Брат Геронтий и давление

Монах Илия Каунников
В один из пасмурных дней Великого поста я решил порадовать своего друга монаха Геронтия вкусным подарком: купил несколько бутылок сока, разных фруктов и зелени и в бодром настроении духа направился прямиком к его маленькому «скиту». Войдя в дверь я от неожиданности чуть не выронил из рук гостинцы. Перед моим взором предстала очаровательная зеленоглазая блондинка лет двадцати пяти, хлопотавшая на небольшой кухне. Жилище брата Геронтия наполняли запахи домашних блюд, перемежаясь с тонким ароматом цветочных духов.

Я простоял в растерянности, как мне казалось, целую вечность и, наконец, произнёс: «А где брат Геронтий?»

Зеленоглазая красавица, улыбаясь, ответила: «Проходите, ставьте всё сюда. Дядь Гена немного приболел — давление у него. Хотите чаю? Вам с мёдом, лимоном или земляничным вареньем? Я и борща сейчас наварю. Дядь Гена любит мой борщ с пампушками. Кстати, меня зовут Лида».

— Очень приятно, Ш-шурик, — пробормотал я и прошёл в келью к иноку.

— Ну здравствуй, дядь Гена, — произнёс я. — А ты и не говорил, что у тебя есть такая красавица-племянница.

— А ты и не спрашивал меня. Она всегда неожиданно приезжает. Как ни заболею — и она тут как тут. Как будто какой небесный телеграф сообщает ей об этом.

— Как ни приеду, так он болеет, — заслышав наш разговор, произнесла Лида. — Шурик, так Вам чай с чем? Вы так и не сказали. Да и какой-то красный Вы на лицо. Неужто тоже давление?

— Какое уж давление у него? Молод он болеть. Кстати, я его Доктором Ватсоном в шутку называю. Писатель он. И чай из трав любит, — начал свой рассказ обо мне Геронтий, — и вообще любознательный. А красный… Такую красавицу увидел — вот и покраснел. Эх, молодость…

— Брат Геронтий, ты чего это? Пост на дворе, а ты…

— А что я? Приболел я вот, видишь? Болезнями учит нас Господь. Чтоб учились терпеть, учились сочувствовать другим, умели принимать помощь от других и стремились сами оказывать её. Чтоб подвигами не гордились, чтоб не зазнавались — для всего того и даёт нам Бог болезни. А кого-то через беду так и вовсе Господь зовёт к себе. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное», — говорит нам книга Деяний апостольских. И ещё говорит нам апостол Павел в своих посланиях: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё Бога благодарите».

— Так что же, получается и за болезнь надо Бога благодарить?

— За болезнь и за здоровье — за всё. Всё нам милосердный Бог посылает как уроки жизни. И никому не даёт свыше его сил. Вот и меня, грешника, утешает в болезни: и ты и Лида — оба навестить прибыли, оба печётесь обо мне. Любит меня Господь, сам и не знаю за что.

— Что ж и лечиться тогда не надо? — спросила Лида. — Давай-ка сюда руку, подвижничек наш дорогой, измерим тебе давление.

Брат Геронтий послушно подчинился.

— Сам Господь освятил врачебное ремесло, — сказала Лида, — когда ходил по родной земле и исцелял всех страждущих и немощных. Да и святых врачей от древних времён и до нынешнего века вон сколько: и великомученик Пантелеимон, и Крымский святитель Лука, и бессребреники Косьма и Дамиан, и ещё многие. А это значит что?

— Что? — в один голос переспросили мы с братом Геронтием.

— Что и здоровье, и болезнь — оба дары Божьи. Но даются разным людям и с разной целью. А с давлением у тебя, дядь Ген, всё отлично. Симулируешь ты, точно-точно! Пойдёмте, мужчины борщ есть!

И пока мы с явным удовольствием уплетали за обе щёки наивкуснейший в мире борщ, нахваливая Лиду, она, незаметно от своего дяди, на мгновенье одарила меня своей лучезарной улыбкой.

Новый Оскол, 2 марта 2023 г.