Дорога

Татьяна Квашнина-Незавитина
                На остановке

Поздним весенним вечером стою на остановке. После монастырской службы в субботу уехать трудно.Ветер пронизывает. Замёрзла.
Десятки машин с московскими номерами проносятся мимо, несмотря на поднятую руку. Это не Сибирь, где каждый остановится.
  Молюсь святой,  блаженной Матроне Московской: «Радость моя, помоги уехать!»
…Подъезжает дорогая японская машина.
 Водитель доброжелателен, спрашивает: «Куда вас довезти?»  Называю место, а сама мысленно тороплюсь прочитать краткую молитву Честному Кресту: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящего Креста, и сохрани мя от всякого зла». (Мало ли, какие лиходеи ездят по дорогам).
Водитель доброжелателен. Говорит, что был на вечерней службе,  задержался с отъездом,  долго беседовал с батюшкой. 
Разговорились. Он поведал мне свою необычную историю.

                Жалости не имел
 
     «Я – бывший сотрудник ГАИ», – сказал шофёр.
Одно только слово ГАИ уже настораживает и много говорит о человеке.
«Да, было у меня много грехов», -  подтвердил водитель мои негативные мысли.  – Я - не исключение среди всех.  Моя машина – тому пример, -  с откровенностью доверился он мне. – Стоял на дорогах, дежурил, тормозил, обирал людей. Были исключения: учителей и врачей отпускал с миром. К остальным категориям граждан жалости не имел. В последний год работы странная начала проявляться ситуация: сколько за день наберу - столько вечером спущу. Сумма абсолютно точная. Удивлялся. Нечестные деньги уходили, как вода сквозь песок. Накопить большие деньги не удавалось. Но собирать деньги было удовольствием. 
                От неожиданности чуть не сел 
    Однажды позвал меня друг юности «прокатиться» к знакомому батюшке. Дорога дальняя. Довёз я его, но всю дорогу жалел о потерянном времени. В церковь я в то время не ходил, со священниками не общался, хотя крещён. Друг уговорил меня сдвинуться с «мёртвой точки:  «Будет интересно и полезно. Батюшка необычный».
Приехали.  Только переступили порог, старец, глядя на меня, говорит: «Гость дорогой пожаловал! Священник приехал! Рад!» Он с раскрытыми объятиями пошёл навстречу.
«Я от неожиданности чуть не сел.  Подумал, что обознался старик. Кланяюсь и говорю: «Простите, батюшка, я не священник. Гаишник я, людей обираю».  - Правда сама из меня полезла. 
«Священник, священник, - повторил он с улыбкой, обнимая меня. Садитесь. Разговор, я вижу, будет долгим. Но, забегая вперёд, скажу  - сребролюбие от тебя отойдёт, дорогой человек. Вовремя тебя Господь призвал, а то бы ты и дальше чужими делами занимался».
«Почему чужими? Мне нравится моя работа»,  - возразил я.
 «Есть на тебе отметина Божья -  ты определён на священство.  Другая работа не принесёт столько радости, сколько служение Богу».
«Батюшка, а как вы это узнали, что мне быть священником?
«Друг-то  будет тебя ждать?» - спросил он, загадочно улыбаясь.
 «Буду.  За тем и ехали, чтобы побеседовать и храм посетить», - ответил товарищ.

              Земные блага нам не посылаются

        «Обо всём сразу не расскажешь, - сказал озабоченно батюшка. - К тому же, многое сокровенно. Это как интуиция от Бога - Его дар. Вырабатывается годами молитв, крепкой верой.  Младенца ведь не научишь читать и писать за один день.
Священническая благодать даётся за великие труды служения Богу и людям. Духовных чад надо неутомимо наставлять в вере. И служить им так, как когда-то служил Господь и Его апостолы.
 Стоять у Престола Божия, совершать богослужения и Священные Таинства– высокая честь. Порой сердце замирает в груди от умиления и радости, когда крестишь младенчика, а бывает, что душа стонет от сострадания при соборовании или Причащении тяжко-болящего. Но больше всего переживаешь, если не успел причастить умирающего, а он уже без сознания. Не простая это служба, сынок… Люди тебя ждут, и ты не можешь не придти… 
  Но знай, за  служение  - земные  блага не посылаются, а ответственность за спасение каждой души огромная. Человека надо направить по верному пути, дать безошибочный совет, утешить в горе, научить смирению, вселить надежду, что Господь всё управит.
         Волна любви

         «Я думал, что зайду к батюшке на короткое время, а пробыл там три часа. Дальнейшая беседа вызвала изумление, потому что ранее я был слеп и глух к вере. Я слушал мудрого человека и рассматривал простое убранство его кельи. Стены в иконах. Кровать застелена  одеялом. Для гостей – длинная скамья. Полка с книгами за занавеской. На полу – вязаный половичок подаренный какой-то старушкой. У порога ведро воды с кружкой.
Мы сидели перед столом, батюшка – на кровати.
Он казался маленьким, коренастым. Широкий нос. Живые глаза за толстыми стёклами очков, седые волосы, зачёсанные назад. Ничего особенного в его внешности не было. Но от священника шла волна любви. Глаза его лучились душевным теплом. Я нигде не встречал такой заботы о себе. Он отнёсся ко мне, как к родному человеку. Говорил со мной, как отец. Его желание -  изменить мою жизнь к лучшему - напомнило мне безграничную любовь давно умершей матери.  Хотелось сидеть и сидеть с ним рядом. И он сиял от нашего присутствия, будто гостей у него дороже не было. 
«Идите-ка сюда, я вам свою забаву покажу. Посмотрите за окно. Любовь  у меня есть. Да ещё какая! Прибил я старый валенок к берёзе. Сделал над ним навес от дождей и снега. Синички облюбовали теплый домик. Снуют по кошме туда-сюда. Разговаривают, дела неотложные обсуждают. Потом «фыр-р-р» и улетели.  …Жёлто-синее счастье моё!
 Разговариваю с ними. Кормлю садовое хозяйство. Они мне сердце веселят, а я их словами ласкаю: «Одуванчики северные», «Веснушки берёзовые», «Говорушки сердешные». Любая живая тварь добрые слова понимает.  Малые пигалицы, а радости от них сколько! Они меня не бросят никогда, пока сам не уйду на вершину горнюю…
 
Пелагея Тарсийская

 Я вам расскажу, дорогие гости, как выправить свою жизнь.  И у вас может быть не всё складно, но  верующим людям живётся легче.  -  Душа у них светлее и смысл жизни глубже.
У псковского старца Николая (Гурьянова) встретил слова об истинно верующих: «Благодарный Богу человек ни в чём не нуждается». 
Верующие  люди имеют больше смирения. Они  знают, что Господь всё управит в нужный час лучше, чем они сами, торопя события. Если случаются неприятности в семье или на работе, они помолятся за обидчика и поставят ему свечу о здравии, а после удивятся скорому примирению.  Подать милостыню для них важнее, чем копить деньги. У них другое мышление, другие книги на полках.
Вот ещё вам пример. Святая мученица Пелагея Тарсийская считала себя большой грешницей, любящей богатство. Святитель Нон, беседуя с нею, открыл ей иной взгляд на жизнь:
        «Не летаешь ты по лугам жизни, как трудолюбивая пчёлка, не собираешь нектара от доброты людских сердец. Душа твоя вместо любви собирает людскую ненависть, а ведь она могла бы одаривать любовью несчастных. Через слёзы рабов собираешь ты неправедные богатства. Сколько вещей  в твоём доме, столько и страданий. И людских и твоих. Как всё сохранить?!  Мне жаль тебя, прекрасная дева.
       Охраняешь ты то, что истлеет и растеряется в веках. В кладовых погибает твоя увядающая молодость. Кто вспомнит  тебя добром?
Далека от тебя свободная жизнь, наполненная светом любви к людям и Богу. Не дворцы с роскошным убранством оставь после себя, а красоту души своей оставь на века, чтобы помнили тебя люди. Как бы тяжело не было,  богатство, собранное неправедно, раздай мудро».
Пелагея выполнила послушание и раздала нищим своё имение. В тяжёлые времена она пострадала за веру Христову.  Мы молимся ей, когда погибаем в грехах и просим у неё решимости порвать с греховной жизнью.

           Старец видел меня насквозь
 
        «Ты, мой дорогой, долго жил вне церкви, поэтому враг легко вошел в твою жизнь. Искушения и соблазны были на каждом шагу. Грехи совершать легко, а бороться с ними трудно. Враг силён. Своих сил для борьбы -  у человека недостаточно. Не просто бросить пить, курить, воровать», - сочувственно относясь ко мне, говорил священник.
Было ощущение, будто старец видел  меня насквозь. Он напомнил  о забытых грехах. Я смутился и досадовал на свою память.
Я признался: «Батюшка, понимаю, что грешил, но чувство совести будто исчезло.  Лез в чужой карман,   радовался, что я такой успешный и щедрый за чужой счёт».
 «А знаешь ли ты, что настоящая радость только в чистой душе поселяется? Чистая душа долго живёт и людей радует.
Господь создавал тебя с любовью, хотел радоваться, глядя на тебя.
Не случайно ты оказался здесь. Я давно тебя жду. Это Господь захотел спасти тебя. Не попирай совесть ради денег. Вижу твою больную душу, скоро и тело заболит. Мешок  грехов в твоей душе может переполниться и повредить тело болезнью. Совесть  заест до смерти и богатство не поможет. Ты понимаешь, что стоишь на краю пропасти?»
                Я вздохнул  и кивнул головой.

«Если человек не исправляется, - продолжил батюшка забирает его к себе или посылает испытания для очищения души. Испытания тяжёлые. По грехам! Разумеешь?
Хорошо, что ты сам насторожился, заметив, что нечестно нажитые деньги пользы не приносят», - пояснял старец первоначальный зов Божий. -  Дай Бог, тебе осознать это. Видно, Господь помиловал тебя, позвав на служение». 
«Жаль, что я задумался обо всём только здесь. Поступки, которыми я гордился в своей профессии, оказались мерзкими перед Богом. (Наконец-то я начал честно себя анализировать.) Я  ужаснулся и пожалел о них.
Чем больше говорил батюшка, тем больше я сожалел, что не знал этого раньше, – с искренностью рассказывал мне попутчик.  – Духовник монастыря боялся перегрузить меня долгим разговором. Всякий раз, видя моё утомление, он делал нарочитый перерыв: приглашал в трапезную, водил по саду, рассказывал о здешних храмах, о монастырском хозяйстве. Показал нам жеребёночка, который сразу же подбежал на зов, ожидая привычного гостинца. Стригунок мягкими губами осторожно собрал с ладони старика крошки, высыпанные из бумажного кулька.
Я, привыкший ходить быстро, всё время забегал вперёд рассказчика. Он с любовью меня окликал: «Постой, горячий, остынь, отдохни. Здесь другая жизнь. Раньше срока, отпущенного Господом, до последней черты бежать не надо».

         Исповедь  - дело спасения души

         «Мы неспешно вернулись в келью. Протягивая мне и другу два акафиста «Слава Богу за всё», духовник сказал: «Вам есть к кому обратиться за помощью. Всесилен лишь Господь. Он видит, что полезно нам, а что нет. Грехи вредны всем. От них начинаются все проблемы.  Даже мелкий проступок может потянуть за собой большую беду. Моё вам предостережение:  хотите что-то совершить, озвучьте мысленно свой вопрос перед Спасителем и получите ответ своей совести. Грехи перед Господом  надо исповедовать постоянно -  тогда они легко уйдут из памяти и жизни. Замечали, наверное, что человеку, который сквернословит, трудно говорить нормальным языком. Кто привык осуждать, будет искать собеседника для совместного осуждения. Крикуну очень трудно перейти на спокойный голос. За чистотой речи, мыслей, поступков надо следить тщательно. Но человек ленив и опять съезжает на старую колею.
Приходите в храм. Здесь или у себя всегда найдёте поддержку духовного отца. Он подскажет, как поступить, когда жизнь прижмёт переживаниями и болезнями, научит, как жить в мире со своей семьей. Товарищ твой уже ощутил силу исповеди и покаяния. Он многое в себе изменил. И люди вокруг него изменились. Верно, я говорю?» - спросил батюшка у моего друга.
«Да, батюшка, после исповеди легко-легко на душе. Только стыдно исповедать одно и то же, если с грехом не можешь долго справиться», - доверительно отозвался мой друг. 
«В бане тело отмываем, на исповеди – душу.
 
                Стучите и откроется вам

       После этого ничто не гнетёт. Плохие мысли уходят. А почему? Знаете?» – задал он нам вопрос. 
«Может, когда поделишься, легче становится?» - предположил я. 
«Это верно. Но главное то, что на человека начинает невидимо действовать сила Святаго Духа. Она противостоит врагу.
А если исповеди нет - враг на свободе. Он продолжает управлять тобой. Запомнили, мои хорошие ученики?»  - батюшка обнял нас, закрыл глаза и прижал к себе, как дорогих сердцу детей.
«Он показывал нам фотографии духовных чад, рассказывал о встречах с ними. От улыбки лицо его преображалось, а сам он был похож на маленького ребенка, который делился радостью со всеми. Вместе с нами он перебирал на полке книги о святых отцах, зачитывал по закладкам самые интересные места о жизни Иоанна Кронштадского, Луки Крымского и других. Рекомендовал посещать духовную библиотеку. Сказал, что из изданий последних лет счёл интересными и полезными для себя книги об архимандрите Серафиме Тяпочкине (Белгородском), об архимандрите Виталии Сидоренко (Тбилисском), о преподобном Александре Свирском (Валаамском), мощи которого полностью сохранились и до сих пор являются великим орудием духа. Он рассказал нам, что Святой, так же, как ветхозаветный Авраам, удостоился посещения Пресвятой Троицы.
После духовных бесед с батюшкой я перестал торопиться домой. Решил задержаться в монастыре. Понял, что невозможно за один-два дня познать даже азы православной веры, настолько она глубока.

                Ложный стыд и тайна исповеди

Я слушал, и наслушаться не мог. Мои первые вопросы к батюшке были примитивными.  Спрашивал только то, что касалось меня, а не веры:  «Скажите, отец, как люди не боятся доверять священнику свои тайные переживания или даже рассказывают о преступлении?»
 «Не  бойтесь, что кто-то узнает о ваших грехах. Существует  тайна исповеди. Священник – не соседка на скамейке. Вы думаете, кому-то из прихожан интересна чужая грязь? Люди отходят как можно дальше от священника, чтобы не слышать чужой грех и не принять его на свою душу.
 Исповедь выслушивать тяжело: боль людская, обиды, раскаяние в грехах. Порой так напереживаешься вместе с духовным чадом, что сил нет, до кельи дойти.
Некоторые люди не решаются на исповедь из-за ложного стыда: ночные мечтания, похоти, блуд, мародёрство, оскорбление родителей, предательство, наркомания. Можно продолжать бесконечно. Они затягивают свой узел, усугубляя ситуацию. На старый грех ложился грех лжи и укрывательства. Ложь перед самим собой и близкими запутывает человека, загоняет его в угол. Нервы на пределе у обеих сторон. В какой-то день всё раскрывается. Рушатся семьи, рвётся дружба, ломаются судьбы. Дела плохие творить не стыдно, а раскаяться – стыдно. А ведь есть народная пословица «Повинную голову меч не сечёт».  И в сказках народных писано как? «Батюшка-царь, не вели казнить, вели миловать, виноват я… «
Если человек откладывает приход в храм, грехов накапливается больше и больше. А потом грешник уже и не помнит, на каком повороте жизни положил начало будущим болезням. Вот что случается, если человек не радеет о своей душе».  - Со вздохом переживания говорил наш собеседник.
«Действительно, вспомнить трудно, - соглашался я с ним. – А как быть в этом случае?»
«Вспоминать по годам, по классам школы, по событиям. Вспомнить родственников, друзей, соседей, учителей, одноклассников, сослуживцев, коллег по работе. И просить Господа открыть грехи. Посыпятся воспоминания, как град из тучи. Всего не удержишь в памяти. Бери лист и записывай.
Спаситель поможет, когда просишь его,  - на то он и Спаситель. Если ты пойдёшь Ему навстречу, Он с такой любовью будет изменять твою жизнь, что ты удивишься своему преображению.
Прошлую жизнь не изменить. Новую - начать  можно. 
Только помни, дорогой человек, что дело спасения души длится всю жизнь. Оно не заканчивается после первой исповеди.  Трудиться над собой надо постоянно. Научишься замечать, где не так сказал, не так подумал, где не устоял перед соблазном. 
Дурные помыслы надо пресекать сразу, чтобы не допустить греха. Останавливай их словами Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Осеняй себя крестным знамением. Оно имеет духовную силу. Креститься можно мысленно, если не хочешь делать это внешне при людях». 
Ладно, давайте отдохнём от разговоров. Всего сразу не объяснишь», - прервал он нашу беседу.
Он вскипятил чай,  достал сухарики, сахар. «Угощайтесь. Я по-стариковски иногда чаёвничаю. Нутро согревается. Молитвы легче читать. В войну солдатики простому кипятку рады были…»  - Он задумался, уходя в воспоминания.

                Молитва  - труд нелёгкий

«Молитва спасает человека,  - говорил он нам за чаем.  – Есть люди, которые умеют молиться не умом, а сердцем. Сердечная непрестанная молитва - это дар Божий.  Молитве надо учиться долго», -  объяснял азы православия старый священник.  – В ней мудрость веры. Чем выше духовная жизнь, тем сильнее молитва, которая реально помогает».
 «Я совсем не умею», - стыдясь самого себя, откровенно признался.
 «Научишься. Начни её своими словами, от всей души. Молитва – большой труд, как и послушание, как смирение, как любая работа над собой. Великие святые молились непрерывно, прося милости Божией. Смиряли себя многолетним молчанием и затвором, чтобы избавиться от страстей. Это не каждому по силам.
 С молитвой укрепляется воля, терпение и православная сила духа. Молитва будет стержнем, который не даст сломаться ни в трудностях, ни в печалях, ни при искушениях. Вера будет куполом над тобой, молитва - оружием», - искренне убеждал нас старец.
     Покаяние и Причастие
«Беседа с батюшкой на многое открыла мне глаза. Там же, в монастыре, состоялось моё слёзное покаяние, чего я никак не ожидал.
После  покаяния, будто гора с меня свалилась. Легко стало.  Понял:  смысл веры -  в очищении души. А  очищение – и есть спасение.
Друг пояснил мне, как подготовиться ко Причастию. Мы вместе вычитали три канона в молитвослове: Покаянный ко Господу, Канон молебный ко Пресвятой Богородице и Канон Ангелу хранителю, затем  -  Последование ко Святому Причащению. Первый раз я с трудом читал такой необычный текст.   
Трепетно подходил я ко Причастию. Сложил крестообразно руки на груди. Принял Святые Дары. Поцеловал чашу, как ребро Христово. Запил водою Святые Дары и принял антидор.
                Меня все поздравляли с Причастием!
 
Новый праздник вошёл в мою жизнь! Он не походил на все существующие. Тихое ликование пронзило мою душу. Хотелось взлететь под самый купол храма. «Наверное, это – и есть благодать Божья», - подумал я.
Батюшка сказал мне после службы: «Нет события важнее Причастия, потому что это наше непосредственное общение с Богом.
Многие болезни проходят после этого Таинства, когда  человек, непостижимо для нашего разума, соединяется со Христом.
Ты сегодня открыл новую дорогу к честной и достойной жизни. Сделай решительный шаг. Вера – это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Кто в вере крепкий, тот и в жизни крепкий.
 Трудности преодолимы  на любом пути.  Любой человек волнуется, когда наступает пора перемен. Наш разговор серьёзно обдумай. У тебя есть  выбор. Если надумаешь, готовься в епархиальное училище, ещё успеешь поступить в этом году», -  посоветовал священник.
Воля Божья
 
 «А как же я теперь на работу выйду? Мне семью кормить надо!» - озаботился мужчина».
 «Горячий человек, не спеши в завтрашний день. Господь всё управит. Доверяй! Живи сегодняшним днём. О будущем не загадывай. Это – твои планы. А есть ещё воля Божия. Твои планы могут не состояться. Учись видеть волю Божию и не противься ей.  Твоё будущее Ему точно известно. Неприятные события он может повернуть во благо. Сколько людей оплакивали СЛУЧАЙ – опоздание, расставание, увольнение.
Знай об этом и не ропщи, если тебе что-то не нравится. Благодари Бога за данное: «Слава тебе Господи, что так, а не хуже».  В дальнейшем ты будешь рад, что случилось именно так, а не иначе: не по-твоему, и не по твоим планам. Это и есть воля Божья. Старайся её исполнить. Много случаев рассказывают, когда улетали без опоздавшего пассажира самолёты, уходили  поезда. Переживания людей прекращаются, когда они узнают о катастрофе, в которую могли тоже попасть. Их спас Промысел Божий.  Он правит миром, а мы думаем…
Если что-то не получается в жизни, задумайся о том, что это -  не случайность.
 В твоей жизни Спаситель показал тебе неправедный путь и позвал на исправление, послав тебе человека в помощь. Хорошо, что ты не воспротивился его воле. Сейчас не жалеешь, что приехал сюда?» - спросил старец.
 «Не жалею! Я никогда еще не испытывал такой необъяснимой радости»,  - воскликнул сотрудник  ГАИ, с просиявшим лицом.
 «Не забывай благодарить Бога за каждый  прожитый день и трудись во славу Божию», - дал он мне последний совет.
Он благословил нас в дорогу и пожелал: «Ангела в пути». Меня так трогательно ещё никто не провожал.
Молчи!
 
         Всю обратную дорогу вопросы рвались из моей груди, но друг предостерегал: «Молчи! Ты -  после причастия! Храни в себе радость Божью! Сейчас ты – новоначальный, только начинаешь во всё вникать. Вопросов появится много, но очень важно не торопиться охватить всё и сразу. Года через три начнёшь понимать основы. Сам всё прочувствуешь. Лет через семь ощутишь высокий смысл и глубину православной веры, укрепишь дух. Дух выше силы воли и выше любой силы.
Если встретишь на своём пути  трудности, вспоминай слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина), чтобы не унывать: «Трудно первые сто лет, детка». Духовная литература тебе поможет утвердиться на этом пути. Будешь читать запоем, не оторвёшься. Только начни! Появится читательская жажда. Новую библиотеку начнёшь собирать. Обычная художественная литература ни в какое сравнение с ней не идёт», - повернул он меня к иному чтению.
«Я  благодарил друга за советы. Он улыбался.
На работе меня неожиданно отправили в отпуск. Ну и ну! Было время обо всём подумать. Очень хотелось выполнить пожелание старца.
В епархиальном училище я узнал, что надо готовить к экзаменам. Страх охватил от объёма увиденного. Вспомнил слова полководца Суворова: «Иди навстречу страху» И - пошёл!
Евангелие
 
         При чтении Евангелия  сожалел, что не знал прежде православной мудрости. Драгоценное время жизни тратил на просмотр пустых фильмов.
 Дочитал я Евангелие до того места, когда отрёкся  ученик Пётр от Христа. «…петух запел во второй раз. И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоёт дважды, трижды отречёшься от Меня; и начал плакать». (Евангелие от Марка гл.14)
 И я заплакал, когда Иисуса все оставили…   Замер от страха, будто похолодело всё внутри и остановилось движение крови. Дрожал от трепетного состояния. Задыхался от волнения. Мне казалось, что стою я за деревом в Гефсиманском саду и вижу всё происходящее. «Я здесь, я не сплю! Молюсь с  Тобой, Господи, оставленный всеми», – шептал я со слезами в ночи.
 …Пытаясь обогнать толпу,  мысленно бежал я по узким улицам древнего города, боясь потерять Христа из виду, когда он мучительно шёл с крестом на голгофу…
Есть события, на которые не влияет давность времён…
Спустя две тысячи лет, я, читая Евангелие, слышал  стоны Смиренного из Смиренных и голоса его мучителей.  Мне казалось, что я находился там, на кровожадном  позорище, рыдая и стеная, не в силах чем-то помочь Иисусу.  Меня глушил и ввергал в отчаяние предательской гул толпы, лихорадочно-страшный стук молота, забивающего гвозди в человеческое тело…  Я напрягал весь свой слух, чтобы расслышать Его последние слова… 
…Как же его мать перенесёт всё это?
…Оторваться от чтения не мог.  Не думал, что так близко приму всё к сердцу. Читал и в раскаянии молился: «Господи, прости меня, спаси душу от разрушения».
 
Поступил
 
          Перед экзаменом очень переживал – смогу ли поступить. Школу закончил давно. 
Заехал на благословение в ближайший монастырь. Главный духовник монастыря, помолившись, успокоил меня: «Поезжай. Сдашь».
Приехал в училище. Отбор строгий. Комиссия большая. Молодые ребята выходят с экзамена взволнованными,  с красными пятнами на щеках.
Захожу в учебный класс. Беру билет. Сосредоточенно думаю, отвечаю на вопросы. Удивляюсь сам себе!  И вдруг звучит вопрос: «Сколько раз петух прокричал, напоминая Петру о предсказании Христа?» «Дважды», - ответил я.
Комиссия начала совещаться по итогам моих ответов, а у меня  тряслись поджилки, как у молодых ребят.  Но вопросов больше не задавали.
Поступил! Осваивал старославянский язык, нотную грамоту, много учил наизусть. С жаждой и упоением читал поучения святых отцов.

       Рукоположение в священный сан
 
После окончания учёбы  я получил архиерейское благословение и рукоположение в священный сан.
Шла литургия. Торжественное событие проходило в алтаре храма. Меня провели через царские врата, обвели трижды вокруг престола. Я встал на колени перед епископом, ощутив всю серьезность  служения, которое мне предстоит. Эти минуты не забуду никогда. Я испытывал подобное волнение во время воинской присяги и понимал ныне, почему в царской армии служение «За веру, царя и отечество» - шли одной строкой, сливаясь в единое целое.
Архиерей накрыл мою голову омофором и возложил на него руки, молясь о даровании благодати Всесвятаго Духа.
Я почувствовал трепет и страх Божий, будто сам Господь благословлял меня с креста…
Над головой прозвучало: «Аксиос!» («достоин»). Неожиданные слёзы затуманили глаза. Священнослужители и певчие величественно вторили: «Аксиос!»
На меня надели священные одежды.
Я получил первый священнический сан дьякона. Свершилось таинство Хиротонии. С этого мига, я через века, становился учеником Божьим и не имел права повернуть назад. Я почувствовал великую ответственность, которую возлагает на меня Господь: за очищение души, за стояние в Истине, за сохранение Православия.
Скоро мне предстоит выйти к людям на проповедь.
Что я им скажу? Как передам неохватную любовь Божию,  чтобы обездоленные, нуждающиеся, заблудшие, почувствовали её так же, как и я, от проникновенной любви старца, повернувшего меня лицом к Богу.
Я уповал на Господа и молился Ему: «Господи, научи меня любви Твоей…»

         Нет безнадёжных у Господа

Яркие фонари обозначили в ночи черту приближающегося города. Вот и моя улица. Но я не решалась прервать рассказ водителя.  Не могла, не смела  остановить его откровений. Разговаривали наши души, единые в любви к Богу.
Мне хотелось слушать. Ему хотелось доверять.
Водитель остановился там, где надо, будто почувствовал, что здесь мой дом.  Я удивилась.
            « Сколько я Вам должна?» - спросила у водителя.
« Это я должен всем, кто стоит на моем пути. Выполняю послушание, оставленное на века святителем Ноном: «Богатство, собранное неправедно, раздай мудро».
Диву даюсь на собственном примере, как православная вера может преобразить человека. Воистину, нет безнадежных у Господа".

Июнь - ноябрь 2о14