Ярость

Галина Ларина
Всё есть энергия.

Возможно после первой фразы 99% заглянувших сюда тут же и выйдут, это правильно. Потому что в процессе общения есть две стороны: тот кто говорит и тот кто слушает. Замок и ключ, которые должны подойти друг другу, чтобы контакт состоялся, чтобы сказанное было услышано.

Итак, ЯРОСТЬ. Самая сильная и практически неуправляемая энергия. Есть другие сильные энергии.

Энергия жизни. Её местонахождение в нижней чакре - чуть ниже туловища между ногами. На бытовом уровне она ощущается как прыгучесть, лёгкость походки, немотивированная радость. Вряд ли кому-то придёт в голову бороться с этой энергией, она абсолютно полезна.

Сексуальная энергия. Её местонахождение во второй чакре чуть ниже пупка. Она проявляется в сексуальном желании, которое также может быть настолько сильным, так что у людей с низкой социальной ответственностью это может привести к преступлению, насилию над другим человеком. Нормальные люди решают эту проблему путём заключения брака. Если сексуальной энергии недостаточно, есть способы (практики), как эту энергию увеличить. Есть и обратная практика - как приуменьшить её избыток - не путём разрушения, а путём преобразования в более полезные виды активности.

Энергия солнечного сплетения, там же и находится (тройной обогреватель) - обеспечивает функционирование организма в целом, его внутренних органов и систем. Вряд ли кто-то будет спорить, что это полезный вид энергии, следует заботиться о её поддержании на высоком уровне (ЗОЖ).

Энергия любви, расположена в сердечной чакре. Ощущается как притягательное отношение ко всему вокруг: природе, растениям и животным, другим людям независимо от пола и возраста. Это желание помочь, сострадание, тяга к общению. Вокруг этой энергии также строятся старания многих религиозный течений, например, православия, где Бог есть все и Бог есть любовь. Она не может быть избыточной, но при её недостатке есть способы (практики) её увеличения.

Энергия творческая находится на уровне горловой чакры. Естественно, напрямую связана а голосом, с его качеством. Слабый, дребезжащий стариковский голос - признак нехватки этой энергии, а зычный голос свидетельствует о её достатке. Множество практик направлено на увеличении этой энергии (то же пение мантр).

Энергия головной чакры находится на уровне шишковидной железы с проекцией в точку "третьего глаза" - между бровей. Её достаточное развитие проявляется в появлении у людей так называемых сверх-способностей, в частности, развитой интуиции.

Последняя седьмая чакра находится вне тела над макушкой головы и является вместилищем самой могущественной энергии, соизмеримой с энергией Творца. Она есть у всякого живого человека, но у обычного - в минимальной степени, лишь для поддержания жизни. А у духовно развитых личностей настолько велика, что позволяет им совершать чудеса.

И вот, перечислив все основные вместилища энергий разного типа (от грубых нижних до тонких высоких) зададимся вопросом: а где находится самая сильная и самая разрушительная - энергия ярости? Мы нигде не найдём для неё пристанища, поскольку ярость - не нормальное состояние организма, а всегда временное и экстраординарное. У неё нет своего дома.

Когда она возникает от внешних или внутренних раздражающих причин, она начинает бесконтрольно метаться, приводя в действие двигательные, эмоциональные, ментальные проявления. Человек как бы становится сумасшедшим. Если пытаться её скрыть внутри себя, это может привести к разрушению внутренних органов, тому же инсульту, например. Если выпустить её наружу - разрушается что-то вокруг - звенит расколотая посуда и стёкла, летят разбитые в щепы табуретки, расстраиваются отношения из-за обидных слов... Хорошо, если не дойдёт до поножовщины и смертей.

Ну и что с этим делать? Первое, что советуют на каждом углу - это не быть плохим, а быть хорошим. Но это не работает. Советуют не злиться - но люди всё равно злятся со всеми вытекающими последствиями. Если обратиться к мудрости великих учений - мы найдём там массу практик по работе с энергиями разных типов, которыми обладает человек. Но нигде мы не найдём трактата, призванного обуздать энергию ярости. Обуздать - значит, контролируемо направить её в нужное русло.

А теперь напомним первую фразу: всё есть энергия. Энергия это волна со своими характеристиками: амплитуда, то есть сила, размах - и частота, то есть показатель грубости или тонкости энергии. С этой точки зрения энергию ярости можно охарактеризовать как самую мощную и самую грубую из энергий, характерных для человека. С точки зрения классификации существ всех миров эта энергия скорее характерна для асуров - агрессивных, вечно недовольных, вечно алчущих, завистливых воинов, не знающих любви. А поскольку в человеке намешано всего - и от богов, и от асуров - то кратковременное проявление этой энергии в человеке вполне объяснимо, хотя для неё нет постоянного вместилища в энерго-структуре человека.

С теоретической частью мы разобрались, перейдём к практической. Самая прямая практика работы с энергиями - это пранаяма, работа с дыханием. Есть способы накопления энергии в чакрах, начиная с нижних. Та же кумбхака, например - начальный этап как фундамент к освоению работы с более тонкими энергиями. Есть практики преобразования грубых энергий в более тонкие (более могущественные с точки зрения созидательных способностей). Это пение мантр, молитв. Это практика Туммо и Карма мудра в буддизме или Кундалини йога в индуизме.

То есть во всех случаях речь идёт о накоплении низкочастотной энергии вплоть до её избытка, а затем преобразование этого избытка в энергию с более высокочастотными характеристиками и размещение её в чакрах более высокого уровня. Можно ли сразу начать работать на уровне высоких чакр? Нет, это считается опасным. Например, если человек со слабой жизненной силой и отсутствием сексуальной энергии попытается что-то перекачивать наверх, то лишится и последнего, что удерживает его в живом состоянии.

Есть и другая опасность: если адепт не имеет опыта контроля и управления в области своих низких энергий, а сразу внедряется в сферу высоких - это прямая дорога к сумасшествию, что часто и случается с сильно ретивыми йогами. Например, они пробуждают у себя кундалини-энергию, та начинает блуждать неконтролируемо по всему телу, а человек превращается в дёрганого - вертит головой, машет руками и ногами, извивается, производит всякие звуки - ведёт себя как бесноватый. И так вплоть до того, как кундалини растратит свою энергию, уляжется "на дно" и оставит совершенно обессиленного человека в покое.

Теперь о ярости. Это просто энергия - самая низкочастотная, сильная и неуправляемая. Но так же как и с прочими видами энергии с ней можно работать. Ни в коем случае не подавляя её - это будет вред для организма, разрушение себя изнутри. И хотя в Учениях прямо не описаны практики работы с яростью, мы можем применить какие-то из них с достаточной осторожностью. Можно из разных учений набрать подходящие практики, немного видоизменив их. В каком-то смысле ярость для практикующих - это кусочек сыра, который свалился прямо с небес - целоё ведро энергии - бери не хочу.

Но работа с яростью имеет свои особенности. Как уже говорилось, у неё нет своего местонахождения, она мечется повсюду, в том числе, в опасной зоне - в голове. На физическом уровне это проявляется в том, что резко повышается давление. А в это - прямое противопоказание для выполнения многих пранаям.

Итак, мои рекомендации: на первом этапе тренировать необходимые пранаямы в своём обычном спокойном состоянии - чисто для разучивания, для доведения до автоматизма. Многократное частое повторение изо дня в день малыми дозами, по одному подходу постепенно научит вас ощущать внутренние потоки, которые при этом начинают происходить. Это приятно.

Практика накопления тут не понадобится (ярость - это уже тонна энергии), а вот практика трансмутации (преобразование грубой энергии в более тонкую) - в самый раз. Например, Уддияна бандха. Её описание легко можно найти на просторах интернета, она может выполняться в позах сидя и стоя, в разных вариациях. Но наиболее удачное описание с объяснением внутренних процессов мне встретилось в книге Питера Келдера "Око Возрождения" - это шестое ритуальное действие, предназначенное для преобразования сексуальной энергии в более тонкую. Причём, это книга не в первых редакциях, а в последних, где присутствует ранее не опубликованная дополнительная глава (например, она есть в аудиокниге).

Многих в этой книге может отпугнуть предостережение автора - что это шестое ритуальное действие предназначено только для аскетов, кто отказался от семейной жизни. Но тут у меня два возражения. Во-первых, книга Келдера адресована в первую очередь старикам, кто хочет вернуть себе силы. Они уже успели достаточно насладиться, у них другие приоритеты - жизнь, а не интимные отношения. У них совершенно другой энергетический потенциал - на самом донышке, который конечно не следует тратить на что-то ещё кроме практик. Кроме того, в книге указано, что шестое ритуальное действие следует делать только в том случае, если ощущается сильное сексуальное желание (то есть избыток энергии, который может быть преобразован).

Во-вторых, в нашем случае это не важно, у нас на входе энергия более мощная - ярость, с которой мы и собираемся работать. Мы используем только технику Уддияна бандха, но применяем её к другому виду энергии. Вот кратенькое описание этой техники в самой непритязательной позе: стоя, чуть присогнув колени, руки упёрты в бёдра, подбородок опущен на грудь. Именно эту позу Келдер подаёт как наиболее подходящую для условий социума. Овладев ею, можно легко совершать пранаяму даже в распрямлённом виде, не привлекая внимания окружающих.

Процесс состоит в том, чтобы сделать полный вдох, затем максимально полный выдох, так чтобы в области над диафрагмой создался вакуум. За счёт этого вакуума втянуть живот так, чтобы его передняя стенка прилипла к позвоночнику. Задержать дыхание на выдохе на несколько секунд, затем спокойно вдохнуть и распрямиться. После нескольких успокаивающих дыханий, можно повторить пранаяму - и так несколько раз, до полного  исчезновения эмоции (у Келдера это влечение, у нас - ярость).

У этой пранаямы есть свои особенности. Втягивать живот следует не за счёт напряжения мышц пресса, а наоборот при их максимально возможном расслаблении, именно за счей эффекта вакуума в области над диафрагмой. Поначалу это кажется невозможным. Однако, когда начинает получаться, мы испытываем от этого искреннее удовольствие.

Кстати, есть похожая пранаяма под названием "Огненное дыхание". Оно отличается тем, что на задержке дыхания мы несколько раз попеременно втягиваем живот, а затем отпускаем, совершая как бы ударные движения для массажа внутренних органов. Это другое, не надо путать.

Есть ещё похожая практика для тренировки пресса. Мы после выдоха прижимаем переднюю стенку живота к позвоночнику мышечным усилием и удерживаем так сколько можем, при этом можно дышать верхним дыханием, не опуская диафрагму. Это упражнение удобно проделывать лёжа на спине с присогнутыми коленями, так как при таком положении внутренние органы распределяются по брюшной полости и не мешают мышцам пресса. Такое упражнение приводит к образованию тех самых мышечных "кубиков" на животе, с которыми потом можно покрасоваться на пляже. Эти "кубики" прорисовываются даже сквозь жировые отложения. Но это другое, к трансмутации энергии отношения не имеет.

Тут надо понять сам принцип: любые напряжения в мышцах, перегибы сухожилий и фасций - это препятствия для прохождения энергии. Энергия проходит там, где нет напряжений. Поэтому в практике Уддияна бандхи так важны предварительные тренировки с отслеживанием внутренних ощущений, когда вы реально держите живот втянутым за счёт вакуума, а не напряжений. При этом под рёбрами образуется видимая втянутая полость, в неё даже помещается кулак.

Пранаяма сопровождается двумя мышечными замками: в основании позвоночника мы зажимаем анус (просто втягиваем его) - это препятствует выходу энергии вниз; подбородок прижимаем к груди, это создаёт верхний замок, препятствуя выбросу энергии вверх, в головные чакры, что является опасным.

И последняя рекомендация. После того, как мы освоили пранаяму в спокойном состоянии, можно попробовать исполнять её при некоторых признаках озлобленности, на подступах, так сказать. Поскольку наша пранаяма призвана перекачивать энергию снизу вверх (с головными энергиями она не работает, а ярость бьёт в голову), то  наша задача на первом этапе - опустить энергию ярости вниз. Здесь, думаю, очень подошла бы подготовительная практика, с которой я познакомилась на семинаре Игоря Вагина.

Это практика успокоительного дыхания. Надо мысленно представить перед собой лёгкий шарик для пинг-понга. При вдохе мы наблюдаем мысленным взором, как он поднимается вверх, а при выдохе опускается вниз. Несколько таких максимально замедленных дыханий - и вы начинаете контролировать ситуацию. Бешеные всполохи эмоций уходят из головы в более низкие позиции. После чего мы становимся более адекватными и можем начинать пранаяму.

Не обещаю, что это легко. Скорее даже до того трудно, что мало кто сможет этим воспользоваться. А вообще для кого я это пишу? Если ваша задача - просто научиться подавлять свою ярость, дабы не навредить себе и окружающим, не разгромить свой дом, никого не порезать... тогда лучше иметь под рукой какие-нибудь таблетки, которые очень быстро помогут из разъярённого быка превратить вас в ласкового кролика.

Нет, я пишу не для них. А для тех счастливцев, на кого порой сваливается мешок энергии и у кого порой проскальзывала мысль: вот эту бы энергию, да в мирных целях. Не столько в мирных, скажу я вам, сколько в созидательных. Поскольку накачивание энергии в чакры высших уровней обязательно проявляется в виде творческих возможностей. Это таланты, которые будто спали, а теперь лезут из всех щелей. Это ясный ум, способность активно действовать, находить правильные решения, которые обеспечивают успех во многих начинаниях. И даже сверх-способности, которые не есть сами по себе - это тоже энергия. Это тонкая энергия высоких вибраций с достаточно сильной амплитудой - их можно взрастить в себе, трансмутируя свою грубую мощную разрушительную энергию ярости.