Школьная ёлка

Татьяна Квашнина-Незавитина
Такого сильного мороза в Северном Казахстане в январе 1963 года никто не ожидал.В Минус сорок два градуса (-42). Две недели не прекращались метели. Гусеничные бульдозеры не успевали расчищать дороги. Сугробы наметены выше заборов. Можно сверху пройти через любую изгородь.
             Почти все зимние каникулы третьего класса я просидела дома. Но сегодня в Явленской восьмилетней школе - праздник.  Закутанная шалью поверх пальто, я иду на школьную ёлку вместе с отцом. Пронизывающий степной ветер сбивает с ног, задерживая продвижение по глубокому снегу. На улице уже темнеет. Прохожих нет. Свет из окон не освещает дорогу, потому что у всех закрыты ставни. Кажется будто мы одни, несмотря ни на что, идём сквозь зиму на долгожданную встречу с Дедом Морозом.
 Снежный иней облепил ресницы. Руки в двух варежках замёрзли невыносимо. Щиплет от мороза щёки. Лоб и брови не выдерживают ломоты от ледяного ветра. Натягиваю шаль до самых глаз, закрываю подбородок и щёки. Переживаю: «Придёт ли кто-нибудь на ёлку? Многие ребята живут дальше, чем я».
              У отца побелели щёки. Он растирает их варежкой. Наконец-то «добежали» до школы. На снегу много детских следов. «Пришли ребятишки!» - радуюсь я. Отец обметает мне валенки от снега, а я держу новогодний костюм. Мы поднимаемся на высокое крыльцо старинного деревянного дома. Когда-то давно здесь жил помещик Лунёв и, поэтому нашу школу по старинке называют Лунёвской.
 Моя варежка приклеивается к дверной скобе, потому что я дышала сквозь неё на замёрзшие пальцы. Я отрываю её от ручки. Разноцветные ворсинки остаются на снежной наледи ручки.
              Клубы холодного воздуха вместе с нами врываются в большой коридор, где стоит украшенная самодельными гирляндами ёлка. Вообще-то, это не ёлка, а сосна. Настоящие ели у нас, в Северном Казахстане, не растут. Они вымерзают от сильных морозов. В лесхозе леснику удалось вырастить одну ель выше дома. Мы ездили на неё любоваться. Но и сосну к нам тоже привозят издалека. 
В помещении жарко натопили печи, чтобы дети могли переодеться в праздничные костюмы. Странно видеть после такого мороза «порхающих бабочек» и «снежинок» в лёгких платьицах.
               На уроках труда и рисования мы готовили праздничную выставку. Наша учительница Светлана Георгиевна Морозова поручила мне сделать рисунок на тему  песни «Шёл медведь к своей берлоге по просёлочной дороге». Медведь у меня долго не получался, и я переключилась на дятла и белочку,которые наблюдали за происходящими в лесу событиями. Ребята обступили меня, давая советы. Мальчишки, наступали девчонкам на валенки, изображая медведя, который нечаянно наступил лисе на хвост. Лиса шла через мост впереди медведя. Лучше всех изобразить медведя получилось у Васи Новичкова. Он по-медвежьи нагнул голову, будто извинялся перед лисой, совершив оплошность. Катя, стоявшая впереди него, ахнула, оглянулась и всплеснула руками, изображая рыжую плутовку. Мы инсценировали песню. Все рассмеялись, а у меня получился забавный рисунок. Боясь посадить кляксу чернилами, я взяла новое перо и старательно подписала над рисунком самые смешные строчки.
Шёл медведь к своей берлоге
По просёлочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
              Я любила рисовать. На новогоднюю выставку попало сразу несколько моих работ. Я сохранить их на память об этом весёлом празднике. Этим рисункам -   60 лет.
           После репетиции девочки вырезали снежинки, обмакивали их в воду и клеили на окна. Снежинки сразу примерзали и не отклеивались. Весь месяц на уроках труда все классы мастерили к празднику ёлочные игрушки и разноцветные цепочки. 
С пионервожатой мы разучивали «Танец Гороха». В танце участвовали не только девочки, но и мальчики. Со мной в паре танцевал Лёня Шаповалов. Наши мальчики проявили смелость, согласившись участвовать в праздничном концерте. Репетиция затянулась надолго, потому что время уходило на смешные курьёзы и налаживание дисциплины. И вот мы выступаем возле ёлки… 
  Мой рост не вписывался в панораму танцующих школьниц. Девочки-горошины
«катались» по сцене. Я больше походила на гороховый стручок, чем на саму горошину, и «торчала» среди них, как неведомый огородный «фрукт». Я пригибалась и присаживалась, но танцевать от этого было ещё труднее. Мой рост казался мне не достоинством, а недостатком. Но этого никто не замечал. Зрители бурно аплодировали. Родители радовались празднику больше, чем дети. Среди них улыбался и мой отец. Он утешал меня после танца, ласково называя «длиннолапкой» и «тростиночкой - соломиночкой». Я сияла от его любви и забывала о своих переживаниях.
                Звучала музыка. Кружились хороводы. Ребята подходили к ёлке и отыскивали на ней игрушки, сделанные своими руками. Бумажные фонарики и цепочки перемежались с редкими стеклянными шарами. Картонные звери, покрашенные серебряной краской, вертелись от холодного воздуха входной двери. Под ёлкой стояли Дед Мороз и Снегурочка, сделанные из ваты и марли. До праздника фигурки хранились в кабинете директора, там же, где горн и барабан, в стеклянном шкафу. Трогать их запрещалось. Игрушки были старыми, потёртыми, но нам казалось, что нет на свете ничего красивее этих фигурок. 
                Одноклассница Лида Миллер помогает мне переодеться в новогодний костюм. К вечеру мы готовились вместе. Голубые марлевые платья, сшитые мамой Лиды были покрашены синькой в голубой цвет. Платья украшены бумажными южными плодами. У меня – корона из виноградной лозы. По платью нашиты гроздья винограда. У Лиды  - головной убор и подол в оранжевых абрикосах. Костюмы делали по ночам. Приходилось закрываться в маленькой комнатке от младшего брата Вовы, который тоже хотел «красить», тыкая пальцами в краски. Лишних кисточек для него у нас не было.
  Наконец-то, мы  Лидой входим в зал. Все глаза на нас! Гудение со всех сторон! Мы – не снежинки и не Снегурочки. Мы - жаркое лето среди суровой зимы. Жюри присудило за костюмы два первых места. Дед Мороз вручает нам большие коробки с игрой «Кто впереди?»
              Дома я приглашу для игры маленького брата и скажу, что Дед Мороз дал ему подарок за то, что он нам не мешал! Это моё воспитание.
Тут же, на вечере, мы с Лидой распаковали коробки с играми. Развернули картонное поле. Игра нас восхитила. На лесной поляне - нарядная ёлка. К ней спешат лесные звери. Кто прибежит первым: медведь, волк и лисица, заяц, белка и енот, кабан, олень и лось, ёжик или бобер? Хотелось немедленно начать игру. Мы уже распаковали кубики и фишки. Но нас позвали на концерт. Дед Мороз раздавал за выступление подарки.
Я прочла наизусть стихотворение, выученное  из журнала «Огонёк» за 1959 год.   
Приходил к нам Дед Мороз,
Он сосульками оброс.
В шапке мохнатой,
Седой, бородатый,
 Ростом невысокий,
Крепкий, краснощёкий.
Мы сидели с ним под ёлкой.
Разговор был очень долгий.
Говорили об ученье,
Об отметках поведенья.
Хочет дед, чтоб ученик
С малых лет к труду привык,
Хочет, чтоб прилежным рос, -
Вот какой наш Дед Мороз!

            Новогодние кульки, приготовленные для нас, выглядывали из большого картонного ящика. Зелёная ёлка, напечатанная на сером бумажном пакете с подарками, казалась нам чудесным украшением.
            Мы очень ждали фруктов. Гладили в мечтах шершавую шкурку оранжевого апельсинового шара и съедали мысленно все до единого зёрнышка от яблок. Большие яблоки к нам привозили только в январе. В их ароматном запахе для многих и заключался Новый год. От прижатого к груди кулька пахло апельсином. Но яблок там не было…
 Все шептались и переглядывались, ожидая обещанных яблок. Вошёл весёлый директор с ящиком предполагаемых яблок, поднял крышку. И вдруг... лицо его изменилось от каких-то, неведомых нам, переживаний. Мы вытягивали шеи, но увидеть ничего не смогли. Ящик быстро унесли. Через несколько минут в зал опять вошёл Яков Иосифович Кобелянский с подносом. На нём лежали оттаявшие бесформенные яблоки бурого цвета. Мы понимали, что ехать за яблоками в такой мороз за сто километров  было подвигом нашего учителя. Он очень хотел нас обрадовать. Дорогой, любимейший наш руководитель останавливался перед каждым ребёнком и умолял взять по «яблоку». Своему директору мы отказать не могли. Протягивали руки к подносу, брали «подарок» и, смущённые, съедали его тут же, чтобы не обидеть директора.
           Мне не запомнился вкус перемороженных яблок, но запомнилась самая счастливая новогодняя ёлка, на которой были эти необыкновенные яблоки детства.