внешние начала. Всё принадлежащее их внутренним началам, относится к любви и вере, следовательно, к воле и разуму, ибо воля и разум преемники любви и веры; внешние же начала их соответствуют внутренним … Это можно пояснить … что ангелы наслаждаются теплом и по качеству любви своей, а светом – по качеству мудрости … Точно так и относительно всего прочего, подлежащего внешним чувствам ангельским».

                То есть окружающий ангелов мир для каждого из них будет разный, и это будет зависеть от внутреннего начала ангела, от любви и веры, от воли и разума.

«174. Когда мне (Свёденборгу) случалось быть в обществе ангелов, я видел всё, что есть на небесах, совершенно так же, как и то, что на земле; и до того осязательно, что я был вполне убеждён, что нахожусь на земле, и притом в каком-нибудь царском дворце; и я говорил с ангелами обо всём виденном мною совершено так, как человек с человеком».

                Как такое может быть? Может, если перенести своё сознание из физического тела в своё эфирное тело.

175. Все предметы на небесах, соответствующие чему-либо внутреннему, вместе  с тем изображают это понятие, вследствие чего они и называются изображениями (или прообразами …); а так как они изменяются, смотря по изменению внутреннего состояния в ангелах, то изображения эти также называются видимостями …, хотя, в сущности, всё, видимое ангелами на небесах и постигаемое внешними чувствами их, видится и постигается ими точно так же живо, как и всё, видимое человеком на земле, и даже гораздо яснее, отчётливее и осязательнее. Такого  рода  видимость на небесах называется действительной, настоящей…, потому что она действительно существует; есть также видимость ненастоящая, недействительная: к ней относятся предметы, которые, хотя и видимы для глаз, но не соответствуют чему-либо внутреннему.

                То есть ангел способен изменять окружающие его предметы в соответствии с внутренним своим состоянием?      

«176. … перед ангелами разума являются сады и вертограды, полные всякого рода деревьев и цветов. Деревья расположены в прекрасном порядке, образуют крытые аллеи и беседки с украшенными входами и гульбищами вокруг; всё такой красоты, что этого невозможно описать. Ангелы разума гуляют тут, собирают цветы и плетут венки, которыми украшают детей; в этих садах есть даже породы таких цветов и деревьев, которых никто не видел (и не мог видеть) на земле нашей. Деревья там приносят плоды, смотря по благу любви, в которой пребывают ангелы разума, и все эти предметы представляются им потому, что сады, вертограды, плодовые деревья и цветы соответствуют разумению и мудрости».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  83).