Вот это искушение!

Монах Илия Каунников
— Ох, брат Геронтий, такое искушение было сегодня!

— Никак в женской бане оказался ты, друг мой? — мне в ответ добродушно рассмеялся инок.

— Ещё хуже! Я видел священника, который шёл по улице, а в наушниках у него играла рок-музыка!

— Вот это искушение! А ты что ж, специально послушать просил?

— Так слышно ж всё через эти наушники, да и священник мимо шёл.

— Ага. Шёл священник мимо и слушал музыку, — задумчиво проговорил брат Геронтий.
— А дальше что было?

— Прошёл, улыбнулся, и дальше пошёл.

— И даже ничего плохого не сказал?

— Ничего.

— Может быть, говорил он бранные слова? Или с размаху кого-то ударил? А, может быть, нетрезвый шёл?

— Нет-нет, ничего такого он не делал!

— Значит, друг мой, обвиняешь ты священника в том, что он шёл и улыбался и радовался жизни. А знаешь ли ты, что одним из смертных грехов является именно уныние? Но твой подсудимый шёл и улыбался.

— Мой подсудимый?

— Конечно, подсудимый. Ты ведь, словно строгий судия, с высоты своего правосудия, мимолётно завидев, осудил его. А меж тем сам Господь говорит нам: «Не судите и не будете судимы!»

В этот день мы с братом Геронтием работали в весеннем саду и, по обычаю, вели душеспасительные беседы. Для этого, собственно говоря, я всегда и приходил к этому удивительному черноризцу: почерпнуть немного мудрости, вдохновиться на новые труды, растолковать непонятное и осознать собственную глупость и ошибки.

— А знаешь что, «судия вселенной», — с иронией обратился ко мне инок, — давай-ка на сегодня окончим наш труд. Вишня уже обрезана, яблоня тоже получила своё. Пойдём чай пить. У меня есть вкуснейший лукум от брата Онисима. Ты ведь сам знаешь: дети, мухи и монахи любят сладкое.

Мы прошли в кухоньку брата Геронтия. И пока грелся чайник, а я расставлял нехитрый набор посуды, черноризец принёс из своей библиотеки большую толстую книгу в чёрной обложке с золотыми буквами.

— Что за фолиант у тебя в руках, брат Геронтий?

— Это очень важная книга, для тех, кто не знает, о чём говорит. И называется она «Словарь»!

— «Словарь»? — удивился я. — Ну по-русски я-то точно понимаю. Не три класса окончил. И двоечником не был. Обижаешь, брат Геронтий!

Инок открыл книгу и начал читать: «Искушение — испытание, в котором раскрываются истинные свойства души человека: хорошие или плохие». Затем, отложив книгу в сторону, спросил: «Как думаешь, какую сторону своей души ты открыл в этом искушении?» И снова, открыв книгу, продолжил: «Наказание — наставление, поучение».

— Разве наказание является поучением? — удивлённо переспросил я.

— Более того, оно последует за нашим неумением выдерживать искушения духовной жизни. Бог, наш мудрый Отец, учит нас постоянно, только мы не осознаём этого, а то и хуже — не желаем осознавать. Порой эти наказания проходят с радостью для нас, а порой приносят огорчения. Но ты, мой друг, знай: Бог нас любит. Молись, постись, дари добро другим, улыбайся чаще и, если вдруг накатит уныние, включи и послушай любимую музыку.

Новый Оскол, 19 марта 2023 г.