По Израилю. Радуга над бездной

Геннадий Шлаин
               
Радуга  над  бездной

          Сегодня на страницах Интернета за считанные секунды можно найти сказочно красивые, почти нереальные, а иногда просто фантастические пейзажи различных уголков нашей планеты. Это и плоская скала, поднимающаяся из морских глубин в виде  паруса, и каскады водопадов с жемчужными ореолами брызг, и таинственные монастыри, прилепившиеся на горных террасах, и коралловые острова, обрамляющие песчано-пальмовым кольцом светло-лазурные воды лагуны, и еще многое другое. Все существует где-то там – в далеких экзотических странах. Но и на нашем клочке суши, зажатом между морем, горами и пустыней, есть весьма захватывающие виды.  Впечатляют гроты Рош-ха-Никра, колокольная пещера Бейт-Гуврина, сталактитовое чудо долины Сорек, громады Соломоновых столбов в Тимне. Среди таких известных природных феноменов существует и совсем небольшой, но удивительный объект в Западной Галилее.

      Тут, у поселка Шломи, горные гряды длинными языками спускаются к приморской низменности. Холмистые склоны прорезаны в широтном направлении долинами ручьев  Бацет, Кзив, Шааль, Гетаон и многочисленными лощинами. Интересующее нас место находится в верхней части крутого южного склона, поднимающегося почти на 200 метров. Внизу у подножия в дожливый период года оживает ручей Бацет, воды которого несутся на запад к Средиземному морю. Уже само название места "Меарат а-кешет" ( "Радужная пещера")  вызывает  необычные ассоциации. Что там может быть? Может темный узкий лаз на отвесном утесе, где на влажных стенах переливаются все семь красок радужного спектра, или просто неглубокий  грот, в котором солнечные лучи, преломляясь в свисающих с потолка каплях, расцвечивают свод разными оттенками. Все зависит от буйства вашего воображения. Но не всегда реальность совпадает с ожиданиями. Вот и в нашем случае все выглядит иначе.              Во-первых, нет пещеры, а во-вторых, нет и радуги. Слово "кешет" в данном месте правильнее перевести как "дуга", точнее  - "мост в виде дуги". Правда, мост этот никто не строил – его создала природа своей силой и фантазией.

           После почти получасовой неспешной прогулки по ухоженной широкой дорожке замираешь на секунду - перед тобой зияет огромный ПРОВАЛ в земной поверхности. Не воронка, не кратер, а именно провал с отвесными стенами, возникающий совершенно неожиданно . Одна сторона бездны отделена от прилегающего многометрового скалистого уступа природным каменным мостом. Это и есть тот самый "кешет", как бы парящий в воздухе на фоне небесной голубизны и темно-зеленых волнистых контуров галилейских гор.     Кажущаяся хрупкость такого природного создания особенно чувствуется рядом с зияющей дырой в земной поверхности. 
         Как и о всяком уникальном месте, об этом феномене существуют различные легенды. В действительности все гораздо прозаичнее, точнее естественнее. Подобно большей части гор Западной Галилеи, местные окрестности сложены известковыми породами со значительным содержанием карбонатного материала.  Годовое количество осадков достигает 800 мм, и дождевые воды, проникающие  по трещинам вглубь каменных недр, интенсивно растворяют богатый кальцием материал, образуя небольшие пустоты. Скалистые глыбы, окружающие циклопический колодец, изъедены кавернами, будто какие-то инопланетные гиганты грызли их огромными зубами, что также свидетельствует о наличии растворимых частиц в  составе пород.
 
           В течении миллионов лет мелкие полости соединяются в причудливый подземный пещерный лабиринт. Достигнув критических размеров, при очередном землетрясении кровля пустотелого пространства рушится, и на его месте образуется огромный открытый провал. Так произошло и в этом месте. Глубина возникшего колодца достигает 50 м, и диаметр имеет примерно такой же размер. Тонкая природная стена, отделявшая подземную пустоту от близлежащего обрыва,тоже разрушилась и вся упавшая каменная масса скатилась вниз по крутому склону, оставив на дне  лишь несколько глыб известняка. Однако в верхней части уступа залегал  более крепкий (менее трещиноватый) слой горных пород и узкая перемычка между провалом и обрывом уцелела, образовав естественный мост над зияющей бездной. Такие природные уникумы нелегко описать словами. Надо подойти вплотную, затаив дыхание, заглянуть в уходящую вниз пустоту, испугаться и восхититься.
 
          Вокруг такого необычайно красивого места еще в 50-е годы усилиями Еврейского национального земельного фонда создан природный парк "Адамит" (по названию близлежащего кибуца). Уже с автостоянки открываются удивительные по красоте горы Галилеи, сравнение которых с пейзажами Швейцарии совсем не кажется преувеличением. Когда же на горизонте появляется еще и морская лазурная гладь, то панорама становится просто завораживающей. К самому провалу, как уже отмечалось, ведет широкая укатанная дорожка, огражденная низкими бордюрами из местных камней. По пути все туристы на несколько минут замирают около двух неброских обелисков, установленных в память об Эхуде Гольдвассере и Эльдаде Регеве – израильских солдатах, погибших от рук террористов "Хизбаллы" у ливанской границы в июле 2006 года.

       Добраться до парка можно, возвращаясь после посещения красот Рош-ха-Никра. Для этого необходимо, после выезда из одноименного кибуца в южном направлении, повернуть налево на перекрестке Бецет на шоссе №899. Миновав поселение Шломи, продолжать движение на восток и через 3 км после кольца Ханита повернуть опять налево на шоссе №8993 к кибуцу Адамит. Вот тут водителю следует с предельной осторожностью подниматься по горному серпантину асфальтовой ленты и, не доезжая  300 м до кибуца, повернуть направо по указателю на автостоянку.
     Можно также выехать из Нагарии на восток по шоссе №89, через 4 км, на перекрестке Кабри повернуть налево на шоссе №70 и, проехав 6 км на север, добраться до упомянутого кольца Ханита. Сделав поворот направо на шоссе №899, двигаться далее по  вышеописанному маршруту.
      Возле стоянок есть деревянные столики и места для организации небольших пикников. При осмотре самого объекта необходимо соблюдать осторожность и следить за детьми, поскольку провал огражден только с одной стороны. С других сторон обрыв представляет серьезную опасность для неопытных туристов – особенно после дождей, когда камни становятся скользкими.