Жизнь до рождения. Шримад-Бхагаватам

Кари Вестова
Из ШРИМАД-БХАГАВАТАМ*

Мы не можем даже представить себе всех мук, которые ребенок переносит в утробе матери...

Ребёнок находится там в неестественном положении, находиться в котором невероятно больно
и трудно, но ребенку не остается ничего другого, кроме как мириться с этим.
Поскольку сознание ребенка еще не очень развито, он способен вытерпеть эти мучения,
в противном случае он умер бы от боли. Это благословение майи,
которая дает возможность телу страдальца вынести эти ужасные муки.

Страдания обусловленного живого существа начинаются с того самого момента,
когда оно входит в семя отца, которое сливается с яйцеклеткой матери,
и продолжаются после того, как живое существо выходит на свет из материнского чрева.

И страданиям этим не видно конца. Ясно только, что они не прекращаются, когда живое существо меняет тело.
Наше тело меняется каждое мгновение, однако это не значит, что с возрастом страдания уменьшаются или что,
выходя из чрева матери, младенец перестает страдать.

Живое существо получает тело от материальной природы, но материальная природа
всего лишь исполняет волю Верховного Господа. В «Бхагавад-гите» говорится,
что живое существо скитается по материальному миру на колеснице, предоставленной ему
материальной природой.

Таким образом, живое существо испытывает материальные страдания не только после того,
как появляется на свет, но и пока находится в утробе матери. 
К сожалению, мы забываем о тех муках, которые перенесли в материнской утробе,
и потому не придаем значения страданиям, связанным с появлением живого существа на свет.
Однако люди должны отдавать себе отчет в том, какие муки испытывает живое существо, появляясь на свет и умирая.

Как в период формирования тела в утробе матери, так и в момент смерти живое существо
проходит через тяжкие испытания. Но, несмотря на пережитые страдания, мы под влиянием майи забываем обо всем
и снова оказываемся во власти чар так называемого счастья, которое, на самом деле,
является не чем иным, как временным прекращением страданий.

Появившись на свет, люди обычно забывают о несчастьях и страданиях, которые они пережили
в прошлых жизнях, но, став взрослыми и прочитав такие авторитетные священные писания,
как «Шримад-Бхагаватам», мы, по крайней мере, можем узнать о жестоких муках рождения
и смерти. Если мы не верим священным писаниям - это другое дело, но тот, кто не сомневается
в истинности сведений, приведенных в писаниях, должен подготовить себя к тому,
чтобы в следующей жизни освободиться из плена материальной жизни; это привилегия,
которая дана человеку.

Людей, не желающих обращать внимание на напоминания о том, что человеческая жизнь
исполнена страданий, приравнивают к самоубийцам.

В священных писаниях сказано, что только человеческая форма жизни дает живому существу
возможность избавиться от невежества майи и пересечь океан материального существования.
Человеческое тело - это корабль, оснащенный всем необходимым.
К нашим услугам всегда опытный капитан - духовный учитель, а наставления священных писаний
подобны попутному ветру. Тот, кто, располагая всем этим, не хочет пересекать океан неведения,
все равно что совершает самоубийство.

Говорят, что во время родовых схваток женщина клянется, что никогда больше не будет
беременеть, чтобы снова не проходить через эти ужасные муки. Аналогичным образом,
тот, кому делают хирургическую операцию, обещает, что переменит свой образ жизни,
чтобы больше не болеть и не оказаться снова на операционном столе, а человек,
попавший в опасную ситуацию, клянётся никогда не повторять той же самой ошибки.
Так же и оказавшееся в адских условиях материнской утробы живое существо молится Господу
и обещает Ему, что никогда больше не будет грешить, чтобы снова не попасть во чрево матери
и не терпеть мук рождения и смерти. Мучаясь в материнской утробе, ребенок испытывает
страх перед новым рождением, но, когда он выходит оттуда, когда чувствует себя здоровым
и полным жизни, он забывает обо всем и снова совершает те грехи,
из-за которых он оказался в этом ужасном положении.

Разумному человеку, постигшему философию жизни и смерти, больно слышать об ужасных
условиях, в которых живое существо находится в утробе матери, и о муках,
которые оно испытывает, появляясь на свет. Но эти проблемы требуют разрешения.
Разумный человек должен понять, что материальное тело является источником бесконечных
страданий. Вместо того чтобы предаваться скорби, он должен постараться найти средство
против этой болезни.



Текст 1. Под надзором Верховного Господа и в соответствии с результатами своей деятельности
живое существо, душа, входит в мужское семя, и вместе с ним попадает во чрево женщины,
чтобы воплотиться в теле определенного типа.


Текст 2. В первую ночь сперматозоид сливается с яйцеклеткой, и по прошествии пяти ночей
в результате дробления из яйцеклетки формируется пузырек. Через десять дней
зародыш принимает форму сливы, после чего он постепенно превращается
либо в комочек плоти, либо в яйцо.

 
Текст 3. В течение первого месяца у зародыша формируется голова,
а к концу второго месяца -- руки, ноги и другие части тела.
К концу третьего месяца у него появляются ногти, пальцы на руках и ногах,
волосяной покров, кости и кожа, а также половые органы и другие отверстия в теле:
глаза, ноздри, уши, рот и анус.


Текст 4. Через четыре месяца с момента зачатия окончательно формируются
семь основных компонентов тела: лимфа, кровь, плоть, жир, кости, костный мозг и семя.
К концу пятого месяца живое существо начинает ощущать голод и жажду,
а по прошествии шести месяцев зародыш, покрытый водной оболочкой (амнионом),
перемещается в правую сторону живота матери.


Текст 5. Получая питательные вещества из пищи, которую ест мать, и напитков,
которые она пьет, плод постепенно растет. При этом он все время находится
в смрадной утробе, заполненной мочой и калом и являющейся рассадником
глистов и других червей.


Текст 6. Когда голодные черви во чреве матери снова и снова кусают нежное тело ребенка,
он испытывает невыносимые муки. Оказавшись в этом ужасном положении,
он то и дело теряет сознание.


Текст 7. Когда мать ест горькую или острую, слишком соленую или кислую пищу,
ребенок в ее чреве корчится от невыносимой боли.


Текст 8. Покрытый водной оболочкой и окруженный кишками, ребенок лежит скорчившись
в правой или левой стороне утробы матери, с головой, прижатой к животу,
с согнутой спиной и шеей.


Текст 9. Лишенный свободы передвижения, ребенок заключен в утробе матери,
как птица в клетке. В это время, если судьба благосклонна к нему, он вспоминает
обо всех перипетиях ста своих предыдущих жизней, и память о них
причиняет ему жестокие страдания. Может ли он оставаться спокойным в такой ситуации?


Текст 10. Через семь месяцев со дня зачатия ребенок, который к тому времени
уже обладает сознанием, начинает чувствовать на себе давление потоков воздуха,
которые действуют на него в последние недели перед родами.
Под давлением этих потоков он извивается, как черви, родившиеся из той же грязной утробы.


Текст 11. Оказавшись в этом ужасном положении, живое существо,
покрытое семью оболочками материальных элементов,
сложив ладони, начинает молиться Господу, который поместил его в эти условия.


Текст 12. Человеческая душа говорит: Я ищу прибежища под сенью лотосных стоп
Верховного Господа, который ступает по земле, приходя в этот мир
в Своих многообразных вечных формах. Я ищу убежища у Него одного,
потому что только Он может избавить меня от всех страхов и потому что это Он
поместил меня в те условия существования, которые я заслужил своими грехами.


Текст 13. Я, чистая душа, кажусь сейчас связанным результатами своей деятельности
и потому томлюсь в материнской утробе, куда меня поместила майя.
Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тем, кто находится здесь со мной,
но всегда остается чистым и неизменным. Он беспределен,
но Его присутствие можно ощутить в раскаявшемся сердце. Ему я выражаю свое почтение.


Текст 14. Получив материальное тело, состоящее из пяти элементов,
я был разлучен с Верховным Господом, и сейчас мои качества и чувства
используются не по назначению, вопреки моей духовной природе.
Но Господь, Верховная Личность Бога, трансцендентен к материальной природе
и живым существам, у Него нет материального тела, подобного моему,
и Он всегда исполнен духовных совершенств, поэтому я в глубоком почтении склоняюсь перед Ним.


Текст 15. Человеческая душа продолжает: Живое существо находится
во власти материальной природы и ведет мучительную борьбу за существование,
вращаясь в круговороте рождений и смертей. Причиной его обусловленной жизни
является забвение им своих взаимоотношений с Верховной Личностью Бога.
Так может ли живое существо, не получив милости Господа,
снова встать на путь трансцендентного преданного служения?


Текст 16. Всеми живыми существами, как движущимися, так и неподвижными,
управляет не кто иной, как Верховный Господь в образе Параматмы,
которая является Его частичной экспансией. Господь присутствует
во всех трех фазах времени: прошлом, настоящем и будущем --
поэтому обусловленные души занимаются различными видами деятельности под Его надзором,
и тот, кто хочет избавиться от тройственных страданий материальной жизни,
должен безраздельно предаться Ему.


Текст 17. Оказавшись в утробе матери, в месиве из крови, мочи и испражнений,
корчась от жара огня пищеварения, горящего в материнском желудке,
и страстно желая вырваться оттуда, он считает месяцы и молит Бога:
О мой Господь, когда же я, несчастная душа, выйду на волю из этого заточения?


Текст 18. О мой Господь, хотя мне всего десять месяцев, по Твоей беспричинной милости
во мне проснулось сознание. Я никогда не смогу отблагодарить Тебя, друга всех падших душ,
за эту беспричинную милость, и мне остается только, смиренно сложив ладони,
возносить Тебе молитвы.


Текст 19. Живые существа в телах других типов воспринимают окружающее,
руководствуясь исключительно инстинктом: они способны различать
только приятные и неприятные для данного тела ощущения. Я же обладаю телом,
которое позволяет обуздать чувства и осознать свое предназначение,
поэтому я в глубоком почтении склоняюсь перед Верховным Господом,
по чьей милости я получил это тело и обрел способность видеть Его вовне
и в собственном сердце.


Текст 20. Поэтому, о мой Господь, несмотря на ужасные условия, в которых я нахожусь,
я не хочу выходить из материнского чрева, чтобы снова не оказаться
в глухом колодце материальной жизни. Не успев появиться на свет, ребенок тут же попадает
в ловушку Твоей внешней энергии, дева-майи, и снова начинает отождествлять себя
с иллюзорным материальным телом, не находя выхода из вечного круговорота рождений
и смертей.


Текст 21. Поэтому, взяв себя в руки, я постараюсь выбраться из тьмы неведения
с помощью своего друга, чистого сознания. Храня в памяти лотосные стопы Господа Вишну,
я вырвусь из круговорота рождений и смертей и избавлюсь от необходимости
снова и снова входить в материнское чрево.


Текст 22. Господь Капила продолжал: Десятимесячный младенец, находящийся во чреве матери,
просит об этом, но, пока он восхваляет Господа, потоки воздуха, способствующие родам,
выталкивают его наружу вниз головой. Так он появляется на свет.


Текст 23. Внезапные толчки воздуха заставляют его выйти из материнской утробы.
В великих муках, вниз головой он появляется на свет, бездыханный
и потерявший от сильной боли память.


Текст 24. Ребенок падает на землю, перепачканный калом и кровью, и шевелится
в куче испражнений, как червь, родившийся в навозе. Он утрачивает высшее знание
и громко плачет, оказавшись в объятиях майи.


Текст 25. После того как ребенок появляется на свет, он попадает в руки людей,
которые не способны понять, что ему нужно, и эти люди выхаживают его.
Ему дают то, чего он не хочет, а беспомощный младенец не может даже отказаться от этого.


Текст 26. Лежа в грязной постели, влажной от пота и кишащей микробами, несчастный ребенок не может
даже почесаться, чтобы унять зуд, не говоря уже о том, чтобы сесть,
встать или поменять место.


Текст 27. Нежное тельце беспомощного ребенка кусают комары, москиты, клопы
и другие насекомые, подобно тому как маленькие черви кусают большого червя,
и младенец, лишившийся знания, горько плачет.


Текст 28. Так в муках проходит его детство. Миновав пору детства, он вступает в отрочество,
но на этом его муки не кончаются. Его раздирают бесконечные желания, и,
когда ему не удается осуществить их, он по своему невежеству впадает в отчаяние или гнев.


Текст 29. С ростом тела живого существа растет и его гордыня.
Разжигая в себе пагубные для души гордыню и гнев, человек начинает враждовать с теми,
кто так же, как и он, одержимы вожделением.


Текст 30. По невежеству живое существо принимает материальное тело,
состоящее из пяти элементов, за себя. Эти ложные представления заставляют его
считать временные вещи своей собственностью и приводят к тому,
что оно все глубже погружается во тьму невежества.


Текст 31. Ради собственного тела, которое является источником постоянных беспокойств
и повсюду следует за человеком, закованным в кандалы невежества и кармической деятельности,
человек совершает различные поступки, и эти поступки заставляют его снова и снова
рождаться и умирать в материальном мире.


Текст 32. Поэтому, если человек снова встает на путь порока, попав под влияние тех,
кто одержим желанием чувственных удовольствий, ищет любовных утех или потакает
прихотям языка, он опять оказывается в аду.


Текст 33. Он утрачивает правдивость и чистоту, лишается милосердия, сосредоточенности,
духовного разума, стыдливости, аскетичности, славы, терпимости
и способности владеть умом и чувствами, удачливости и всех прочих добродетелей.


Текст 43. Связанное своим телом, материалистичное живое существо переселяется с одной планеты на другую,
пожиная плоды своей прошлой деятельности. Так оно запутывается в сетях кармической деятельности
и жизнь за жизнью наслаждается ее плодами.


Текст 44. Кармическая деятельность живого существа формирует его очередное тело,
обладающее соответствующим материальным умом и органами чувств.
Когда живое существо заканчивает пожинать плоды определенного этапа своей деятельности,
этот конец называют смертью, а когда оно начинает получать результаты
следующего этапа деятельности, такое начало называют рождением.


Тексты 45-46. Когда из-за болезни зрительного нерва глаза утрачивают способность
различать цвет или форму, зрение атрофируется, и живое существо,
которое является владельцем как глаза, так и собственно зрения, слепнет.
Аналогично этому, когда физическое тело, то есть механизм, с помощью которого
живое существо воспринимает мир, утрачивает способность к чувственному восприятию,
это называют смертью. А тот момент, когда живое существо снова отождествляет себя
с физическим телом, называют рождением.


Текст 47. Поэтому смерти не нужно бояться, как не нужно искать спасения
в отождествлении тела с душой или безоглядно предаваться наслаждениям,
удовлетворяя желания плоти.
Осознав свою истинную природу, человек должен сбросить с себя бремя привязанностей
и идти по жизни, неуклонно следуя к цели.


О "ШРИМАД-БХАГАВАТАМ":

Шримад-Бхагаватам (Бхагавата-пурана) -- наиболее авторитетное изложение
ведического знания. Его называют "зрелым плодом древа ведической литературы" и Ведой Вед,
изучение которой способно сделать совершенным любого человека.

"Шримад-Бхагаватамя" является естественным комментарием к Веданта-сутре,
составленным  мудрецом Вьясадевой -- воплощением Бога -- около 5 000 лет назад.
До составления мудрецом Вьясадевой "Шримад Бхагаватам" передавался в устной форме
на протяжении миллионов лет по цепи ученической преемственности.

"Шримад Бхагаватам" предназначен прежде всего для очень чистых и возвышенных личностей,
которых на санскрите называют парамахамсами, т.е. теми, кто подобен лебедям,
умеющим отделять молоко от воды, и способен отчетливо видеть разницу между духовным
и материальным. Однако могущество и высочайшая сладость этого произведения
настолько велики, что даже сердца обыкновенных людей оживают от соприкосновения с ним.

В "Шримад-Бхагаватам" даны ответы на все вопросы, какие только может задать человек:
- сотворение и устройство вселенной,
- планетные системы и живые существа, обитающие на них,
- трансцендентные и материальные миры,
- кто есть человек и почему в настоящий момент он находится в материальном мире,
- как получить освобождение из бесконечного круговорота рождений и смертей,
- наука самоосознания,
- религии и йога,
- Верховная божественная личность и наши взаимоотношения с Ним.

Обратившись к изучению "Шримад-Бхагаватам", содержащей совершенные ответы
на все эти и многие другие вопросы, каждый человек сможет
полностью удовлетворить все свои интеллектуальные потребности.

Это трансцендентное произведение представляет собой "сочинение, состоящее из описаний
трансцендентного величия имени, славы, форм, игр безграничного Верховного Господа...
Оно составлено из трансцендентных слов, назначение которых -- совершить переворот
в неправедной жизни сбившейся в пути цивилизации. Такие трансцендентные произведения,
даже если они несовершенны по форме, слушают, поют и принимают чистые люди, которые безукоризненно честны".

"Шримад-Бхагаватам" -- это трансцендентная наука, позволяющая постичь Абсолютную Истину --
Бога, Причину всех причин, Источник всего существующего, Верховного Правителя Мироздания.

Это величайшее произведение Ведической литературы называют
"безупречным звуковым выражением ведического знания и ведической истории".