Армянская мама

Ольга Верещагина
" - Ох, эти лихие девяностые.... Как часто я их  вспоминаю... А еще часто вспоминаю мою маму. Как она была права  тогда. Мама всегда остается мамой, а для армянина это свято. Я прочитал ваш рассказ  "Шутка купидона" и " Жизнь на пенсии только начинается". Немного поулыбался над наивностью ситуации, но вспомнил вдруг те годы своей молодости и решил поделиться с вами своими воспоминаниями. Может вы напишите рассказ и нашу армянскую историю в свою книгу. У любовных историй национальности не бывает." С уважением Ваграм.


Случилась трагедия. 7 декабря 1988г, случилось страшное, Спитакское землетрясение.


"По официальным данным, погибли более 25 тысяч человек, 19 тысяч стали инвалидами, без крова остались 530 тысяч жителей. Стихия разрушила 21 город и поселок, 324 села, вывела из строя около 40% промышленного потенциала страны.
Были уничтожены 80% жилищного, социального и производственного фонда второго по величине города Армении – Ленинакана (ныне г. Гюмри.


Это землетрясение все изменило в нашей жизни. В доме погибли наши родные и близкие дедушка с бабушкой и наш отец с младшей сестрой. Мы с мамой в то время находились в больнице в Ереване, мне делали операцию по удалению гланд. Возвращаться нам уже было некуда. Мама заболела. Она плакала день и ночь. Я был еще подростком и до конца не осознавал, какая трагедия случилась с нашей семье и городом. На наше счастье, у нас были все документы с собой и нам не пришлось их восстанавливать. Когда мы вернулись в Ленинакан, то разыскали наших близких, похоронили их, получили пособие и решили уехать в Москву,к нашим дальним родственникам, проживающим в Мытищах. Мы толком не знали куда едем и зачем, но нам было все равно. Мы остались с мамой вдвоем, нужно было на что - то жить, где - то работать, а наши родственники работали на базаре в Москве и могли помочь нам там устроиться. Добрались мы благополучно. Нас встретили, погоревали с нами и начались грустные будни.


Мама долго не могла устроиться по своей профессии. Ее диплом был утерян, да и не действовал там в России. По образованию она была историк востоковед со знанием персидского языка и литературы. Смешно, где базар и где Персия, но базар победил. Сняли мы маленькую комнату в общежитии какого - то завода, я пошел в русскую школу. Язык русский давался мне сложно, но я старался, а мама пошла работать к дяде в кафе посудомойщицей. Она день и ночь мыла посуду, полы  в кафе, а я учился в школе.


- Сынок, Ваграм, а ты знаешь, что твое имя обозначает? - спрашивала она меня, когда я мягко говоря, шалил.


- Нет, мама - отвечал я, понимая, что опять, где - то прокололся и до нее дошли мои подвиги.


- Твое имя с персидского обозначает - стремительный тигр. Твой папа занимался борьбой, он был силен и смел, а ты почему позоришь его память и свое прекрасное имя? - спрашивала меня мама и внимательно, нарочито строго, смотрела на меня.


- Извини, мама, я так больше не буду. Я тебя люблю - говорил я и обнимал свою мать.


Нужно сказать, что после  землетрясения, моя мама, как - то сломалась. Из гордой красавицы превратилась в какую- бесцветную женщину средних лет. В ее глазах померк огонек, она редко смеялась, и с каждым годом, моего взросления, все больше закрывалась в себе, больше претензий предъявляла ко мне. Я, как и мой отец, тоже занимался борьбой, с самого раннего детства. Ходил на тренировки, учился в педучилище, на отделении - преподаватель физкультуры в школе. На ВУЗ денег не было, но меня это устраивало. Я ездил на соревнования и мечтал о сборной, но случилось непредвиденное.Заболела мама. От сырости и тяжелой работы в кафе, у нее отказали ноги. Она больше не могла ходить на работу. Пенсия по инвалидности ей если и полагалась, то маленькая, а дядя, не заходил платить выходное пособие. Вот так, еще раз, мы с мамой остались один на один с нищетой и за чертой бедности, пытаясь выжить. Мне уже было в ту пору почти 19 лет. Я заканчивал педучилище, собирался в армию, но я и не предполагал, как я оставлю маму в таком состоянии одну. Я пытался устроиться грузчиком, дворником, но меня никто не брал, потому, что я был маленького роста, и выглядел подростком. Однажды, я пригласил домой друзей на мое двадцатилетие, и попросил маму сделать и испечь ачму - пирог с сыром по - армянски. Мама испекла. У нее получилось очень вкусный пирог.  Мои друзья его съели вмиг, а потом, один из друзей сказал:


- Ваграм, у тебя у мамы очень вкусно получается выпечка, почему бы тебе не заняться этим прибыльным делом. Можно в электричках на  разнос продавать. Там ведь столько голодных ездят... Все слопают. Я первый буду у тебя покупать. Моя мать на диете вечно, никогда ничего не печет, а так хочется... - сказал он на прощанье.


- А что? Давай, Ваграм, организуем, пусть мама дома печет, а мы после занятий будем торговать, я тебе помогу. У нас в детдоме все всегда вместе, мы же с тобой с первого курса дружим, вот и поможем тебе и твоей маме. Накопим денег, вылечим ее..- сказала Настя, моя сокурсница.

- Спасибо за совет - сказал я,  а сам подумал - где я и где армянский пирог ачма?


Но, придя домой, об этом разговоре с друзьями, я  рассказал маме. На мое удивление, мама согласилась, потому, что ничего другого  она в жизни тогда не умела.


Помню, как в первый раз мы взяли лоток с пирогом и пошли на станцию к электричке. Я очень переживал и стеснялся, а Настя, ей все было ни по чем, открыла часть лотка и стала всем предлагать попробовать ачму. Голодные студенты и служащие прибывшие из Москвы в Мытищи, на ходу бросали деньги, брали кусок пирога и уходили. За полчаса лоток опустел и мы вернулись домой. Мама очень удивилась, она испугалась, что у нас все отобрали или еще что- то хуже, а потом долго плакала, мы с Настей долго не могли ее успокоить, да и в то время этого не нужно было.

- Ну вот, сынок, я знаю, теперь все будет хорошо. Теперь ты не пропадешь. Столько денег, я давно не получала. Я завтра еще испеку, а вы продадите... А там, как бог даст...- грустно сказала она.

И бог дал. С легкой руки моих друзей, нам удалось, сначала открыть киоск на платформе недалеко от станции, потом еще, а потом и хватило денег на кулинарию, где мама уже сама нанимала помощников по кухне и по торговле вразнос. Бизнес оказался прибыльным. Людям кушать всегда хочет, но суть моего рассказа не в этом.

Пока были сложности, пока становились на ноги и расширяли бизнес, с нами почти всегда  была  моя подруга Настя. Она искала помещения, новые точки сбыта, торговала на вынос и на  развес. Ей все было, что называется в кайф. У нее не было семьи и привязанностей, после училища, она устроилась в школу преподавателем физкультуры, а после работы, она помогала нам. Была она высокая, статная, с серыми с зеленой поволокой глазами и копной рыжих волос, красавицей. Мама к ней относилась, как к дочери. Она даже и не предполагала, что у нас с Настей могут возникнуть чувства, но они возникли. Разница в росте и менталитете была огромна.Причем в росте больше. Я ростом был на 23 см ее ниже. Маленький щупленький, а она  пышногрудой красавицей и причем, чем старше становилась, тем больше наливалась соком и все больше меня притягивала. И однажды это случилось, и как ни странно, многие об этом подумают, рост в сексе большой роли не играет, главное, чтобы были чувства и желание.

Не знаю, как но об этом узнала мама. Она никак не хотела мне такую жену. Она уже нашла мне молодую армянку и познакомилась уже с родителями ее, оставалось дело за малым, познакомить нас, но я этого не хотел. Я любил Настю. Мы уже ждали малыша, а мама открыла целый фронт и войну против нашей любви,  за своего сыночка, забыв, что ее сыночку уже на тот момент было 28 годков. Я не вмешивался в эту войну, я сделал свой выбор, но и маму я обижать не хотел. Вы скажите, что это подло, просто ждать, что из этого получится и не вмешиваться? Возможно, но как можно выбирать из двух женщин, которых любишь и каждую по своему... Я не знаю... Я просто ждал, когда же состоится главное сражение, и кто победит.

Это случилось под Новый год. В то время у Насти и у нас уже были приобретены квартиры и машины. Мы часто оставались в квартире Насти. Просто наслаждались покоем и нежностью, и предвкушением, что скоро станем родителями. И вот в это момент раздался звонок в дверь. Звонок звенел резко и долго. Я пошел открывать и обомлел. В квартиру точно на метле внеслась моя армянская мама. Армянская мама - это порой целая страна и торнадо одновременно. К тому времени мама уже подлечилась и обросла знакомствами и чувствовала себя в правах и очень уверенно.
Она, не разуваясь, обошла квартиру, все осмотрела, собрала некоторые мои вещи и сказала:

- Сынок, я за тобой, Ты должен вернуться домой. Ты должен слушать свою маму. А эту женщину я увольняю, на нее слишком много жалоб приходит. Жалоб на качество и обслуживание и др. Нам такая невеста не подходит. У нее на кухне не мытая посуда, в ванной грязное белье... В общем, завтра вас жду за расчетом - сказала с пафосом мама и стала смотреть на нас, а мы сидели рядом на диване. Я как всегда, забрался под теплую подмышку Насти и гладил ее уже заметный животик. Я улыбался. Я то знал, что никого моя мама уволить не может. что весь бизнес у нас пополам с Настей, плохая мамина игра, это просто пафос и возможность закончить войну миром.

- Здравствуйте - сказала Настя, вставая с дивана.

- Так неожиданно, я даже и не ждала вас в гости. Разрешите вам помочь раздеться, и напоить чаем, да и еще хочу предложить отведать один рецепт русской кулебяки с рыбой, с сомом, вкусно. Можно включить в меню - и грациозно, выставляя как большую драгоценность, свой животик, прошествовала мимо мамы в кухню.

Моя армянская мама, открыла рот от удивления и впервые в жизни промолчала, не найдя ни одного слова  в ответ. Она просто тупо стояла и смотрела в след, уходящей Насте.

- Мама, проходи, раздевайся, пойдем чаю попьем и поговорим. Ты скоро станешь бабушкой.У тебя будет внук, как его назовешь? Это право мы делегируем тебе, нашей армянской маме.