Обелиск на пьяцца дель Пополо

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)

    На римскую площадь дель Пополо попадают через Фламиниевы врата. Название свое они получили от дороги, которая   уходит  из Вечного города на север, к побережью Адриатики  и заканчивается в районе города Римини. Построил её в 220 году до н.э.  на собственные средства римский  военачальник и консул Гай Фламиний. Позднее  порта Фламиния вошла в состав оборонительных стен,  возведенных императором Аврелианом  в  271—275 годах.   Первоначально врата  выглядели довольно скромно. Две сторожевые башни по бокам простого одноарочного  портала, миновав  который путники попадали на площадь.
     Однако  прежде несколько слов о названии площади дель Пополо. В некоторых исторических источниках  говорится, что площадь своим названием обязана большой тополиной роще, посаженной здесь по приказанию императора Нерона. (Тополь  звучит  по-латыни как  "populus").  Наиболее распространено мнение, будто название произошло от слова "пополо", то есть  "народ", поскольку стоящая на площади  церковь  была  возведена у Фламиниевых  ворот в 1099 году папой Паскалием II  на  пожертвования жителей Рима. 
     Но независимо от того, происходит ли название площади  от "пополо - народ" или  от  "популус - тополь",  в любом случае    римские легенды связывают это место с злосчастным императором Нероном. На углу церкви Санта Мария дель Пополо, где неумолчная струя фонтана падает в античный саркофаг, некогда стоял склеп. По преданию, именно здесь Нерон покончил жизнь самоубийством,  в этом склепе верная наложница Акта схоронила его  бренные останки. Со временем склеп разрушился, а на его руинах выросло огромное  ореховое дерево.  Однако люди считали дерево на окаянной могиле, да и всё это место, проклятым. Говорили, что духи и демоны селились в густых ветвях орешника и по ночам  нагоняли ужас на местных жителей.  К 1099 году жуткие и докучливые ночные кошмары настолько одолели окрестных обитателей,  что они обратились  за помощью к первосвященнику.  Папа Паскуалий II для начала предписал всем римлянам  три дня поста, а  сам на это время удалился в келью для размышлений.  В  одну из трех ночей Папе явилась во сне Богоматерь и сказала, что, во избавление от нечистой силы  и злых духов, надо срубить ореховое дерево,  вырыть кости Нерона, сжечь их вместе с деревом, а пепел бросить в воды Тибра. По истечении трехдневного поста Папа прибыл на площадь во главе крестного хода и  сделал все, что повелела Богородица. Для полного и окончательного очищения проклятого места римляне во избежание дальнейших недоразумений поставили  здесь часовенку.
     Позднее на её месте появилась великолепная церковь Санта Мария дель Пополо. Кстати, если зайти в церковь, то на  барельефах из позолоченного гипса на внутренней стороне арки центрального алтаря, можно обнаружить иллюстрации к древней легенде.  На одном из  барельефов  изображен  папа  Паскуалий,  срубающий ореховое дерево. Церковь Санта Мария дель Пополо - одна из интереснейших и богатейших церквей раннего Возрождения, и она требует отдельного рассказа.
    В 1475 году  на месте полуразрушенных древних римских ворот папа Сикст IV построил новые врата, за которыми закрепилось название соседней церкви.      В наши  дни площадь Пополо и раскинувшийся над нею парк Пинчо - одно из любимейших   мест  отдыха  римлян  и  многочисленных   туристов.  Площадь дель Пополо очень сценична и поражает своим размахом.       Сама площадь и все окрестное пространство выполнены по проекту Джузеппе Валадье.
     Выходец из семьи потомственных французских ювелиров и золотых дел мастеров,   Валадье начинал свой путь в Риме как ювелир. Окончив римскую Академию Святого Луки,  он в 1781 году был назначен главным архитектором папского двора. Впрочем, выполняя архитектурные проекты, мастер умудрялся искусно использовать свои  ювелирные  навыки. Ажурное обрамление циферблата часов на фасаде  ватиканского собора Святого Петра - работа Валадье. Спустившись на несколько ступеней   в  капеллу перед центральным алтарем  папской базилики Санта Мария Маджоре,  можно видеть изящный реликварий из хрусталя, золота и серебра, изготовленный Валадье по заказу папы Пия IX  в 1802 году. В  нем  хранится «Sacra Culla» («Святая колыбель») - пять деревянных планок, по преданию, сохранившихся от яслей Иисуса Христа в Вифлееме.
    Говоря о работах мастера, нельзя обойти вниманием так называемый «храм Валадье»  в пещере Святого пристанища. Обнаружить его можно в скалах древнего  грота,  неподалеку от города Дженга (в регионе Марке на адриатическом побережье Италии). Миниатюрный восьмиугольный храмик из травертина  выглядит среди суровых скал  словно жемчужина в коробке для драгоценностей. Построен он в 1828 году по просьбе уроженца этих мест - Папы Льва XII.
   Однако самой значительным творением  Валадье, как архитектора и градостроителя,  стал ансамбль римской  площади дель Пополо и примыкающих к ней террас соседнего холма Пинчо.
    Оформление этой грандиозной   площади  началось с установки  обелиска,  получившего название обелиска Фламиния.     По  возрасту он  уступает только  Латеранскому обелиску и насчитывает  тридцать четыре  века. Высота самого обелиска составляет 24 м,  а вместе с пьедесталом и ведущими к фонтану изящными ступенями,   выполненными по рисунку  Валадье,   превышает 36 метров. Все четыре стороны обелиска покрыты  иероглифами,  по  которым  прочитывается сложная  история его.
    Обычно обелиски вырубали  целиком в горных массивах Египта, а затем осторожно изымали и доставляли к месту назначения. Сегодня туристам показывают уникальный в своем роде  обелиск, который треснул в ходе работ и остался на месте как «наглядное пособие по изготовлению обелисков». Фламиниев обелиск  относится ко времени правления фараона Сети I (XIV-XIII век до  н.э.), который на некоторое время возродил  былую мощь Египта. В элегантных, тщательно прописанных иероглифах можно прочитать, что Сети I  "наполнил  древний город Гелиополис обелисками, дабы лучи их освещали храм Ра во всей его красе".  Монумент не успели завершить при жизни Сети I, и работы над ним продолжались при его сыне,  упоминаемом  в Библии  фараоне  Рамзесе II,  современнике пророка Моисея.  К этому  времени  в истории Египта возникли серьезные трудности и, соответственно, начался неизбежный  упадок в искусстве.  Поэтому иероглифы,  относящиеся  ко времени Рамзеса II - более грубые и небрежные. 
    После покорения Египта  римлянами  обелиск, среди прочих, привезли в Вечный город. В 10 году до н.э. его установили  на арене самого большого цирка города - Чирко Массимо. Как правило, обелиски располагали по насыпному валу, что  проходил вдоль центральной оси цирка. Во время соревнований  стремительное движение конных упряжек   по  арене  цирка словно повторяло движение планет вокруг солнца, земным отражением которого был обращенный к небу обелиск. Неумолимое время  разрушило  древний монумент, который  оставался погребенным  в земле вплоть до XVI  века, когда  по распоряжению папы  Сикста V на арене старого цирка начались раскопки (см. «Латеранский обелиск»).
    В 1589 году три массивных блока, оставшиеся от древнего обелиска, были заново скреплены и установлены на площади дель Пополо доверенным архитектором  Сикста V - Доменико  Фонтана. Возглавие его украшал бронзовый, всепобеждающий крест Господен. На древнем пьедестале, со стороны, обращенной к вратам города,  по сию пору прочитывается  выбитая в граните и обновленная императором Августом  древняя надпись - посвящение солнцу - Soli donum dedit. На стороне,  обращенной  к храму Санта Мария дель Пополо, поместили эпитафию  Богородице.  А на смотрящей  в  сторону  Капитолия  стороне изложена история восстановления обелиска на площади дель  Пополо.
     В 1824 году папа Лев ХII распорядился украсить обелиск фонтанами в виде четырех мраморных львов,  копий античных  львов,  стоящих у подножия Капитолия.  Из уст львов вода льется в небольшие чаши.  Как и сама площадь, этот фонтан некоторым образом тоже  связан с именем Нерона. Центральная мраморная чаша, куда стекают  струи воды,  опирается на кусок колонны, которая  некогда удерживала фронтон Золотого дома императора.
     Ансамбль площади, над которым  Валадье работал более 20 лет, выполнен в духе модного в ту пору неоклассицизма, но с сохранением римских традиций. По аналогии с площадью Святого  Петра  архитектор обрамляет  пьяцца дель Пополо двумя полукружьями балюстрад, украшенных статуями времен года. В соответствии с проектом Валадье, на  склонах холма Пинчо разбили живописные террасы. На одной из них архитектор построил для себя «Домик Валадье» (Casina Valadier), который ныне работает как ресторан.
     За заслуги в деле градостроительства и ювелирного искусства Джузеппе Валадье 19 августа 1824 года наградили  орденом  Почётного легиона. Скончался он 1 февраля 1839 года в Риме в возрасте 76 лет.
   Позднее, в 1936 году, проект Валадье был дополнен сооруженным на склоне холма  Каскадом, по которому низвергаются потоки воды, поступающей из древнего акведука  Аква  Верджине.
    От площади, в центре которой застыл  древний египетский обелиск, лучами отходят три улицы (Корсо, Бабуино и Рипетта), получившие в народе название «Трезубца». 
     К 1879 году были реконструированы и  древние Фламиниевы ворота. Через эти врата  много веков в Рим входили недруги и пилигримы, короли и нищие, кто с крестом, кто с мечом.   От ворот Фламиния  впервые взглянули  на Вечный город Данте, Рабле, Моцарт, Жуковский и Гоголь. В 1494 году сквозь арку ворот, украшенных с наружной стороны по рисункам Микеланджело,  в Рим торжественно  вступил французский король  Карл VIII.  Менее значительным с исторической точки зрения, но более известным по римским  преданиям  было  прибытие  в  город в 1655 году королевы Кристины Шведской, о чем напоминает надвратная памятная  доска.  Этому событию  придавалось большое значение, потому что шведская королева, отказавшись  от трона и от лютеранской веры, вернулась в лоно католической церкви. Крестил  королеву сам Папа  Александр VII .
    К приезду королевы  обращенная к городу часть ворот  была оформлена по проекту  Бернини  в  виде триумфальной арки. По рисунку великого мастера была изготовлена и великолепная  карета.   Но   Кристина въехала в Рим верхом, одетая в дорожный мужской костюм в сопровождении свиты из 200 человек.  С той поры и до  самой  смерти она не переставала удивлять терпимых и доброжелательных римлян необычностью нрава и манер. В Риме припоминают, что вскоре по приезде Кристина поблагодарила городские власти за оказанный ей великолепный прием  и попросила выключить восхитившие ее многочисленные фонтаны, чтобы не тратить попусту воду. Каково же было изумление королевы, когда ей сказали, что римские фонтаны работают неустанно и днем и ночью, а не только в честь прибытия знатных гостей.