Звезда

Кучеренко Григорий Николаевич
Георгий Иливицкий

Звезда
Действующие лица
Адеил (сначала мальчик, потом юноша)
Цур, главный мудрец
Сатзой, главный жрец
мальчик
человек с дубиной
2 юноши и девушка, товарищи Адеила
жрецы
мудрецы
городские советники
горожане
Действие 1.
Городская площадь. Темно, небо скудно освещено точками звёзд.
Цур проводит урок для детей.
Цур Вот посмотрите, дети, на эти звёзды. Эти маленькие огоньки дают нам свет и тепло. Без них на земле царил бы вечный мрак и холод.
Дети Мы знаем. Когда пасмурно и звёзд не видно – так страшно и холодно!
Цур Но так будет не всегда. Наука установила, что звёзды постепенно приближаются к земле. Наступит время, когда звёзды станут совсем близко. И тогда свет и тепло разольются по всей земле.
Дети Вот здорово! А то, как звёзд нет, даже на улицу гулять не пускают!
Мальчик (подходит к Цуру) Скажи, учитель, скоро ли придёт это время?
Цур Не знаю, мальчик. Хотелось бы побыстрей.
Мальчик Учитель, а зачем нам ждать? Почему нам самим не подняться на небо и принести… хотя бы одну звезду?
Цур Это, мальчик… Как тебя зовут?
Мальчик Адеил.
Цур Это, Адеил, невозможно. У людей нет доступа к небу, им не подняться к звёздам.
Адеил Неправда!
Из толпы выходит верховный жрец Сатзой.
Сатзой Сын мой, в тебе говорит гордыня. Да, великий Брама сказал: «Блажен, кто стремится к звёздам». Но великий Учитель имел в виду, что к звёздам стремятся душой. К звёздам возносят мольбы. Но подняться к звёздам… нет, это невозможно!
Цур Слышал, Адеил, что сказал верховный жрец?
Адеил Всё равно это неправда! Звезду можно принести! Вот я вырасту и принесу её!
Цур Адеил! Ты споришь с тем, что сказал верховный жрец?!
Сатзой (делает знак Цуру) Когда ты вырастешь, Адеил, ты сам поймёшь, кто из нас прав.
Адеил Я принесу звезду! Всё равно принесу!
Занавес.
Действие 2.
Место действия то же. Прошло 10 лет. Ясная погода, на небе видны звёзды. Люди, столпившись на площади, смотрят на них.
Голоса Ну вот, наконец-то, звёзды!
Хоть немного светлее будет!
И теплее!
И просто радостнее!
Человек с дубинкой Вот представьте, братья, какой будет жизнь, когда звёзды осветят землю! Какую красоту мы увидим!
Голоса Да разве звёзды когда-нибудь осветят землю?
Цур Да, осветят. Наука доказала, что звёзды приближаются к земле. Не мы, так наши внуки будут жить при ярком свете звёзд!
Голоса Ну что внуки? Я сейчас хочу!
Голос (звонкий и громкий) Так в чём дело, братья? Зачем нам ждать? Пойдёмте и добудем звёзды сами!
В толпе смятение. Человек с дубинкой отходит в сторону и скрывается в тени.
Голоса Кто это?
Кто зовёт идти за звёздами?
Вот храбрец!
Да какой он храбрец?! Это опасный безумец!
Это Адеил!
Адеил!
Сюда, Адеил!
Толпа образует полукруг, в центр которого выходит Адеил. Это юноша лет 17.
Адеил Братья, я решил идти добывать звезду. Кто пойдёт со мной?
Цур Адеил! Наука доказала, что добыть звезду нельзя! Не могут люди подняться на небо!
Адеил Я не к вам обращаюсь, учёные мужи. Ваша учёность застит вам разум. Я зову простых смелых людей.
Голоса Я готов, Адеил!
И я!
И я готова!
Мы пойдём с тобой, Адеил!
Адеил Спасибо, друзья! Идите собираться в дорогу. Попрощайтесь с родными: путь долог, тяжёл и опасен. Сбор у северных ворот на восходе Собачьей звезды. (Примечание: Сириус).
Занавес.
Действие 3.
Горы. Небольшая площадка недалеко от вершины. Здесь немного светлее, чем внизу. На площадке сидят оставшиеся в живых спутники Адеила: два юноши и девушка.
1 юноша Вот, считай, и дошли!
2 юноша Да. Жаль, что столько ребят по дороге погибло…
1 юноша Адеил предупреждал нас перед походом. Ты забыл?
2 юноша Нет, не забыл. Помню. Я ничуть не жалею, что пошёл за звёздами. Провести всю жизнь в холодной вонючей тьме… нет, это не по мне!
Девушка Конечно! Смотрите, как здесь красиво! Разве мы увидели бы, как велика и прекрасна земля, если бы остались дома?
1 юноша А представьте, сколько радости будет, когда мы вернёмся со звёздами!
Девушка Уже надоело ждать! Вот спустится Адеил и пойдём наверх!
2 юноша Четыре звезды принесём! Всем хватит! Тсс.. Кажется, Адеил…
Спускается Адеил. Он радостен, но заметно, что его гнетёт какая-то мысль.
Адеил Готово, друзья! Я нашёл дорогу к звёздам!
Девушка Ой, как здорово!
1 юноша Ну так идём, Адеил!
2 юноша Столько прошли, неужели оставшееся не пройдём?
Адеил Конечно, пройдём…
Девушка Тебя что-то тревожит, Адеил?
1 юноша Если тревожит, говори прямо.
2 юноша Мы уже столько перенесли, что ко всему готовы! Мы можем достать звезду?
Адеил Достать можем. Но сначала, друзья, я должен вам кое-что сказать…
Друзья собираются в кружок вокруг Адеила. Несколько минут он объясняет им что-то. Друзья Адеила тоже задумываются.
Теперь, друзья, вы знаете всё. Пойдёте ли со мной за звёздами – решать вам.
Некоторое время все погружены в размышления.
1 юноша Что ж, мы столько трудностей преодолели, а теперь отступим?
2 юноша А погибшие друзья? Придём без звёзд – как в глаза их родных будем смотреть?
Девушка А люди, которые ждут нас со звёздами? Что мы им скажем?
Вместе Мы идём с тобой, Адеил!
Адеил Спасибо, друзья! Обнимемся, впереди самый опасный путь.
Обнимаются.
1 юноша Вы уж простите, если что… Не поминайте лихом!
2 юноша Я часто сомневался, не верил… Простите меня!
Девушка Мне стыдно, что скулила всю дорогу… Но вот всё же дошла!
Адеил Спасибо, друзья, что поверили мне! Простите за тех, кого не уберёг… Идём!
Адеил и его друзья карабкаются наверх к звёздам.
Занавес.
Действие 4.
 Декорации 1 действия.
На площади, как обычно. толпится народ.
1 горожанин Что-то мне кажется, что стало светлей.
2 горожанин Светлей? Да с чего же? Учёные говорят, что звёзды приблизятся к земле нескоро.
3 горожанин Но ведь приблизятся! Такое время придёт! Почему же ему не прийти сейчас?
1 горожанка Ох, как хотелось бы!
2 горожанка Ой, смотрите! Что это там?
Становится всё светлее. Мрак, холод и туман отступают.
1 горожанин Неужели звёзды приблизились к земле?
2 горожанин Нет! Это не на небе! Это по земле кто-то несёт звезду!
3 горожанин Неужели это…
1 горожанка Адеил! Это Адеил!
2 горожанка Адеил принёс звезду!
Становится светло как днём. Все люди выскакивают из домов и бегут на площадь. Входит Адеил. В руках у него звезда.
Все Звезда! Ура! Звезда!
Свет пришёл на землю!
Адеил принёс звезду!
Слава Адеилу!
Жители города приветствуют Адеила, девушки осыпают его цветами. Входят Цур и Сатзой.
Сатзой Сын мой, с Божьей помощью ты добыл звезду! Не зря великий Брама сказал: «Блажен, кто стремится к звёздам!»
Цур Молодец, Адеил! Наука никогда не сомневалась, что звезду достать можно! А где остальные?
Адеил (радостен, но видно, что его что-то гнетёт) Путь к звёздам долог и труден, Цур. Остальные не дошли…
В толпе раздаются плач и скорбные вопли.
Сатзой Братья, мы обязательно вспомним всех, кто погиб, добывая нам свет! Но сейчас давайте радоваться, ведь свет пришёл в мир!
Все Да! Да! Праздник!
Общий праздник!
Да здравствует свет!
Слава Адеилу!
Занавес.
Действие 5.
Декорация 1 действия. Адеил стоит со звездой в руке. Светло. Люди проходят через площадь, угрюмо посматривая на звезду. Никто не останавливается для беседы.
1 горожанин (вполголоса) Проклятая звезда! Сколько грязи она нам осветила!
1 горожанка И не говори, милый! При свете звезды я выгляжу ужасно!
2 горожанин Вот было хорошо, когда звёзды светили на небе! Как тихо и спокойно было!
2 горожанка Моей подруге стало стыдно приглашать гостей! Она думала, что у неё дома чисто, а как глянула…
3 горожанин Проклятая звезда! Всё светит и светит, аж глаза болят! Не мог этот Адеил тоже сорваться в пропасть!
3 горожанка У моей подруги дочка пошла с этим Адеилом, будь он проклят! И не вернулась… А он стоит себе, наслаждается славой!
На площадь вбегает человек с дубиной. Во 2 действии он восторженно говорил о звёздах.
Человек с дубиной Долой звезду! Долой проклятого звездоносца!
Братья, что нам принёс этот проклятый свет? Мы видим вокруг только грязь! Стыдно войти в дом, стыдно выйти на улицу! Долой звезду, пусть погибнет свет!
Вокруг человека с дубиной быстро собирается толпа. Они тоже вооружены дубинами, топорами, вилами.
Голоса Окружайте его, братья!
Бейте!
И звезду! Погасите звезду!
Звезда ярко вспыхивает. Толпа отступает.
Голоса Не подойти!
Слепит!
Жжёт!
Проклятый свет!
Камни! Братья, несите камни!
На площадь вбегают Цур и Сатзой, за ними городская стража, мудрецы и жрецы.
Сатзой Братья, стойте! Великий грех вы творите, проклиная свет! Чем мы ещё живы, как не светом?
Толпа успокаивается. Стража оттесняет её от Адеила.
Сатзой (поворачивается к Адеилу) Но ты, сын мой, тоже виноват!
Да, великий Брама сказал: «Блажен, кто стремится к звёздам»! Но Высокочтимый имел в виду, что к звёздам стремятся душой! Вот эту-то истину ты и презрел своим вознёсшимся умом! Брось звезду, сын мой, пусть наступит прежний мир!
Адеил Спасибо, Сатзой! Только звезду я не брошу. Не для того я её доставал. А прежний мир… Разве вы не понимаете, что он ушёл навсегда?
В толпе смятение.
Голоса Да. Он прав!
Прежняя жизнь уже не вернётся…
То, что мы увидели при свете, мы уже не сможем забыть…
Цур Безрассудно ты поступил, Адеил, и сам видишь плоды своего безрассудства! Ты дерзновенно принёс на землю звезду и осветил всю грязь нашей жизни! Но разве мы раньше не догадывались, что она такова? Принести на землю свет – это только полдела. А вот очистить грязь, в которой мы живём, грязь, которая в наших душах – это действительно грандиозная задача!
Адеил молчит, опустив голову. Потом оглядывает стоящих вокруг него людей.
Адеил Ты верно сказал, Цур! Не радость принесла звезда, а горе, не мир, а вражду! Не об этом я мечтал, когда карабкался по скалам к звёздам, а рядом срывались в бездну товарищи… Я думал: вот принесём свет, люди обрадуются и возьмутся за переустройство жизни! Но когда я стоял на площади и смотрел на вашу жизнь, я понял, как глупы были мои мечты… Я понял: свет вы хотите только там, на небесах, чтобы поклоняться ему. А на земле вам нужен мрак! Мрак позволяет вам оправдывать свою грязь, свою мелкую, никчёмную жизнь… Но ещё больше я почувствовал, что не могу жить вашей жизнью! Я горжусь, что моя звезда принесла в мир свет и тепло! (помолчав) Но могу вас утешить: светить моей звезде недолго. Там, на небесах, звёзды светят сами собой. Но снесённая с неба звезда может светить, только питаясь жизнью сорвавшего её… Я чувствую, как моя жизнь уходит в звезду и сгорает в ней…
Люди потрясены. Переглядываются. Человек с дубиной, поговорив о чём-то с товарищами, обращается к Адеилу.
Человек с дубиной Адеил, прости меня! Если для света нужны наши жизни, я готов пожертвовать своей! Давай я подержу звезду!
Голоса И я готов!
И я!
Мы все готовы!
Мы, женщины, тоже согласны держать звезду!
Адеил (грустно) Да разве я не думал об этом, братья? Если бы кто-то мог заменить меня, разве я не попросил бы его? Нет! Звезде нужна только жизнь сорвавшего её, только он может питать её свет! Каждый должен добыть свою звезду сам! (воодушевлённо) Я обращаюсь к вам, тем, кто, познав свет, не хочет больше жить во мраке! Идите за звёздами! Вам будет легче, чем нам. Тропинки проложены, пути намечены. Свет звёзд прогонит с земли тьму и холод! И те, кто сейчас в ярости кидаются на звезду, волей-неволей возьмутся за переустройство жизни! Ведь и ярость их от того, что они понимают: при свете нельзя будет жить так, как во тьме! А когда звёзды приблизятся к земле, люди будут достойны света! И тогда не нужно будет отдавать жизнь, чтобы питать звёздный свет…
Адеил осекается, хватается за сердце. Звезда медленно начинает гаснуть.
Голоса Адеилу плохо!
Скорее, держите его!
Люди со всех сторон бросаются к Адеилу, окружают его. Потом расступаются и кладут его на землю, положив на грудь звезду. Цур встаёт на колени возле Адеила, пытается оказать ему помощь. Потом медленно выпрямляется.
Цур Всё кончено. Он умер…
Звезда гаснет. Возвращаются мрак и холод. Потрясённые люди молча стоят вокруг Адеила.
Занавес.
Действие 6.
Декорация 1 действия.
Прошло несколько лет. Снова царит мрак и холод. Цур и Сатзой проводят урок для детей.
Цур Посмотрите, дети, на эти звёзды. Они дают нам свет и тепло. Без них мы вообще не выжили бы в холоде и темноте.
Дети Мы знаем. Когда пасмурно и звёзд не видно – так страшно и холодно!
Цур Но так будет не всегда. Наука доказала, что звёзды постепенно приближаются к земле. Наступит время, когда они будут совсем близко. И тогда свет и тепло разольются по всей земле!
Дети Вот здорово! А то, когда звёзд нет, даже гулять не пускают!
Мальчик (подходит к Цуру) Учитель, а когда придёт это время?
Цур Не знаю, мальчик. Хотелось бы побыстрей!
Мальчик Учитель, а зачем нам ждать? Почему бы самим не подняться на небо и не принести… хотя бы одну звезду? Ведь уже был такой человек! Он стоял здесь со звездой и она ярко сияла!
Цур (испуганно) Да, мальчик, в стремлении к звёздам жизнь человека. Но стремиться к ним нужно только душой! Нельзя приносить свет на землю! Были такие безумцы, и они бесславно погибли, не принеся людям никакой пользы!
Сатзой Да, сын мой. Великий Брама сказал: «Блажен, кто стремится к звёздам»! Высокочтимый имел в виду, что к звёздам стремятся духовные помыслы. Принести звезду на землю – большой грех!
Мальчик Неправда! Принести людям свет – это не грех! Когда я вырасту, я, как тот человек, пойду за звездой!
Цур и Сатзой не успевают ему ответить. К ним подбегает городской советник.
Советник Беда, верховный жрец, беда! Как мы ни старались их удержать, они всё равно ушли за звёздами!
Сатзой И что же?
Советник Посмотрите туда! Там свет! Неужели они опять несут звезду?!
Присутствующие поворачиваются в том направлении и замирают.
Занавес.