Жизнь живой и неживой природы

Татьяна Немшанова
Вот и весна!..

Повсюду появились привычные и обычные сосульки – прозрачные, длинные и короткие, прямые и изогнутые, похожие на копья и странных причудливых форм, не имеющих названия. Они рождаются, растут; отрываясь, падают и со звоном разбиваются; капают; тая, - исчезают.

Всё - привычно для взрослого человека, но не для ребёнка – любознательного, открывающего мир, давно открытый для нас взрослых, или?.. – лишь кажется, что знакомый и изведанный! Но кто из нас в привычной суетности бытия обращает внимание на столь обыденное явление - жизнь обычных ледяных сосулек?!..
Холодную хрустящую ледышку в детские годы непременно попробовал каждый. И мамины запреты не явились в этом преградой: вкусные, хрустальные, звенящие, загадочные, завораживающе красивые!.. - И больное горло тут не причём! Хотя, вряд ли оно заболит от осторожно откусанного крохотного ледяного кусочка! О том, как рождаются ледяные сосульки, не ведают, пожалуй, лишь груднички, да жители южных стран:

- Привычно тает снег. Капли капают с отогретых весенними лучами крыш; стекая, застывают на тянущейся к земле сосульке. И вот! - гирлянды искристого хрусталя рядами свисают с карнизов, достигая порою поверхности не успевших растаять сугробов. Волнистая натёчная поверхность сверкает в лучах яркого весеннего солнца. Книзу… – сужение с бриллиантом – с капелькой! Днём поверхность - влажная, а ночью - леденит руки.Но только ли из воды рождаются сосульки?!..

Если, кому-то доводилось спускаться в подземное царство незнающих солнечного света пещер - многокилометровых подземных лабиринтов, таинственных гротов, неохватных взорам залов – вот где истинное торжество сосулек!.. И не только ледяных, но и каменных! – кальцитовых! И даже - глиняных! Правда, о глиняных пещерных натёках редко кто слышал, а ещё реже – видел.…Извечно тёмные известняковые подземелья разукрашены замысловатыми натёками, колоннами сталактитов и сталагмитов.

Сталактит – это всё та же сосулька, только каменная. Растёт она подобно своей ледяной родственнице сверху вниз. Только свисает не с крыш зданий, а с каменных известняковых, реже – гипсовых сводов. И растёт не день, не месяц, а годы, века, тысячелетия.

Сталагмит в отличие от сталактита «растёт» снизу вверх, – из капель, что тысячелетия срываются с кончика сталактита на пол каменного зала.
Жить каменные натёки могут бесконечно долго – тысячи лет, потому, что не тают и прочны как любой камень. Но только… - столь же хрупки, легко разбиваются, время от времени падая с многометровых сводов земных подземелий. - Откуда же они под землёй?

Многим известно, что грунтовая вода благополучно просачивается глубоко под землю по многочисленным трещинкам даже в некогда крепком камне. Известняк – это не снег. Он не тает. Но карбонатсодержащая горная порода способна медленно растворяться обычной водой. Вода, проникая по неприметным ходам, расширяет их, устремляется вглубь земных недр; год за годом растворяет камень, насыщаясь солями карбонатного вещества. Капая с потолков подземных галерей, она точно так, как обычная талая вода «кристаллизуется» – но не застывает, а осаждает кальцит или арагонит, или даже глину! по краю центрального канала; наращивая каменные слои сталактита и в ширину (по окружности) и в длину.

Кальцитовые сосульки могут достигать несколько метров, как в длину, так и в диаметре, формируя красивые зональные узоры из радиально расположенных кристаллов карбоната кальция. Концентрические слойки имеют разную толщину и цвет. В этом они схожи не только с ледышками, но и с годовыми кольцами роста любого дерева. Тоненькие – это «зима», более широкие – это период дождей и снеготаяния, когда увеличивается приток воды в подземные полости.

Кольца на каменном сталактите – это те же годовые зоны роста, только неживого - каменного образования. Зимой они «застыли»: прекратился рост у живого существа - дерева и у каменного не живого объекта природы - сталактита. Чем теплее лето – тем шире кольцо. Чем больше солнца - тем шире годовые кольца, как дерева, так и камня!

Влияние сезонных климатических условий на рост сосульки, что каменной, что ледяной аналогичны: каменные и ледяные натёчные образования толще там, где условия роста благоприятнее. Только аналогична зависимость размера колец роста и у живого дерева! Словно мир живого и не живого создан по единому, кем-то задуманному проекту. Словно, кем-то свыше проводился эксперимент: первоначально на неживых объектах, потом на растительном мире. Но не только!..

Когда пересматривала слайды в своём фотоальбоме, то обнаружила, что химический состав и структура ростра мезозойского ископаемого – головоногого моллюска белемнита имеют много общего со строением обычного кальцитового сталактита: фактически идентичны! И сталактит и внутренний «скелет» ископаемого моллюска образованы одним и тем же карбонатом кальция - внешне идентичным кальцитом, арагонитом. Схожи в чём-то даже внешние очертания: копьевидная форма и ростра животного и натёчной сосульки – сталактита!
Идентичен и принцип радиально-лучистого построения структуры карбонатного агрегата: расхождение микроскопических игольчатых кристаллов из центра роста, концентрическая зональность нарастания как живого, так и не живого объекта. Если рассматривать кусочек того и другого, не зная о происхождении и месте находки, то не отличишь даже под микроскопом сталактит от внутреннего скелета моллюска – белемнита! Так, будучи студенткой горного института, работая над курсовой, изучала шлифы – срезы сталактита с пещеры Пермского края под микроскопом, - поразило сходство среза сталактита с поперечным срезом дерева. Разница состояла лишь в том, что каменное образование состоит из карбоната кальция, а дерево – из органических соединений того же углерода и кислорода. Однако, в случае образования сталактита – это процесс сугубо неживой природы, а формирование ростра – внутренней раковины ископаемого головоногого моллюска, – деятельность живого организма – уже животного мира!
От такого открытия странные мысли пришли на ум:
- Получается, что в начальные этапы формирования живого мира растений и простейших животных нашей планеты использовались те же закономерности и приёмы, что и у неживой материи?!..

И ростр древнего головоногого моллюска белемнита – это экспериментальная копия позвоночника ящера, млекопитающих, построенная по подобию сталактита или обычной ледяной сосульки – этап чьего-то кропотливого труда по созданию жизни планеты?!.. – И деревья, и первые животные изначально создавались по подобию неживой природы. И главный «стержень» как растения, так и животного: ствол дерева и «ствол» - позвоночник животного, созданы по подобию «сосульки» - натёчного образования застывшей воды и камня.

На берегу сибирской реки Ятрии Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, что на Крайнем Севере Западной Сибири, в Зауралье, посчастливилось обнаружить ещё один тип каменных сосулек - «скороспелых», но «железных». Как и их ледяные аналоги лимонитовые сосульки рождались всего за период одного снеготаяния. Только состояли не из чистой воды или кальцита, а из гидроокислов железа! Железокаменные! Лимонит - бурый железняк – соединение гидроокислов железа. Образуется на болотах. Является железной рудой; химическое соединение железа и кислорода (смесь оксидов и гидрооксидов). Его ещё именуют болотной рудой.
«Лимонит» - с греческого языка так и переводится: «болото, луг», так как образуется за счёт болотных осадков, обогащённых растворами гидроокислов железа. Процесс накопления болотных руд не обходится без посредников – болотных растений, извлекающих и осаждающих соединения железа из земных глубин (в соучастии с бактериями). Если кто-то имел «несчастье» стирать белую одежду в воде Западносибирских селений – поймет, о чём идёт речь:

- Дело в том, что болотная вода перенасыщена железом – она охристо-бурого цвета - «ржавая». От болотной воды на поверхности почвы, на растениях, на земле – везде, где она протекает весенними ручьями остаётся бурый слоистый налёт. Вода уйдёт, а слой «ржавчины» останется - высохнет, окаменеет и… - на одежде тоже!

Устремляясь с яра, просачиваясь в пустоты почвы - щели, промоины, отверстия на месте сгнивших корней, болотные железистые растворы осаждаются, формируя причудливые натёки – сталактиты. Размер их обычно не превышает десяти-двадцати сантиметров. Появляются «железные» сталактиты на крутых обрывистых берегах рек, где на вершине находится верховое сфагновое болото – это непременное условие их образования. Необходимо, чтобы во время снеготаяния болотная «ржавая» вода стекала бесчисленными мелкими ручейками с яра в реку, успевая при этом затвердевать на прогретом ярким весенним солнцем южном склоне.

В геологической литературе не доводилось читать, что процесс формирования болотных руд может быть столь быстротечным! Полагалось, что на формирование болотных руд железа необходимы тысячелетия.

В поперечном сколе железной сосульки обнаруживается канал – трубочка или центр роста, откуда начинается рост «сосульки». Нарастание каменного субстрата происходит по аналогу кальцитовых, ледяных натёчных образований: кольцами – концентрическими зонами миллиметровой толщины. Весенние ручьи непостоянны: днём оттаивают, набирают силу, ночью при похолодании – затихают. Лишь солнце разогрело землю – снег интенсивно тает, и устремляются ржавые воды с верховых болот в реку. В итоге, - ускоряется вынос железистых растворов, а значит и - рост железных сосулек. Растаял снег на болоте, ушла вода с реками, и прекратился рост нового камня.

На следующую весну весенняя болотная вода проложит новые руслица в толще глинистого склона берега реки, и народятся новые причудливые каменные формы: так формируются запасы болотных железных руд и охр. Охра – это красящий пигмент – непременная составная часть бурых, жёлтых, коричневых, красных масляных красок для окраски полов, написания картин и икон.

 - Что есть жизнь?!..

- Не столь уж прост ответ на столь очевидный вопрос. Не все народы причисляют к живому и неживому очевидное для нас: так ветер, реки, вода, огонь у северных этносов Сибири считаются живыми сущностями планеты Земля. И сама Земля считается живой! Но если каменная сосулька рождается, гибнет, растет… – получается: в какой-то мере и она – жива?!.. - Не так ли?!..

Много схожего у живого и неживого мира. Порой сложно провести грань между живым и не живым на нашей планете. До сих пор критерии отличия живого от неживого условны и неоднозначны.

***

п\с
Прошли годы после написания данного очерка. Сегодня 1 МАЯ 2023 год. По весеннему солнечно, по весеннему на улице счастливо перекаркиваются северные перелётные птахи- обычная ворона серая. Для нас она в радость и прилетает на Север из птиц первой. Впервые сегодня за зиму и весну привязала Пульку в огороде на цепь. Огород в этом году растаял необычно рано и не затапливало впервые талыми водами: администрация впервые своевременно вывезла снег с центральной улицы, прочистив сток талых вод.

Вчера ходила на реку Ятрия. Лёд ещё стоит, но наполняется влагой. Ручьи с болот пока ещё бурно не бегут, не грохочут. Снег не столько тает, как испаряется на ярком солнце. Появилась первая пушица на кочках. Прилетели утки и кулики. Слышен клик лебедей. Летят высоко- едва видны белые силуэты на фоне голубизны небес.

28 апреля впервые несмело запела по настоящему, по весеннему весенняя птичка, типа соловья сибирского. А вчера их прилетели стайки. Иду, а они расселись по соснам, не боялся меня и поют в разнобой, кто громче. Им вторят синички. Впервые вчера лес запел.

Спустилась к реке с яра, но идти плохо: глина, тая, с яра сползла языками вниз. Ноги вязнут. А наверх карабкаться не хочется. Под ногами встречаются старые натёчные образования болотной охристой руды- лимонит. Новых не нашла. Но вода на кромке реки бурая от выносов вод болотных, обогащённых железом.

Добралась до переправы в Щекурью. Взяла лаек на поводки. Машины теперь стоят на правом берегу, дожидаясь людей с деревни. И люд –щекурьинцы  ходят пешком, через Ятрию идут по мосткам. Их ежегодно возводит администрация нашего поселения. Так-как В Щекурье многие работают в Саранпауле, и школьники ходят в школу к нам- сюда. А сейчас по переправе катят велики два мальчонка. Поражена! Как родители отпустили! Ведь до реки по дороге от деревни более километра. А река вот-вот пойдёт. Спрашиваю, сколько вам лет? Отвечают: восемь. – Уже школьники, так что – нормально, им ходить в школу предстоит в посёлок за три километра в одну сторону ежедневно. Пусть привыкают! На то и сибиряки! Таёжники растут. Мальчишки – умницы! Все неизменно здороваются. Перешли на берег. Устали. Велики расхлистаны. Осматривают их. А над промоинами летают белые речные чайки – халеи! Сегодня прилетели только! Рано! Значит, реки совсем скоро сбросят лёд. Вот и весна!

Спала плохо сегодня. Просыпалась ночью. Дымка беспокоился, временами ставил лапы на подушку, вылизывал лицо. Просыпалась, поворачивалась на другой бок. Понимала, что сердце немного шкалит, оттого собака и беспокоится. Ровно год назад, рано утром Первого Мая 2022 года, муж проснулся рано утром. Быстро попили кофе. Быстро собрал собранный с вечера рюкзак, взял Пульку на поводок и навсегда ушёл в тайгу! Этим утром, в праздник Первого Мая, ровно год назад, мы были вместе. Муж погиб, не дойдя до таёжного зимовья триста метров. Оставалось только подняться на гриву. Но подъём крут, а наст, как поняла, отпустило и началось сильное налипание на лыжи. Все его лыжи оставались в зимовье. Ушёл на моих новых, не подготовленных для таёжного перехода, не опробованных, не подогнанных под мужика. Нужно было выгонять лодку. Её осенью оставляем на берегу Маньи. Так поступали многие годы. Последний звонок от мужа был третьего мая, как положено, в десятом часу ночи. Я заходила с Дымком домой с огорода, открывала ключом дверь. Не раздеваясь, подбежала к телефону, надеясь, что муж счастливым голосом оповестит, что дошёл. Беспокоилась, ибо при нормальном раскладе он должен был позвонить и дойти до зимовья ещё Первого Мая в ночь. А задержка звонка означала, что снег не держит и сильно липнет. Только сколько не перезванивала, муж больше не ответил. Его больше не было…

Нашла супруга тринадцатого августа. МЧС и добровольцы искали лето безрезультатно. В августе тайно от всех, взяв лаек ушла  одна в тайгу искать планово, ибо знала, что найти могу только я и только со своими собаками. Пулька единственная, кто всё знала. Она знала как и где погиб хозяин. Одна три недели защищала останки от медведей и иных хищников. Медведь пробил ей лапой челюсть, выбил когтём зуб, когда она не подпускала хищника к погибшему мужу.

Пытаюсь сейчас написать о той трагедии. Пока не получается.

***
На фотоснимке натёчные образования лимонита с реки Крайнего Севера Западной Сибири – Ятрии.

Каменные натёки образуются не только в пещерах, но и по берегам югорских рек, где на склоне из болотных растворов осаждаются гидроокислы железа, формируя лимонитовые сталактиты - болотную руду. Форма их разнообразна и причудлива. Может напоминать живые существа.

На бескрайних болотах Сибири накапливаются толщи не только торфа, но и болотных осадков – железных руд, охр. Здесь - источник «железных» сталактитов – болотных руд

***
Живописны берега сибирских рек. До ледохода ещё недели. Но солнце уже ведёт свою привычную деятельность. И она не только в поддержании жизни на Земле, но и – в создании минеральных богатств – даже руд!

По овражкам устремиться талая вода с болот в реку, вынося железные растворы, накопленные болотными растениями и микроорганизмами в процессе их жизнедеятельности.

Чуть пригрело солнце на южном склоне яра и в реку устремились талые воды, совершая своё предназначение – разрушая и созидая. - Глинистые оползни губят береговой лес. С болота выносятся железистые растворы, кристаллизуются, формируя лимонитовые натёки.

Ушёл лёд. Растаяли болота. Застыли, затвердели оползневые массы – прекратился рост лимонитовых натёков. Через год всё повторится вновь…

Так живёт во взаимодействии живая и неживая природа, создавая не только живые формы, но и неживые природные объекты. И во всём участвуют силы животворящего солнечного тепла, воды и земли. А жизнь и «нежизнь» существуют в тесном единении, подчас подчиняясь схожим процессам в своём «росте».

***
Первые дни июня. Полноводная Ятрия ещё не вошла в берега. Не весь снег растаял в лесах.

Поперечный срез черёмухи. Годовые кольца роста. Берег сибирской реки – Ятрии. Их толщина зависит от климатических условий, солнечного освещения – направления относительно сторон света, затенённости в среде растительного сообщества. Так как эти условия непостоянны, то и форма годовых колец не строго концентрическая.

Строение поперечного среза дерева во многом схоже с поперечным срезом сталактита, ледяной сосульки, ростра белемнита, лимонитовых натёков.

Написано: 1998-2021 – 2022, понедельник, 1 мая 2023 г..Очерки о природе Сибири, Севера, Урала, России, о жизни северян.

Ключевые слова:
Муж, гибель, трагедия, май, Первое мая 2022, лайка, Пуля, тайга, халлей, птицы, чайка, Ятрия, Щекурья, село, школьники, природа, Сибирь, Урал, полезные ископаемые, дерево, годовые кольца, белемнит, мезозой, ископаемые животные, головоногие, ростр, лимонит, железная руда, бурый железняк, охра, сосулька. Болото, натёки, весна, снеготаяние, осадки, Море, Мезозой, черёмуха, лёд, сталагмит, сталагнат. Сталактит, пещера, Пермь, Южный Урал, Берёзовский район, Крайний Север, Югра, Западная Сибирь, Уральский регион, река, Ятрия, глина, оползни, Белый Яр, берег, осадочные породы, Торфяник, лес, тайга, болотные руды, планета. Пигмент, краска, жизнь, известняк, горная порода, минерал, кальцит, арагонит, земля, гипс.

Анонс.
Годовые кольца роста деревьев, кольца роста древнейшего ископаемого головоногого моллюска – белемнита аналогичны по внешнему облику и образованию годовым кольцам роста пещерного камня- сталактита, болотного образования лимонита и обычной ледяной сосульки, словно живая и неживая природа создана по единому подобию и принципу.

Фото автора 2007-2008Коллаж фото выполнен автором.На фотоснимке:

- Западная Сибирь. Крайний Север Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. Тюменская область. Берёзовский район.

- Кальцитовый сталактит из пещеры Геологов Северного Урала Пермской области (1976 год).

- В тёмных подземных залах известняковых пещер со стен, не ведающих о существовании солнца, рождаются из воды и карбонатных растворов сталактиты – кальцитовые натёки.

- Осколки сталактита из Уральской пещеры Геологов (Пермский Край). В поперечном сколе видно радиально-шестоватое строение кальцитового агрегата и зональность роста. В центре – канал.
Справа – лимонитовые натёки болотной руды с берега югорской реки Ятрии (Западная Сибирь).
- Окаменелая древесина мезозойского дерева.

- Кальцит – минерал, воистину, основа живого и неживого на нашей планете.

- Окаменелый головоногий моллюск - белемнит из мезозойских отложений Югры; поперечный срез кальцитового агрегата ростра белемнита.

- Срез ростра – внутренней раковины древнего мезозойского головоногого моллюска – белемнита. Что и сталактит из пещеры, он состоит из кальцита, с аналогичной структурой радиально-концентрического строения кристаллического агрегата.

Ледяные сосульки.
Сверкая в лучах дневного и вечернего солнца они, то голубеют, то переливаются всеми цветами солнечного спектра. Гирлянды, шторы, занавеси… - нет предела творчества весны! Но не только ледяные сосульки рождаются солнечным весенним теплом, но и каменные!

Жизнь живой и неживой природы.