Кораблик из детства

Татьяна Квашнина-Незавитина
(Уроки творчества)
Занятие оригами хорошо известно современным ребятам. Это древнее самобытное искусство складывания фигурок и моделей из бумаги без ножниц и клея. За несколько минут рождается чудесная фигурка птицы, цветка или животного, ракушка или коробочка. Оригами развивает моторику пальцев, образное мышление и пространственное воображение, знакомит с основами геометрии. Оно может стать вашим семейным увлечением. Пригласите для занятия взрослых. Посоревнуйтесь с ними в находчивости, ловкости пальцев. Спокойное, интересное занятие им понравится. Бумажные фигурки можно дарить в знак искренних чувств: друзьям или близкому человеку.
История возникновения оригами уходит в древний Китай и связана с появлением технологии бумаги в 105г. нашей эры. Только через 500 лет странствующий монах вывез секрет изготовления бумаги в Японию. Первоначально оригами занимались монахи. Только они имели дорогую, по тем временам, бумагу. В XVI веке оригами выходит за пределы храмов и становится любимым занятием императоров и аристократов. Фигурки оригами использовались ими как гербы и печати. Лист для оригами сначала использовали для писем и записок, а потом складывали его в виде бабочки, цветка, журавля и передавали по назначению. Это было правилом хорошего тона. Такого человека считали образованным. Сложенного из бумаги журавлика считали символом счастья и долголетия. В Европу оригами пришло в XIX веке, в Россию – в XX веке. Японский мастер Акира Иошизава придумал условные обозначения для процесса складывания. Это было равносильно изобретению нотных знаков в музыке. Его знаки стали международными стандартами.
Я впервые увидела оригами в 1968 году в журнале «Наука и жизнь». Мне было 14 лет. Папа предложил мне сложить из бумаги КАТАМАРАН. (Катамаран  -  две лодки, скрепленные между собой для устойчивости на воде). Занятие мне очень понравилось. Но, к сожалению, книг по оригами тогда не было. Компьютеров тоже не было. Катамаран был единственной моей поделкой из оригами. Я хранила его в сложенном виде под обложкой дневника. Это был необычный кораблик! Он стал у меня любимой игрушкой детства.  Я показывала его одноклассникам, учила складывать эту модель.  Вы думаете, что девчонки в 14 лет не играют лодочками? Напрасно так думаете. Еще как играют! Мой катамаран «плавал» по столу, по воде и даже летал по воздуху. Младший брат сразу оставлял свои занятия и присоединялся к моей игре. Я любовалась «своим произведением» и считала его очередным «сокровищем». Я «прошла» на нём самые бурные реки мира. Я «удержалась» на нем в океане во время шторма, высоко оценив это техническое изобретение. Поиски информации о катамаранах стали моим любимым занятием. Через двадцать лет  я встретила четыре книги об оригами, но катамарана в них не было.  Сейчас в интернете  можно найти  ВСЁ, но это уже не удивляет и не кажется праздником. То первоначальное открытие необычайных возможностей бумажного конструирования сделало меня любознательным человеком. Я дарила свои миниатюрные разноцветные кораблики и веселила друзей. Независимо от возраста радовались абсолютно все.